Датчик тяги газового котла

Мар 3, 2020 Дом

Датчик тяги газового котла

Содержание

Способы проверки тяги в дымоходе газового котла

Тяга (также разрежение) – это снижение давления в топочной камере котла вследствие разницы температур, способствующее притоку в нее новых воздушных масс. Соответственно, нагретый воздух вытесняется и отводится через дымоход. При достаточной тяге котел в полном объеме получает необходимый для сжигания газа воздух, а продукты сгорания сразу же выводятся на улицу.

Как проверить тягу в дымоходе газового котла

Цвет и форма пламени горелки

Наиболее простой, но не самый точный визуальный метод проверки тяги в газовом котле. Достаточно заглянуть в техническое окошко котла, находящееся ближе к низу котла, горелочном модуле (на некоторых моделях потребуется снять облицовочную панель).

Если цвет пламени периодически меняется на красный, это говорит о недостаточной тяге, котлу не хватает кислорода для полноценного сжигания газа. Если пламя горелки постоянно изменяет форму и направление, слышны звуки завихрений и сквозняка, присутствует обратная тяга, то есть движение воздушных масс в обратную сторону, вызванное ошибками в конструкции дымохода и порывами ветра.

С помощью зажженной спички

Более информативный и проверенный метод. Чтобы проверить тягу в дымоходе газового котла, поднесите зажженную спичку к техническому отверстию (окошку) котлоагрегата:

  1. Если пламя спички явно стремится во внутрь – тяга присутствует и, скорее всего, соответствует норме.
  2. Если форма пламени спички остается неизменной – тяга отсутствует и необходимо принимать меры.
  3. Если пламя разворачивается в сторону, противоположную котлу – присутствует обратная тяга.

По такому же принципу можно произвести проверку и с помощью тонкого листа бумаги.

Анемометром

Профессиональный прибор для измерения скорости движения воздушных масс, его также называют «ветрометром». Это наиболее точный и информативный способ измерения, однако стоимость прибора начинается от 2 тыс. руб. Поэтому применять его целесообразно лишь при возможности взять его во временное использование.

В норме показатели тяги должны быть от 10 до 20 Па.

Котлы с закрытой камерой сгорания в измерении тяги, как правило, не нуждаются. При любых нарушениях горение в них попросту невозможно: приток воздуха не осуществляется без наддува вентилятором, автоматика всегда сообщает о проблемах в его работе.

Чем грозит отсутствие нормального разрежения в топке

Современное, даже самое простое газовое отопительное оборудование не допускает горения при обратной тяге или ее полном отсутствии. Однако при недостаточной, плохой тяге горение прерывают далеко не все модели котлов, а это чревато:

  • распространением по помещению природного газа, вследствие его недожигания из-за нехватки кислорода. В таком случае всегда присутствует характерный запах газа;
  • поступлением токсичных продуктов сгорания в помещение, иногда, особенно в малых количествах они не ощутимы на запах;
  • повышенным сажеобразованием, что приводит к ускоренному засорению дымохода, теплообменника и камеры сгорания котла.

Способы восстановления и повышения тяги

Причины снижения тяги обычно являются понятными и легко устраняемыми:

  1. Засорение дымохода. Это может произойти вследствие сажеобразования или попадания в него пыли и грязи из вне. Регулярная очистка дымохода даже при самых благоприятных условиях эксплуатации является нормой. Сделать это можно, например, металлическим ершом на длинной проволоке. Стенки дымохода должны быть максимально чистыми, иметь ровную поверхность.
  2. Недостаточная теплоизоляция дымохода. При недостаточном утеплении большая часть дымохода охлаждается, вследствие чего уже не наблюдается существенный перепад температур, необходимый для достаточного разрежения.
  3. Ошибки в проектировании дымохода. Чаще всего это недостаточная его высота, она должна быть не менее 5 м. Существуют и нормы высоты относительно конька крыши (см. фото ниже). Слабая тяга возможна и при недостаточном диаметре дымохода, чрезмерном количестве колен, негерметичности.

Оптимальная высота дымохода согласно СНиП 41-01-2003.

Отдельно стоит отметить ременные явления обратной тяги, гасящие горелку котла, которые возникают не только из-за неправильной высоты дымохода, но и отсутствия грамотно подобранного, защищающего от ветра, дефлектора на нем.

Расположение, принцип работы и причины срабатывания датчика тяги газового котла

Датчик контроля тяги газового котла – внутренний элемент защиты, отвечающий за оперативную передачу сигнала о снижении интенсивности тяги в дымоотводе.

Его первостепенная функция заключается в обеспечении безопасности при эксплуатации газового оборудования, поскольку вывод отработанных продуктов сгорания напрямую зависит от воздухообмена и без нормальной тяги дым начинает скапливаться в помещение, оказывая негативное влияние на здоровье хозяев.

Кроме того, сила тяги определяет полноту сгорания топлива, поэтому этот датчик нужен и для сохранения стабильной работоспособности самого агрегата.

Как он выглядит и где расположен

Так выглядит датчик тяги турбированного BAXI ECO Four. Точное расположение всегда указано в инструкции к котлу.

Согласно правилам безопасности газовых хозяйств ПБ 12-368-00, бытовые отопительные котлы обязательно должны быть оснащены датчиком тяги. Местом монтажа, как правило, служит дымовой колпак (расположен в дымоуловителе) или же свободное пространство между вентиляционным каналом и корпусом агрегата.

В атмосферных котлах датчик тяги имеет несколько другой вид.

Стоит обратить внимание, что его нельзя крепить на поверхность газохода вплотную. В качестве «разделителя» используются паронитовые прокладки: такая мера позволяет снизить вероятность контактного нагрева, а также выделить зазор, который предоставит технический доступ к отверстию газохода и к датчику тяги.

Устройство и принцип работы датчика тяги газового котла

Принцип работы датчика тяги, независимо от его конструкции, основан на отслеживании показателей вывода отработанного газа: в случае нарушения, в блок управления подаётся соответствующий сигнал, после которого электромагнитный клапан перекрывает поступление топлива на горелку – оборудование выключается.

Более подробно алгоритм действий срабатывания датчика тяги, а также его устройство можно рассмотреть на примере конкретной модели газового агрегата:

• атмосферный котёл (открытая камера сгорания) – датчик выполнен в виде термореле, внутри которого находится биметаллическая пластина, реагирующая на перепады температуры (настраивается в диапазоне 75–900 °C для природного газа и на 75–1500 °C для сжиженного газа). Если тяга в дымоходе ослабевает, то концентрация дыма увеличивается, а, значит, температура растет – когда пластина в достаточной степени перегреется, она расширится и просто разорвёт контакты

В большинстве атмосферных котлов с открытой камерой сгорания датчик тяги также выполняет функцию и предохранительного термостата – контролёра температуры дыма, поэтому даже в случае оперативного устранения первопричины неполадки, возобновить работу можно только после полного остывания агрегата.

• турбированный котёл (закрытая камера сгорания) – датчик представляет собой пневмореле, мембрана которого обладает повышенной чувствительностью к давлению. Она прогибается под действием потока, создающегося турбиной или вентилятором (степень натяжения регулируется производителем), чем фиксирует контакты в замкнутом положении. Поэтому, когда уровень нагнетания давления падает ниже допустимого предела – контакты микропереключателя размыкаются.

Для конденсационных котлов подходят только специальные датчики тяги, настраиваемые на более низкую температуру дымов, чем у стандартных моделей.

Таким образом, именно датчик тяги является главным барьером, который предотвращает проникновение ядовитого дыма и углекислого газа в помещение.

Как проверить работоспособность

Разрыв контактов датчика тяги регистрируется системой управления котла как ошибка дымоудаления и отображается на дисплее жёлтым светоиндикатором.

Когда модель агрегата не оснащена такими средствами информирования, то заподозрить неисправность защитного элемента можно и по внешним признакам:

  • котёл периодически самопроизвольно отключается, хотя видимых сбоев в работе не наблюдается (дымоотведение стабильное, пламя ровное, перегрева нет);
  • котёл сначала включается и работает некоторое время нормально, но через 20–30 минут отключается, при этом повторный розжиг возможен только вручную.

Чтобы проверить работоспособность датчика и убедиться (опровергнуть), что проблема действительно в нём, нужно воспользоваться одним из трёх способов:

  • прикрепить небольшое зеркало в месте расположения датчика – его поверхность не должна запотевать в процессе активного использования отопления;
  • наполовину прикрыть отверстие дымоотвода – если датчик работает, то котёл быстро выключится и включится (вручную) сразу после изъятия заслонки;
  • отключить контур отопления и полностью открыть кран ГВС – в этом режиме затухание котла с высокой вероятностью свидетельствует о поломке реле.

Если в трёх случаях проверка показала, что датчик исправен, а котёл всё равно периодически тухнет, значит нужно замерить интенсивность самой тяги, как таковой. Также есть вероятность срабатывания датчика «вхолостую» при сбоях питания автоматики, например, при кратковременных перепадах напряжения в сети.

Но бывает и другой вид неполадки – когда сам датчик тяги как деталь в порядке, а ложные срабатывания возникают из-за нарушения связей цепи контактов. Обнаружить это можно только если снять и осмотреть защитный элемент: его контакты должны быть не окислены и крепко держаться на корпусе.

Так выглядят окислившиеся контакты. Нужно чистить наждачкой.

В случае отсутствия видимых повреждений, нужно замерить тестером сопротивление самого датчика – в норме оно минимально (равно сопротивлению щупов), не более 1–2 Ом.

При наличии сопротивления следующий шаг – зачистить спиртом контакты и клеммы цепи, поджать их плоскогубцами, просушить, а затем вернуть всё на место.

Если же датчик вообще не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания или давлением) элемент, т. к. ремонту он не подлежит. На время поиска нового датчик старый можно вовсе исключить из цепи, но только при условии, что вентиляция работает хорошо.

Как отключить датчик тяги в газовом котле

Вполне понятно, что при частых срабатываниях датчика возникает желание просто отключить его, однако делать это категорически нельзя по двум причинам:

  • во-первых, его активация может свидетельствовать об изначально плохих тяговых характеристиках дымохода, что рано или поздно приведёт к тому, что топливо перестанет успевать выгорать и начнёт скапливаться в жилом помещении;
  • во-вторых, что ещё более страшно, это может быть индикатором обратной тяги, которая возникает из-за образования «воздушной пробки», т. е. отработанные газы доходят только до определенного уровня, после чего возвращаются обратно.

Обратная тяга образуется вследствие нехватки естественного разрежения в дымоходе газового котла, поэтому она бывает только в моделях с открытой камерой сгорания. Поскольку движение воздушного потока нарушается, угарный газ не уходит, а возвращается в дом, что может спровоцировать отравление у его жителей.

Несмотря на то, что фактически конструкция позволяет выключить датчик, удалив из схемы провода связи с электромагнитным клапаном и прерыватель термопары, нужно понимать – это прямое нарушение техники безопасности, ведь при возникновении аварийной ситуации, у агрегата не останется никакой защиты.

Поэтому рисковать здоровьем, определённо, не стоит – лучше сразу самому (при помощи специалистов) выяснить и устранить причину срабатывания датчика.

Причины срабатывания датчика тяги

Причины нарушения тяги, вызывающие срабатывание датчика, в основном связаны с ошибками, допущенными ещё на стадии монтажа системы дымоудаления:

  • отсутствие стабилизатора тяги, защищающего от задувания порывов ветра;
  • неправильная установка дымохода или неточные расчёты размеров шахты;
  • частое засорение дымохода, что говорит о необходимости защитного колпака;
  • несвоевременная чистка датчика от сажи, образующаяся при сжигании СУГ.

Время от времени, независимо от качества работы котла, рекомендуется проверять состояние дымохода, турбины, отсутствие нарушения в подключении и т. д. Если требуется, также выполняется регулировка зазора датчика, что увеличит предельную температуру его срабатывания, но делать это должен только мастер.

Цены

Каждая торговая марка производит котлы особой конструкции, поэтому об универсальности защитных элементов говорить не приходится. Если необходимо заменить этот контролёр, то искать замену следует у той же фирмы, что и сам газовый агрегат. Причём он должен полностью соответствовать рабочим характеристикам.

Приблизительная стоимость датчиков тяги для популярных моделей котлов:

Датчик тяги газового котла: как устроен и работает + тонкости проверки функциональности

Современное газовое оборудование, как правило, может работать полностью автоматизированно. Благодаря встроенным в конструкции компонентам контроля безопасной работы оборудования обеспечивается надёжность системы в целом. Одним из таких устройств является датчик тяги газового котла.

Согласитесь, что пользоваться оборудованием, которое не требует постоянного присутствия человека, довольно удобно. Но по какому принципу работает датчик тяги и так ли он надежен?

Эти вопросы мы рассмотрим в нашей публикации – поговорим об устройстве датчика тяги, его функциональных возможностях и особенностях проверки работоспособности. Изложенный материал дополним тематическими фото и видеоматериалами.

Конструкция и принцип действия датчика

Учитывая разнообразие исполнения газовых котлов, следует отметить, что датчики контроля тяги встречаются также разной конструкции. Если рассматривать их конструкцию исключительно обобщённо, речь пойдёт о достаточно простом механизме приборов.

Основой практически любого сенсора контроля тяги газового котла выступает биметаллический элемент, меняющий форму при изменениях температурного фона. Фактически это простая биметаллическая пластина, которая изгибается при нагреве или охлаждении.

Изменением формы пластины управляется контактная группа, переводящая состояние контактов на «включено» или «выключено». Коммутационный сигнал контактной группы передаётся на контроллер газового котла или на более простой механизм управления подачей газа.

Тип датчика, контролирующего тягу в дымовом канале, зависит от используемого котла.

Так, существуют и применяются на практике два типа газовых котлов:

  1. Конструкции, оснащённые простым дымоходом (с естественной тягой).
  2. Конструкции, оснащённые дымоходом с турбиной (с принудительной тягой).

Эти конструкции отличаются одна от другой и датчики тяги, используемые для них, также разнятся.

Устройства для котлов с естественной тягой

В котлах с естественной тягой применяется так называемый колпак дымовых газов, в тело которого встраивается простой миниатюрный термостат, как показано на картинке ниже.

Термостат простой конструкции в миниатюрном исполнении обычно наделяется соответствующей температурной меткой непосредственно на корпусе (на металлической обечайке). Эта метка (например, 75º) указывает температурную границу срабатывания контактной группы сенсора.

Термостатический прибор подобного исполнения устанавливается, как правило, в составе конструкций навесных газовых котлов, где используется колпак дымовых газов, встроенный в линию дымохода

Действует такое устройство просто. Если дымовые газы, проходящие через колпак с установленным датчиком, нагреют прибор выше установленного температурного параметра (что говорит о нарушении нормы режима тяги), контакты разомкнут цепь.

Соответственно, по причине разомкнутой цепи выключится из работы (заблокируется) система подачи газа на котёл. Повторно оборудование запустится только после остывания сенсора и восстановления разомкнутого контакта.

Конструкции датчиков турбинных котлов

Котлы, оснащённые дымоходом с турбиной, имеют несколько иной датчик определения тяги газового котла с принципом работы, отличающимся функционально. Прежде всего, отличие заключается в том, что сенсор фактически управляет вентилятором турбины котла. Иными словами, осуществляется контроль оптимальной тяги дымовых газов вентилятором.

Именно поэтому устройство датчиков тяги турбинных газовых котлов выполнено не под контроль температуры, а под контроль объёма проходящих угарных газов.

Такие датчики работают по факту наличия оптимального разрежения внутри камеры сгорания, имеют контактную группу из трёх элементов:

  • контакт COM;
  • нормально открытый (NO);
  • нормально закрытый (NC).

Конструктивно приборы выполняются разными по форме, но их принцип действия остаётся неизменным. По факту образования рабочих условий внутри камеры газового котла (оптимальное разрежение) подводимым давлением воздуха замыкается контактная группа, отправляя сигнал на подачу газа.

Несколько другой тип сенсорных элементов, предназначенных контролировать тягу в котле – конструкции, принцип действия которых основан на разнице давлений исходящего потока

Как проверить функциональность датчика?

Нарушения тяги газового котла зачастую принято сопоставлять именно с датчиками. Во всяком случае, многие мастера традиционно указывают на неисправность датчика тяги.

Проверить, как работает датчик определения тяги на бытовом газовом котле достаточно просто. Следует отметить, что периодическая проверка таких компонентов конструкции, по сути, является обычным делом. Особенно для котлов, оснащаемых вентилятором.

Этап #1 — выполнение проверки контрольных сенсоров

Практически каждое оборудование с вентилятором имеет специальные тестовые точки, используя которые выполняется тестирование датчика.

Тестовые точки (штуцеры), как правило, размещены в области дымохода (верхняя часть котла). Пример расположения таких элементов показан на картинке ниже. Оба штуцера маркированы соответствующим образом. То есть – имеют обозначения «+» и «-«, указывающие поточный ход.

Контрольные точки (штуцеры) измерения уровня разрежения внутри камеры сгорания котла. Используются эти элементы для контрольных замеров с помощью специального манометра

Рядом с контрольными штуцерами обычно есть ещё один контрольный интерфейс (слева, закрыт крышкой), через который допустимо измерить температуру газов и коэффициент полезного действия оборудования.

Порядок выполнения замеров следующий:

  1. Скрутить защитные колпачки на штуцерах.
  2. Подключить к штуцерам трубки манометра.
  3. Соблюсти точность подключения по точкам «+» и «-«.
  4. Включить на котле режим «Трубочист».
  5. Дождаться вывода оборудования на максимум работы.

После того, как оборудование наберёт максимум мощности, проверяют показания манометра. Прибор должен показать допустимый уровень разрежения, не выходящий за пределы установленного диапазона для конкретной марки газового котла. Требуемый диапазон можно узнать из документации на оборудование.

Выполнение тестовых замеров по уровню разрежения внутри камеры сгорания газового котла с помощью цифрового прибора манометрической функциональности

Процедура, демонстрирующая как проверить датчик тяги на бытовой газовой колонке, помимо замеров манометром, также включает ещё одно необходимое действие – проверку прессостата котла.

Вентилятор газового котла традиционно оснащается прибором, именуемым – прессостат. Благодаря этому прибору, осуществляется контроль работы вентилятора и фактически управление горелкой газового котла.

Прессостат соединён с воздушным каналом резиновыми трубками. Однако для проверки этого элемента схемы придётся вскрыть корпус газового котла.

Внутри корпуса газового котла размещены два важных устройства – вентилятор турбины плюс контрольный прибор прессостат

Принцип действия этой технической пары достаточно прост. Из воздушного канала через резиновую трубку давление (отрицательное относительно давления во второй трубке) отбирается прессостатом.

Если отбор давления в норме, контактная цепь прессостата замкнута – газовый котёл функционирует штатно. В случае изменения (отклонения) уровня разрежения, меняется разница давления, что приводит к разрыву контактной группы прессостата. Соответственно, оборудование выводится из работы (блокировка котла).

Прибор контроля работы вентилятора – прессостат, имеет на корпусе бирку технических параметров – граничных давлений по включению и отключению газовой горелки

Любой прессостат фирменного исполнения всегда имеет на корпусной части обозначения рабочих параметров. В частности, указывается параметр давления срабатывания прибора на включение и отключение (например, у прессостата, изображенного на фото выше, это 70/45 Па). Другими словами: в данном случае газовая горелка работает при давлении 70 Па и блокируется при давлении 45 Па.

Этап #2 — проверка работоспособности прессостата котла

Чтобы выполнить проверку прессостата, нужно выполнить простое действие – определить качество коммутации электрической цепи прибора. Коммутационным элементом прессостата является обычный микропереключатель, встроенный в конструкцию прибора.

Микропереключатель управляется (контакты замыкаются или размыкаются) пластиной, на которую воздействует сила давления воздуха, поступающего на прибор через трубки.

Контакты микропереключателя выведены на внешнюю сторону корпуса устройства. Соответственно для проверки нужно подключить на контактную группу измерительный прибор (мультиметр), настроенный на измерение сопротивления Ом.

Каждый фирменный прибор оснащается электрической схемой, указанной на корпусе. В соответствии с этой схемой соединяются щупы мультиметра и контакты прибора.

Тестирование на целостность прессостата газового котла с помощью стандартного инструмента электронщика (электрика) – мультиметра. Проверка целостности цепи микропереключателя

После подключения щупов мультиметра, на канал отрицательного давления прессостата присоединяется кусок силиконовой трубки. Через подключенную трубку на приборе создают отрицательное давление (просто всасывая воздух ртом) и одновременно контролируют показания мультиметра.

При нормальной коммутации стрелка прибора покажет минимальное сопротивление или не среагирует вовсе в зависимости от давления, создаваемого в трубке. Если же микропереключатель неисправен (нарушен канал коммутации), мультиметр не покажет никакой реакции. В этом случае прессостат необходимо заменить новым.

Рекомендуем ознакомиться с тонкостями осмотра и обслуживания газовых котлов.

Этап #3 — выявление причины снижения тяги

Не всегда причина снижения тяги заключается в поломке датчика.

Так, практика демонстрирует, что недостаточная тяга может быть обусловлена многими другими факторами:

  • засорением трубок передачи воздуха;
  • засорением внутренней области улитки вентилятора;
  • образованием конденсата внутри силиконовых трубок;
  • попаданием инородных предметов внутрь трубок.

Одной из частых причин снижения тяги котла нередко становится засорение внутренней области улитки вентилятора. Чистка этой области восстанавливает тягу в полном объёме.

Очистка внутренней части улитки вентилятора газового котла способствует восстановлению тяги на прежний уровень. Для выполнения обслуживания требуется немного воды и мягкая щётка

На лопатках крыльчатки вентилятора и стенках улитки после продолжительной работы газового котла собирается большое количество пыли и гари. Со временем эти отложения уплотняются, приобретают жёсткую структуру и в результате создают существенное сопротивление воздушному потоку. Это и есть одна из частых причин потери тяги котлом.

Вентилятор котла, конечно же, придётся демонтировать, прежде чем провести чистку внутренней области. Большинством конструкций котлов предусмотрен лёгкий демонтаж/монтаж вентилятора. Обычно достаточно отвернуть два-три крепёжных винта, чтобы отсоединить компонент от шасси. Предварительно следует отключить газовый котёл от электропитания.

Вот, примерно, такое состояние вентилятора газового котла должно быть в процессе работы оборудования, чтобы обеспечивалась оптимальная тяга дымовых газов

Промывку водой следует выполнять с таким расчётом, чтобы влага не попала на статорную обмотку электродвигателя и другие электрические элементы. Лучшим вариантом видится чистка путём продувки внутренней области улитки и лопастей сжатым воздухом. Правда, в домашних условиях такой вариант зачастую невозможен.

Рекомендации по чистке и собственноручному обслуживанию газовой колонки мы привели в следующей статье.

Этап #4 — повторное тестирование тяги

По завершении процедуры очистки вентилятора турбины газового котла и установки этого компонента конструкции на своё рабочее место, предстоит повторить тестирование оборудования на уровень тяги дымовых газов.

То есть опять же следует выполнить операцию, которая описывалась выше – проверка уровня разрежения внутри камеры сгорания. Предварительно разобранный корпус газового котла необходимо установить на место – привести котёл в полное рабочее состояние.

Собранный газовый котёл – обязательное условие перед тестированием оборудования на уровень разрежения внутри камеры сгорания, так как вскрытый корпус нарушает нормальную работу турбины

Как правило, результаты проверки демонстрируют некоторое увеличение показаний манометра, что свидетельствует о нормальном рабочем состоянии канала отвода дымовых газов. Учитывая такую практику, можно сделать соответствующий вывод, что далеко не всегда первостепенной причиной нарушения режима тяги газового котла является именно датчик температуры или прессостат.

Поэтому изначально проверять нужно всё оборудование и аксессуары, задействованные в схеме дымового канала. Ведь в данном случае проблема была в засорении вентилятора турбины газового котла.

Возможные причины срабатывания датчика

Нередко частое срабатывание датчика тяги газового котла наблюдается непосредственно после установки нового оборудования с последующим запуском в эксплуатацию.

Сбои в работе котла при таком варианте, как правило, обусловлены:

  • некорректной схемой построения канала удаления дыма;
  • неординарными погодными условиями в регионе;
  • нарушением тяговых характеристик оборудования;
  • неправильной настройкой контроллера управления.

В регионах, где преобладают сильные ветра, причина срабатывания датчика может быть банальной – попадание ветра в канал отвода дымовых газов. Для таких случаев рекомендуется дополнительно устанавливать на трубе тяговый стабилизатор.

О тяговых характеристиках было отмечено выше, а для настройки контроллера газовой колонки следует привлекать специалистов.

Выводы и полезное видео по теме

В ролике рассмотрены конструктивные детали датчиков тяги, место расположения этих компонентов и их принцип работы:

Если профессиональные мастера достаточно хорошо знакомы с газовым оборудованием, для обычного пользователя устранение неисправностей газового котла – это «тёмный лес». Кроме того, обращение с газовыми системами при отсутствии соответствующих знаний чревато серьёзными последствиями.

Поэтому когда есть желание самостоятельно заменить или отремонтировать тот же датчик тяги или какое-то иное оборудование газовой колонки, прежде нужно как минимум изучить систему. Но лучший способ устранения дефектов газовой системы – это обращение к специалистам.

Газовые колонки функционируют на основе природного и сжиженного газа. Производители устройств для отопления помещений оснащают котлы системой безопасности. Возникновение поломки либо угроза аварийной ситуации провоцируют срабатывание защиты, после чего включается блокировка работы агрегата. Датчик тяги напольного газового котла (либо навесного) может быть расположен в различных частях оборудования. Прежде чем включать агрегат важно убедиться в его исправности и узнать принцип работы датчика тяги газового котла.

Пневмореле с мембраной (датчик тяги) предотвращает возникновение аварийной ситуации

Принцип работы датчика тяги в газовой колонке

Датчиком называют биметаллическое реле, наделенное способностью запуска и отключения горелки котла. Во внутренней части элемента можно обнаружить полоску, изготовленную из металла, реагирующую на перепады температурного режима. Производитель настраивает ее на показатель 75-900 °C (в случаях, когда используется природное топливо) или на 75-1500 °C (для сжиженного газа). В ситуациях, когда наблюдается ухудшение тяги в дымоходе, степень концентрации дымового газа возрастает, на фоне чего повышается температурный показатель. Основная функция пневмореле газового котла состоит в контролировании и передаче сигналов об изменении показателя температуры в блок управления. После того как сигнал достиг блока, он попадает в область газового клапана. Подача сжиженного либо природного газа перекрывается. Срабатывание сенсора возможно и в случаях нарушения тяги в дымоходе, выводящей продукты сгорания на улицу.

Датчик тяги газового котла АОГВ не дает возможности проникнуть ядовитым парам в дом.

В котлах с закрытыми камерами сгорания отвод продуктов выполняется по коаксиальному каналу с использованием вентилятора. Пневмореле с наличием мембраны выполняет функцию датчика, реагирующего не на смену температурного режима, а на изменение скорости потока.

В момент нахождения скорости в пределах нормы мембрана выглядит изогнутой. Контакты замкнутые. Как только показатель скорости потока ослабевает, контакты начинают размыкаться. Мембрана постепенно выпрямляется. Клапан подачи газа перекрывается.

Где в газовых котлах ставится датчик тяги

Конструкция пневмореле может различаться, в зависимости от типа камеры сгорания, которую установил на котел производитель.

Камеры, поступающие в продажу, могут быть двух типов:

  • открытого сгорания;
  • закрытого сгорания.

Каждый производитель обязан устанавливать пневмореле с мембраной в газовые приборы с открытым типом камеры сгорания. Как правило, место для установки датчика расположено в зоне дымоуловителя.

Важно! Как только заложенный в норму показатель температуры внутри котла повышается, подача топлива в колонку прекращается. Функции пневмореле в этом случае схожи с работой датчика перегрева.

Замену пневмореле лучше доверить специалисту

Как установить датчик тяги газового котла

Бывают случаи, когда требуется замена датчика тяги напольного газового котла (либо навесного). Процесс установки пневмореле с мембраной прост. Достаточно зафиксировать регулятор в выбранном месте и присоединить его к газовой колонке. Для правильного фиксирования температурного режима важно располагать регулирующий элемент, придерживаясь рекомендаций специалистов:

  • показатель минимальной высоты от поверхности пола достигает 150 см;
  • максимальная высота от пола равна 170 см.

Любые отопительные приборы, бытовая, климатическая техника, искажающие температурный показатель внутри газового прибора, должны находиться на расстоянии 100 см. Важно предотвращать возникновение сквозняков. Установка котла в холодном помещении недопустима.

Стоит учитывать, что нельзя допускать слишком плотной фиксации датчика к корпусной части оборудования. Установку производят на паронитовые прокладки, что способствует уменьшению нагрева датчика через контакт с корпусом колонки и позволяет добиться зазора между отверстием в области газохода и плоскости датчика.

Важно убедиться в том, что контакты термореле крепко зафиксированы на корпусе. Недопустимо наличие на устройстве следов окисления.

Пошаговый процесс установки:

  1. После того, как прибор был зафиксирован в выбранном месте, следует приступить к прокладыванию провода до источника тепла, используя скрытый или открытый методы. Одну часть конца кабеля подсоединяют к контактам, на которых отображена маркировка СОМ и NO термостата. В беспроводных модификациях можно найти клеммы в области релейного блока.
  2. Переднюю панель газового оборудования необходимо снять, так как она закрывает доступ к плате управления и разъемам. Перемычку, расположенную между клеммами, извлекают.
  3. К освобожденным клеммам подсоединяют провода, которые идут от контактов регулятора. Соблюдение полярности необязательно.

Как проверить датчик тяги на газовой колонке

В некоторых случаях при нормальной работе системы дымоудаления колонка может отключаться. Причиной подобного явления становится неисправность пневмореле с мембраной. В этой ситуации стоит заняться проверкой датчика тяги, пошаговый процесс которой описан ниже:

  1. В зоне размещения сенсора устанавливают на 10-20 минут зеркало.
  2. Спустя указанный промежуток времени необходимо проверить, запотевает ли оно в процессе работы.
  3. Если зеркало не запотело, можно не переживать, приспособление работает. Запотевание зеркала свидетельствует о поломке. Важно как можно скорее выявить причину неисправности и предпринять меры для ее устранения.

Для использования второго способа проверки пневмореле следует частично прикрыть дымоход заслонкой. В случаях, когда приспособление работает полноценно, котел отключается.

Также можно проверить датчик тяги газового котла мультиметром. После подключения щупов измерительного прибора нужно дождаться показаний. В случаях нормальной коммутации стрелка мультиметра отобразит минимальный уровень сопротивления. При отсутствии реакции прибора можно говорить о нарушении канала коммутации.

Причиной срабатывания пневмореле с мембраной может стать возникновение засора в дымоходе

Частое срабатывание датчика тяги вызывает негодование. Владельцы недвижимости начинают искать способы отключения регулятора, однако подобные действия недопустимы, так как:

  • систематическое срабатывание датчика свидетельствует о плохой тяге дымохода, на фоне чего топливо не сможет успевать выгорать и начнет скапливаться в доме;
  • есть риск, что ситуация спровоцирована индикатором обратной тяги, возникшей на фоне образования воздушной пробки (в этом случае отработанный газ, дойдя до пробки, возвращается обратно).

Образование обратной тяги возникает из-за недостатка естественного разрежения в области дымохода газовой колонки. Возникает подобная проблема в котлах с открытой камерой сгорания. Нарушение движения потока воздуха не дает возможности угарному газу уходить, поэтому он проникает в жилое помещение и становится причиной отравления.

При необходимости отключить датчик все же можно. Например, если он перестал работать, и требуется провести замену. Для этого будет достаточно удалить из схемы провода связи с прерывателем термопары и клапаном электромагнитного типа. Однако, отключая датчик, важно понимать, что это является нарушением техники безопасности. В случаях возникновения аварийной ситуации агрегат не отключится, а продолжит работу. Не стоит рисковать, лучше пригласить специалиста, который поможет устранить причину, которая провоцирует срабатывание датчика.

Причины срабатывания датчика тяги газового котла

Существует множество причин, которые могут спровоцировать срабатывание устройства. Среди основных причин, приводящих к отключению колонки, стоит выделить:

  1. Тягу плохого качества. Нередко проблема возникает на фоне неправильного монтажа вытяжной конструкции. Плохое вытягивание продуктов сгорания может стать причиной отравления людей, проживающих в жилом помещении.
  2. Обратную тягу, возникающую вследствие образования в области дымохода воздушной пробки, которая не дает возможности продуктам распада выходить наружу. Достаточно часто к образованию воздушных пробок приводит резкий перепад температурного режима.
  3. Засор в области дымохода. Лишенные опыта домовладельцы считают, что труба не забивается. Но это не совсем так. Птицы, находящиеся в поисках места для того, чтобы свить гнездо, нередко выбирают дымоход. Когда пернатая вьет гнездо, она может упасть в трубу, застрять там и погибнуть. Помимо птиц, причиной засора может стать листва и отложения сажи на внутренних стенках дымохода. При его возникновении интенсивность тяги снижается. Единственное решение проблемы – проведение прочистки.
  4. Сильные порывы ветра. При неправильном расположении трубы ветер попадает в нее и задувает горелку. Срабатывание датчика становится причиной перекрывания подачи топлива.
  5. Неправильно выполненный монтаж оборудования. Неверно произведенный расчет габаритов дымохода нередко провоцирует затухание горелки. Показатель высоты дымохода рекомендуется измерять в зависимости от того, насколько отдалены трубы от конька кровли. Оголовок должен быть выше конька на 60-70 см.

Прежде чем приступить к замене датчика тяги, важно ознакомиться с устройством газовой колонки

Принцип работы датчика тяги газового котла заключается в передаче сигнала о превышении показателей нормы температуры клапану, который своевременно перекроет подачу газа. В случаях, когда возникает желание заняться самостоятельной заменой либо ремонтом датчика тяги, важно первым делом изучить систему газового оборудования. При возникновении проблем с горелкой, не стоит поддаваться желанию отключить пневмореле с мембраной. Это станет серьезным нарушением техники безопасности. Лучше всего обратиться за помощью к специалистам, которые помогут выявить и устранить причину проблемы.

Каталог Своего Сантехника

Обвязка твердотопливного котла c антиконденсатным узлом предназначена для обеспечения циркуляции теплоносителя (воды, раствора гликоля до 45%), поддержания заданной температуры теплоносителя в обратной линии энергозависимых и энергонезависых твердотопливных котлов мощностью 20-140 кВт. Кратно сокращает количество чисток топки котла и дымохода. Уменьшает потери тепла и сокращает время растопки котла. Подходит для энергозависимых котлов (пеллетных, комбинированных, пиролизных) со встроенной автоматикой управления горением и без нее. Варианты DN25 и DN32.

Termicus ОТК61-25 — Неперекрываемый байпас, регулирование протока контура котла, автоматическое регулирование темп. обратки 61º.

Termicus ОТК4070КБ-25 — Перекрываемый байпас, регулирование протока контура котла, гибкое регулирование температуры обратки 40-70º, гравитационная циркуляция.

Termicus ОТК55КБ-25 — Перекрываемый байпас, регулирование протока контура котла, автоматическое регулирование температуры обратки 55º, гравитационная циркуляция.

Обвязка Termicus позволяет:

  • с наименьшими затратами площади, объема помещения и материалов подключить систему теплоснабжения к твердотопливному котлу;
  • с помощью клапанов, управляемых термостатическими элементами (электроприводами) регулировать температуру в контурах теплоснабжения;
  • с помощью специального клапана поддерживать температуру обратной воды в котле;
  • обеспечить гравитационную циркуряцию воды в контуре при отключении электричества.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *