Баббит

Янв 19, 2020 Дом

Баббит

Лом баббита — что такое баббит, цена

Баббит – это сплав, созданный на основе олова или свинца, обладающий высокими антифрикционными показателями. Название соединение получило от имени своего изобретателя — Исаака Бэббита. Сфера его применения напрямую связана со свойствами материала: покрытия, нанесенные из этого металлического, существенно повышают износостойкость трущихся элементов. Википедия называет баббит — Первый подшипниковый сплав.

Основные марки соединения

Изготовление баббита производится, согласно техническим условиям, представленным ГОСТ 1320-74. Готовая продукция поставляется в чушках, использующихся для заливки узлов подшипников и прочих деталей. Исходя из химического состава соединения, различают следующие марки баббитов:

  • Б88 – наиболее ценная на пунктах приемки цветного металлолома марка сплава. Содержит около 88% олова. Наиболее высокая концентрация легирующих элементов у сурьмы с медью: 7.8 и 3.5% соответственно. Также присутствуют кадмий и никель;
  • Б83, Б83С – тоже весомый вариант вторичного металла. Концентрация олова на уровне 83%, из остальных присадок наибольшее содержание остается за сурьмой 12% и медью 6.5%. Второй вариант сплава содержит свиней, который отсутствует в первом наименовании, а также у марки Б88;

Подшипники скольжения и баббит Б-83

  • Б16 – отличается высокой концентрацией свинца 65 – 70%. Доля олова и сурьмы одинакова, колеблется от 15 до 17%, тогда как содержание меди 2%;

Баббит Б-16

  • БН – составляющая свинца превышает 70%, тогда как олово входит на уровне 10%. Среди присадок присутствуют, сурьма, медь, кадмий никель и мышьяк;
  • БС6 – наиболее свинцово-содержащая марка сплава (около 90%).

Документ не охватывает все современные вариации соединения, однако представленные марки остаются наиболее ходовыми в отечественном производстве.

Как видно все сорта сплава можно условно классифицировать на два вида: оловянные и свинцовые баббиты. Естественно, что область применения, как и источники лома баббита, будут зависеть от превалирующего элемента.

Оловянные марки соединения отличаются улучшенными характеристиками устойчивости к износу, коррозии, лучшей теплопроводностью. Сфера их применения включает спецификации, где необходим минимальный коэффициент трения, следовательно, повышенный уровень вязкости.

Сплавы на основе свинца характеризуются повышенно рабочей температурой, поэтому используются для улучшения антифрикционных характеристик подшипников дизельных двигателей и прокатных станов. Присутствует баббит также в железнодорожном транспорте. Подшипники подвижного состава содержат свинцово-кальциевую вариацию сплава.

Подшипник скольжения в разрезе с заливкой из баббита

Точка зрения общепринятого стандарта на лом баббита

Установленные документом ГОСТ 1639-2009, отходы соединения, попадают под категории вторичного олова и его сплавов:

  1. Кусковой лом баббитов. Категория содержит исключительно оловянные марки сплава. Основные составляющие вторичного металла: дизельные и турбинные подшипники.
  2. Кусковые отходы с высоким содержанием свинца. Стандартный лом подшипников дополняют использованные элементы типографского шрифта.
  3. Стружка оловянно-свинцовых сплавов. Данная группа включает только отходы обработки оловянных баббитов.
  4. Стружка смешанная. В ней представлены марки свинцовой вариации соединения.

Естественно, основную материальную ценность среди лома баббитов представляют его сорта с высоким содержанием олова. Стоимость за килограмм такого лома приближается к расценкам чистого металла.

В силу разнообразия марок сплава, а также невозможности визуально отличить различные виды баббита, нередко применяется спектральный анализ. Пункты приема цветного металлолома, оснащенные специальным аналитическим оборудованием, позволяют точно установить концентрацию олова, что может сказаться положительно на итоговой цене принимаемого лома баббита.

Цена на лом баббита

Средние цены на лом баббита по России представлены ниже в таблице. Помните, что эти цены не показатель, т.к. какая-то компания может давать цену выше, а какая-то ниже. Цены в таблице служат лишь ориентиром, чтобы иметь представление.

Это наиболее популярные марки баббита, которые принимают

Лом оловянно-свинцовых сплавов за 1% в кг 9,2 руб/кг
Лом баббита Б-83 940 руб/кг
Лом баббита Б-16 162 руб/кг
Лом баббита брак 5 руб/кг

Интересные особенности применения антифрикционного соединения

Как видно из категорий ГОСТа, основная область использования баббитов – подшипниковые изделия, т.е. искать баббит нужно в ломе подшипников. Однако соединение характеризуется низкой величиной сопротивления усталости. Это сужает диапазон применения сплава до подшипников, обладающих прочным корпусом из стали или бронзы. Толщина залитого баббитового слоя сказывается на сроке эксплуатации изделий: более тонкие (до определенных пределов) прослойки сплава продлевают рабочий ресурс детали.

Что такое баббит

Баббит — это сплав трех металлов, который используется для изготовления подшипников. Обычно при его изготовлении используют свинец, сурьму, медь и олово, в разных пропорциях. Так как при изготовлении используются как твердые, так и мягкие металлы, он довольно износостоек и обладает антифрикционными свойствами.

Внимание! Благодаря этим свойствам подшипники равномерно прилегают к валу и служат долго, имея небольшой износ.

Виды баббита

В зависимости от основы, используемой при изготовлении, различают три его вида:

Свинцовый

В этом виде в качестве мягких металлов используется свинец и сурьма в процентном соотношении 87% к 13% соответственно. Это соединение двух металлов называется эвтектика, оно же является его мягкой основой. Твердыми частицами при таком виде сплава будут кристаллы сурьмы, составляющие 5% от всего объема.

Свинцовый баббит используют для ненагруженных подшипников, так как соединение сурьмы и свинца уступает по эластичности другим аналогам.

Оловянный

Этот вид является самым износостойким, так как содержит в своей основе олово, которое известно своей пластичностью, высоким коэффициентом трения и износа.

По статистике оловянный баббит в два раза выносливее, чем, например, свинцовый, поэтому именно его выбирают для изготовления подшипников, которые будут выполнять ответственную функцию или иметь интенсивную нагрузку.

В оловянном сплаве обязательно должны присутствовать медь с сурьмой или никель с кадмием, которые придадут сплаву твердую опору.

Внимание! Из-за своих высоких антифрикционных свойств, высокой износостойкости и минимального коэффициента трения этот вид считается самым дорогим, среди своих аналогов.

Кальциевый

В этом виде, в качестве основы, также используется свинец, а остальной объем составляет небольшое количество кальция с натрием, именно за эти вещества он и получил свое название.

Благодаря, этим двум компонентам кальциевый сплав намного дешевле, чем остальные два вида. Также благодаря кальцию, этому виду свойственна маленькая теплопроводность и высокая плотность.

Большим недостатком кальциевого баббита является то, что он быстро окисляется и соответственно обладает низкой износостойкостью, это значительно снижает работоспособность будущего подшипника.

Обычно такой сплав используется во вкладышах рам грузовых или пассажирских вагонов, где подшипники часто проверяются и меняются.

Производство баббитов разных марок

При производстве баббита используются слитки из вторичных, то есть переплавленных из металлического лома и первичных, то есть добытых из первородной руды металлов.

Каждая чушка (слиток) имеет определенную массу. При изготовлении крайне важен химический состав, на поверхности чушки не должно быть никаких видов загрязнений, так как это может повлиять на дальнейшее качество подшипника.

Как было указанно выше, различаются составы, как состоящие только из свинца, так из соединения свинца, кальция, олова с сурьмой. А также сплавы, в основе которых лежит олово в соединении с медью и сурьмой.

Также, помимо основных компонентов, в состав добавляют теллур, мышьяк, натрий, кадмий. Каждый из компонентов влияет на выбор области использования и его свойства.

По этому принципу различают определенные марки баббитов, все они должны соответствовать ГОСТам. Кальциевые производятся по ГОСТ 1209-90, свинцовые по ГОСТ 1320-74. В зависимости от добавленных химических компонентов различают следующие марки баббитов: для оловянных Б83С, Б83, Б88, для свинцовых БС6, БН, Б16.

Плавление

Баббит плавится при определенной температуре, которая полностью зависит от выбранных химических компонентов и его марки. Состав предопределяет его конечное использование, а также влияет на его свойства, цену, а также где он сможет проявить себя достаточно эффективно.

Например, марка Б16 плавится при температуре от 240 до 340 градусов Цельсия. А вот самая популярная марка Б83 плавится также при низкой температуре около 240 градусов, но во время заливки в форму подшипника рекомендуется придерживаться температуры от 440 до 640 градусов.

Исходя из тех или иных компонентов, в составе баббита, определяется его температура плавления.

Внимание! Температура плавления напрямую связана не только с антифрикционными свойствами, но также необходима для тех, кто в будущем будет ставить подшипники во вкладыши разных изделий.

Как происходит заливка подшипников баббитом

Процедура заливки сплава в формы подшипников, состоит из нескольких этапов.

Сначала материалы подготавливают к заливке, если это старый баббит, то его плавят, обезжиривают, затем очищают вкладыш подшипника для его лужения (заливка во вкладыш тонкого слоя сплава). Как уже было сказано, поверхность не должна иметь никаких загрязнений, поэтому тот этап подготовки очень важен для изготовителя.

После подготовки, производят лужение, сплав нагревают до нужной для той или иной марки температуры и осуществляют заливку во вкладыши.

Заключительным этапом является очистка и подгонка подшипников.

Продажа баббита

Сейчас существует огромное количество точек продажи баббитов не только в обычных магазинах, но и в интернете. Но так как от качества сплава напрямую зависит качество будущего подшипника, то выбирать стоит только проверенных поставщиков, с многочисленными отзывами или покупать по рекомендации.

Не стоит выбирать сплав по низкой цене, так как за выдаваемой акцией или скидкой может скрываться низкое качество.

Важно! Любая марка, дорогая или дешевая, должна не только строго соответствовать ГОСТу, но также иметь высокое качество химического состава.

Самой важной функцией баббита является его износостойкость, легкоплавкость и плотность, все это влияет на перегрев подшипников во время работы.

Также важно при покупке слитков обратить внимание на чистоту его поверхности, желательно чтобы на слитке стояла марка баббита.

Все эти уникальные свойства баббита позволяют ему до сих пор актуально существовать и применяться в механике.

Как заливают подшипники баббитом с помощью оборудования КО-2, узнаем в следующем видео

Баббит металл. Свойства баббита. Применение баббита

Создан ювелиром, но в украшениях не используется. Баббит стал итогом экспериментов Исаака Бэббита.

Карьеру американец начинал с ювелирного дела, но, с годами выбрал более узкую специализацию – создание сплавов.

Составы, придуманные Исааком, пригодились промышленникам. Баббит, в частности, отличился антифрикционными свойствами и стал использоваться в подшипниках паровых машин.

Для украшений сплав не годится. Составные тяжелы и могут быть аллергенами. Речь об олове и свинце.

Поскольку они – основа сплава, то и его свойства, во многом, являются сплавом характеристик двух металлов. Разберемся в частностях.

Свойства баббита

Олово со свинцом пластичны, довольно мягки. Это прекрасная основа для твердых вкраплений. Последние – опора подшипника.

Основа же обеспечивает плотное прилегание детали к валу. Технологи называют это прирабатываемостью подшипника.

Такая структура сплава, в котором вещества разделены на разные фазы, называется гетерогенной.

Размягчение и пластичность сплава во многом зависят от низкой температуры плавления – не выше 440-ка градусов. Нижняя планка – около 240-ка.

Точное значение зависит от состава сплава. Баббит – общее название семейства антифрикционных материалов.

Это те, что противостоят фрикциям, то есть, возвратно-поступательным движениям. Подшипники, как известно «ходят» туда-сюда.

Если детали не смогут противостоять трению, быстро выйдут из строя. Так вот, олово баббит делает стойким к коррозии, максимально теплопроводимым, то есть, деталь меньше нагревается.

Это увеличивает износоустойчивость сплава, но снижает его температуру плавления.

Второй состав баббита, преимущественно, свинцовый. Соответственно, температура плавления максимальна.

Поэтому, на производстве автомобилей, прокатных станов, сельхозтехники используют именно свинцовую смесь. Есть еще и кальциевая.

Свинец с оловом в ней тоже присутствуют, но уже не играет главенствующей роли. Кальций обеспечивает низкую цену при высокой плотности сплава.

Теплопроводность у него низкая. Основная проблема кальциевого баббита состоит в быстром окислении. Соответственно, детали быстро изнашиваются.

Такие подшипники устраивают лишь железнодорожников. Вкладыши в рамах поездов часто проверяют и меняют. Подшипники не успевают снашиваться.

Как видно, свинец и олово есть во всех баббитах. Разница лишь в пропорциях. Остальные составляющие разнятся. Рассмотрены основные металлы.

Но, есть и легирующие, то есть, присутствующие в малых количествах. Это натрий, сурьма, медь, никель, мышьяк, теллур и кадмий.

«Присадки» отвечают за специфические свойства. Медь, к примеру, делает баббит свинцовый, как и остальные виды сплава, тверже, увеличивает ударную вязкость.

Никель повышает износостойкость. Поэтому, 28 элемент принято примешивать к кальциевым баббитам. Металл кадмий увеличивает стойкость деталей к коррозии. Лигатура из сурьмы направлена на общую прочность сплава.

Получается, разнится не только температура плавления баббита, но и другие характеристики. Все зависит от состава.

Неизменно одно, — сплав остается первым из антифрикционных, созданных человеком. К 21-му веку разработаны десятки марок.

Для них действуют ГОСТы, регламентирующие процентный состав. Так, баббит Б83 содержит около 80% олова, 12% сурьмы, 6% меди и десятые доли процента железа, мышьяка, свинца, висмута и алюминия.

Основных марок около 10-ти. Из них три свинцовых. Это Б16, БH и БС6. К оловянным относятся Б83С, Б83 и Б88 баббит. ГОСТ 1320-74 един. Отдельный ГОСТ 1209-90 утвержден для кальциевых марок БКА, БК2, БК2Ш и БК2Ц.

Добыча баббита

Поскольку баббит – рукотворный сплав, а не отдельный металл, добываются лишь составляющие материала. Из них формируют слитки.

Промышленники зовут их чушками. Их масса не превышает 22-ух килограммов. Важно, чтобы поверхность слитков была чистой.

Иначе, в шихту, то есть смесь для сплава, могут попасть сторонние загрязнители.

Поэтому, производители баббита тщательно очищают исходный материал. Он может быть первичным, то есть, добытым в природе и вторичным.

Под вторичным материалом подразумевается лом баббита. Работая с ним, проводят обезжиривание.

К тому же, на поверхность расплава вторичных компонентов всплывает тугоплавкая пенка, именуемая спрудиной. Ее нужно снимать.

В России с процессом знакомо большинство металлургов, поскольку около 70% отечественных баббитов производят именно из вторичного сырья.

На каждой чушке баббита выдавливают номер плавки, марку сплава и товарный знак завода, где производилась отливка.

Работникам других предприятий остается расплавить готовые брикеты и залить во вкладыш подшипника.

То есть, из баббита состоит не вся деталь. Для улучшения антифрикционных свойств достаточно тонкого слоя.

Некоторые производители подшипников формируют сплав самостоятельно, подбирая нужную шихту. Так именуют смесь исходных компонентов, которые сплавляют.

Заливка баббитом собственного производства позволяет лучше контролировать качество продукции, искать собственные формулы, выделяющие товар из ряда аналогов.

Исходную шихту сплавляют. Температура зависит от состава марки материала, его предназначения.

Так, плавление баббита Б16 проводится при 240-340-ка градусах. В формы сплав заливается при этой же температуре, чего не скажешь о Б83.

Последний баббит разливают нагретым минимум до 440-ка по шкале Цельсия. При этом, сплавляют 83-ю шихту при тех же 240-340-ка градусах.

Применение баббита

Специфику применения баббитов стоит знать не только производителям, но и потребителя.

Так, сплав марки БМ подходит только для шатунных подшипников. В них есть деталь, стыкующая коленчатый вал и поршень. Она и называется шатун.

Такие детали ставят, к примеру, на трактора. Шатунные подшипники требуют замены через каждую 1000 километров пробега.

Зато, для деталей не требуется ряд насосов, обслуживающий смазки. К тому же, снижается масса баббита, используемого в подшипниках, а значит, и их стоимость. Антифрикционные сплавы не из дешевых.

В коренных подшипниках баббитовая прослойка больше, значит, и допустимый пробег выше.

Износ антифрикционного слоя приводит к большей амплитуде движения за счет увеличения радиального зазора, максимальному трению и, как итог, растрескиванию крышек подшипников.

Для коренных подшипников идеален 88 баббит. Он подходит для деталей, эксплуатируемых при больших скоростях, высоких динамических нагрузках.

Сплав подойдет, к примеру, для быстроходных и среднеоборотных дизелей. Что же касается баббита Б83, он годится, в основном, для средних нагрузок.

БН – марка, подходящая лишь для средних скоростей и нагрузок. Можно взять подшипники для компрессоров, судовых водопроводов, но не гоночных авто.

Для тяжелого машиностроения предназначен баббит Б16. Если износ прослойки замечен вовремя, еще не повлек порчу деталей, можно перезалить баббитовый слой, предварительно очистив поверхность подшипника.

Получается, не обязательно покупать новый. Знание этих нюансов применения баббита позволяет не прогадать с приобретениями и сэкономить на их эксплуатации.

Цена баббита

На баббит цена зависит от состава сплава, его марки, производителя. Если брать, к примеру, тонну Б83-го, то есть, оловянистого материала, стоимость сведется к 1 300 000 рублей за тонну.

Речь о товаре в чушках. Свинцовые слитки Б16-ой марки реализуют, прося примерно 350 000 за 1000 килограммов.

Большинство же производителей предлагают купить баббит по договорным ценам, объявляя гибкую систему скидок.

Так, одно из тульских ООО реализует кило оловянистого сплава за 1900 рублей, а при оптовых заказах цена доходит до 400-от рублей.

Не забудем про вторичный рынок. Сдать баббитовый лом можно по 600 рублей за кило. Такое предложение исходит, к примеру, от «Мосвторметалла».

Предприятие, как видно из названия, московское. В регионах за лом баббита дают меньше, до 500-от рублей за 1000 граммов.

Частным лицам набрать кило антифрикционного сплава – проблема. Как уже говорилось, он является лишь тонкой прослойкой в деталях.

Собственно, поэтому затраты производителей и окупаются. Окупились когда-то и труды Исаака Бэббита.

Ювелир, создавший сплав, получил от конгресса США премию в 20 000 долларов.

Для 1844-го года сумма внушительная, свидетельствующая, сколь важной посчитали придумку Бэббита на верхах.

Подшипниковые сплавы. Баббиты. Маркировка, применение.

Подшипниковые сплавы. Баббиты. Маркировка, применение. 4.63/5 (92.50%) проголосовало 8

Подшипниковые сплавы. Баббиты. Маркировка, применение.

В качестве подшипников или антифрикционных материалов пользуются баббитами, основа которых составляет мягкие пластичные металлы свинец и олово. Одним из основных элементов в оловянистых баббитах являются сурьма и медь. Химический состав оловянистых баббитов приведен в таблице 1.

.

.

Таблица 1.

Химический состав оловянистых баббитов.

Заменители баббитов.

В роли заменителей баббитов пользуются антифрикционными сплавами на основе цинка, они применяются в условиях средней трудности. Также можно сказать и про антифрикционные чугуны, которые обладают низким коэффициентом трения и относительно неплохой стойкостью к износам.

Для подшипников и других деталей, которые работают при более высоком удельном давлении, температурных режимах и скоростях скольжения, используют сплавы на медной основе.

Подшипники, которые работают при более высоких ударных нагрузках и жестких температурных режимах, преимущественно изготавливают на оловянной основе. При заливке толстостенных подшипников в больших количествах используют безоловянный свинцово-кальцыевой баббит.

Таблица 2.

Химический состав кальциевых баббитов.

Марки баббитов. Область применения баббитов.

Б89 – баббиты данной марки используют для особо ответственных узлов и механизмов работающих при высоких скоростях и давлениях выше 150 кг/см2, например для подшипников авиадвигателей.

Б83 – баббиты ответственного назначения, применяют для изготовления подшипников электродвигателей, компрессоров с большой мощностью, турбин, дизелей и паровых машин.

Б16 – из баббитов данной марки изготавливают подшипники дробилок и паровозов, а также ненагруженные вкладыши электровозов, электродвигателей и паровых машин.

БН – это подшипники, применяемые в легковых и грузовых автомобилях, тракторах, паровозах и компрессорах.

БТ – применяются для изготовления подшипников автомобильных и тракторных двигателей.

Б6 – это подшипники для шаровых мельниц, нефтяных двигателей и дымососов.

БК – баббиты этой марки предназначены для заливки толстостенных подшипников (толщина слоя более 3 мм).

БК2 – баббиты также используются для заливки толстостенных подшипников (толщина слоя менее 1 мм), изготавливают подшипники для железнодорожных вагонов.

.

Баббит свойства.

Таблица 3.

Физико-химические свойства баббитов.

Баббит — свойства

Структура баббитов из олова состоит из твердых частиц химического соединения и мягкой основы . Незначительные добавки кадмия и никеля не образуют в структуре баббита новых составляющих, но уменьшают размеры кристаллитов химического соединения.
У баббитов на основе свинца рабочая температура выше, чем у баббитов на основе олова. Их применяют для для подшипников дизельных двигателей, прокатных станов.
Свинцовокальциевый баббит используется в подшипниках подвижного состава железнодорожного транспорта.
Продолжительности работы подшипников зависит от толщины залитого на стальной вкладыш баббитового слоя. Чем меньше толщина слоя, тем более высокий срок службы подшипника.
Баббит, в строении которого всегда сочетаются мягкая основа и твердые включения, характеризуется такими показателями:
• Невысокая температура плавления в диапазоне 240 – 320 °С;
• Низкая твердость НВ 13–32;
• Повышенная размягчаемость при 100°С НВ 9 – 24.
Плюсы легкоплавких подшипниковых сплавов:
— отличная прирабатываемость
— высокие антифрикционные свойства
К минусам относят:
— низкая прочность
Из-за небольшой прочности баббиты могут применяться только в подшипниках, имеющих прочный стальной или чугунный, бронзовый корпус.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *