Узоры по дереву

Ноя 30, 2019 Дом

Узоры по дереву

Содержание

Как сделать резные наличники на окна в деревянном доме

Сделать свой дом запоминающимся и красивым мечтает любой хозяин. Если дом уже не новый, это не так просто. Одна из возможностей — резные наличники. Они даже обычную «коробку» превратят в шедевр.

Материал для наличников

Резные наличники делают в основном из древесины хвойных пород. Оптимальный вариант — сосна, нормально режется, недорога, из-за высокого содержания смол долговечна. В принципе, можно использовать любую другую хвойную доску, но лучше не пробовать с еловой: слишком она волокнистая, не режется даже самым острым инструментом.

Можно делать резные наличники и из лиственных пород — липы (самая мягкая), тополя, клена, дуба, вишни и т.д. Но с каждой породой надо уметь работать, набивать руку и нет гарантии, что получится что-то удобоваримое, а древесина лиственных пород стоит дорого. Поэтому делают наличники на окна чаще все-таки из сосны. Надо только обратить внимание на качественные характеристики.

Резные наличники на окна — способ сделать свой дом уникальным

Если есть древесина или доска, пролежавшая 3 года и более, можно использовать ее: она уже точно сухая, только потребуется обработка и калибровка. Если дома нет деревообрабатывающего оборудования (рейсмуса и циркулярной пилы), нужна будет обрезная доска. Под резные наличники подойдет древесина первого или высшего сорта. Это значит, что на доске не должно быть сучков, сколов, смоляных карманов. Древесину берите камерной сушки, с влажностью не более 8-12%. На рынках такая не продается, искать надо на пилорамах и в строительных магазинах.

Почему камерной сушки? Потому что ее сушат в специальной камере, ускоренно выводя влагу. При этом часть досок трескается, выгибается — эти идут в отбраковку, остальные продают. Если вы будете делать резные наличники из древесины камерной сушки, их точно не покорежит и они не потрескаются.

Инструменты

Чтобы сделать резные наличники своими руками, понадобится следующий минимальный набор:

  • дрель с набором сверл;
  • электрический лобзик с плавным пуском и кучей разных пилок по дереву;
  • стамески;
  • наждачная бумага с зерном разного размера;
  • лепестковый диск из наждачной бумаги по дереву на дрель.

Вот такие резные наличники на окна можно сделать своими руками

Для сокращения времени, которое потребуется на создание резных узоров и шлифовку, лучше иметь фрезер и шлифовальную машинку.

По одной или оптом?

Резные наличники состоят обычно из повторяющихся элементов. По крайней мере, две вертикальные рейки на каждом окне делают одинаковыми. А так как оформляются обычно несколько окон, одинаковых элементов требуется много. Если наличники собираетесь делать прорезные, закономерно возникает желание вырезать одновременно несколько штук, сложив доски стопкой и как-то их зафиксировав.

Накладные резные наличники тоже интересны

Желание понятное, но сложно реализуемое, да и выгоды во времени не так велики, как кажется. Первая сложность — у домашних мастеров обычно в наличии лобзики не слишком большой мощности. Чтобы прорезать несколько досок, приходится медленнее двигать пилку вдоль намеченного рисунка. На прямых линиях скорость еще терпима, на закруглениях — низкая. И, чем меньше радиус изгиба, тем медленнее приходится двигать пилку. Если вы работаете с одной доской, таких проблем нет. Так что по времени выигрыш если и есть, то совсем небольшой.

Еще один момент. Даже толстые, хорошие, дорогие пилки при большой толщине обрабатываемого изделия отклоняются. Так что, при одновременном резе нескольких досок, качество прорези на нижней (или двух) остается под большим вопросом.

Порядок изготовления наличника с прорезной резьбой

Желаемый рисунок при помощи шаблона переносим на доску (где его взять, как увеличить, как сделать шаблон читайте ниже). При необходимости поправляем, хорошо прорисовываем детали. Дальше порядок действий опишем пошагово.

Прорезная резьба без подкладной доски. Чтобы рисунок был четче виден, нужна большая разница в цвете

Убираем древесину в прорезях рисунка

  • Для этого сверлим отверстия большого диаметра в тех местах, где древесину надо будет убрать. Диаметр отверстия должен быть чуть больше чем ширина пилки лобзика обычно 12-14 мм). Сверло должно идти вертикально вниз, следите чтобы отверстие не вышло за линию (но небольшие погрешности нестрашны).

    Вот основной этап вырезания наличника из древесины

  • В прорези вставляем пилку лобзика, по намеченным линиям вырезаем узор.

Так как на резьбу будут смотреть издалека, некоторые неточности несмертельны, но стремиться к идеалу все-таки стоит.

Делаем фигурный край

Некоторые наличники имеют ровный край. Тогда этот этап пропускаем. Если край фигурный, придется еще поработать лобзиком.

  • Примерно через 5-7 см делаем перпендикулярные пропилы «лишней» части доски до намеченной линии наличника. Большая точность или ровные линии не нужны, стараемся не переходить через нарисованную линию.

    Фигурный край делать проще

  • Начиная справа или слева, делаем рез по намеченной линии. В процесс отпадают отпиленные кусочки, так что работать не слишком сложно.

Если рез сложный, могут оставаться не слишком привлекательные места. Это не страшно, их потом обработаем, где надо — стамесками, тем же лобзиком, наждаком. Когда вы останетесь довольны результатом, можно двигаться дальше.

Окончательная доработка

Владельцы деревянных домов, наверняка знают все о том, как надо обрабатывать древесину. Но, на всякий случай, повторим еще раз общие правила.

  • Шлифуем. Шлифовать любым доступным методом. Быстрее и лучше всего всего — эксцентриковой шлифмашинкой, медленнее — наждачным кругом на дрель и лепестковой насадкой, совсем медленно — руками и наждачной бумагой. В идеале комбинируем два метода — при помощи шлифмашинки обрабатываем горизонтальную поверхность, а выемки — лепестковой насадкой и, где она недостает, руками.

    Шлифуем и доводим до нормального состояния

  • Грунтуем. Так как древесину надо защитить от жучков-грибов, воздействия дождя и солнца, ее необходимо покрыть защитной пропиткой. Ищите любую для наружного применения. Лучше всего замочить заготовку на несколько минут в ванночке с раствором. Если это недоступно, кисточкой хорошо проходите все прорези.
  • Красим.

Выбор лакокрасочных материалов очень широк. Подходят любые для наружных работ. Но учтите, что укрывистые краски придется периодически обновлять — раз в год так точно. А это значит — снимать старую краску, грунтовать, красить снова. Проще дело обстоит с маслами для дерева — они не дают пленки на поверхности древесины, а впитываются в волокна. Обновлять покрытие тоже надо, но просто очистить от пыли и покрыть новым слоем. И частота обработки меньше. Минусы масла для дерева — выше цена, меньшее количество цветов.

Это результат трудов

А дальше — монтаж резного наличника. Зависит он от выбранного типа: можно сразу на стену, а можно — на подкладную доску, а потом уже на окно.

Как увеличить шаблон

Простые резные наличники можно делать и без шаблонов. Несколько примеров будет в видео — там показано, как расчертить, как вырезать. Но более-менее сложные узоры рисовать самостоятельно получится далеко не у всех. Нужен навык, да и талант. Самый простой способ — найти схему, распечатать ее в нужном размере, перенести на картон и вырезать. Получится шаблон, который можно обводить.

Второй способ: срисовать с фотографии. Далеко не все схемы можно найти. Некоторые, особенно старинные оконные наличники, вы нигде не найдете. Если есть хоть некоторые способности к рисованию, их можно срисовать.

Даже такой орнамент можно срисовать… если есть навык

Могут возникнуть вопросы по поводу того, как увеличить размер найденной схемы или шаблона. Есть три варианта:

  • При помощи любого графического редактора. Самый простейший — Paint — есть в любом компьютере работающем с Windows (вкладка «Изображение», строка «Изменить размер изображения», выберите «сантиметры» и в окошке поставьте нужную длину (высоту). Полученный файл можно будет распечатывать. Если принтер малого формата, может потребоваться разбиение на несколько страниц. Их потом следует склеить и, по полученному рисунку, сделать шаблон.
  • При помощи ксерокопии. У ксероксов есть функция масштабирования.
  • Взяв миллиметровую бумагу, переносить рисунок в нужном масштабе. Для этого исходное изображение разбиваем на квадраты со стороной 0,5 или 1 см (можно напечатать на листке в клетку). Потом переносим линии на миллиметровку, увеличивая их в нужной пропорции.

Первые два способа более быстрые. Но при масштабировании рисунок может получиться нечетким и размытым. Его можно поправить руками, можно отрисовать в каком-то редакторе, например, CorelDRAW. Как это сделать смотрите в видео. Как раз пример прорисовки схемы для резьбы.

Видео по теме

Схемы, шаблоны, узоры

Узкие краевые элементы

Декоративные элементы для вертикальных или горизонтальных планок

Схемы для выпиливания наличников из дерева

Прорезные элементы для украшения окна

Схемы узоров для украшения кронштейнов

Схема резного наличника

Трафареты для выпиливания лобзиком

Процесс ручного выпиливания лобзиком представляет собой довольно однообразно и медленное занятие, в результате которого хочется получить аккуратную и красивую поделку. Мало кто станет тратить свое время и энергию на выпиливание заведомо некрасивого рисунка. Так как не все из нас обладают талантом художника, мы собрали десятки качественных трафаретов, которые можно использовать для работ с лобзиком. В сборник были включены эскизы различных жанров и для разных уровней подготовки. Выбирайте понравившийся, распечатывайте, переносите на материал и создавайте чудесные поделки.

Для начинающих

Как это обычно бывает, первые попытки в любом начинании не всегда заканчиваются достойным результатом. Отсутствие опыта и техники сказываются даже на банальных операциях, не говоря уже о сложных этапах работы.
Если вы сталкиваетесь с данным процессом впервые, рекомендуем обратить внимание на следующие рисунки для выпиливания лобзиком. Трафареты для начинающих, представленные ниже, не имеют особо сложных узоров, но обладают приятным внешним видом, компенсирующим время и усилия, потраченные на изготовление поделки.

Животные

Когда Ваша техника выпиливания уже порядком отточилась и за плечами есть пара-другая законченных изделий, можно попробовать свои силы на более ювелирных моделях. Представленные ниже трафареты для вырезания лобзиком из дерева или фанеры, имеют более высокую детализацию, в сравнении с приведенными выше. Выпиливание подобных моделей займет чуть больше времени, но в результате у Вас получиться действительно красивая работа, которую не грех поставить на видное место или подарить своим близким.
Чтобы изделие получилось с минимумом дефектов, а лучше и вовсе без них, старайтесь не спешить и просто наслаждаться процессом выпиливания. Наблюдайте, как пильное полотно, под Вашим чутким контролем, вырисовывает удивительные узоры и превращает прямоугольный кусок фанеры в удивительное произведение искусства. С таким мышлением, работа будет радовать и время пролетит незаметно.

Наличники

Оконные и дверные наличники в домах людей, вошли в широкий обиход ещё в начале 15-го века. Эти элементы оформления, носили не только эстетический характер, но и служили дополнительной защитой домашнего уюта от неблагоприятных погодных условий. По мере движения строительного прогресса и появления новых способов герметизации, практическая составляющая использования наличников отпала, но в качестве элементов дизайна они используются до сих пор.
В современную эпоху коммерции, можно найти десятки предложений по продаже подобного элемента декора. Найти сейчас можно все, но гораздо приятнее изготовить что-либо своими руками. Для мастеров, уверенных в своих навыках, мы собрали трафареты наличников для выпиливания лобзиком. Приведенные ниже эскизы, можно просто распечатать или доработать в графическом редакторе, скомпоновав из них обрамление Вашего будущего окна.

Рамки

Одними из самых красивых изделий, получаемых путем фигурного вырезания фанеры, являются рамки. Используя доступные трафареты для лобзика, можно сделать настоящее узорчатое чудо. В такую рамку, сделанную своими руками, можно вставить зеркало или фотографию дорогих сердцу людей. Самое приятное, что подобное изделие, почти наверняка займет достойное место в оформлении любого интерьера, даже если оно слегка выделяется из общего стиля.
Следует отметить, что представленные ниже трафареты для выпиливания лобзиком рамки зеркала и фото, относятся к сложным изделиям. Если у Вас ещё нет опыта работы с лобзиком, рекомендуем сначала потренироваться на паре-тройке более простых моделей. Набравшись опыта в выпиливании сложных узоров, можно смело начинать работу с детализированной рамкой. Главное не торопиться, и стараться как для себя (особенно если готовите подарок).

Людмила Пелымская (источник)

Модели оружия

Детализированные и сложные модели огнестрельного оружия из фанеры, станут привлекательным элементом декора и отличной тренировкой по выпиливанию лобзиком. Изделия имеют сборное строение и представляют собой объемные модели. Изготовление деталей требует определенного опыта, так как даже небольшие неровности повлияют на прочность поделки.
Представленные ниже трафареты оружия для выпиливания лобзиком, рассчитаны на работу с тонкой фанерой (2-3 мм). Перед началом работы, убедитесь, что толщина вашего фанерного листа, равна высоте паза в оружии, на распечатанном шаблоне. Если толщина материала будет больше или меньше, собрать модель не удастся.
Beretta
M19 BULDOG
Carbine 15

Нанесение рисунка на фанеру

Перенос рисунка с чертежа на обрабатываемый материал, может стать весьма хлопотной задачей, если полагаться только на свои художественные навыки. Благо, существует несколько простых способов, как нанести контур на фанеру не прибегая к ручному вырисовыванию.
Первый способ достаточно аккуратен и прост, но требует наличие копировальной бумаги. Кладем копирку графитовой стороной на фанеру, свершу прикладываем шаблон и обрисовываем все линии. Обычно копирка продается упаковками от 50 шт. в канцелярских товарах, по средней цене в 150 рублей.
Второй вариант подразумевает приклеивание чертежа к фанере на клей или двухсторонний скотч. После выпиливания, скотч достаточно будет легонько отклеить, но если вы использовали клей, то поверхность придется пройтись мелкозернистой наждачной бумагой.
Последний, самый бюджетный способ, который позволит Вам выпилить лобзиком трафареты, не покупая копировальную бумагу, двухсторонний скотч или клей. Здесь все предельно просто. Берем обычные маникюрные (или просто маленькие) ножницы и вырезаем в нашем трафарете контур будущего изделия. Далее просто прикладываем трафарет к материалу и обрисовываем карандашом каждый элемент. Для большего удобства, рекомендуется на время вырисовывания прикрепить лист к фанере изолентой или скотчем. статья из рубрики Рейтинг

LiveInternetLiveInternet

Традиция украшать дома резными деревянными наличниками и другими декоративными элементами возникла в России не на пустом месте. Первоначально резьба носила культовый характер. Древние славяне наносили на свое жилище языческие знаки призванные оберегать жилище, обеспечивать плодородие и защиту от врагов и природных стихий. Недаром в стилизованных орнаментах до сих пор можно угадать знаки обозначающие солнце, дождь, женщин воздевших руки к небу, животных или причудливое переплетение растительности. В дальнейшем, религиозный смысл деревянной резьбы утрачивался, но традиция придавать различным функциональным элементам фасада дома художественный вид осталась до сих пор.

Практически в каждом селе, деревне или городе можно встретить удивительные образцы деревянного кружева. Причем, в различных областях можно наблюдать совершенно различные стили оформления домов резьбой. В одних районах используется преимущественно глухая резьба, в других скульптурная, но в основном, дома украшены, пропильной или иначе — прорезной резьбой, а также ее разновидностью — накладной.

В старину, в различных районах России резчики использовали определенные виды резьбы и элементов орнамента. Это хорошо заметно, если рассматривать фотографии резных наличников изготовленных в 19 и начале 20 веках. Определенные элементы резьбы зачастую можно было увидеть на всех домах одной деревни или села. В другом селе мотивы резных наличников могли быть уже совсем другими. Чем дальше друг от друга находились эти населенные пункты, тем сильнее отличались по внешнему виду резные наличники на окнах. Изучение старинной домовой резьбы и наличников в частности, давало этнографам много материала в изучении миграционных потоков и торговых связей в нашей стране.

Во второй половине 20 века, с развитием транспорта, печати, телевидения и других средств коммуникации, орнаменты и виды резьбы, присущие ранее одному какому-либо региону, стали использоваться и в других. Началось повсеместное смешение стилей. Рассматривая фотографии современных резных наличников находящихся в одном населенном пункте можно удивляться их разнообразию. Но, может быть это и не так уж плохо? Современные города и поселки становятся более яркими и неповторимыми. Резные наличники на окнах современных коттеджей часто вбирают в себя элементы лучших образцов деревянного декора

Цветные ставни – очень красивый вариант оформления окон, пришедший к нам из Южной Европы.

Цветные ставни подходят и деревянным домам, и каменным оштукатуренным домам. Это универсальный способ оформления окон.

Чтобы цветные ставни выглядели красиво, они должны резко отличаться по цвету от стены, контрастировать с ней, как на фото слева.
Голубые ставни красиво контрастируют с шоколадным цветом стен и поддерживаются голубыми аксессуарами.
А если стены вашего дома или дачи окрашены в светлый нейтральный цвет и в ряд по стене идут несколько окон, сам бог велел украсить их цветными ставнями, окрашенными в разные насыщенные, но не слишком яркие цвета.

Традиционный английский стиль оформления окон

Конечно, такой способ оформления окон подходит только кирпичным домам, коттеджам – даже на оштукатуренных стенах такие классические английские окна выглядят уже не так красиво, лучше всего они сочетаются именно с кирпичом – как красным, так и серым.

Особенно красиво получается, когда оформление окон рифмуется с оформлением входных дверей, как на фото справа.

Используйте для оформления окон в английском стиле темные насыщенные краски – бордо, болотно-зеленый, кирпично-красный, темно-коричневый, ореховый, глухой цвет морской волны. Но обязательно сочетайте их с белым цветом. Профили стеклопакета должны быть белыми, а оконные и дверные наличники, дверь и декоративный ящик для цветов под окном – в темных насыщенных цветах.

К традиционному английскому стилю мы еще вернемся, а пока посмотрите эти фото – может быть, это ваш вариант?

Стиль фахверк в оформлении окон стал очень популярным в России, как и в целом в коттеджном строительстве. В нем строятся дома и по индивидуальным проектам, и продаются готовые сборные.

Окна в фахверковом стиле оформляются очень просто – контрастно-темными прямоугольными рамами.

При этом сами окна довольно небольшие, но зато их много, тем самым создается свойственная фахверку дробная поверхность стены.

Обратите внимание, что в традиционном фахверковом стиле окна часто имеют рамы, напоминающие решетку.

Оформление окна в стиле Прованс

— это большая и благодатная тема, про которую просто приятно писать – настолько позитивен стиль Прованс и настолько много в нем положительной энергии. Да, в наших широтах построить дом или дачу в стиле Прованс мало кому приходит в голову, а ведь это вполне неплохая идея.

Просто посмотрите, какими бывают окна в стиле Прованс – может быть, вы хотите что-то в этом роде?

На фото справа – полностью белое окно, которое оживляет характерный для Прованса фигурный расписанный ящик для цветов.

На фото слева – типичный дом в стиле Прованс с небольшими окнами в самом популярном пастельно-желтом решении. На фото справа – бело-голубое решение + фасад дома украшен цветочными горшками – очень частое явление в оформлении окон в Провансе. Кстати, окно, через которое можно выйти в сад, получило название “французское окно”.

Оригинальное оформление окон в латиноамериканском стиле.

Если вы вам нравится латиноамериканский стиль, и если вы хотите блеснуть оригинальностью в оформлении вашего дома, дачи, коттеджа, почему бы вам не подумать о яркой окраске стен и окон?

Спасибо Латинской Америке за то, что у нас есть возможность использовать самые яркие краски в дизайне дома и дачи и не выглядеть безвкусно. Такой красоты, энергии и солнечного настроения в оформлении окон вам не предложит больше ни один стиль в мире.

Для того, чтобы оформить окна в латиноамериканском стиле, вам надо выкрасить стены дома или дачи в яркий цвет – красный, оранжевый, желтый, ярко-синий, зеленый, голубой. Рамы выкрасить или заказать стеклопакеты в другом ярком цвете. И если вам этого недостаточно, спокойно красьте наличники или ставни в третий яркий цвет!

История резных фасадов. Крестьянская изба и домовая резьба. Наличники

Лица вдоль дороги

Как сильно влечет нас путешествие. Как хочется уехать подальше от городской суеты. Чем дальше место, тем оно таинственнее и притягательнее. Глухие урочища и заброшенные деревни манят старыми полуразрушенными храмами, древними каменными плитами. Прикосновением к истории наших далеких предков…
Но сорваться с места и уехать в дальние леса удается не всегда. Часто надо просто поехать на дачу, срочно вскопать грядки, отвезти родителей и детей с множеством громоздких вещей и так далее и тому подобное. И, кажется, что для таинственных путешествий очередные выходные потеряны. А как жаль…

Но на самом деле это не так, надо только уметь смотреть по сторонам. Даже не столько смотреть, сколько видеть. И тогда привычная дорога, примелькавшаяся и изъезженная, словно через дверной глазок откроет вам невероятные сокровища, огромный пласт древнейшей культуры и истории наших далеких предков. Именно так случилось и со мной, когда однажды, в привычной картине проступила удивительная находка, увлекшая меня в интереснейшее путешествие.
Проезжая вдоль домов, выстроившихся по дороге, невольно вглядываешься и, дабы не скучать, ищешь в них отличительные черты. Вот тут сделали модный нынче сайдинг и закрыли под безликим пластиком старые бревна. Вот новый кирпичный дом за высоким забором. Вот еще один, побогаче, с коваными решетками на окнах. Но все это обыденный, безликий пейзаж. И вот взгляд останавливается на старой избушке, которая смотрится несколько убого на фоне соседних каменных домов. И что-то в ней есть такое, что заставляет остановиться, что-то осмысленное, как будто видишь лицо, живое и выразительное.
Наличник. Дмитрова Гора. Дом с фигурными берегинями и светелка.
(фот. Филиппова Елена)
Наличники на окнах, вот что остановило взгляд. Резные, разных цветов, с простыми и замысловатыми узорами. И в каком бы состоянии дом не находился, часто видишь — за наличниками его хозяин следит в первую очередь. Смотришь, избенка покосилась, но наличники-то свежевыкрашенные! Наличники на окне — словно лицо дома, его визитная карточка. Они делают каждый дом не похожим на своих соседей.
Что же заставило в старину русского крестьянина, загнанного нелегкой жизнью в утилитарность своего бытия, уделять столь трепетное внимание к таким непрактичным мелочам, как резьба на доме и наличники в частности?

ЖИВОЕ ДЕРЕВО

Дерево испокон веков играло в жизни русского человека огромную роль. Многочисленные верования, связанные с деревом имеют глубокие корни. Привычная нам береза, негласно считающаяся символом России, когда-то была тотемным деревом восточных славян. Не оттуда ли досталась нам память о своем священном дереве и такая непонятная любовь к нему?
Считалось, что дерево сохраняло свои магические силы при любой обработке и могло передавать их мастерам-плотникам. У плотников были свои поверья и приметы, дошедшие до нас в народных сказках и деревенских историях. У каждого дерева была собственная сила, и не всякое дерево можно было использовать для строительства дома. К примеру, нельзя было брать для строительства домов деревья, растущие на перекрестках и на заброшенных старых дорогах.
Вид на Медведеву Пустынь со стороны Тверского берега.
Символ дерева, изначально полностью языческий, органично вписался в систему христианских представлений о мире. Священными могли быть и целые рощи и отдельные деревья — на таких деревьях находили явленные чудотворные иконы.
Вера в священную силу дерева не исчезла с течением времени, она изменялась, вплетаясь в сознание человека, и дошла до нас в виде домовой резьбы. Наличник на окне в русской избе — это материализованные магические заклинания, уходящие корнями в глубокую древность. Сможем ли понять смысл этих заклинаний?

ТАИНСТВЕННЫЕ УЗОРЫ

Вслушайтесь в это слово: «наличник» — «находящийся на лице». Фасад дома — это его лицо, обращенное к внешнему миру. Лицо должно быть умытым и красивым. Но внешний мир не всегда добр и, порой, от него надо защищаться. Двери и окна — это не только выход наружу, это возможность попасть внутрь. Каждый хозяин старался защитить свой дом, обеспечить семье сытость и тепло, безопасность и здоровье. Как он мог это сделать? Один из способов защиты — окружить себя охранными знаками и заклинаниями. И наличники не только закрывали щели в оконном проеме от сквозняков и холода, они защищали дом от нечистой силы.
Несмотря на огромное разнообразие узоров домовой резьбы, в ней выделяются отдельные повторяющиеся образы. Самое интересное, что эти же образы можно найти в русской народной вышивке. Полотенца и рубахи, подготовленные для рождения ребенка, свадьбы или похорон, имели для наших предков огромное значение и были частью ритуалов. Чтобы ребенок был здоров, семья крепка и богата, женщина плодовита, необходимо было оградить их магическими заклинаниями. Именно эти заклинания и прорисованы в узорах вышивальщиц.
Петушки на фронтоне
(фот. Филиппова Елена)
Но если это так, значит и узоры на наличниках несут в себе ту же магическую силу?
Язычество русской деревни, тесно переплетенное с православным христианством, не явилось следствием темноты и необразованности русского крестьянина. Просто, в отличие от горожанина, он жил настолько тесно с окружающей его природой, что ему пришлось научиться с ней договариваться. Упрекать крестьян в отходе от православия наивно. Уж кто-то, а они сохранили его в большей степени. Наоборот, это мы, городские жители потеряли ту важную архаичную связь с матушкой-природой, на которой и строится вся жизнь за пределами города.

БЕРЕГИНЯ И ПОДЗЕМНЫЕ ВОДЫ

Что было одним из самых важных событий в жизни наших древних предков? Наверное, рождение. И женщина-мать должна была стать главной фигурой.
Фигурка с раскинутыми руками и ногами — фигурка женщины, дарующей жизнь, олицетворяющая женское начало, один из самых частых образов, занимающих важное место, как и на старых вышивках, так и на резных наличниках. Одно из ее имен — берегиня.
Очень интересно искать фигурки берегинь в резных узорах: иногда она определяется очень четко, а иногда так сильно искажена, что выглядит как удивительное переплетение цветов и змей. Но в любом случае ее можно узнать — центральная симметрия фигурки, голова, раскинутые руки и ноги.
Стилизованные фигурки берегинь, разные вариации одной темы
Еще один важный символ магических знаков наших предков — это солнце. Солнечный круг изображался в разных видах, можно найти восход и заход солнца. Все знаки, имеющие отношение к ходу солнца, к его положению на небосводе, называются солярными и считаются очень сильными, мужскими знаками.
Восходящее и заходящее солнце
(фот. Филиппова Елена)
Без воды нет жизни, от нее зависит урожай и, как следствие, жизнь и благосостояние семьи. Воды бывают небесными и подземными. И все эти знаки есть на наличниках. Волнообразные узоры в верхней и нижней части наличника, бегущие ручейки по его боковым полочкам — это все знаки воды, дающей жизнь всему живому на земле.
Не оставлена без внимания и сама земля, дарующая человеку урожай. Знаки аграрной магии, пожалуй, самые простые, одни из самых распространенных. Ромбики с точками внутри, перекрещивающиеся двойные полосы — так рисовали наши предки вспаханное и засеянное поле.
Наличник. Город Конаково Тверской области. Змеиный узор. Дом перевезен из города Корчева в 1936 г.
(фот. Филиппова Елена)
А сколько звериных мотивов можно найти на наших окошках! Дух захватывает от коней и птиц, змей и драконов. Каждый образ имел свое значение в магическом мире древних славян. Отдельное место в звериных мотивах занимают змеи, тесно связанные с понятием воды, а значит и плодородия. Культ змей-хранителей, ужей-господариков, имеет глубокие корни и заслуживает отдельного рассказа.
Чудо-юдо
(фот. Филиппова Елена)
Все эти узоры и образы когда-то имели определенный смысл, являясь по своей сути охранными знаками. Ими украшены старинные обрядовые предметы, они же красуются и на наличниках. Народная традиция пронесла эти знаки сквозь века. Но со временем они утратили для нас магическое значение и суть их забыта. Древние архаичные узоры превратились в декоративные элементы, разбавленные современным орнаментом, не связанным с прошлым их смыслом. Прочесть эти орнаменты, понять их глубинный смысл и разгадать магические заклинания уже практически невозможно. Именно поэтому они так к себе манят…

АНГЕЛЬСКИЕ ОКНА

Согласно некоторым русским народным преданиям, человеку окно подарил Ангел. Дело было так.
Первые дома, которые строили люди, были без окон. Одна женщина, чтобы осветить свой дом, стала бегать с решетом со двора в дом, надеясь в решете принести солнечный свет. Тогда к ней явился ангел и сказал: «Вот дурная баба!», взял топор и прорубил в стене окно.
Женщина ответила: «Все это хорошо, но теперь у меня в доме будет холодно». Ангел пошел на реку, поймал рыбу и ее пузырем затянул проем окна. В избе стало светло и тепло. С тех пор люди строят свои дома с окнами.
При первом знакомстве с этой красивой легендой у меня возник странный вопрос: сколько же рыб понадобилось, чтобы затянуть их пузырями одно окно?
Но оказалось, что привычные нам окна в избах появились относительно недавно, лишь в 18 веке. И то, поначалу в доме было только одно такое окно, называлось оно красным. В красное окно вставлялось стекло, у него были рама и ставни.
А что же тогда прорубил ангел?
Самые первые окошки были очень простыми и небольшими по размеру, назывались они волоковыми окнами. Такое окно прорубалось в двух смежных бревнах и изнутри закрывалось дощечкой-задвижкой. Окно было маленькое, чтобы его открыть, нужно было отодвинуть задвижку. Считается, что от слова «волочить» и пошло название волоковое окно.
Волоковое окошко в Истринском музее деревянного зодчества.
(фот. Филиппова Елена)
Начиная с 19 века, когда стекольное производство в России стало распространенным, красные окна повсеместно заменили древние волоковые окошки.
Но и сейчас их можно найти в деревнях, на хозяйственных постройках, в амбарах и скотных дворах. Присмотритесь, вдруг найдете ангельское окошко там, где и не ждали.
Но как же так? Если красные окна появились только в 18 веке, то как на наличники могли попасть архаичные магические знаки? Значит все наши умозаключения вот так легко рушатся?
А вот и ничего подобного. На наличники красных окон были перенесены древние традиции, сохранившиеся в домовой резьбе. Подзоры на крышах домов, причелины (доски по краям избы), все они несли и сейчас несут на себе те же знаки, что мы читаем и на наличниках. Да и кто сказал, что волоковые окошки не защищались от нечистой силы?
Например, в Кижах сохранилось, по крайней мере одно, очень и очень старое волоковое окошко, украшенное резным солнечным диском. Наличник на волоковом окошке есть и в Нижегородском музее-заповеднике деревянного зодчества.
Музей деревянного зодчества на Щёлоковском хуторе в Нижнем Новгороде. Дом Пашковой, середина 19 века.
(фот. Бобылькова Ирина)
В музеях бережно хранится деревянная посуда, прялки, резные ковши и гребни. А резных наличников практически нет. Единичные и не очень старые экземпляры — максимум, что можно найти.
Почему?
Ответ удивительно прост. Когда люди переходили из дома в дом, они брали с собой прабабушкину прялку, но не забирали наличники с окон. Когда приходилось спасать дом от пожара, уж точно никто не отдирал старые доски. И резные наличники с магическими символами умирали вместе с домом. Такова жизнь. Положение изменилось не более двухсот лет назад, с появлением первых собирателей древностей и создателей музеев.

ПЕТР I И ТОПОР

Дома в старину русские плотники не строили, а рубили. Именно этот термин встречается в архивных документах и древних летописях. Рубили избы, храмы и целые города, мастерски используя для этого топор. Такой инструмент как пила пришел в Россию из Европы только в 18 веке при Петре I.
Однако это вовсе не значит, что русские мужики были такими темными. Уж в чем-чем, а в плотницких делах им не было равных. Дело в том, что при рубке дерева топором его волокна как бы сминаются, закрывая поры от губительной для деревянной постройки влаги. А при обработке пилой, волокна, наоборот, раздираются и легко пропускают влагу внутрь дерева.
Но при Петре I встает иная задача — строить очень быстро. Задачу эту нельзя было решить топором.
Подавляющее большинство нынешней домовой резьбы выполнено в технике выпиливания, появившейся вместе с новым инструментом. Новая техника внесла большое разнообразие в старые узоры, переплетая и видоизменяя их. Начиная с 18 века, старые магические знаки стали зарастать новыми орнаментами. Мастера плотники целыми артелями ходили по России, ставили дома, украшенные наличниками, перенося свой стиль от села к селу. Со временем стали издаваться целые альбомы узоров деревянной резьбы.
Улица в Кушалино. Дома с резными наличниками.
(фот. Филиппова Елена)
Конечно, резчики не выпиливали специально солярных узоров или берегинь, ни в 19 веке, ни столетием раньше. Как впрочем, и вышивальщицы не вышивали никаких магических знаков. Они делали так, как делали их прадеды и прабабки, как было принято в их семье, в их деревне. Они не задумывались о магических свойствах своих узоров, но бережно пронесли эти знания, полученные ими в наследство, дальше во времени. Именно это и называется памятью предков.

Вот в какие таинственные дали можно забрести, не уезжая в далекие края. Достаточно иным взглядом посмотреть на привычную дорогу. И ведь это не единственные ее чудеса, что-то еще ждет нас за поворотом?
Филиппова Елена

Крестьянская изба и домовая резьба Ивановской области

Деревенский дом — это своеобразная колыбель крестьянской России. Еще в начале 20 века большинство населения страны жили в селах и многочисленных деревнях в деревянных домах. В деревенских избах рождались и прожили свои жизни десятки поколений простых русских людей, трудом которых создавалось и приумножалось богатство России.
Естественно, что в нашей стране, изобиловавшей лесом, самым подходящим материалом для строительства были обычные деревянные бревна. Деревянного дома, построенного по всем правилам, хватало для жизни двух, а то и трех поколений. Считается, что время жизни деревянного дома не менее ста лет. На территории Ивановской области, к сожалению, сохранилось не так уж много деревенских домов 19 в. Это драгоценные образцы деревенского уклада жизни русского народа. Можно отметить, что самым старым жилым деревянным домом не только в Иванове, но и в области является дом резчика манер В. Е. Курбатова 1800 г., что на улице Маяковского.
Дом резчика В. Е. Курбатова. Классическй солярный знак.
(фот. Побединский Владимир)
В наше время, когда глубинка интенсивно заселяется дачниками не только из Иванова, но и из Москвы, многие дома утрачивают свой первозданный вид. Вместо изумительных деревянных наличников зачастую вставляются пластиковые окна, режущие взгляд и уродующие исторический облик деревенских домов. Поэтому очень важно сохранить их первозданный вид, если не в натуре, то хотя бы в фотографиях, что бы подрастающее поколение имело представление, в каких домах жили их пращуры.
На бескрайних просторах России крестьянский дом в разных областях может существенно отличаться по форме, конструкции, строительным традициям его внешней отделки, разными декоративными деталями, рисунками резьбы и т.д. Талантливым Ивановским краеведом-писателем Дмитрием Александровичем Ивановым, потратившим более двадцати лет на изучение этнографии Ивановской земли, был составлен обобщенный портрет крестьянского дома, преобладающего на территории Ивановской области. Он представляет собой небольшой дом в 3-4 окна, с одной светлой комнатой впереди. Сзади теплой части дома располагается кухня и широкий коридор, а за ними к дому примыкают хозяйственные помещения. Таким образом, дом представляет собой совмещенную конструкцию сени — двор, вытянутую от улицы, сбоку пристраивается крыльцо. Главная черта такого дома — пропорциональный фасад и определенная отделка: резное кружево, наличники, отделяющие окна от стены дома, с резными или накладными деталями, светелка, реже мезонин, трехчастные лопатки, загораживающие угловые выносы бревен, сложенных в «обло». Фронтон светелки выдвинут далеко вперед и поддерживается двумя парами резных столбов, перед которыми устраивается решетка, создающая впечатление балкончика. Фронтон этот разорван фигурным пиковым изображением, являющимся как раз основным местечковым элементом художественного оформления фасада жилого дома. Местные плотники называют этот вырез «червой». Балконная решетка, причелины, подзоры фронтона украшаются ажурной пропильной резьбой. Дома описанной конструкции составляют большинство сельской застройки на территории Ивановской области.
(фот. Побединский Владимир)
Традиция украшать резьбой элементы конструкции жилых домов возникли достаточно давно. Мотивы рисунков несут в себе народную память о бытовавших в древности языческих символах, оберегах. Нужно отметить, что в России начала 19 в. несколько регионов, население которых славилось искусством строительства из дерева. Один из таких народных промыслов существовал и на территории Ивановской области. Его центром было село Якуши современного Пестяковского района. Жители этого села и прилегающей территории были очень искусными плотниками. Ежегодно отсюда на заработки уходили до семисот крестьян, в совершенстве владеющих плотницким мастерством. Их искусство было настолько известным и признанным в России того времени, что имя села Якуши вошло в историю. Возникло даже слово, вошедшее в словарь В.И. Даля — «якушничать», т.е. строить, украшать из дерева. Это были не просто ремесленники, а художники, украшавшие жилые дома особым видом декора — «корабельной» рельефной резьбой. Суть якушевской резьбы состояла в том, что декоративные элементы выдалбливались в толстой доске и делались выпуклым по сравнению с деревянной поверхностью. Чаще всего такая доска занимает фриз переднего фасада дома. Сюжетами рисунков обычно служили растительный орнамент, цветы, обереги в виде изображений русалок, львов, лебедей. Наибольшее количество домов, украшенных «корабельной» резьбой, сохранилось в Пестяковском, Верхнеланднховском, Савинском районах, деревни и села которых хранят прекрасные образцы плотницкого искусства якушей, они являются бесценными памятниками старинной народной культуры. В настоящее время таких домов сохранилось совсем не много, их можно буквально пересчитать по пальцам. Этому во многом способствовало то, что в 80-х годах 19 в. глухая рельефная резьба начинает вытесняться сквозной прорезью доски — так называемой пропильной резьбой, которой в настоящее время украшено абсолютное большинство сельских домов.
Домовая резьба. Деревня Жабриха Ивановской области. Дом купца Балакирева (19 в.)
(фот. Побединский Владимир)
Неотъемлемым и характерным элементом конструкции местного крестьянского дома является украшенная резьбой светелка с вырезом в форме «червы». Пиковый вырез является наиболее распространенным дизайнерским элементом. Однако на территории области встречаются дома, светелка которых содержит вместо «червы» так называемый «небосвод», т.е. полость во фронтоне в четверть сферы. Часто по внутренней поверхности сферы, выкрашенной в голубой свет, бывают раскинуты звезды. Такой конструктивный элемент придает особую прелесть крестьянским избам. Дома с «небосводом» встречаются на территории Палехского, Савинского районов.
(фот. Побединский Владимир)
Наиболее эффектным и красивым декоративным элементом во многом определяющим эстетику всего дома, являются резные наличники. Существует большое разнообразие типов наличников, встречающихся в этнографических зонах на территории Ивановской области. Наличники могут быть с прорезным очельем, с полочкой над окном, с точеными и накладными деталями. Верхняя часть наличников может быть прямой, угловатой или дугообразной, а также с разрывом. Часто в центре рисунка может быть медальон. Часто встречающимся элементом пропильных наличников являются ушки или рожки, торчащие на краях верхних полочек. Можно встретить ушки в виде языков костра, развесистых кустиков, цветочков, точеных кеглей, башенок, крестиков и т.д. Нижняя часть наличников может иметь завершение в виде «юбки».
(фот. Побединский Владимир)
Характерными жилыми строениями для Ивановской области можно также считать дома так называемых «капиталистических» крестьян. В дореволюционное время в нашей области очень сильно были развиты различные промыслы, в которых были заняты десятки тысяч крестьян. Разбогатевшие крестьяне зачастую строили уже кирпичные, в том числе и двухэтажные дома, у которых низ кирпичный, а верх деревянный с традиционными деревянными украшениями. Таких домов сохранилось особенно много в селе Иванове и посаде Вознесенском.
Следует отметить, что в данной статье автор не ставил задачи подробного изложения материала по затронутой теме. Тех, кого она заинтересовала, можно адресовать к книге Иванова Д. А. Этнозоны Суздальской земли. Ландех.

Фото наличников
Домовая резьба.Ярославль и Ярославская область: 1 2 3
Домовая резьба. Тотьма, Вологда, Тутаев
Домовая резьба. Рязанская область
Домовая резьба.Орехово-Зуевский район: 1 2 3 4
Домовая резьба. Новгородская область
Домовая резьба.Нижегородская область: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Огромная галерея наличников
Смотри также:
Уроки домовой резьбы
Предлагаемое пособие разработано в помощь преподавателям декоративно-прикладного искусства, но может использоваться всеми, кто интересуется домовой резьбой по дереву. Пособие составлено на основе собранного в рамках проекта материала и используется в курсе «Домовая резьба в Самарском крае», рассчитанном на учащихся среднего и старшего школьного звена средней школы, а также на студентов профильных средних, профессиональных учебных заведений. Все собранные фотографические и графические материалы местных образцов домовой резьбы, кроме страниц настоящего пособия, представлены на страницах «Резьба и дом» и «Фотоархив»
Отдельная благодарность нашему другу с ником PartyZan за идею и найденный материал

Правила выбора материала и готовые решения по обрамлению окон на фасадах зданий

Качественная отделка оконных проёмов на здании способна стать оригинальным украшением фасадаОбрамление (окантовка) окон на фасаде жилого дома или любого другого здания способствует значительному улучшению внешнего облика строения и придаёт ему изящество и завершённость. В настоящее время выпускается большое количество материалов для фасадной лепнины. Значительная их часть характеризуется не только высоким качеством, но и доступностью.

Общие сведения

Строительная отрасль развивается очень стремительно, а рынок строительных и отделочных материалов регулярно пополняется новыми высокотехнологичными материалами, которые позволяют расширить поле деятельности дизайнеров и архитекторов.

Новые и современные отделочные материалы позволяют сделать обрамление окон дома стильным, оригинальным, привлекательным и долговечным. Для декоративного обрамления окон с успехом могут быть использованы такие материалы, как кирпич, природный камень, гипс, панели из полиуретана, древесины и другие материалы. Наиболее часто можно увидеть обрамление проёмов на фасаде кирпичом и деревом.

Выбор материала напрямую зависит от целей, которых добивается владелец дома. Кроме того, следует помнить, что обрамление кирпичом, деревом, плитами из полиуретана и других материалов позволяет создать оригинальный стиль обрамления окон.

Для декоративного обрамления окон с успехом могут быть использованы такие материалы, как кирпич, природный камень, гипс, древесины и другие материалы

Варианты обрамления

Домовладельцами и профессиональными строителями используются различные варианты обрамления окон.

Деревянные элементы

Обрамление окон на фасадной части здания с использованием деревянных элементов является очень распространённым на сегодняшний день вариантом. Их применение позволяет оформить окна в уникальном русском стиле. Такой способ обрамления дошёл до нас с незапамятных времён и до сих пор очень популярен.

К недостаткам такой отделки можно отнести значительную стоимость, сложность изготовления элементов оформления в едином стиле, недолговечность древесины и высокие требования к уходу за отделкой.

Кирпич

Очень удобный для использования материал. Чаще всего применяется в кирпичных зданиях, поскольку выполнить обрамление окон дома в этом случае можно непосредственно на этапе строительства.

Камень

Оформление оконных проемов камнем – достаточно трудоёмкая работа, при выполнении которой следует применять значительное количество элементов. Они могут быть представлены карнизами, наличниками, замковыми камнями, кронштейнами резными, оконными и дверными откосами из камня, подоконниками.

Оформление оконных проемов камнем – достаточно трудоёмкая работа, при выполнении которой следует применять значительное количество элементов

Гипсовая лепнина

Такой вариант отделки окон на фасаде здания относится к весьма затратным не только в плане стоимости, но и по трудоёмкости на этапе проведения монтажных работ. В последние годы популярность гипсовой лепнины значительно снизилась. На смену ей пришли современные и более доступные материалы.

Пластиковые профиль-панели

Очень доступный в плане цены и монтажа вариант отделки окон на фасаде, выполненном из различных материалов, в числе которых кирпич, дерево и другие. Единственным, но достаточно ощутимым недостатком использования профиль-панелей является низкая декоративность полученной в результате облицовки.

Пластиковые профиль-панели – очень доступный в плане цены и монтажа вариант отделки окон на фасаде

Древесно-полимерный композит

В последнее время к этому материалу приковано пристальное внимание. Его несомненными плюсами являются невысокая стоимость, простой монтаж и гарантированная долговечность.

Готовые варианты

К категории готовых вариантов можно отнести обрамление окон из полиуретана. Для того чтобы выделить на фоне фасада окна и сделать их частью архитектурной композиции дома, целесообразно применять именно оформление из полиуретана. Такой материал удачно сочетается с кирпичом, штукатуркой и блоками.

Основными преимуществами полиуретана являются гарантированная долговечность и легкость выполнения монтажных работ с этим материалом.

Полиуретан прекрасно переносит температурные перепады, повышенные показатели влажности, воздействие прямых лучей солнца. Оформление на основе полиуретана стабильно сохраняет свои размеры и форму. Этот материал отличается лёгкостью в уходе.

К категории готовых вариантов можно отнести обрамление окон из полиуретана

Оформление из полиуретана можно монтировать на фасад, выполненный практически из любых строительных и отделочных материалов. Он легко может быть установлен на гладкие, шероховатые и каркасные конструкции. Применение современного материала значительно повышает эксплуатационные свойства конечного продукта и снижает расходы на монтаж.

Обрамление окна (видео)

Самостоятельный монтаж

Самостоятельное обрамление окон с применением декоративных элементов из полиуретана не относится к категории сложно выполнимых работ.

Разнообразие вариантов по оформлению проёмов с использованием полиуретана отражено в многочисленных дизайнерских проектах, имеющих различных уровень сложности выполнения. Монтаж на фасаде производится в максимально короткие сроки, что обусловлено лёгкостью обработки и установки полиуретановых элементов. Крепление деталей из полиуретана на фасад может быть выполнено с использованием клея или саморезов.

Для полиуретанового оформления на фасаде потребуется приобрести элементы, вид и количество которых будет зависеть от числа, размера и формы окон. Производители готовых обрамлений выпускают следующие элементы:

  • сандрики различных размеров;
  • арки разных габаритов;
  • круглые окна;
  • стеновые панели и разнообразные фальшставни;
  • молдинги из полиуретана;
  • карнизные планки;
  • радиусные молдинги и карнизные планки.

Самостоятельное обрамление окон с применением декоративных элементов из полиуретана не относится к категории сложно выполнимых работ

Декоративный элемент фасадного оконного обрамления в виде наличника предназначен для отделки окна с боковых сторон и сверху. Как правило, вид наличника подбирается в соответствии со стилизацией всего здания.

Очень популярны в последнее время наличники в стиле греческой ордерной системы. Применение в обрамлении оконных проёмов наличников способствует визуальному расширению пространства.

Для фасада дома в классическом стиле можно подобрать наличник, который будет выделяться своими выступами над стеновой плоскостью. Допускается применить окрашивание элемента.

Очень интересным и оригинальным вариантом является использованием оконных обрамляющих элементов в виде колонн и пилястр. Такое оформление создаёт общее впечатление благородства и изящества.

Очень интересным и оригинальным вариантом является использованием оконных обрамляющих элементов в виде колонн и пилястр

Советы и рекомендации

Следует помнить, что каждый декоративный элемент оконного обрамления должен соответствовать своему назначению и выгодно подчёркивать все особенности дизайна фасада. Декоративные элементы могут преобразить любой тип строения и с успехом используются при внешнем оформлении как маленьких частных домов, так и многоэтажных зданий.

Разнообразие выпускаемых на основе пенополистирола декоративных оконных элементов в стиле античности, барокко, модерн или классицизма позволяет легко и с наименьшими затратами воплотить любую стилистическую задумку.

Следует помнить, что каждый декоративный элемент оконного обрамления должен соответствовать своему назначению и выгодно подчёркивать все особенности дизайна фасада

Вы также можете ознакомиться с материалом статьи, в которой мы рассказываем об особенностях выбора материала и поэтапной отделке окон сайдингом.

Качественная и современная отделка оконных проёмов на любом здании способна стать оригинальным и модным украшением фасада.

Обрамление окон сайдингом (видео)

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *