Как установить бордюры?
Содержание
- Виды бортового камня
- Что нужно подготовить до начала выполнения работ?
- Порядок выполнения работ
- Основание под установку камня
- Установка камней на подготовленное основание
- В заключение
- Установка бордюров своими руками – делаем участок аккуратней
- Установка бордюров – своими руками можно сделать все
- Установка бордюрной ленты – полезные советы
- Укладка бордюра своими руками – пошаговая инструкция
- Укладка бордюра своими руками – пошаговая схема
- Как правильно установить бордюр
- Что нужно подготовить до начала выполнения работ
- ТТК. Установка бетонных бортовых камней (бордюров)
- I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
- II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
- III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
- Как устанавливать бордюры и поребрик для тротуарной плитки
- Варианты установки тротуарной плитки
- Подготовка к монтажу бордюра
- Этапы укладки плитки
- Технология установки поребрика
Однако, наблюдая за работой дорожных рабочих, многие люди, незнакомые с этой технологией, считают, что установка бордюрного камня — дело тяжелое и хлопотное. Это мнение весьма ошибочно, поскольку выполнить такую работу самостоятельно не так уж и сложно.
Важно! Понятие самостоятельной установки бордюра подразумевает выполнение работы с одним или двумя помощниками, что связано с приличным весом рабочего материала.
Виды бортового камня
Разнообразие этого типа дорожно-строительного материала, предлагаемого сегодня на рынке, очень велико. При желании, вы сможете найти бортовые или бордюрные камни самой различной формы, поперечного сечения, размера и цвета, изготовленные из бетона, натурального или искусственного камня, из керамических материалов или из композитных смесей с добавлением пластических масс.
Промышленные производители бордюров разделяют их на два вида: тротуарный поребрик и дорожный бордюрный камень.
Они различаются, прежде всего, своими размерами.
Дорожный камень, как правило, большей длины, массы и площади поперечного сечения, чем тротуарный бордюр. Кроме этого, при изготовлении таких материалов используют стальную арматуру, которая придает им повышенную прочность и долговечность.
Преимущество же тротуарных изделий заключается в большом разнообразии применяемых материалов, цветовых оттенков, форм, размеров. Кроме того, они более подходят для тех случаев, когда выполняется установка бордюров своими руками, а не путем привлечения строительной бригады. Их наиболее часто используют при обрамлении тротуарных дорожек, площадок во дворах частных домов, оформлении клумб и других садовых насаждений.
Обратите внимание: специалисты признают возможность самостоятельного изготовления бордюрных камней, но качество таких изделий значительно уступает заводскому, а объем работ увеличивается в 2-3 раза, а то и больше.
Что нужно подготовить до начала выполнения работ?
Для того, чтобы укладка бордюра своими руками была выполнена качественно, вам необходимо иметь следующий инструмент:
- совковая и штыковая лопата — для земляных работ, укладки щебеночного основания и замешивания цементной смеси;
- мастерок каменщика — для разравнивания цементной смеси и заделки швов;
- бадья для замешивания раствора или бетономешалка;
- шнур для разметки, длина которого зависит от длины обрамляемой дорожки;
- строительный уровень длиной 1,5-2,0 м;
- резиновый молоток — для того, чтобы уложить бордюрный камень;
- металлический молоток 500 г и кувалда 3,0-5,0 кг;
- угловая шлифмашина (болгарка) с алмазным кругом по камню.
Необходимые инструменты, которые нужно подготовить перед началом установки.
Из материалов вам нужно будет приобрести:
- бордюрный камень;
- песок (лучше всего речной);
- щебень средней или мелкой фракции;
- цемент марки 400 или 500.
Порядок выполнения работ
При установке бордюрного камня применяют один из трех вариантов технологии его укладки: устройство на щебеночное основание, песчано-цементную основу или на бетонную подушку. Способ, который вы решите выбрать, зависит только от вашего желания и требований к долговечности конструкции.
Каждая из этих методик включает в себя следующие этапы работ:
- подготовительные, состоящие из разметки будущей линии прокладки бордюра и определения глубины его заложения;
- земляные, в которые входят работы по выравниванию верхнего слоя грунта на площади дорожки и устройству траншей для установки бордюрного камня;
- устройство основания — в зависимости от выбранного способа установки бордюра;
- укладка бордюрного камня;
- закрепление бордюров в траншеях и заделка щелей между ними.
Разметка бордюрной линии осуществляется при помощи шнура, натянутого между забитыми в землю колышками. По результатам разметки вопрос выравнивания поверхности практически снимается.
Глубина траншеи зависит от того способа, которым вы решили устанавливать камни, их размеров и требуемой высоты над уровнем дорожки. Для тротуарных бордюров она, чаще всего, равняется высоте материала плюс 15-20 см.
В случае с дорожным обрамлением — это просто высота камня. На въездах и входах во дворы бордюр нужно класть на большую глубину, которая увеличивается в первом случае на 5-10 см, а во втором — на 10-20 см. Ширина траншеи для установки стандартного тротуарного бордюра равна его ширине с добавлением 5-7 см. Дорожный материал требует ширины в 30-40 см.
Основание под установку камня
Для устройства щебеночного основания, на дно траншеи насыпают 3-5 см песка, который проливают водой и трамбуют. Далее, на этот слой песка ровным слоем насыпается щебень мелкой фракции.
Его также трамбуют, а затем уже на эту основу устанавливают бордюрные камни. Такая технология подготовки основания является самой простой и недорогой. Однако применять ее рекомендуется только для тротуарных дорожек и ограждения садовых насаждений.
Устройство цементно-песчаной основы предусматривает замешивание раствора из песка, цемента и воды, который нужно укладывать на дно траншеи единым слоем, который затем выравнивается и утрамбовывается.
Самой дорогой, но и самой прочной, трехслойной технологией подготовки основания для установки бордюра, считается устройство бетонной подушки.
В процессе её обустройства, перед тем, как уложить бетон, на дно траншеи насыпается выравнивающий слой песка, который проливают водой и трамбуют. После этого песок засыпают слоем щебня мелкой фракции. Этот щебень поливается водой и на него стелят слой готовой бетонной смеси. Каждый бордюр в этом случае устанавливается прямо на незастывший бетон.
Установка камней на подготовленное основание
Во всех трех способах бордюрный камень нужно ставить по шнуру, который натягивают на колышки в верхних и нижних точках в зависимости от уклона продольного профиля дорожки непосредственно перед тем, как установить бордюр. При этом первый камень ставят на край траншеи, вдоль нее.
Необходимо обязательно проверять правильность установки не только по натянутому шнуру, но и строительным уровнем во всех направлениях возможного уклона.
Шнур — это инструмент для простой предварительной установки камня, позволяющий сразу увидеть, как правильно и ровно установить бордюры. Посадка и выравнивание ограждающего материала осуществляется резиновой или деревянной киянкой.
Внимание! При использовании металлических молотков, в месте удара необходимо подкладывать деревянную прокладку, так как установленный бордюрный камень — долговечный, но хрупкий материал и от сильного удара он может расколоться.
Необходимую подрезку камня выполняют при помощи угловой шлифмашины (болгарки) с алмазным кругом по дереву. Не используйте для монтажа тротуарных бордюров вибрационный и пневматический инструмент.
После того, как вы закончили ставить все бордюрные камни, они фиксируются заливаемой с обеих сторон цементным раствором или бетонной смесью с использованием щебня мелкой фракции.
В заключение
Как видно из содержания статьи, установка тротуарных и дорожных бордюров своими руками технически не сложный, но физически достаточно затруднительный процесс, который, тем не менее, позволит вам значительно украсить свой двор или сад.
Выполнить его своими силами можно, но только с одним или двумя помощниками. Если с физически крепкими подсобниками у вас проблемы, то обязательно подумайте, стоит ли установка бортового камня самостоятельно таких мучений.
Установка бордюров своими руками – делаем участок аккуратней
Если вы не дорожный строитель, то установка бордюров своими руками вам вряд ли знакома настолько, чтобы можно было с ходу осуществить ее без подсказок. Наша задача в этом небольшом руководстве указать на все нюансы этого процесса, чтобы в следующий раз вы справились без нашей помощи и без услуг специальных бригад.
Установка бордюров – своими руками можно сделать все
Будем считать, что нам с вами предстоит окаймить бордюром ваш участок вокруг дома, затронем также вопрос обустройства грядок специальной лентой. Приступим. Что же такое бордюр, и почему именно им удобно создать некий контур, который может прослужить долгие годы? На дороге этот атрибут и вовсе является необходимым, потому что обозначает границу тротуаров, проезжей части, разделительных зон. Причем именно бетонные бортовые камни могут прослужить в таких условиях достаточно долго, им не страшны внезапные наезды авто. На участке возле дома можно выбрать вариант попроще, меньшей ширины и высоты.
Установка бордюра дорожного вокруг дома потребует помощи товарищей, потому что в одиночку тягать такой тяжелый камень будет непросто. Однако уже на внутренней части участка, например, для дорожек, такие громоздкие камни не нужны и лишь утяжелят дизайн, лучше выбирать узкие и невысокие виды бордюров. Для обозначения и разделения грядок вовсе используется бордюрная лента, установить ее еще легче, справиться можно в одиночку. Что бы вы ни устанавливали, принцип будет практически одинаковый, поэтому подробно разберем общую схему, а для каждого отдельного случая ее можно адаптировать самостоятельно.
Установка бордюрной ленты – полезные советы
Это не совсем привычный нам бортовой камень, а полимерная эластичная полоска, которая обозначит край грядки или клумбы, не допустит уноса почвы или утечки воды из обнесенной зоны. Она может быть до 30 см высотой и 2 мм толщиной. Естественно, ее гибкость и долговечность будут зависеть от толщины, но играет не последнюю роль и качество пластика, из которого она сделана. Также приятным обстоятельством является цветовое разнообразие лент на рынке, так что вам позволено подобрать для ландшафтного дизайна подходящую окантовку для клумбы.
Не стоит думать, что лента заменит вам настоящий бордюр и на сантиметров 15 будет гордо выглядывать из почвы. Это больше функциональная вещь, чем декоративная. Хотя и в последнем ее тяжело упрекнуть. Все ж на несколько сантиметров выглядывать из земли она будет и может тонко подчеркнуть основную концепцию дизайна.
Установка бордюрной ленты вас не затруднит, но помощник все же потребуется, потому что важно создать натяжение. Но она не капризна, легко гнется, режется и даже сваривается, если одной длины рулона вам не хватило. Первым делом нужно определиться, для чего используется клумба или грядка, от этого зависит глубина канавки. Если вы сажаете что-то долгоиграющее, что не будет требовать перекопки и должно быть обеспечено замкнутым пространством, чтобы не разрастались корни, то глубина должна быть до 20 см. Это могут быть многолетние цветы, клубника и т.д. В ином случае глубины достаточно и в 10 см.
Теперь дело за малым, выкапывайте узкую канавку, вставляйте туда ленту и хорошо натяните, прикапывая ее землей и утрамбовывая. Если нужна какая-то фигурная окантовка, то для создания изгибов вкопайте колышки и вокруг них обогните ленту. Возвышаться край над землей не должен высоко, а то обвиснет. Оптимальным считается значение около 2 см. Чаще всего лента как нельзя кстати подходит для обустройства альпийских горок, так как надежно удерживает пласты земли. А для обычных грядок подходит в качестве декораций, но если вам нужно существенное визуальное обрамление, то можно вкопать бордюр садовый, своими руками это также несложно сделать, тем более что ниже мы разберем, как обращаться с бетонными бортовыми камнями различной сложности.
Укладка бордюра своими руками – пошаговая инструкция
Уложить бордюрный камень своими руками чуть хлопотнее, чем ленту, но, как говорят, терпение и труд все перетрут. Поэтому приступим к разбору основных этапов работы.
Укладка бордюра своими руками – пошаговая схема
Шаг 1: Разметка
Сначала присматриваем место, где будем устанавливать бордюр. Там натягиваем по всей его длине нить, тщательно рассчитав высоту. Если он будет ограничивать дорожку, то важно учесть и небольшой уклон для будущего стока воды, чтобы она не застаивалась после дождя. Для фиксации веревочки вбиваем колья через каждые несколько метров, чтобы сохранить достаточное натяжение.
Шаг 2: Копаем траншею
Глубина рассчитывается, исходя из высоты бордюра до натянутой нити и толщины цементной подушки, на которую мы для надежности посадим камень, ширина должна вместить бордюр плюс запас по 1 см с каждой стороны для удобства проведения работ. Итого, допустим, имеется камень 20 см высотой и 8 см шириной, подушка из цемента должна быть около 3 см. В зависимости от того, сколько бордюра вы хотите наблюдать над землей, копаем траншею так, чтобы от ее дна до нити было 23 см, а в ширину она была 10 см.
Шаг 3: Заливаем основание
Важно создать ровную цементную подушку, на которую будет производиться укладка бордюра, своими руками это делается при помощи маяков и правила. В качестве маяков можно использовать подручные материалы, возьмите несколько деревянных брусков, толщиной 3 см и длиной хотя бы 15 см. Укладывайте их на дно траншеи на расстоянии длины правила, заливайте цементно-песчаной смесью (1:3). Выравнивайте поверхность и доставайте бруски, заполнив образовавшиеся промежутки оставшейся смесью.
Шаг 4: Установка бордюра
Казалось бы, ставь себе и прикапывай! Но не все так беззаботно. Устанавливая каждый элемент, важно выровнять его в горизонтальной плоскости по натянутой веревочке, для этого можно использовать резиновый молоток. Не стоит забывать, что элемент может покоситься и в вертикальной плоскости, поэтому проверяйте постоянно этот параметр строительным уровнем. Так двигаемся камень за камнем.
Шаг 5: Фиксация бордюра
Итак, мы установили несколько соседних камней, важно, чтобы они в таком же положении и остались, не покосились под своей тяжестью. Для этого прерываемся и возвращаемся к первому камню. Его у основания укрепляем небольшим количеством цементно-песчаной смеси, как бы приклеивая его к подушке. Для этого маленькими лепешками накидываем ее где-то на 5 см от низа. Потом делаем из этой массы своеобразный уголок 45°, сходящий от бордюра на основание, увеличивая площадь опоры.
Шаг 6: Выравнивание под грунт
Если бордюр у вас одиночный, то для эстетичности вам предстоит прикопать и выровнять его под уровень грунта. Если он примыкает к дорожке, которую еще предстоит выложить, то выравниваться будет уже основание под укладку плитки. В любом случае, оставшиеся щели от краев траншеи до бордюра следует засыпать гравием или другим дренажным материалом. Если дренажные способности в этом месте не важны, залейте оставшейся цементной смесью. Достигнув уровня прилегающего грунта, досыпьте песка, утрамбуйте хорошо.
Как правильно установить бордюр
Технология укладки покрытия дорожек, приусадебных участков, аллей предусматривает использование бордюра. Этот конструкционный элемент обеспечивает сохранность полотна, выложенного тротуарной плиткой и брусчаткой, создает разграничение между проезжей и пешеходной частью, выполняет эстетическую функцию. Перед установкой проводятся подготовительные работы, связанные с обустройством основания, от качества которого зависит эксплуатационный срок полотна.
Конструкционный элемент этого типа производится в соответствии с установленными нормами. В зависимости от способа укладки и технических параметров различают поребрик и бордюр. Бортовой камень изготовляется из различных материалов. В производстве используется метод полусухого прессования, который обеспечивает длительность эксплуатации.
Строительная конструкция используется для обустройства территории, дорог. Для обозначения границ пешеходных зон, газонов устанавливают поребрик. Исключить вероятность заезда автомобиля на пешеходную зону можно с помощью бордюра.
Бетонное изделие защищает край покрытия от разрушения, укрепляет уложенное полотно, выполняет декоративную функцию. В зависимости от сферы применения различают бордюр для дорожного строительства. Конструкция этого типа используется для ограждения проезжей части от газона, могут выполнять функцию отвода воды.
Разновидностью дорожных бордюров являются магистральные конструкции, которые используются на трассах большой протяженности. Такие элементы отличаются высокой прочностью, массивностью. Тротуарные (садовые) бордюры используются для декоративного оформления ландшафта, зонирования территории. Изделия этого типа выполняются в различных цветовых решениях.
Сфера применения бордюров определяет технические и эксплуатационные параметры. Главными требованиями к конструкции являются долговечность и устойчивость к нагрузкам. Параметры бордюров регламентируются государственным стандартом. Технические характеристики бордюров зависят от класса бетона, для которого рассчитываются показатели прочности при сжатии и растяжении.
Бордюры могут изготавливаться из тяжелого или мелкозернистого состава. Выбор технологии производства зависит от длины бордюра. Для бортового камня длиной 3м, 6м дополнительно используется армирование. В зависимости от типа изделий различают:
- прямые рядовые и с расширением;
- прямые изделия с прерывистым расширением, лотком;
- криволинейные.
Каждый тип изделия имеет маркировку, которая указывает на назначение бортового камня, область применения. Стоимость изделий этого типа зависит от технически характеристик. На строительном рынке представлен широкий ассортимент продукции различной формы, поперечного сечения, цвета.
Что нужно подготовить до начала выполнения работ
Использование поребриков для обустройства жесткого короба обеспечивает сохранность полотна, уложенного из фигурных элементов мощения (ФЭМ). В отличие от заливки конструкций этого типа на месте монтажа, применение готового конструкционного элемента сокращает время на обустройство.
Изделия этого типа, изготовленные методом полусухого вибрационного прессования, отличаются большей прочностью, чем залитая в формы бетонная смесь. Чтобы обеспечить качественную укладку борта, потребуются инструменты:
- совковая и штыковая лопата для подготовки основания;
- мастерок для разравнивания смеси, заделки стыков;
- бетономешалка;
- уровень для выставления элементов;
- молоток с резиновой насадкой для корректировки расположения бордюра;
- установка для работы по камню;
- металлический молоток.
Для укладки потребуется:
- цемент;
- песок;
- щебень;
- бордюр.
Перед началом работ рекомендуется определить тип грунта, на который будет устанавливаться ограничительный элемент. На почвах, склонных к пучению, бортовой камень нужно класть на подсыпку из песка, который обеспечивает дренаж поверхностных вод.
Перед тем, как установить бордюр своими руками, закладывают траншею. Технология монтажа конструкционного элемента предусматривает обустройство щебеночного и песчано-цементного основания, подушки из бетона. Выбор варианта зависит от требований, предъявляемых к конструкции.
Установка бордюра включает подготовительный этап работ, который состоит из разметки линии прокладки, определения глубины монтажа. Земляные работы включают планировку поверхности и устройство траншей. В зависимости от выбранного способа монтажа укладывают основание. После укладки конструкционных элементов их закрепляют и заделывают стыки.
Чтобы точно выставить камни, используют шнур, который натягивается между кольями. Глубина траншеи зависит от размеров бортового элемента и расчетной высоты над уровнем уложенного полотна.
На въездах конструкционный элемент укладывается на большую глубину, при обустройстве дорожного бордюра уступ равен высоте камня. Размер траншеи при закладке должен быть равен ширине бордюра с добавлением 5-7 см. Для дорожного элемента закладывается большая траншея.
Подложку из щебенки укладывают на слой песка, который уплотняют водой. Сверху укладывают щебень мелкой фракции, утрамбовывают и монтируют бордюр. Эта технология отличается простотой укладки, ее рекомендуется применять для ограничения тротуарного покрытия, садовых дорожек.
При укладке используется смесь песка и цемента, которая равномерно распределяется по траншее, выравнивается, уплотняется; сверху устанавливается камень. Обустройство с использованием 3-слойной технологии подготовки основания считается затратным, но отличается прочностью и долговечностью.
Этот метод предусматривает дополнительный монтаж системы дренажа. В процессе обустройства перед заливкой бетоном на дно траншеи укладывается песок, затем щебень. Каждый шар тщательно уплотняется с использованием воды, утрамбовывается. Сверху располагают готовый бетон.
Ограничивающий элемент укладывается на свежую приготовленную смесь. При использовании этого типа монтажа толщина основания превышает высоту бортового камня.
Монтаж на готовую основу предусматривает контроль высоты. Отклонения от разметки не должны превышать 3-4 мм. При установке внешняя линия должна быть ровной по всей длине. Между элементами допускается расстояние 5 мм. Монтаж должен учитывать радиус кривизны.
Тяжелый бордюр укладывают при помощи клещей или строп. После установки на подготовленное основание конструкционный элемент укрепляют бетоном. При обустройстве территории по периметру протягивают цветной шнур для контроля линии верхнего края.
Первый камень укладывают вдоль траншеи на край выемки. При укладке на бетонную смесь на щебеночное основание насыпают раствор. Для регулировки ровности используют строительный уровень. Посадка и выравнивание проводится с помощью резиновой или деревянной киянки.
При использовании металлических молотков на месте удара подкладывают прокладку из дерева, чтобы исключить повреждение поверхности элементов кладки. Для подрезки бордюра используют специальный инструмент, оснащенный алмазным кругом. После установки ограничивающие элементы фиксируются с обеих сторон бетоном или щебнем.
Качественная укладка покрытия исключает ремонт полотна. При этом важным элементом обустройства служит бордюр, который ограничивает покрытия и сохраняет целостность. Установка борта требует выполнения подготовительных работ с учетом специфики территории.
ТТК. Установка бетонных бортовых камней (бордюров)
ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)
УСТАНОВКА БЕТОННЫХ БОРТОВЫХ КАМНЕЙ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) — комплексный организационно-технологический документ, разработанный на основе методов научной организации труда для выполнения технологического процесса и определяющий состав производственных операций с применением наиболее современных средств механизации и способов выполнения работ по определённо заданной технологии. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС) и другой организационно-технологической документации строительными подразделениями. ТТК является составной частью Проектов производства работ (далее по тексту — ППР) и используется в составе ППР согласно МДС 12-81.2007.
1.2. В настоящей ТТК приведены указания по организации и технологии производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.
Определён состав производственных операций, требования к контролю качества и приемке работ, плановая трудоемкость работ, трудовые, производственные и материальные ресурсы, мероприятия по промышленной безопасности и охране труда.
1.3. Нормативной базой для разработки технологической карты являются:
— типовые чертежи;
— строительные нормы и правила (СНиП, СН, СП);
— заводские инструкции и технические условия (ТУ);
— нормы и расценки на строительно-монтажных работы (ГЭСН-2001 ЕНиР);
— производственные нормы расхода материалов (НПРМ);
— местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.
1.4. Цель создания ТТК — дать рекомендуемую нормативными документами схему технологического процесса по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с целью обеспечения их высокого качества, а также:
— снижение себестоимости работ;
— сокращение продолжительности строительства;
— обеспечение безопасности выполняемых работ;
— организации ритмичной работы;
— рациональное использование трудовых ресурсов и машин;
— унификации технологических решений.
1.5. На базе ТТК разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов работ (СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства») по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.
Конструктивные особенности их выполнения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.
РТК рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации.
1.6. ТТК можно привязать к конкретному объекту и условиям строительства. Этот процесс состоит в уточнении объемов работ, средств механизации, потребности в трудовых и материально-технических ресурсах.
Порядок привязки ТТК к местным условиям:
— рассмотрение материалов карты и выбор искомого варианта;
— проверка соответствия исходных данных (объемов работ, норм времени, марок и типов механизмов, применяемых строительных материалов, состава звена рабочих) принятому варианту;
— корректировка объемов работ в соответствии с избранным вариантом производства работ и конкретным проектным решением;
— пересчёт калькуляции, технико-экономических показателей, потребности в машинах, механизмах, инструментах и материально-технических ресурсах применительно к избранному варианту;
— оформление графической части с конкретной привязкой механизмов, оборудования и приспособлений в соответствии с их фактическими габаритами.
1.7. Типовая технологическая карта разработана для инженерно-технических работников (производителей работ, мастеров, бригадиров) и рабочих, выполняющих работы во II-й дорожно-климатической зоне, с целью ознакомления (обучения) их с правилами производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ.
Технологическая карта рассчитана на следующие объемы:
— установка бетонных бортовых камней |
— 100 м. |
II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси.
2.2. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, выполняются механизированным отрядом в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:
час.
2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, входят следующие технологические операции:
— геодезическая разбивка линии установки лицевой стороны (канта) бортовых камней;
— подготовка траншеи под установку бортовых камней и уплотнение грунта основания;
— устройство выравнивающего слоя h=0,10 м из щебня;
— устройство основания h=0,10 м из бетона;
— установка бортовых камней на бетонную подушку и осаждение до проектной отметки;
— дополнительная укладка бетонной смеси с боковой нижней части борта;
— обратная засыпка грунта с обратной стороны борта с уплотнением;
— заливка швов между бортовыми камнями цементным раствором.
2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном в составе: автомобиль-самосвал КамАЗ-55111 (грузоподъемность Q=13,0 т); экскаватор-погрузчик JCB 3CX m (объем ковша g=0,28 м, g=1,2 м, Н=5,46 м); вибротрамбовка TSS-HCR60K (вес Р=60 кг); специальное оборудование ЭД-3М для монтажа бортовых камней; бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT (масса m=48 кг, объем загрузки V=90 л); электростанция Honda ET12000 (бензиновая, трехфазная 380/220 В, N=11 кВт, m=150 кг).
Рис.1. Вибротрамбовка TSS-HCR80K
Рис.2. Специальное оборудование ЭД-3М
Рис.3. Бетономешалка Al-Ko TOP 1402 GT
Рис.4. Электростанция Honda ET12000
Рис.5. Экскаватор-погрузчик JCB 3CX m
Рис.6. Автосамосвал КамАЗ-55111
2.5. Для установки бетонных бортовых камней применяются следующие строительные материалы: щебень фракции 20-40 мм М 600, отвечающий требованиям ГОСТ 8267-93; бетон тяжелый класса В15, отвечающий требованиям ГОСТ 7473-2010; камни бетонные бортовые БР 100.30.15, отвечающие требованиям ГОСТ 6665-91; пиломатериал обрезной 25-32х100 мм и деревянные бруски 40х40 мм, отвечающие требованиям ГОСТ 8486-86; цементный раствор М 50, отвечающий требованиям ГОСТ 28013-98.
2.6. Работы по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси, следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:
— СП 48.13330.2011. «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004»;
— СП 126.13330.2012. «Геодезические работы в строительстве. Актуализированная редакция СНиП 3.01.03-84»;
— Пособие к СНиП 3.01.03-84. «Производство геодезических работ в строительстве»;
— СП 78.13330.2012. «Автомобильные дороги. Правила производства работ. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85»;
— СНиП III-10-75. «Благоустройство территорий»;
— СНиП 2-07.01-89*. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»;
— ГОСТ 8267-93. «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ»;
— ГОСТ 28013-98. «Растворы строительные. Общие технические условия»;
— ГОСТ 7473-2010. «Смеси бетонные. Технические условия»;
— ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые»;
— СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011. «Организация строительного производства. Общие положения»;
— СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011. «Организация строительного производства. Подготовка и производство строительно-монтажных работ»;
— СНиП 12-03-2001. «Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования»;
— СНиП 12-04-2002. «Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство»;
— НПО РОСДОРНИИ-1993 г. «Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог»;
— РОСАВТОДОР-2002. «Сборник форм исполнительной производственно-технической документации при строительстве (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них»;
— РД 11-02-2006. «Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения»;
— РД 11-05-2007. «Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства»;
— МДС 12-29.2006. «Методические рекомендации по разработке и оформлению технологической карты».
III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ
3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» до начала выполнения строительно-монтажных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение (ордер) на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения (ордера) запрещается.
3.2. До начала производства работ по установке бетонных бортовых камней (бордюров) на бетонное основание из готовой смеси необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:
— разработать ППР на благоустройство территории и согласовать его Генеральным подрядчиком и техническим надзором Заказчика;
— решить основные вопросы, связанные с материально-техническим обеспечением строительства;
— назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ, а также их контроль и качество выполнения;
— обеспечить участок утвержденной к производству работ рабочей документацией;
— укомплектовать бригаду дорожных рабочих, ознакомить их с проектом и технологией производства работ;
— провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;
— установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;
— подготовить к производству работ машины, механизмы и оборудования и доставить их на объект;
— обеспечить рабочих ручными машинами, инструментами и средствами индивидуальной защиты;
— обеспечить строительную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;
— оградить строительную площадку и выставить предупредительные знаки, освещенные в ночное время;
— обеспечить связь для оперативно-диспетчерского управления производством работ;
— доставить в зону работ необходимые материалы, приспособления, инвентарь;
— установить, смонтировать и опробовать строительные машины, средства механизации работ и оборудование по номенклатуре, предусмотренные РТК или ППР;
— составить акт готовности объекта к производству работ;
— получить у технического надзора Заказчика разрешение на начало производства работ.
3.3. Общие положения
3.3.1. Бордюрный камень выполняет, как эстетическую, так и практическую функции. Он придает мощеному участку аккуратный и законченный вид. Его можно подобрать по цветовой гамме, соответствующей тротуарной плитке.
С точки зрения функциональности, бордюрный камень:
— помогает укрепить края мощеного участка, предотвращая обламывания плитки или асфальтобетонного покрытия, при проезде автомобиля или проходе пешехода по краю покрытия;
— не дает расходиться швам, при обильной влажности и сильных морозах.
3.3.2. Бордюрный камень устанавливают в местах перехода тротуара в проезжую часть, ограждает газон от садовых дорожек и т.д.
Бетонные бортовые камни БР 100.30.15 предназначены для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов.
3.3.3. Установка бортовых камней является началом работ при устройстве дорожной одежды внутриквартальных проездов и тротуаров. Установка бортовых камней должна производиться в соответствии с требованиями Рабочего проекта, РТК, ППР и другой технологической документации, утвержденной в установленном порядке.
3.3.4. К установке бортовых камней следует приступать после проверки соответствия проекту положения в плане и высотных отметок основания. Основания должны быть не переувлажненными и не деформированными.
Рис.7. Схема благоустройства с установкой бортового камня
3.4. Подготовительные работы
3.4.1. До начала производства работ по установке бортовых камней должны быть выполнены предусмотренные ТК подготовительные работы, в т.ч.:
— принята от заказчика строительная площадка;
— проведен контрольный осмотр рабочей площадки на предмет проверки всех видимых источников риска, таких как: указатели скрытых средств (не копать, кабель), распределительные шкафы и крышки люков, газо- и водосчетчики, отсутствие наружных коммуникаций вблизи объектов, которые логически должны их использовать и т.д. и выполняет предусмотренные проектом охранные мероприятия;
— выполнена геодезическая разбивка мест установки бортовых камней;
— на объект завезены строительные материалы в необходимом объеме.
3.4.2. Строительная площадка передается лицу, осуществляющему строительство, представителем технического надзора Заказчика по Акту передачи земельного участка под строительную площадку, в соответствии с Приложением Б, СТО НОСТРОЙ 2.33.51-2011.
3.4.3. Геодезическую разбивку линии бортов можно производить от оси проезжей части, красных линий, существующей застройки и других постоянных сооружений. Вертикальные отметки линий бортов в профиле выносят с помощью нивелира от близлежащего репера.
Для переноса запроектированного и представленного на чертежах плана установки бортовых камней на местность, необходимо иметь, как на плане, так и на местности одни и те же постоянные предметы. Этими предметами могут быть пункты триангуляции, точки пересечения с автомобильными дорогами (кромка проезжей части), линии связи, ЛЭП и т.д. К ним привязываются разбивочные данные, которые берутся из проекта, и от них, производится разбивка установки бортовых камней, процесс, который заключается в следующем:
— по плану определяют расстояние от этих точек до постоянных предметов, имеющихся на плане и на местности, и в принятом масштабе определяют фактическое расстояние;
— полученные точки на местности закрепляют колышками и сторожками (выносками);
— переносят на контрольные столбики отметку ближайшего репера.
Вдоль края проезжей части, тротуара или пешеходной дорожки в створе с будущей линией бортовых камней по теодолиту выставляют ряд деревянных колышков, верх которых соответствует верхней плоскости бортового камня по проекту. По лицевой стороне, обращенной к проезжей части, натягивают шнур (причалку). На колышках в точках перелома продольного профиля по нивелиру отмечают краской высотные отметки грунтового основания, бетонного основания и бортовых камней.
По лицевой стороне, обращенной к проезжей части, натягивают шнур (причалку). Разбивку делают на сменный объем работ.
Для более точной установки бортового камня применяют обноску из досок и стоек, забиваемых в грунт на глубину 0,6-0,7 м по обе стороны траншеи и прибитых к ним с внешней стороны досками толщиной 30-40 мм (на ребро), под углом 90° к лицевой линии бортового камня (см. рис.8). Верхнее ребро всех досок располагают горизонтально, что контролируется с помощью нивелира. Расстояние между столбами обноски 1,5 м, а высота над уровнем земли 0,8-0,9 м. На верхнем ребре доски забивкой гвоздей обозначают точное положение бортового камня на месте его установки в плане по линии лицевой стороны.
Рис.8. Деревянная обноска
Обноски устанавливают по теодолиту параллельно продольной линии проезжей части через 20-30 м (см. рис.9).
В местах крепления разбивочных осей (проволока или леска) для лучшей их фиксации в досках обноски делают не глубокие пропилы.
Все данные из разбивочного чертежа выносят на обноску и закрепляют гвоздями.
Величину требуемой толщины подушки из щебня с учетом коэффициента запаса материала на уплотнение равного 1,25 и толщину бетонного основания закрепляют на кольях.
В точках перелома продольного профиля на обносках по нивелиру отмечают высотные отметки грунтового основания, бетонного основания и бортовых камней.
Рис.9. Схема разбивки установки бортовых камней при помощи обноски
1 — обноска из досок; 2 — визирка; 3 — шнур; 4 — бортовой камень
Закрепительные знаки (колышки, обноски) сохраняются до сдачи установленных бортовых камней представителю технического надзора Заказчика. Поврежденные в процессе работ разбивочные точки необходимо сразу восстановить. Точность разбивочных работ должна соответствовать требованиям СНиП 3.01.03-84 и СНиП 3.02.01-87.
Выполненные работы необходимо предъявить представителю технического надзора Заказчика для осмотра, и документального оформления путем подписания Акта разбивки осей объекта капитального строительства на местности в соответствии с Приложением 2, РД 11-02-2006 и получить разрешение на отрывку траншеи под установку бортовых камней.
3.4.4. Фракционный щебень грузят на приобъектном складе экскаватором-погрузчиком JCB 3CX m в автомобили-самосвалы КамАЗ-55111, а бортовые камни на поддонах (18 шт. на поддоне) грузят автомобильным стреловым краном КС-45717 в седельный тягач КамАЗ-54115 с полуприцепом СЗАП-93271 и доставляются на объект строительства.
Доставленные на объект фракционный щебень и бортовые камни следует раскладывать в зоне действия бригады с созданием не менее чем 2-сменного запаса, который должен постоянно пополняться. Камни раскладывают вдоль траншеи в линию так, чтобы расстояние их подноски не превышало трех метров.
3.4.5. Не позже чем за смену до установки бортовых камней рабочую зону закрывают для движения, устанавливают ограждения, дорожные знаки, подготавливают съезды и объезды.
3.4.6. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007) и должно быть принято по Акту о выполнении мероприятий по безопасности труда, оформленного согласно Приложению И, СНиП 12-03-2001.
3.5. Организация работ по установке бортовых камней
3.5.1. Технологическая последовательность установки бортового камня (бордюра) приведена на рис.10.
Рис.10. Технологическая последовательность установки бортового камня
1 — отрывка траншеи; 2 — устройство подушки из щебня; 3 — укладка бетонного основания; 4 — установка бортового камня; 5 — заделка стыков цементным раствором; 6 — засыпка грунта с обратной стороны борта
3.5.2. Работы по установке бортовых камней выполняются на 2-х захватках длиной по 40-50 м. В процессе работы бригада делится на два звена.
3.5.3. Бригада при выполнении работ по установке бортовых камней делится на два звена. Распределение трудовых обязанностей в звеньях производится следующим образом.
3.5.4. Первое звено в составе монтажников конструкций 4, 3 и 2 разрядов и машиниста экскаватора выполняет установку камней. Монтажник 2 разряда (такелажник) стропит камни и подбивает бетон под установленные. Монтажники 4 и 3 разрядов устанавливают камни и окончательно выправляют их, заделывают и расшивают швы.
3.5.5. Второе звено в составе дорожного рабочего 3 разряда и двух землекопов 2 разряда занимается подготовкой земляного ящика и щебеночного слоя. В начале смены звено с линейным мастером или геодезистом выполняют разбивочные работы.
3.5.6. Выгрузку и раскладку железобетонных бортовых камней на первой захватке, как задел к следующему рабочему дню, бригада организует своими силами.
Для выгрузки выделяются машинист экскаватора, дорожный рабочий 3 разряда и монтажник конструкций 2 разряда.
3.5.7. Работы по монтажу бортовых камней выполняются на 2-х захватках длиной по 40-50 м.
3.6. Первая захватка
3.6.1. На первой захватке выполняются следующие технологические операции:
— вырезание корыта по заданному профилю с уплотнением дна корыта до К0,95;
— устройство из щебня выравнивающего слоя толщиной h=0,10 м;
— установка опалубки.
Как устанавливать бордюры и поребрик для тротуарной плитки
Положить правильно тротуарную плитку – это полбеды. Гораздо больше сложностей возникает с установкой бордюров, тем более что их размещение начинается до укладки плитки. Если попробовать обойтись без них, то уложенное покрытие со временем расползется в разные стороны, эстетичность плитки утратится.
Вообще говоря, правильная установка бордюра является спорным вопросом. Строители спорят по поводу очередности: одни утверждают, что их монтаж должен быть до укладывания покрытия, а другие – после этого.
Оба варианта имеют как свои достоинства, так и недостатки.
Оглавление:
- Варианты установки тротуарной плитки
- Установка до монтажа тротуарной плитки
- Установка после монтажа тротуарной плитки
- Подготовка к монтажу бордюра
- Этапы укладки плитки
- Технология установки поребрика
Варианты установки тротуарной плитки
Установка до монтажа тротуарной плитки
Установка тротуарного бордюра таким способом станет отличным вариантом для начинающего строителя. Можно применять метод и тем, кто решил своими руками выполнить укладку и тротуарной плитки, и изделия из камня или пластика. Так можно добиться практически идеальных и ровных пропорций и четко обозначить фронт работ.
Установка после монтажа тротуарной плитки
Благодаря этому методу, можно избежать перерасхода бордюрного материала и использовать его рационально. Метод востребован для тех, у кого есть опыт подобной работы своими руками. Также данного способа монтажа придерживаются и профессионалы.
Подготовка к монтажу бордюра
Первое, на что стоит обратить внимание, — это на тип изделия, который бывает односторонним или двухсторонним. Нужно запастись мелким речным песком, чтобы замешать бетонный раствор. Для подготовки этого самого раствора необходим цемент (М300-400) и дополнительно камень — крупный щебень или гравий. Колышки из дерева помогут провести разметку территории, на которой нужно будет установить бордюры. Востребован пластиковый бордюр для тротуарной плитки.
Необходимые инструменты:
- Автоматическая или механическая трамбовка.
- Бетономешалка для приготовления раствора.
- Резиновый молоток для фиксации и изменения положения бордюра.
- Лопата и мастерок.
- Строительный уровень, леска и шнур. Эти материалы помогут установить бордюр ровно.
- Технология установки бордюра .
Этапы укладки плитки
Провести разметку территории — первый этап работы. Для этого нужно в почву установить деревянные колышки, натянуть на них веревку. Важно учесть все возможные уклоны, по которым будет уходить вода. Этому этапу требуется уделить особое внимание, потому что именно от него зависит, насколько ровно и качественно будет установлен пластиковый элемент.
Подготовка траншеи — второй этап. В первую очередь, необходимо выкопать яму шириной 20 см. Глубина зависит от высоты самого материала (бордюра), но она не должна быть меньше 10 см. После нужно эту траншею утрамбовать: засыпать щебень и уплотнить его слоем песка. Бывает, что нет под рукой специального автоматического устройства для утрамбовки. Его можно сделать своими руками. Нужно соединить брусья или бревна в виде перевернутой буквы Т.
Для удобства работы можно прикрепить к основанию «механизма» самодельную ручку.
Монтаж — основной рабочий момент. Необходимо замесить раствор в бетономешалке. Пропорция цемента к песку – 3 к 1. Полученный раствор должен быть густым, чтобы его можно было накладывать лопатой. Воду добавлять надо только в хорошо перемешанный раствор, чтобы не образовались комки.
Раствор нужно заливать тонким слоем на «подушку» из щебня и песка. Важно на этом шаге применять уровень, чтобы установить бордюр ровно. Сверху нужно установить камни. Отрегулировать их положение поможет строительный резиновый молоток. Только после установки всех элементов можно заливать раствор в основание блоков.
Перед высыханием проверить расположение всех элементов. Если что, их можно легко подкорректировать.
Технология установки поребрика
Поребрик, в отличие от бордюра, устанавливается, чтобы отделить пешеходную зону от газона или пешеходную зону от автомобильной. Еще отличие заключается в том, что при монтаже бордюра его часть уходит под землю. Бордюр кладется в горизонтальном положении, а поребрик – в вертикальном. В строительстве оба этих материала называются бортовыми камнями. Как установить поребрик:
- Выкопать траншею.
- Залить ее водой и утрамбовать.
Важно! Глубина траншеи с подушкой из щебня и песка должна составлять не менее 1/3 высоты поребрика. Эта подушка поможет скрепить бетонное изделие и землю. Лучше промазать края поребрика раствором, чтобы улучшить скрепление.
Особенности установки бордюров:
- Прямые участки дороги требуют укладки бордюра впритык.
- Если тропинка изгибается под большим углом, торцы бордюров не требуют подрезания.
- Если повороты в виде дуги, то подрезать бетонное изделие у камней с каждого торца, чтобы обеспечить плотное прилегание.
- Должен быть небольшой зазор в 2-3 см между элементом из камня или пластика и траншеей, чтобы его мог закрепить раствор.
- Ливневки можно использовать вместо установки бордюрных изделий.
Установить бордюрный элемент из камня или пластика правильно – не так уж и сложно. Если четко следовать технологии, то можно красиво обрамить любую дорожку. Монтаж выполняется или собственноручно, что позволяет сэкономить средства. Если требуется выполнить все предельно быстро и быть уверенным в качестве, стоит доверить работу опытным специалистам своего дела. Они быстро монтируют как пластиковый вариант, так и изделие из камня, гарантируя долговечность эксплуатации.