Виды покрытий дорог
Содержание
- Смолистая масса для дорожного покрытия, 6 букв, 6 буква «Н», сканворд
- Покрытие усовершенствованное
- Категории дорог. Классификация и назначение дорог
- Как все устроено
- Разные категории
- Принципы классификации
- Первая категория
- Вторая
- Третья
- Четвертая и пятая категории дорог
- Лесные дороги — классификация
- Насколько важно проводить ремонт дорог
- Классификация дорог в зависимости от покрытия
- Категории автомобильных дорог
- Категории улично-дорожной сети
Александр Новиков Юрист Задать вопрос Вопрос эксперту Что понимается под твердым покрытием дороги?
Ответ: Под твердым покрытием автомобильных дорог понимается усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)). На основании Методологических положений по статистике транспорта, утв. Приказом Росстата от 29.12.2017 N 887 (разд. 4), в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги.
К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)).
Приказом Минрегиона России от 30.06.2012 N 266 утвержден “СП 34.13330.2012. Свод правил. Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*” (далее – Свод правил).
Согласно п. 3.93а твердое покрытие представляет собой дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.
Согласно п. 8.4 Свода правил дорожные одежды подразделяются на следующие типы в зависимости от видов покрытий:
1. Капитальные:
- цементобетонные монолитные;
- железобетонные, монолитные и сборные или из предварительно напряженного железобетона, армобетонные сборные и монолитные;
- асфальтобетонные.
2. Облегченные:
- асфальтобетонные;
- из щебня, гравия и песка, обработанных вяжущими материалами.
3. Переходные:
- щебеночные и гравийные; из грунтов и каменных материалов, обработанных вяжущими или армированных геосинтетическими материалами.
4. Низшие:
- из грунтов, армированных геосинтетическими материалами или улучшенных добавками.
Исходя из определения “главной дороги” в п. 1.2 ПДД РФ к твердому покрытию относятся асфальто- и цементобетон, каменные материалы и т.п.
Смолистая масса для дорожного покрытия, 6 букв, 6 буква «Н», сканворд
- «Жвачка» советских детей
- Вещество, «прыгнувшее» с дороги на крышу
- Вид нефтепродукта
- вяжущий компонент асфальта
- Вязкая черная смолистая масса, оставшаяся после перегонки нефти
- какой строительный материал, по мнению юмористов из журнала «Красная Бурда», является английским выражением «Хорошо, но неправильно»?
- Основа битума
- Остаток нефтеперегонки, черная смолистая масса, используемая при дорожных работах и пр
- Остаток, образующийся в результате отгонки из нефти при атмосферном давлении и под вакуумом фракций, выкипающих до 450-600 °C
- Отходы нефти.
- Продукт из отходов нефти
- Смолистая масса
- Смолистая масса для дорожного покрытия
- сырье для битума
- Сырье для крекинга
- сырье для покрытия дорог
- черная «жвачка» советских детей
- Черная масса из отходов перегонки нефти, применяемая в дорожном строительстве
- Чёрная смолистая масса (сырьё для крекинга, дорожно-строительный материал)
- Черная смолистая масса из отходов перегонки нефти, применяемая в дорожном строительстве, для изготовления кровельных и изоляционных материалов и т. п
- Черная смолистая масса из отходов перегонки нефти, употребляемая главным образом в дорожном строительстве
- черная смолистая масса из отходов перегонки нефти, употребляется главным образом в дорожном строительстве
- черная смолистая масса, остаток после отгонки от нефти топливных и масляных фракций
Покрытие усовершенствованное
- Качество, контроль строительных материалов
- Качество, контроль/Quality, control
- Виды испытаний/ Types of tests
- Испытания исследовательские//Research trials
- Виды контроля/ Types of control
- Контроль неразрушающий/ Non-destructive testing
- Контроль неразрушающий вихретоковый/Non-destructive eddy current control
- Контроль неразрушающий, магнитный/ Non-destructive, magnetic inspection
- Контроль неразрушающий, радиационный/ Control is nondestructive, radiation
- Общие, качество/General, quality
- Отклонения при испытаниях//Test deviations
- Оценки соответствия в Таможенном союзе/Conformity assessment in the Customs Union
- Приборы неразрушающего контроля/ Devices of nondestructive control
- Контроль неразрушающий акустический/Non-destructive acoustic control
- Контроль неразрушающий вибрационный/Non-destructive vibration monitoring
- Контроль неразрушающий капиллярный/Non-destructive capillary control
- Контроль неразрушающий оптический/Nondestructive optical control
- Контроль неразрушающий ультразвуковой/Non-destructive ultrasonic inspection
- Контроль радиоволновой неразрушающий/Control of radio wave non-destructive
- Качество, контроль/Quality, control
- Стандартизация
- Технический комитет по стандартизации/Technical Committee for standardization
- Стандартизация/ Standardization
- Мосты
- Мосты/ Bridges
- Заводское изготовление мостовых конструкций и элементов труб/Prefabrication of bridge structures and of elements of pipes
- Оборудование мостовое/ Bridge equipment/
- Общие термины/ General term
- Защита изделий и материалов от коррозии,старения и биологических повреждений. ТК 214
- Коррозия материалов/ Corrosion of materials
- Виды коррозии/ Types of corrosion
- Защита от коррозии/ Corrosion protection
- Дефекты/ Defects
- Виды испытаний/ Types of tests
- Напыление/ Spraying, Sputtering
- Покрытия/cover
- Общие, коррозия/Common, corrosion
- Стекло ТК 41
- Стекло/Glass
- Виды стекла/ Types of glass
- Изделия из стекла/ glass-ware
- Дефекты стекла/ Defects of glass
- Общие, стекло/Common, glass
- Стеклопакеты/ Double-glazed pane
- Стекловолокно/Fiber
- Материалы лакокрасочные ТК 195
- Эмали/ Enamels
- Краски и лаки/ Paints and varnishes
- Грунтовки/primer
- Краски/ Paints Paints
- Краски водно-дисперсионные/ Water-dispersed paints
- Краски для бетонных полов/ Paints for concrete floors
- Лаки/ Varnishes
- Дефекты лакокрасочного покрытия/ Defects of a paint and varnish covering
- Пигменты для красок/ Pigments for paints
- Растворители и разбавители/ Solvents and thinners
- Общие, краски/Common, paint
- Прочие, краски/Other, paints
- Материалы и изделия для дорожных работ ТК 418,
- Дренажные системы//Drainage systems
- Материалы геосинтетические/Geosynthetic material
- Материалы нетканые/Nonwoven materials
- Материалы геотекстильные/ Geotextile materials
- Инструменты ТК 095
- Инструменты/ Instruments
- Инструмент режущий/ Cutting tool
- Сверла спиральные/Spiral drills
- Приборы/instrumentation
- Средства измерений давления/Pressure measuring instruments
- Шумомеры/sound level meter
- Общие термины/ General term
- Упаковка/ packing
- Сварка и родственные процессы ТК 364
- Сварка материалов/Welding of materials
- Дефекты сварных швов и соединений/Defects in welds and joints
- Культурное наследие. Архитектура. ТК 082
- Архитектура / architecture
- Архитектура ландшафтная/Landscape architecture
- Геодезия и картография ТК404
- Геодезия/Geodesy
- Инструменты геодезические/ Geodesic tools
- Вибрация, удар и контроль технического состояния ТК 183
- Вибрация/ Vibration
- Виброзащита/ Vibroprotection
- Виды вибрации/ Types of vibration
- Вибробезопасность/ Vibration safety
- Вибротехника/ vibrotechnics
- Опалубка. ТК 465
- Отходы производства
- Оборудование для промышленности строительных материалов ТК 283
- Дозаторы/ Dispensers
- ЖД транспорт/Railway transport
- Конвеера/ Conveyor
- Контейнера/Container’s
- Машины и оборудование для свайных работ/ Machines and equipment for piling works
- Машины ручные пневматические и электрические/Machines, manual, pneumatic and electric
- Мельницы/Mills
- Механизация строительного производства/Mechanization of construction production
- Механизмы грузоподъемные/ Mechanisms for lifting
- Мешалки/ Agitators
- Насосы/Pumps
- Оборудование абразивное, шлифовальное, полировальное/Abrasive, grinding, polishing equipment
- Оборудование арматурное/ Reinforcing equipment
- Оборудование водонапорное/Water pressure equipment
- Оборудование гидроизоляционное/ Waterproofing equipment/
- Оборудование горное/ Mining equipment
- Оборудование деревообрабатывающее/ Woodworking equipment
- Оборудование для взвешивания/ Weighing equipment
- Оборудование для обжига материалов/Equipment for firing materials
- Оборудование для прессования/Equipment for pressing
- Оборудование для производства бетона/ Equipment for the production of concrete
- Оборудование для производства керамики/ Equipment for the production of ceramics
- Оборудование для производства полимерных изделий/Equipment for production of polymeric products
- Оборудование испытательное/ Testing equipment
- Оборудование компрессорное/ Compressor equipment
- Оборудование крановое/ Crane equipment
- Оборудование монтажное/ Mounting equipment
- Оборудование противопожарное/ Fire-fighting equipment
- Оборудование прочее/Other equipment
- Оборудование сварочное/ Welding equipment
- Оборудование сушильное / Drying equipment
- Оборудование тепловое/Thermal equipment
- Оборудование шлифовальное/ Grinding equipment
- Оборудование штукатурное/ Plastering equipment
- Оборудование энергетическое/Power equipment
- Обслуживание техники и оборудования отрасли строительных материалов/Maintenance of machinery and equipment of the construction materials industry
- Общие термины, оборудование/General terms, equipment
- Питатели/feeder
- Процессы и аппараты
- Светотехнические изделия, освещение искусственное ТК332
- Освещение/ Lighting
- Огнезащита материалов. Пожарная безопасность. ТК 274
- Горючесть материалов/ Combustibility of materials
- Противопожарные мероприятия/Fire prevention measures
- Техника пожарная/Fire equipment
- Огнезащита материалов/ Fire protection of materials
- Строительная химия ТК 060
- Гидрофобизаторы/Water repellent
- Эмульсии/ Emulsions
- Безопасность труда ТК 251
- Техника безопасности/ Safety precautions
- Безопасность оборудования/ Safety equipment
- Изделия пароизоляционные
- Проектирование
- Конструкторская документация/Design documentation
- Модульная координация размеров/Modular coordination of dimensions
- Расчёт теплообмена/ Heat exchange calculation
- расчет теплоотдачи/Heat transfer calculation
- расчет теплоотдачи/Heat transfer calculation
- Водоснабжение и водоотведение ТК 71
- Сооружения гидротехнические/ Hydraulic engineering constructions
- Сооружения водозаборные/Water intake facilities
- Водоснабжение, вода/ Water supply, water
- Водоотведение/ Water disposal
- Пластмассы, полимерные материалы, методы их испытаний ТК 230
- Смолы/ Resins
- Стратегический и инновационный менжемент ТК 100
- Инжиниринг/ engineering
- Заводы, производства, цеха
- Заводы/ Factories
- Заводы, производства, цеха/ Plants, productions, shops
- Производственные здания/Industrial buildings
- Производство/ Production
- Склады/ Warehouses
- Цеха/ Workshops
- Строительство ТК 465
- Строительные термины и определения/Construction terms and definitions
- Градостроительство/City building
- Здания/Buildings
- Здания и комплексы высотные/High-rise buildings and complexes
- Здания и сооружения мобильные/Buildings and structures mobile
- Строительные термины и определения/Construction terms and definitions
- Инженерные изыскания для строительства/Engineering surveys for construction
- Лестницы/ Stairs
- Крыши/Roofs
- Сооружения/Constructions
- Сооружения подземные/Underground facilities
- Стены/Walls
- Теплоснабжение/Heat supply
- Строительство в сейсмических районах ТК 465
- Туннелестроение
- Подземные горные выработки/Underground mining
- Строительная информатика/Construction Informatics
- Системотехника строительства/Construction system engineering
- Дорожное строительство
- Автостоянки/Parkings
- Безопасность дорожного движения/Road safety
- Дороги автомобильные/ Roadsareautomobile
- Дороги автомобильные/ Roadsareautomobile
- Дорожные строительные материалы/ Road building materials
- Зимнее содержание дорог/ Winter road maintenance
- Изыскания и проектирование автомобильных дорог/ Research and design of road
- Конструкции и типы дорожных одежд/Designs and types of pavement
- Мостовые переходы/bridge crossing
- Общие понятия об эксплуатации автомобильных дорог/General concepts of road maintenance
- Организация и безопасность дорожного движения/Organization and road safety
- Ремонт автомобильных дорог/Repair of roads
- Содержание дорог весной, летом и осенью/Road maintenance in spring, summer and autumn
- Технология и организация дорожно-строительных работ/Technology and organization of road construction works
- Оборудование дорожное/Road equipment
- Оборудование дорожное/Road equipment
- Автодорожная техника/ Road construction equipment
- Машины мелиоративные/Reclamation machines
- Экскаваторы/ Excavators
- Автотехника/Motor-vehicle
- Автотранспорт/Motor transport
- Наноматериалы/nanomaterial
- Ресурсосбережение/resource saving
- Автоматизация строительного производства /Automation of construction production
- Экономика промышленности строительных материалов
- Экономика, бух.учет, труд и зарплата/Economics, accounting, labor and salary
- Охрана окружающей природной среды ТК409
- Экология/ Ecology
- Прочие
- Стереология/Stereology
Категории дорог. Классификация и назначение дорог
Дорожное сообщение — это важнейшая часть экономики любой страны, ведь оно играет немаловажную роль в уровне развития промышленности и производства государства. И автомобильные дороги России в этом плане не являются исключением. В целях определения уровня качества и потокопроходимости разработан список определенных требований, предъявляемых к автодорогам. Те из них, что максимально полно отвечают предъявленным критериям, способны принимать транспортные потоки любой сложности и полноты и способствовать доставке пассажиров и грузов во всех направлениях и на любые расстояния. Именно поэтому стоит уделить самое пристальное внимание вопросу о том, какие именно категории автомобильных дорог вообще существуют и как проводится их классификация.
Как все устроено
Для увеличения безопасности движения и повышения проходимости современная автодорога обустраивается как сложное техническое сооружение и выполняется на специально выделенном для этого участке местности, называемом полосой отвода. Там и обустраивается сама проезжая часть, по которой и передвигаются транспортные средства. Для обеспечения повышенной пропускной способности, удобства езды и безопасности движения практически все виды дорог оснащают твердым покрытием: асфальтом, бетоном и др. строительными материалами. Ширина проезжей части для дороги с однорядным движением составляет не менее 7 метров. Небольшая часть полосы отвода при этом не имеет твердого покрытия и не входит в дорожное полотно — она используется как дополнительная площадь. Тут прокладываются объездные пути, велосипедные дорожки, также эта часть дороги отводится для движения тракторов и гужевого транспорта. Дополнительно в этой части полосы отвода обустраиваются водоотводные и лесозащитные сооружения, а при ремонте дорожного покрытия тут же складируют строительные материалы.
Кроме проезжей части, дорожное полотно включает в себя также и две обочины — слева и справа от проезжей части. Эти дополнительные полосы служат для съезда (как случайного, так и вынужденного) с основной части дороги, а также могут быть задействованы в качестве вспомогательной полосы при разъездах или ремонте дорожного покрытия. Разные виды дорог имеют обочины неодинаковой ширины: от 2 до 3,75 метров. Для стока воды от дождя и снега по обеим сторонам дороги устраиваются кюветы — канавы глубиной от 0,3 до 1 метра. Независимо от класса и категории все дорожные покрытия выполняют не плоскими, а в виде двускатной крыши с углом наклона от 1,5 до 4 градусов. Это позволяет дождевым водам не задерживаться на полотне, а свободно стекать в кюветы.
Разные категории
Категории автомобильных дорог в разных странах мира имеют разнообразные критерии оценивания, однако, немного обобщив их, можно составить примерно такой перечень:
- Е — путепроводы европейского значения;
- М — маршруты федерального значения;
- Р — дороги, соединяющие административные центры;
- А — федеральные и региональные автодороги, подъезды к крупнейшим транспортным узлам — аэропортам, морским и речпортам;
- К — региональные дороги;
- Н — прочие дороги местного подчинения.
Существует также еще несколько критериев, по которым можно классифицировать дороги разного назначения:
- по ширине покрытия и количеству полос движения;
- по принципу и способу пересечения с автодорогами разных видов;
- по наличию или отсутствию разметки и разделительной полосы.
Именно последний разделительный принцип говорит о том, является ли дорога действующей, пересекается ли она с другими автодорогами и сколько раз, как осуществляется регулирование движения, сколько на ней поворотов и другие параметры.
Принципы классификации
В основном все автодороги подвергаются классификации прежде всего по принципу того, как осуществляется движение и насколько легкий доступ к ним обеспечен. Если рассматривать категории дорог с этой позиции, можно выделить 3 основных класса:
- автомагистраль;
- скоростное шоссе;
- обычная дорога.
Каждая из них имеет свои подклассы, то есть подразделяется на виды в зависимости от географического положения:
- районные;
- областные;
- территориальные;
- региональные;
- национальные;
- международного сообщения;
Конечно, такое деление является довольно условным, на практике же все несколько сложнее. Дело в том, что каждая страна принимает свои категории и признаки деления — в России, например, категорий дорог пять, а на Украине — всего четыре.
Первая категория
К первой категории автодорог в России относятся автомагистрали, скоростные трассы и автострады. Такие путепроводы имеют ширину не менее 15 метров и оснащены разделительной полосой. В каждом направлении предусмотрено не менее двух полос движения, шириной не меньше 3,75 метров. Подобные дороги рассчитаны на высокую интенсивность движения и оснащены качественным бетонным покрытием, способным выдерживать большой наплыв автотранспортных средств. Пропускная способность таких путепроводов превышает 7 000 авто в сутки, при этом транспортные средства передвигаются со скоростью не менее 120 км/ч.
Вторая
Ко второй категории дорог относят автотрассы, оснащенные асфальтовым покрытием и соединяющие между собой промышленные, культурные и административные центры страны. Для таких путепроводов предусмотрена ширина не менее 7,5 метров, а пропускная способность более 3–3,5 тыс. авто в день. Скорость движения при этом также сохраняется на уровне 120 км/ч.
Третья
К третьей категории дорог относят трассы с гораздо менее интенсивной нагрузкой движения, не более 3 000 авто/сутки. Такие автодороги могут иметь ширину от 3,5 до 7 метров, а дорожное покрытие на них обустраивается по облегченным требованиям, также оно может быть и булыжным. Скорость движения по таким дорогам обычно не может превышать 100 км/ч, а транспорт, имеющий нагрузку более 6 тонн, и вовсе не допускается к проезду по ним.
Четвертая и пятая категории дорог
Четвертая категория автодорог отличается наличием покрытия довольно низкого качества. Из-за этого движение по ним может быть сильно затруднено, особенно в осенне-весенний период. Такие пути могут пропускать не более 1000 автомобилей в сутки, а скорость движения по ним ограничена 80 км/ч. Большегрузным же автомобилям проезд по таким дорогам чаще всего закрыт совсем, связано это с тем, что движение тяжелого транспорта приводит к быстрым и серьезным разрушениям дорожного покрытия.
Ярким представителем пятой категории является «классическая» проселочная дорога. Дороги этой категории чаще всего вообще не имеют какого-либо покрытия, а двигаться по ним со скоростью, превышающей 60 км/ч, вряд ли удастся.
Лесные дороги — классификация
Отдельным видом классификации можно назвать назначение дорог. Отдельным видом дорог в России являются лесные дороги. Как уже понятно из названия, обустраиваются они в лесных массивах и служат для беспроблемного доступа транспорта в эти части России.
Лесные дороги тоже можно разделить на несколько видов в зависимости от их функционального назначения:
- лесохозяйственные — предназначены для осуществления контроля за состоянием лесных массивов, именно по ним егеря обходят вверенные им территории;
- лесовозные — обеспечивают транспортное сообщение при валке леса в промышленных и санитарных целях; так как по ним передвигается тяжелый грузовой транспорт — они дополнительно укрепляются для обеспечения повышенной проходимости большегрузных автомобилей;
- противопожарные — призваны обеспечить доступ пожарных расчетов к очагам вероятных возгораний;
В прежние времена к этому перечню можно было бы добавить еще один тип дороги — лежневую, однако сейчас их практически не строят, а старые давно пришли в негодность. Дело в том, что дорожное полотно в этом случае представляет собой настил из цельных бревен. Построить такую дорогу можно быстро, однако это нецелесообразно — ведь древесина нынче недешева, а уйдет на подобный тракт ее очень много. Да и срок службы такого покрытия по сравнению, например, с асфальтным — невелик, древесина быстро гниет и портится в неблагоприятных погодных условиях.
Насколько важно проводить ремонт дорог
Как известно, далеко не все автомобильные дороги России могут похвастаться новым качественным покрытием, а ведь это один из важнейших факторов, которым не стоит пренебрегать. От качества дорожного покрытия зависит довольно много, ведь для обеспечения качественной жизни человека грузоперевозки (не говоря уже о пассажирах) должны осуществляться максимально быстро, безопасно и эффективно.
Часто несоответствие дорожного покрытия требованиям современных транспортных реалий и все увеличивающемуся потоку движения могут привести ко многим негативным последствиям: росту числа аварий, ускорению износа автотранспортных средств, перерасходу топлива, снижению скорости движения и многих других. Страшно даже представить, что, например, чья-то жизнь может зависеть от того, по какой именно дороге будет доставлен тот или иной медицинский препарат или насколько быстро сможет приехать пожарная машина. Так что покрытие дорог также играет в классификации далеко не последнюю роль.
Классификация дорог в зависимости от покрытия
В зависимости от типа дорожного покрытия можно выделить следующие виды:
- мостовые;
- цементобетонные;
- покрытые гравием или щебнем;
- грунтовые;
- дегтебетонные;
- асфальтобетонные;
- покрытые материалами, содержащими органические вещества, имеющие вяжущие свойства.
Подытоживая вышесказанное, можно еще раз отметить важность и необходимость всех работ, связанных с обустройством и ремонтом дорого, а также поддержанием их в надлежащем состоянии. Новые технологии открывают массу возможностей для того, чтобы и проселочная дорога, и автомагистраль оставались на достойном уровне по прочности и качеству покрытия и были способны обеспечить высокую проходимость транспортных средств.
Разделение дорог по категориям рассмотрено в следующих нормативных документах:
- автомобильные дороги в соответствии с ФЗ-№257 от 08.11.2007 , ГОСТ Р 52398-2005 и СП 34.13330.2012;
- улично-дорожная сеть в соответствии с СП 42.13330.2016.
Основные понятия:
Согласно статье 3 п.1 ФЗ-№257 от 08.11.2007:
п.1. автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, — защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
Согласно разделу 3 СП 34.13330.2012:
п.3.3 автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения.
п.3.9 категория автомобильной дороги: Характеристика, определяющая технические параметры автомобильной дороги.
Согласно разделу 3 СП 42.13330.2016:
п.3.37. улично-дорожная сеть; УДС: Система объектов капитального строительства, включая улицы и дороги различных категорий и входящие в их состав объекты дорожно-мостового строительства (путепроводы, мосты, туннели, эстакады и другие подобные сооружения), предназначенные для движения транспортных средств и пешеходов, проектируемые с учетом перспективного роста интенсивности движения и обеспечения возможности прокладки инженерных коммуникаций. Границы УДС закрепляются красными линиями. Территория, занимаемая УДС, относится к землям общего пользования транспортного назначения.
п.3.36. улица, площадь: Территория общего пользования, ограниченная красными линиями улично-дорожной сети города.
Рассмотрим деление автомобильных дорог и улично-дорожной сети по категориям.
Категории автомобильных дорог
Согласно статье 5 п.18 ФЗ-№257 от 08.11.2007:
18. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно данному постановлению Правительства РФ от 28.09.2009 №767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации»:
п.2. Автомобильные дороги по условиям движения и доступа к ним разделяются на следующие классы:
а) автомагистраль;
б) скоростная автомобильная дорога;
в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).
п.3. Отнесение автомобильной дороги к соответствующему классу осуществляется в соответствии с критериями, установленными статьей 5 ФЗ-№257 от 08.11.2007.
-
-
- Для автомобильной дороги класса «автомагистраль» устанавливается IА категория.
- Для автомобильной дороги класса «скоростная автомобильная дорога» устанавливается IБ категория.
- Для автомобильной дороги класса «обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога)» могут устанавливаться IВ, II, III, IV и V категории.
-
п.5. Отнесение эксплуатируемых автомобильных дорог к категориям автомобильных дорог осуществляется в соответствии с основными показателями транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог согласно приложению.
Приложение пост. Прав. РФ №767 от 28.09.2009.
Приложение к Правилам классификации
автомобильных дорог в РФ и их отнесения
к категориям автомобильных дорог
Параметры элементов автомо-бильной дороги |
Класс автомобильной дороги |
||||||||
авто- |
скоро- |
обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога) |
|||||||
Категории автомобильной дороги |
|||||||||
IА |
IБ |
IВ |
|||||||
1.Общее число полос движения, штук |
4 и более |
4 и более |
4 и более |
||||||
2.Ширина полосы движения, м |
3,75 |
3,75 |
3,5 — 3,75 |
3,5 — 3,75 |
3,5 — 3,75 |
3,25 — 3,5 |
3 — 3,25 |
3,5 — 4,5 |
|
3. Ширина обочины |
3,75 |
3,75 |
3,25 — 3,75 |
2,5 — 3 |
2,5 — 3 |
2 — 2,5 |
1,5 — 2 |
1 — 1,75 |
|
4. Ширина раздели-тельной полосы, м |
— |
— |
— |
— |
— |
||||
5. Пересе- чение с автомо-бильными дорогами |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
допу-скается пере-сечение |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
в одном уровне |
|
6. Пересе- чение с железными дорогами |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в разных уровнях |
в одном уровне |
в одном уровне |
|
7. Доступ к дороге с примы- кающей дороги в одном уровне |
не допус- |
допу-скается не чаще |
допу-скается не чаще чем через 5 км |
допу-скается |
допу-скается |
допу-скается |
допу-скается |
допу-скается |
|
8. Макси-мальный уровень загрузки дороги движе-нием |
0,6 |
0,65 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
0,7 |
Примечания:
1. Ширина обочин автомобильной дороги на особо трудных участках горной местности, на участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и дополнительными полосами на подъем может составлять до 1,5 метра — для дорог IБ, IВ и II категорий и до 1 метра — для дорог III, IV и V категорий.
2. На автомобильных дорогах категории IВ ширина разделительной полосы может быть равной 2 метрам (без учета ширины ограждения при наличии дорожных ограждений по оси дороги).
3. Максимальный уровень загрузки дороги движением определяется как отношение величины максимальной интенсивности движения к величине ее пропускной способности.
4. Допускается классифицировать автомобильные дороги как скоростные автомобильные дороги только по общему числу полос движения и видам пересечения с автомобильными и железными дорогами, при этом для указанного класса автомобильной дороги ширина полосы движения не должна быть менее 3,5 метра.
Согласно разделу 4 и 5 СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*:
(Данный свод правил устанавливает нормы проектирования на вновь строящиеся, реконструируемые и капитально ремонтируемые автомобильные дороги общего пользования и ведомственные автомобильные дороги.)
Категории автомобильных дорог (ГОСТ 33382) в зависимости от расчетной интенсивности движения приведены в таблице 4.1.
Таблица 4.1
Категория автомобильной дороги |
Расчетная интенсивность движения, приведенных ед/сут |
|
IA (автомагистраль) |
Свыше 14000 |
|
IБ |
То же |
|
Обычные дороги |
» 14000 |
|
» 6000 |
||
» 2000 до 6000 |
||
» 200 » 2000 |
||
» 200 |
||
Примечания 1 При применении одинаковых требований для дорог IA, IБ, IB категорий в настоящем своде правил они отнесены к категории 1. 2 Категорию дороги следует устанавливать в зависимости от ее значения в сети автомобильных дорог, а также требований заказчика. |
Количество и размеры параметров элементов автодороги в зависимости от ее категории приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1 — Параметры элементов автодороги в зависимости от ее категории
Параме-тры элементов автодо-роги |
Категории |
|||||
IА |
IБ |
IВ |
||||
Общее число полос движения, шт. |
4 и более в каждом напр-авлении |
4 и более в каждом напра-влении |
||||
Ширина полосы движения, м |
3,75 |
3,75 |
3,5-3,75 |
3,5-3,75 |
3,5 |
3,0 |
Ширина обочины, м, не менее |
3,75 |
3,75 |
3,75 |
3,75-2,5 |
2,5 |
2,0 |
Ширина раздели-тельной полосы, м |
— |
— |
— |
— |
||
Пересе-чение с автодо-рогами |
В разных уровнях |
В разных уровнях |
Допускается в одном уровне с автодорогами со светофорами не чаще чем через 5 км |
В одном уровне |
В одном уровне |
В одном уровне |
Пересе-чение с желез-ными дорогами |
В разных уровнях |
В разных уровнях |
В разных уровнях |
В разных уровнях |
В разных уровнях при пересечении трех или больше железно-дорожных путей |
В разных уровнях при пересечении трех или больше железно-дорожных путей |
Доступ к дороге с примыка-ющей дороги в одном уровне |
Допу-скается не чаще чем 10 км |
Допу-скается не чаще чем через 5 км |
Допускается не чаще чем через 5 км |
Допу-скается |
Допускается |
Допускается |
Категории улично-дорожной сети
Согласно разделу 11 СП 42.13330.2016 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*
п.11.4 Улично-дорожную сеть населенных пунктов следует проектировать в виде непрерывной системы с учетом функционального назначения улиц и дорог, интенсивности транспортного, велосипедного и пешеходного движения, архитектурно-планировочной организации территории и характера застройки. В составе УДС следует выделять улицы и дороги магистрального и местного значения, а также главные улицы. Категории улиц и дорог городов следует назначать в соответствии с классификацией, приведенной в таблице 11.1.
Категории улиц и дорог городов
Таблица 11.1
Категория дорог и улиц |
Основное назначение дорог и улиц |
Магистральные городские дороги: |
|
1-го класса — скоростного движения |
Скоростная транспортная связь между удаленными промышленными и жилыми районами в крупнейших и крупных городах; выходы на внешние автомобильные дороги, к аэропортам, крупным зонам массового отдыха и поселениям в системе расселения. Движение непрерывное. Доступ транспортных средств через развязки в разных уровнях. Пропуск всех видов транспорта. Пересечение с дорогами и улицами всех категорий — в разных уровнях. Пешеходные переходы устраиваются вне проезжей части |
2-го класса — регулируемого движения |
Транспортная связь между районами города, выходы на внешние автомобильные дороги. Проходят вне жилой застройки. Движение регулируемое. Пропуск всех видов транспорта. Пересечение с дорогами и улицами всех категорий — в одном или разных уровнях. Пешеходные переходы устраиваются вне проезжей части и в уровне проезжей части |
Магистральные улицы общегородского значения: |
|
1-го класса — непрерывного движения |
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и общественными центрами в крупнейших, крупных и больших городах, а также с другими магистральными улицами, городскими и внешними автомобильными дорогами. Обеспечивают безостановочное непрерывное движение по основному направлению. Основные транспортные коммуникации, обеспечивающие скоростные связи в пределах урбанизированных городских территорий. Обслуживание прилегающей застройки осуществляется с боковых или местных проездов. Пропуск всех видов транспорта. Пешеходные переходы устраиваются вне проезжей части |
2-го класса — регулируемого движения |
Транспортная связь между жилыми, промышленными районами и центром города, центрами планировочных районов; выходы на внешние автомобильные дороги. Транспортно-планировочные оси города, основные элементы функционально-планировочной структуры города, поселения. Движение регулируемое. Пропуск всех видов транспорта. Для движения наземного общественного транспорта устраивается выделенная полоса при соответствующем обосновании. Пересечение с дорогами и улицами других категорий — в одном или разных уровнях. Пешеходные переходы устраиваются вне проезжей части и в уровне проезжей части со светофорным регулированием |
3-го класса — регулируемого движения |
Связывают районы города, городского округа между собой. Движение регулируемое и саморегулируемое. Пропуск всех видов транспорта. Для движения наземного общественного транспорта устраивается выделенная полоса при соответствующем обосновании. Пешеходные переходы устраиваются в уровне проезжей части и вне проезжей части |
Магистральные улицы районного значения |
Транспортная и пешеходная связи в пределах жилых районов, выходы на другие магистральные улицы. Обеспечивают выход на улицы и дороги межрайонного и общегородского значения. Движение регулируемое и саморегулируемое. Пропуск всех видов транспорта. Пересечение с дорогами и улицами в одном уровне. Пешеходные переходы устраиваются вне проезжей части и в уровне проезжей части |
Улицы и дороги местного значения: |
|
— улицы в зонах жилой застройки |
Транспортные и пешеходные связи на территории жилых районов (микрорайонов), выходы на магистральные улицы районного значения, улицы и дороги регулируемого движения. Обеспечивают непосредственный доступ к зданиям и земельным участкам |
— улицы в общественно-деловых и торговых зонах |
Транспортные и пешеходные связи внутри зон и районов для обеспечения доступа к торговым, офисным и административным зданиям, объектам сервисного обслуживания населения, образовательным организациям и др. Пешеходные переходы устраиваются в уровне проезжей части |
— улицы и дороги в производственных зонах |
Транспортные и пешеходные связи внутри промышленных, коммунально-складских зон и районов, обеспечение доступа к зданиям и земельным участкам этих зон. Пешеходные переходы устраиваются в уровне проезжей части. |
Пешеходные улицы и площади |
Благоустроенные пространства в составе УДС, предназначенные для движения и отдыха пешеходов с обеспечением полной безопасности и высокого комфорта пребывания. Пешеходные связи объектов массового посещения и концентрации пешеходов. Движение всех видов транспорта исключено. Обеспечивается возможность проезда специального транспорта |
Примечания |
п.11.6 Классификацию и расчетные параметры улиц и дорог сельских поселений следует принимать по таблицам 11.3 и 11.4.
Классификация улиц и дорог сельских поселений
Таблица 11.3
Категория дорог и улиц |
Основное назначение дорог и улиц |
Основные улицы сельского поселения |
Проходят по всей территории сельского населенного пункта, осуществляют основные транспортные и пешеходные связи, а также связь территории жилой застройки с общественным центром. Выходят на внешние дороги |
Местные улицы |
Обеспечивают связь жилой застройки с основными улицами |
Местные дороги |
Обеспечивают связи жилых и производственных территорий, обслуживают производственные территории |
Проезды |
Обеспечивают непосредственный подъезд к участкам жилой, производственной и общественной застройки |
п. 11.7 Проектирование парковых дорог, проездов, велосипедных дорожек следует осуществлять в соответствии с характеристиками, приведенными в таблицах 11.5 и 11.6.
Таблица 11.5
Категория дорог и улиц |
Основное назначение дорог и улиц |
Парковые дороги |
Дороги предназначены для обслуживания посетителей и территории парка, проезда экологически чистого транспорта, велосипедов, а также спецтранспорта (уборочная техника, скорая помощь, полиция) |
Проезды |
Подъезд транспортных средств к жилым и общественным зданиям, учреждениям, предприятиям и другим объектам городской застройки внутри районов, микрорайонов (кварталов) |
Велосипедные дорожки: |
|
— в составе поперечного профиля УДС |
Специально выделенная полоса, предназначенная для движения велосипедного транспорта. Может устраиваться на магистральных улицах общегородского значения 2-го и 3-го классов районного значения и жилых улицах |
— на рекреационных территориях, в жилых зонах и т.п. |
Специально выделенная полоса для проезда на велосипедах |
Дороги общего пользования по ФЗ-№257 и СП 34.13330