Сандуны
Содержание
- Баня Сандуны
- Сандуновские бани: история
- Новое строительство
- Советское время
- XXI век
- Сандуновские бани: фото
- Где находятся Сандуновские бани
- Сандуны: история и современность
- Романтическая история Сандуновских бань, в которые захаживал сам Пушкин
- Актёрский роман и влюблённый граф
- Новые московские бани
- Не паром единым…
- Новая история Сандунов
- И в заключение…
- LiveInternetLiveInternet
Баня Сандуны
Прекрасная традиция ходить в баню является неотъемлемой частью образа жизни русского человека. Самыми известными в Москве на протяжении последних 200 лет считаются Сандуновские бани. Они представляют собой архитектурный исторический памятник, действуют с момента открытия в 1808 году и по настоящее время.
Сандуновские бани: история
Для начала стоит ответить на вопрос: что это Сандуны, где они расположены, и почему имеют такое название?
Сандуновская баня находится в Москве, в центральной части, на перекрестке улицы Неглинной и Сандуновского переулка. Замечательное здание, построенное в смешанных стилях, приковывает к себе восхитительные взгляды своим величием и красотой.
История создания Сандуновских бань очень интересна. Заведение получило название в честь своего основателя Силы Сандунова. Он был знаменитым актером в придворном театре во времена правления Екатерины II. В связи с бракосочетанием Силы с актрисой Елизаветой Урановой, императрица подарила молодоженам бриллианты. На них Сандуновы приобрели участок земли на реке Неглинной и выстроили каменные бани в 1806-1808 гг. Ранее на этом месте были деревянные бани, которые в 1737 году сгорели.
В исторических источниках уточняется, что в Сандуны на момент открытия «…и хлынула Москва…», настолько бани пришлись по душе горожанам. Новое заведение предложило диковинные по тем временам удобства:
- большие зеркальные залы для раздевания;
- чистые простыни и удобные диваны;
- услуги опытных банщиков и банщиц;
- обслуживание дисциплинированных слуг;
- буфет с разными напитками и яствами.
До Сандунов бани были довольно простыми, примитивными и совмещенными. Сила Сандунов первым разделил парную на 2 отделения: женское и мужское. Он предложил Москве другой уровень бани и ее модернизированных услуг, сопоставимые с Италией и Турцией.
Яркий дизайн и эстетичное совершенство произвели на москвичей неизгладимое впечатление. Красивые залы для раздевания бани Сандуны практически сразу же превратились в места для проведения досуга, где каждый мог найти себе знакомых по интересам.
Как сообщают исторические документы, в Сандуновских банях побывала «вся пушкинская и грибоедовская» Москва. Для дворян в заведении были созданы специальные номера повышенного комфорта.
Важно! Сандуны посещали все знаменитости того времени, среди которых были Рахманинов, Чехов, Шаляпин.
Новое строительство
В последующие годы история повествует, что знаменитые Сандуны переходили из рук в руки новых владельцев в течение 80 лет. И только в начале 90-х годов 19 века, когда владелицей Сандуновских бань стала купеческая дочь Вера Фирсанова, ее муж Алексей Ганецкий предложил на месте помещений выстроить новые современные бани.
Ганецкий настолько сильно проникся идеей переделать заведение, что лично объездил несколько стран на Востоке и в Европе, детально изучив банное дело. Весь приобретенный опыт он применил для создания новых Сандуновских бань. Название к тому времени уже давно стало нарицательным, поэтому его менять не стали.
Борис Фрейденберг, широко известный на то время архитектор, занялся возведением новых Сандуновских бань в 1894 году. Но из-за вздорного характера заказчика мастер вынужден был отказаться от работ, а продолжил и закончил строительство Сандунов Сергей Калугин в 1896 году.
Перед посетителями предстало в своем великолепии новое архитектурное и инженерное чудо:
- богатые мраморные лестницы и колонны;
- лепнина и сводчатые потолки;
- картины, статуи;
- плитка и кафель в шикарных орнаментах;
- зеркала, роскошная роспись, люстры, блеск и чистота.
Смешанный эклектичный стиль в архитектуре трехэтажного дворца поражал. Роскошное убранство Сандуновских бань превосходило собой многие богатые особняки того времени. Самые новые инженерные внедрения присутствовали во всем:
- До бани Сандуны был протянут водопровод от плотины на Москве-реке, при помощи 200-метровой артезианской скважины вода отстаивалась и очищалась через фильтры американского производства. Вода Сандунах была на таком уровне, что ее можно спокойно было пить.
- Для электроснабжения бани существовала собственная электростанция.
- В Сандуновской бане установили мощную вентиляцию.
- Посетителей поражали два бассейна. Один из них был на открытом воздухе, а второй, огромных размеров, расположили под красивым стеклянным куполом.
- К услугам посетителей бани предлагались кафе и рестораны, а также гостиница и зоомагазин.
Весь банный комплекс Сандунов обслуживало большое количество персонала – 400 человек. Был прописан строгий порядок по санитарным и гигиеническим нормам, по которым все, чем пользовались в общественной бане (полотенца, простыни, шапки), обязательно регулярно стиралось. Два раза в неделю в Сандунах проводили санитарные дни. Это был настоящий Дворец чистоты.
Все в новых банях Сандунах было продумано до мелочей. Существовали разные отделения бани, для разных категорий посетителей:
- общие отделения стоили от 5 до 50 копеек;
- в отделениях по номерам от 50 копеек до 5 рублей;
- высокооплачиваемые номера состояли из 5 комнат, где помимо бани и парилки были будуар, раздевалка и гостиная;
- предлагались отделения для женщин, мужчин и семей.
Однако Алексей Ганецкий в скором времени проиграл свои Сандуновкие бани в карты, а жена его, Вера Фирсанова, расплатилась с долгами и развелась ним.
Важно! Распространенные слухи о тазах из серебра и кранах из золота оказались мифами.
Люди видели в бане качественные и до блеска отполированные аксессуары из обычного металла и принимали их за изделия из благородных золота и серебра.
Советское время
В советские времена Сандуновские бани пользовались по-прежнему большим спросом и популярностью, но постепенно стали разрушаться. Реконструкцию проводили в 40-ые годы 20-го века. Далее до конца 90-х годов Сандуновские бани просто эксплуатировались без каких-либо ремонтов, от чего здание начало постепенно рушиться.
И только после того, как Сандуны были признаны памятником архитектуры в 1991 году, их стали восстанавливать.
XXI век
В наши дни Сандуновские бани смогут угодить любому искушенному посетителю, поскольку предоставляют разнообразный спектр услуг:
- 3 банных отделения для мужчин и 2 для женщин с вместительными залами для отдыха.
- Русские парные и бассейны.
- Для желающих уединиться Сандуны предлагаются номерные бани с особым дизайном помещений, бассейнами-джакузи, русскими печами.
- Множество дополнительных услуг: парикмахерские и косметологические кабинеты, СПА-центр, массаж и даже ногтевой сервис.
На территории Сандунов расположен ресторан, где можно выбрать блюда русской, китайской, узбекской кухни. Он восстановлен по историческим чертежам и полностью погружает посетителей в атмосферу 19 века. В настоящее время стало очень популярным проведение свадеб в ресторане Сандуновской бани. Гостям предлагается меню из блюд царского стола времен императрицы Екатерины II. Ресторан предоставляет услуги по проведению фуршетов, банкетов и даже выездное обслуживание.
Сохранились, как и прежде, в Сандуновских банях услуги прачечной, чистки обуви, заказ пошива одежды у портного.
На территории бани работает лавка «Сандуновъ», где всегда в большом ассортименте представлены принадлежности для бани, мыло, веники и различные сувениры.
Актуально проведение на территории бани деловых, дружеских встреч, а также экскурсий.
Сандуновские бани: фото
Фото Сандуновских бань завораживает и манит своей необыкновенной красотой. Внешняя архитектура, внутреннее убранство, дизайн, технологии, обслуживание – все соответствует высшему разряду.
Благодаря многочисленным фото бани Сандуны, в этом может убедиться любой потенциальный посетитель.
Важно! При восстановлении Сандуновских бань одной из основных целей была сохранение интерьера XIX века.
Современному посетителю предлагается большой спектр различных способов мытья и самое лучшее обслуживание. Сандуны предоставляют на выбор бани 3 видов.
Первый отличается обычным интерьером. В общем зале одновременно могут мыться до 100 человек. Заядлые парильщики очень уважают именно этот, Первый Мужской разряд, за превосходную парную, несмотря на его внешнюю простоту. Есть небольшой бассейн, души, услуги парильщика. Баня Сандуны просто блестит чистотой.
Второй включает себя повышенный комфорт в актуальном стиле. Прекрасная парная бани, услуги парильщика и 2 бассейна, а также кабинеты, купели с ледяной водой – предложения на любой вкус.
Высший – включает в себя зал отдыха в готическом стиле, каминный зал, и 13 отдельных кабинетов. Шикарный огромный бассейн с колоннами под стеклянным потолком с витражами в античном стиле словно уносит на несколько веков назад от современной суеты. После посещения такой Сандуновской бани человек чувствует полное отрешение от повседневных проблем.
Номерные отделения в сауне Сандуны предлагаются в 8-и разных видах:
- Садко – посетитель в буквальном смысле попадает в сказочную обстановку русского стиля. Здесь возможно отдохнуть в отдельном роскошном номере с русской парной и бассейне-купели.
- Лукоморье – авторская мебель, резьба по дереву, русский стиль, это отличное место для отдыха.
- Купеческий – номер полностью соответствует своему названию, имеет гостиную, моечную баню, парную, бассейн, массажный стол.
- Римский номер просто переносит посетителя в Рим своей необыкновенной роскошью и безмятежностью.
- Кандарья – стилизация номера под индийские мотивы. Расслабление наступает моментально, стрессы и проблемы уходят.
- Советский номер сталинских времен очень популярен в настоящее время. Интерьер бани навивает атмосферу стабильности и надежности.
- Камчатка – номер передает элементы прекрасной далекой земли, ее красоту.
- Байкал – обилие голубого и синего цвета словно погружают в мир умиротворения и покоя.
Где находятся Сандуновские бани
Адрес бани Сандуны неизменен с самого основания и открытия более 200 лет. В центре Москвы на улице Неглинной, в доме 14, строении 3-7.
Говорят: «Кто в Сандунах не бывал – тот Москвы не видал!». В самом деле, Сандуновские бани несут в себе историческую ценность не только для Москвы, но и для всей страны. Этот объект культурного наследия охраняется государством.
Посетить Сандуны обязательно нужно каждому хотя бы один раз. Бани предлагают прекрасную возможность побывать на экскурсии в Высших Мужских разрядах, где витает дух прошлых столетий. Бесценные исторические интерьеры в разных стилях и интересная программа экскурсии по Сандуновским помещениям, состоящей из трех частей, будут очень познавательными любому посетителю.
Сандуновские бани посещало и посещает большое количество разных известных людей, знаменитостей, россиян и иностранцев. Фото почетных гостей можно увидеть на специальном стенде заведения, там же предоставляется возможность почитать положительные отзывы. Сандуны предлагают своим посетителям акции и скидки и являются организаторами проведения различных мероприятий.
По мнению историков, занимающихся изучением России, ее обычаев и традиций, секрет бани Сандуны прост: она очищает тело и дух, заполняет человека чистыми помыслами, а тело крепким здоровьем.
В настоящее время для мегаполиса Москва – это особенно актуально.
Современные Сандуновские бани полностью соответствуют всем необходимым требованиям. Сохраняя русские традиции, высший уровень обслуживания, внедряя современные технологии и нововведения, Сандуны дарят настоящий праздник душе и телу человека.
-
Здравствуйте, рассматриваете ли вы открытие филиала в Тюмени?
Какая площадь Вы готовы рассмотреть в нашем городе?
Благодарю за ответ.
Зоя Халеева,
89044907897
РКБ консалтинг
г. ТюменьЗоя28.06.2019 в 10:13
Сандуны: история и современность
Сандуновские бани были названы в честь своего первого владельца и строителя С.Н. Сандунова
Довольно часто жителям Москвы и приезжим туристам приходится слышать фразу: «А пойдемте в Сандуны!». Многие из наших соотечественников полагают, что Сандуны – это так называемый синоним русской бани, другие думают, что речь идет о конкретном заведении с березовыми вениками и шайками. Сегодня мы с вами детально узнаем, что же такое Сандуны – что они представляли собой еще на заре своей работы и чем являются сегодня.
Сандуновские бани: исторический экскурс
Итак, Сандуновские бани (Сандуны) получили свое название в честь своего первого владельца и строителя Силы Николаевича Сандунова, который ко всему прочему являлся актером комического жанра. 1783 год для Сандунова ознаменовался тем, что его приняли в придворный петербургский театр Екатерины Великой. Именно там господин Сандунов познакомился со своей будущей супругой – Елизаветой Урановой, которой покровительствовала сама императрица.
В честь помолвки Силы и Лизы Екатерина Великая преподнесла паре роскошный подарок – коллекцию бриллиантов, которые, кстати, помогли впоследствии появиться на свет Сандуновским баням. После долгих лет игры в театре Сандунов принял решение открыть собственное дело – в этом ему и помогли подаренные императрицей алмазы. Сила, недолго думая, продал драгоценности и начал массово скупать участки, которые были расположены возле реки Неглинной. В то время данные земли стоили совсем недорого, поскольку из-за сливавшихся в реку московских нечистот «амбре» стояло невыносимое.
1806 год ознаменовался тем, что актер построил в этой местности бани, но на протяжении 12 лет заведение не пользовалось популярностью – «аромат» речки отпугивал посетителей. Все изменилось в 1818 году, когда река Неглинная стала частью подземного коллектора, но, увы, актеру Сануднову так и не довелось почувствовать, каким успехом пользовались его бани. В то время он развелся с женой, к которой, собственно, и перешел легендарный комплекс.
Стоит отдать должное господину Сандунову, который вложил массу сил и энергии в строительство своего «парного детища». Он настолько стал хорошо разбираться в банном деле, что подошел довольно тщательно к организации собственного бизнеса (бани и бизнесом-то для Сандунова вряд ли можно назвать, для него они никогда не были способом заработать, бани стали частью жизни именитого актера).
Так, впервые в истории русской бани парная была разделена на два отделения – женское и мужское. Кроме того, в Сандунах были так называемые дворянские отделения, которые сегодня можно назвать VIP-комнатами. Там, кроме основной парной, были удобные комнаты отдыха, где стояла дорогая мягкая мебель, а на стенах висели ковры. Чуть позже в банях появились и семейные отделения.
Сандуны — один из самых крупных комплексов, сохранивших исторический интерьер. Наряду с женскими и мужскими отделениями Сандуны гордятся профессиональным салоном красоты, роскошным рестораном и прачечной.
В 1860 году Сандуновские бани перешли во владение купца Ломакина – в то время под его управлением находилось еще несколько московских бань. После того как Ломакин перестал стоять «у руля» Сандуновских парных, в руководящее кресло пересел купец Фирсанов, который не стал стал «размениваться по мелочам»: он сдавал бани в аренду за совершенно немыслимые деньги – 25 тысяч рублей за год! Вплоть до 1890 года банный комплекс у Фирсанова брал в аренду Петр Бирюков – зажиточный русский купец, а после смерти Фирсанова бани достались его дочери Кате. Собственно, Екатерина и передала Сандуны своему супругу господину Ганецкому, а последнему и принадлежит идея снести уже обветшавшее строение и возвести на его месте абсолютно новые бани.
Для возведения новых бань было предложено несколько проектов, из которых победу одержал план Фрейденберга. Под его чутким руководством в 1894 году началось строительство абсолютно новых бань, которое завершилось через два года. Итак, после ремонта Сандуновские бани представляли собой трехэтажный комплекс, где располагались мужские и женские отделения, административные помещения, номера, читальня, парикмахерская, «турецкий зал», а также большой бассейн с прачечной.
Сандуны были предназначены не только для «общения с паром», но и для стирки. В бане также можно было получить чистую питьевую воду, которая подавалась от Бабьегорской плотины и очищалась специально вмонтированными фильтрами американского производства «Нептун».
К сожалению, в советские времена нещадное использование бань привело к тому, что первоначальный облик фасадов и интерьеров был утрачен. Таким образом, в 1992 году было принято решение о начале ремонтно-восстановительных и реставрационных работ Сандунов.
ООО «Сандуновские бани» сегодня
На сегодняшний день Сандуновские бани являются настоящим брендом. Несмотря на то что Сандуны у многих ассоциируются с чем-то древнерусским, сегодня они представляют собой вполне современный комплекс, который не лишен «изысков XXI века». Так, в Москве Сандуновские бани – один из самых крупных комплексов, который сохранил исторический интерьер и соответствующую ауру внутри. Вместе с двумя женскими и тремя мужскими отделениями Сандуны могут по праву гордиться профессиональным салоном красоты, роскошным рестораном и прачечной. Мастера бань предоставляют как классические услуги, так и новомодные. Еще сам Шаляпин называл Сандуны «царь-банями».
Впервые в бане появились отдельные женское и мужское отделения, семейное и дворянское отделения, а также комнаты отдыха
Сегодня это полноценный дворец с просторными залами, мраморными лестницами, роскошными высокими сводами, лепниной и росписью золотом. Уникальное банно-оздоровительное заведение пользуется громадной популярностью у иностранных гостей. Известно, как сама супермодель Наоми Кэмпбелл нахваливала Сандуны за гостеприимность и аутентичность. Впрочем, список селебритиз, бывавших в Сандунах, можно продолжать до бесконечности.
Одним словом, Сандуновские бани сегодня – это возможность познакомиться с культурой посещения классической русской бани в столице, оздоровиться и просто получить позитивный энергетический заряд.
Кстати, в Сандуновские бани ходят не только попариться, но и отведать вкусного ржаного кваску, остудить жар прохладным пивом или чем-нибудь покрепче. Ресторан предлагает гостям блюда не только русской, но и узбекской, китайской кухонь. В последнее время здесь проводят разнообразные вечеринки и банкеты: дал бы добро на проведение подобных мероприятий Сила Николаевич Сандунов – остается только догадываться, впрочем, от этого популярность Сандунов в Россиии и за ее пределами не угасает. Шутка ли, в РФ комплекс считается одним из наиболее древних и успешных!
Где найти и почем?
Арес Сандуновских бань:
г. Москва, ул. Неглинная, 14.
Сандуны — это полноценный дворец с просторными залами, мраморными лестницами, высокими сводами, лепниной и росписью золотом
Что касается стоимости услуг, то здесь она сравнительно невысока. На посещение Сандунов для одного человека достаточно выделить 2-3 тысячи рублей. Завсегдатаи рекомендуют предварительно согласовать свое посещение с администрацией бань, ибо из-за их популярности с местами часто бывает «напряженка», особенно в выходные и праздничные дни.
История знаменитых Сандуновских бань прослеживается еще с XVIII в. и берет свое начало в Санкт-Петербурге. В екатерининские времена на сцене придворного Эрмитажного театра выступала несравненная певица Елизавета Уранова. В этом же театре служил прекрасный актер Сила Сандунов. Между молодыми людьми зародилась любовь. Ее история стоит отдельного рассказа. Несмотря на все перипетии, влюбленные обвенчались и вскоре переехали в Москву.
В Первопрестольной они открыли торговые бани. Те первые бани находились на берегу реки Неглинки, в районе нынешней Театральной площади. Несколько позже супруги приобрели обширный участок земли, где до этого располагались огороды бывшей Звонарской слободы, и здесь выстроили новые бани, получившие название Сандуновских. Несмотря на неоднократную смену владельцев, бани сохранили свое название до наших дней.
Бани, открывшиеся в 1808 г., вскоре стали крайне популярны в Москве.
К началу XIX в. воды Неглинки были столь загрязнены, что использовать их для банного дела не представлялось возможным, тем более что через несколько лет речку спрятали под землю, в коллектор. Но возле бань, на углу Звонарского переулка и Неглинного проезда, был устроен большой пруд-резервуар для воды, который питался первоначально почвенными водами, а потом и водой из московского водопровода. Пруд был осушен и засыпан в конце XIX в. при строительстве доходного дома (Неглинная ул., д. 14).
После смерти С.Н. Сандунова бани меняли своих хозяев, пока их владельцем не стал купец 1-й гильдии Иван Григорьевич Фирсанов. В фирсановском роду бани оставались до 1917 г.
После смерти И.Г. Фирсанова они перешли к его дочери и единственной наследнице Вере Ивановне, женщине очень красивой и при этом предприимчивой. Вместе со своим вторым мужем Алексеем Ганецким она решила полностью перестроить старые бани. Известный в Москве архитектор Б.В. Фрейденберг, при участии С.М. Калугина, возвел для Фирсановой доходный дом по красной линии Неглинного проезда (ныне – Неглинная улица) и полностью перестроил здание бань.
Между Звонарским и Сандуновскими переулками возник целый банный комплекс. Здесь все было свое. Своя электростанция – одна из самых мощных в Москве того времени, своя артезианская скважина, своя водокачка на берегу Москвы-реки в Нижнем Лесном (ныне – Курсовой) переулке. В нарядном здании водокачки в наше время располагается Визовый отдел посольства Швейцарии. Был устроен водопровод с прекрасной очистной системой.
В банях было устроено обязательное простонародное 5-копеечное отделение и роскошное дворянское. Особых слов заслуживают интерьеры самого дорого мужского 50-копеечного отделения (в советские годы и сейчас – Высший разряд). Вестибюль в стиле рококо, раздевальня, выполненная в готическом стиле и украшенная по одной из стен мозаичной картиной работы художника В.А. Фролова, читальня в стиле ренессанс. И, конечно, гордость бань – «Помпеевский» зал с обширным бассейном, облицованным «английским фарфором». Помимо русской парильни – сухая «ирландская», а также турецкая бани.
Несколько проще, но тоже очень богато было отделано и 10-копеечное отделение.
Торжественное открытие состоялось в феврале 1896 г.
В советские годы Сандуны никогда не закрывались. Действуют они и сейчас, являясь одними из четырех дореволюционных бань, работающих в Москве и поныне.
Недавно Сандуновские бани были отреставрированы. Они находятся на государственной охране как объект культурного наследия регионального значения.
Романтическая история Сандуновских бань, в которые захаживал сам Пушкин
Романтическая история Сандуновских бань, в которые захаживал сам Пушкин.
Русский человек всегда любил попариться в бане. И чем крупнее был город, тем активнее в нём множились бани. В Москве бани чаще всего появлялись вдоль речки Неглинной. Бани в то время были деревянные, топились, как правило, «по-чёрному», но народ это не смущало – все парились, грелись, наслаждались и лечились. Так было до 1737, когда очередной пожар в Москве уничтожил почти все бани. И тогда появились легендарные сегодня Сандуны, а история этих бань действительно захватывающая.
Актёрский роман и влюблённый граф
Основателями Сандуновских бань стала влюбленная парочка актеров из театра Екатерины II. Сила Сандунов и Елизавета Уранова познакомились на сцене и между ними вспыхнула искра. Но для их любви возникла серьёзная преграда. Граф Безбородко, побывав на спектакле и увидев Лизу, увлёкся ей. Вначале он пытался понравиться красавице, дарил ей подарки и вкладывал в букеты деньги. Однако, актрису это не впечатляло, она решила связать свою жизнь с Силой. Узнав об этом, граф принял кардинальное решение: отправил молодого соперника в Херсон, а Елизавету решил тайно привезти в свои покои.
Сила Сандунов и его супруга Елизавета.
Но Лиза решила противостоять барской воле. Как-то в опере прямо со сцены актриса спела песню о девичьей доле, рассказала о барине, который при помощи подарков и денег пытается соблазнить молодую красавицу. В завершении своего выступления она протянула жалобу императрице. Екатерина прониклась сочувствием к актрисе и приказала Силу Николаевича вернуть на сцену, а молодых повенчать.
В феврале 1781 года сбылась мечта молодых — Лиза стала Сандуновой. Однако графа это не остановило, он решил продолжать добиваться взаимности от девушки. Он задаривал ее дорогими подарками, в том числе и бриллиантовыми украшениями. Чтобы быть подальше от навязчивого ухажера, молодая парочка решила сменить место жительства и перебралась в Москву. Однако условия, в которые они попали, были далеки от идеальных.
Новые московские бани
Те самые Сандуны.
Когда супруги купили дом, оказалось, что в доме нет бани. Сила Николаевич захотел угодить молодой супруге и соорудить прекрасную баню. И тут у него в голове возник вопрос, а что если построить общественную баню. Ведь на этом можно было неплохо заработать. Собрав подарки от незадачливого поклонника, супруг возвел баню, которая в честь его получила название Сандуны.
Памятный знак.
Вот так в 1808 году появились первые Сандуновские бани. В то время на строение смотрели как на чудо. Владелец постарался предусмотреть все. Во-первых, здание было каменное, что предохраняло его от пожара (а в то время в Москве пожары были частой проблемой). А внутри было три отделения — «дворянское», «простонародное» и «купеческое». Каждое из них делилось на женскую и мужскую территорию, везде присутствовали не только «мыльные» комнаты, но и парилки.
Интерьер Сандуновских бань.
К зданию подвели водопровод. На работу приняли самых опытных банщиков и слуг. А в буфете продавали различные напитки. Это заведение кардинально отличалось от других московских бань. Молодая супруга попросила мужа вместо предбанника делать раздевальные залы, которые были в несколько раз больше предбанников, а в престижных отделениях даже зеркала и диваны установили. Клиенты получили возможность не только помыться, но и пообщаться в приятной обстановке.
Не паром единым…
Спустя год, начали формироваться «банные» клубы. Новшество быстро приобрело популярность, и в Сандунах уже собирались представители Английского клуба. Иногда туда же заходил и Пушкин. Банщики хорошо знали этого клиента. Он любил хорошо попариться, затем погрузиться в ледяную ванну и вернуться в парилку. Один банщик не всегда справлялся с потребностями поэта, и через некоторое время его сменял другой работник бани.
Интерьер Сандунов.
Для молодых девушек Сила Николаевич тоже придумывал различные развлечения. Несколько шаек, изготовленных из серебра, пользовались у дам особой популярностью. Из них мылись молодые невесты перед обручением. Считалось, что эти шайки сделал Сандунов специально для своей супруги. А вот еще одна услуга, которая была не менее востребована богатыми дамочками. Приезжая в Сандуны они брали с собой своих маленьких собачек, которых прислуга мыла вместе с ними.
Новая история Сандунов
В конце XIX века Сандуновские бани перешли в руки новых хозяев — Гонецких. В этот период заведение переживает второй подъем. Алексей, новый владелец, превращает их в шикарные трехэтажные дворцы, настоящие залы развлечений. Интерьер в банях был собран со всего света. Многие приходили не только помыться, но и посмотреть на эту красоту. Частыми клиентами заведения стали такие знаменитости как Бунин, Чехов, Шаляпин. Причем Федор Иванович говорил, что парилка чудотворным образом действует на его голос, и помогает восстанавливать связки после выступлений.
По величине и пышности убранство новых бань не уступает знаменитым термам римского императора Каракаллы.
Посещать Сандуны могли не только богатые люди. Здесь можно было получить услугу и за 5 и за 50 копеек, в зависимости от желаний и возможностей клиента. Отделение для бедных не было столь совершенным, но там тоже присутствовали зеркала, мягкая мебель и прочие украшения. А вот мочалку и веник в бане можно было получить бесплатно.
Простолюдины часто посещали заведения далеко не ради развлечения, именно там они лечили различные заболевания. Здесь можно было сделать массаж или получить услугу зубного врача.
Интерьеры Сандунов.
В период революции многие клиенты Сандуновских бань были вынуждены иммигрировать. Заведение постепенно утратило свою популярность. В бане уже не столько парились, сколько использовали их в качестве интерьера при съемках какого-либо фильма. Например «Броненосец Потемкин» был снят именно в бассейне Сандунов. В этих банях Юрий Кара снимал сцену великого бала у сатаны для своих «Мастера и Маргариты».
И в заключение…
Бассейн Сандуновских бань.
В заключение стоит сказать, что на материалах владельцы бань никогда не экономили: плитку везли из Англии и Германии, а мрамор – из Италии. На богатство и затейливость тоже не скупились: банные покои декоратор Калугин и архитектор Фрейденберг превратили в череду великолепных стилизаторских этюдов. В залах бань можно увидеть и рококо, и неорококо, и неоготику. И это больше, чем просто купеческий шик. Именно такие банные заведения в то время появлялись в столицах Европы, владельцы и создатели Сандунов в 1896 году действительно пересмотрели все западные образцы жанра. Вот только в Париже или Вене никому в голову не придёт говорить о том, что публичные бани – одна из главных городских достопримечательностей. Тогда как Сандуны уже более века считают национальным достоянием.
Легендарные Сандуновские бани.
После долгих лет забвения Сандуновские бани, самые известные публичные бани в России, были восстановлены в своём прежнем великолепии. Расположенные недалеко от Кремля 100-летние бани пользовались популярностью у членов компартии. Сегодня они стали излюбленным местом встреч бизнесменов и не бедных людей.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
LiveInternetLiveInternet
Единственное место,
которого ни один москвич не миновал, — это бани
В. А. Гиляровский
Во все времена и почти у всех народов была славная традиция ходить в баню. Это место не только дарило чистоту человеческому телу, но и давало людям возможность душевно отдохнуть, забыть о проблемах.
В.П.Рассохин. Бани на Неглинной
Первые общественные бани, т.е. бани, где мылись в основном люди пришлые, появились в Москве при Борисе Годунове где-то в конце 16 века. Это были небольшие одноэтажные постройки, оккупировавшие берег реки. На старых планах Москвы мы видим городские бани в Замоскворечье, в центральной части прямо на Москве-реке; вторые – в устье Яузы. Поначалу считалось, что мужчинам и женщинам вместе мыться не грех, но, второй государь из рода Романовых Алексей Михайлович сие бесстыдство пресек.
В 1643 государь создает приказ: «Баня делится на два отделения мужеское и женское, с особым входом и надписями». Елизавета Великая позднее указ подправила: «Входить на женскую половину разрешаются мальчикам до 7 лет, прислуге из мужчин, врачам, а еще художникам и их ученикам, дабы те совершенствовали свое ремесло посредством изучения живой фигуры». В общественных торговых банях за посещение необходимо вносить плату. Там, где появляются деньги, возникает бизнес — интерес. Строительство, содержание торговых бань постепенно становится одной из первых ветвей русского предпринимательства.
В конце царствования Екатерины Великой в придворном театре «Эрмитаж» появилась новая прима, очаровательная Лизонька Федорова. Голос — чистый кристалл, высокий, звонкий. Когда она пела, театр обмирал, когда начинала танцевать, публика торжествовала и кричала «браво». Своей фамилии Лизонька вскоре лишилась. Только что открыли новую планету уран. Слово это сделалось модным, так что на афишках Лизу стали объявлять Урановой. На ее имя сливки петербургского общества стекались рекой.
При дворе до ожесточения спорили, кому достанется этот истинный бриллиант. Претендент на чувства Лизы объявился весьма скоро. Александр Безбородько, приятнейший князь в чине гофмейстера, стареющий бонвиван, разменявший пятый десяток. Редкая петербургская красавица смогла избегнуть с ним связи, и, вообще, все знали, что делами государства заправлял он, Александр Андреевич, а не уязвленная старостью императрица Екатерина. Но, бедная воспитанница театрального училища для гофмейстера оказалась крепостью неприступной. Вельможа посылал Лизоньке сказочные по богатству подарки, а та в ответ: «Нет, никогда».
Однажды приключилось уж вовсе неслыханное. Молоденькая актриса швырнула в печь 80 тысяч рублей, присланных ей. Целое состояние. Да, при этом еще разразилась смехом. А вскоре и выяснилась причина неприступности. Сильвио Зандукели, горячий красавец того же придворного театра, прекрасно игравший комедийные роли пройдох и первых слуг, занял сердце примы Урановой без всякого остатка. Девушка влюбилась без ума, как бывает раз в жизни.
Потомок грузинских дворян Сильвио избрал постыдную для его рода карьеру лицедея. Однако достиг в ней поднебесной высоты, сделался любимцем русской императрицы. Сильвио пришлось расстаться с настоящим именем. В театре его звезда взошла под псевдонимом Сила Николаевич Сандунов. Узнав, что между ним и Лизонькой встрял фигляр, комедиант из грузин, Безбородько вскипел высшим начальственным гневом и объявил против неравного ему соперника поход, вплоть до того, что князь сослал Сандунова в Херсонский лазарет на самую черную работу.
Но, первое действие любовной истории окончилось водевилем. Однажды, прямо во время спектакля Лизонька расплакалась. Едва довела пьесу до конца, а после занавеса повалилась в обморок. Но, до этого она успела передать императрице письмо, где объяснила свои девичьи беды. «Заступница — молила Лиза – разлука с любимым разорвет мое бедное призирающее обман сердце». Екатерина послание прочла, вспыхнула, топнула царской ножкой и повелела Силу Сандунова из мрачной ссылки вернуть, а, чтоб высочайшему распутнику неповадно было, дала распоряжение молодых обвенчать. На свадьбу молодоженам Екатерина подарила 300 рублей денег, а еще пожаловала невесте атласный наряд из собственного гардероба.
Однако, вскоре мать императрица умерла и молодые решили из Петербурга бежать, так как ненавистный Безбородько при новом императоре Павле лишь усилился и театральные карьеры обоим Сандуновым обрушил.
Москва супругов приняла радушно. Оба здесь добыли новую театральную славу, которая загремела, не хуже, прежней петербургской. На богатые подарки кумирам московская публика не скупилась. И, когда однажды стал вопрос, что делать с излишком денег, Сила Николаевич предложил вложить средства в постройку бань.
Бани в это время считались предприятием не очень выгодным. Потому споров между супругами не возникло. Супруг покупает несколько участков земли на берегу Неглинки (река в то время уже была забрана в трубу) и там он строит первый вариант Сандуновских бань. Однако, любовь окончилась грустной драмой. Трещину большому чувству Сандуновых дали именно бани. Вот записи, сделанные осенью 1806 года в дневнике чиновника Степана Жигарова: «Говорят, у Сандуновых между собой начинает быть не ладно, под предлогом обоюдной неверности». Но, тут же замечает: «будто настоящая причина ссоры в том, что муж, выстроив на общий капитал бани, записал их на имя свое». А ведь женились они по страстной любви.
Трещина, возникшая между супругами, росла и однажды Елизавета написала прощальное письмо, умчалась из супружеского дома в столичный ветреный Петербург. Сила Николаевич остался в стольной Москве: он все реже выходил на сцену, блистая в комических ролях, чаще подсчитывал барыш, который приносили ему бани.
В 1820 году Сила Николаевич вручил свою мятежную душу Богу. Это известие поразило, уже состарившуюся певицу, Елизавету Уранову точно гром. Она тут же возвратилась в Москву, говорят, сильно горевала о первой любви, а через 6 лет отправилась вслед за супругом. Оба Сандуновы умирали с мыслью, что оставят свое имя в летописи театральной, а оно прижилось, засияло, словно начищенный медный таз, в летописи банной. Выстроенные ими бани до сих пор хранят название сценического псевдонима комика Сильвио Зандукели. Эти бани создал он. Но, конечно, он сам их не эксплуатировал, он их сдавал в аренду, но в Москве появилось такое понятие – «Сандуны».
«Сандунам» всегда невероятно везло. Во-первых, они ни разу не горели, хотя другие московские бани полыхали многократно, превращаясь в головешки и черный пепел. «Сандуны» умудрились миновать даже знаменитый пожар 1812 года, когда с пришествием в Москву Наполеона, огонь уничтожил практически весь город. Второе счастье сандуновских бань в том, что они не были снесены и похоронены в истории. Привычка разрушать и возводить на старом месте новое в Москве не искоренилась. Но, самый счастливый момент в истории «сандунов» пришелся на конец 19 века. Именно тогда, «сандуны» вознеслись к славе, утвердившись царь-баней и слава их тесно связана со знаменитой для Москвы историей любви.
В 1869 году «сандунами» завладело семейство Фирсановых. Приобрел их Григорий Иванович Фирсанов, купец, сделавший баснословное состояние на скупке драгоценностей и имений разорившихся дворян, хваткий, хищный, деловой, энергичный, очень цепкий человек. Пришел в Москву в лаптях. К 30 годам был уже оценщиком ювелирных изделий, скопил капитал для основания дела. Вскоре он занялся перекупкой драгоценностей у разорившихся помещиков, а некоторое время спустя стал владельцем сандуновских бань. Вспоминают, что в долгах у старика — крохобора сидела половина дворянской Москвы, желая кровопийцу ужасной смерти. Смерть прибрала старика в 1881 и всей, скупленной по дешевке, империей завладела его единственная дочь Вера Ивановна.
Вера Ивановна слыла богиней кипучей московской богемы. На эту гордую очаровательную сумасбродку желали быть похожи все молодые дамы полусвета. Когда она заезжала в театр, за ней шествовала целая толпа, чтоб только взглянуть на кумиршу одним глазом из-под вуали. Царица моды, царица отношений с мужчинами, царица красивого артистического кутежа, и, в то же время, в ней была недюжинная деловая хватка. Фирсанова ворочала миллионами, исполняя крупнейшие строительные подряды.
Московская красавица построила в Москве много зданий, которые остались до наших дней. Петровский торговый пассаж между Петровкой и Неглинкой, гигантское сооружение трех линий и трех этажей — это ее рук дело.
По молодости Вера Ивановна была замужем, но с супругом открыто не жила, а после смерти отца легко развелась, выплатив миллион откупного, и бывший муж оклеветал себя на бракоразводном процессе, заявив, что прелюбодействовал. О Вере Фирсановой написано бесчисленное количество романов, о ней судачили, с придыханием шептались во всех гостиных. Вся ее жизнь – сплошная горячая сплетня. Отца нет, матери нет, она одна. Желающих попользоваться ее капиталом среди молодых людей очень много: огромное количество гвардейских офицеров и интеллигентной молодежи. Каждые две недели она знакомила общество с новым женихом, обязательно красавцем, и — ни разу под венец. Сама себя Вера Ивановна называла Савраской из Усты.
Любила театр, любила богемное общество, в то же время своенравная, порывистая, резкая и непостоянная. И вот, эта Савраска влюбилась в молодого офицера, сына начальника Петропавловской крепости, Алексея Ганецкого. Хотела его добиться, а тот ответил: «Мадам, я с дамами в легкомысленные отношения не вступаю». Такого отпора Вера Фирсанова не встречала никогда. Это был первый мужчина, который посмел ей отказать. И тогда она сдалась. Сама предложила венец и брачные узы.
Этим браком Москва потряслась больше, чем всеми романами светской богини. Ганецкий оказался человеком деятельным. И, когда Вера Ивановна посоветовала ему заняться переустройством сильно обветшавших к тому времени сандуновских бань, он взялся за предприятие с размахом. «Я одену бани в мрамор и это будет мрамор из Каррар». Ему ответили, что мрамор в Каррарах весь выбрал для себя еще знаменитый скульптор Микеланджело. Но, Ганецкий мрамор нашел и, именно, Каррарский. Кафель для бани везли с Англии, Германии, Швейцарии. Разные существуют здесь точки зрения.
Есть люди, которые говорят, что эти бани не Фирсановой, а Ганецкого, но трудно с этим согласиться. Практическую работу вел он, но деньги ее, основной замысел ее. У Ганецкого имелась высшая цель. Одевая на деньги Фирсановой «сандуны» в мрамор, он мечтал переплюнуть, перещеголять главного соперника Гераську Хлудова с его китайскими банями, утереть нос новому банному королю. Строительство длилось 2 года. Все прежние корпуса Сандуновских бань были снесены, и на их месте возведены новые здания. Автором проекта назначили сначала архитектора Б.В. Фрейденберга, а завершил строительство в 1896 году С.М. Калугин. В 1896 году «сандуны» открылись для посещения.
Новый комплекс включал бани для разных слоев общества: для высшего класса и простолюдинов. Отделения были мужские и женские, а также семейные.Помыться и попариться в «Сандунах» можно было за 5, 10, 50 копеек, и 10 рублей брали за вход в номерные бани.
В главном корпусе на первом этаже находились магазины, в том числе, нотное издательство и магазин П.И. Юргенсона. На втором — меблированые квартиры. В одной из них снимали жилье Антон Павлович Чехов и Ольга Книппер. На третьем этаже — номерные бани.
Но, то же чудо вдребезги разбило чувство между Верой Фирсовой и Алексеем Ганецким. Изящный офицер-красавец имел грешок — пристрастие к карточной игре. Он долго дьяволу сопротивлялся, но, когда при постройке «сандунов» деньги хлынули через его руки, он не устоял и, вложив не малые деньги в перестройку сандуновских бань, в конце концов, он заложил их за карточный долг. После этого он пустился в тяжкие …, завел любовницу, начал отчаянно и безрассудно кутить, вновь сел за карточный стол и проиграл сумму астрономическую.
Когда Вера Фирсова узнала о художествах мужа, она хладнокровно уладила денежные дела, и тут же подала на развод. Она больше не видела его никогда. Когда она узнала, что он ездит в Париж, там изменяет ей, она тут же приняла самостоятельное решение – не пускать его обратно никогда. У них были квартиры, дома, в которых они жили, и когда он ткнулся, ему было сказано, что он больше допущен сюда не будет. Он плакал у нее под дверью, попросил прощения. Ганецкий разрыв не перенес. Он долго страдал, а затем застрелился.
Что пережила после его смерти Вера Фирсанова, не знает никто. Но, говорят, если она слышала фамилию Ганецкий, по лицу ее пробегала волна невыносимой муки. Так «Сандуны» стали памятником любовной трагедии одной из самых богатых и экстравагантных женщин России. После революции Вера Фирсанова жила в комнатке огромного дома, который еще недавно являлся ее собственностью целиком. Работала бывшая великосветская львица обычной гримершей в театре. В 1928 году знаменитый Шаляпин, которому она в молодости много помогала деньгами, помог эмигрировать ей в Париж.
Почила с миром Фирсанова в 1934 году. Перед смертью она якобы произнесла: «Хотела однажды хоть раз побыть слабой женщиной, но не удел. А жаль, бесконечно жаль»…
Но вернемся к истории бань.
По величине и пышности убранство новых бань не уступало знаменитым термам римского императора Каракаллы. Вся Москва бросилась в «сандуны», чтобы только поглазеть на явленное чудо света.
Войдем и мы внутрь…
Странный автомат на фото предназначен для легкого и быстрого надевания бахил.
Особая атмосфера и знаменитый на всю Москву и за ее пределами Сандуновский пар привлекал сюда незаурядную и известную публику.
Своим присутствием Сандуновские бани отметили Чехов, Рахманинов, Гиляровский, Шаляпин и многие другие. Кстати, Федор Шаляпин считал, что пар «Сандунов» благоприятно влияет на его связки, придавая голосу особое звучание.
Все интерьеры здесь отличаются богатой и неповторимой отделкой. В холле второго этажа мужских бань высшей категории есть ажурные перила, которые имеют свое продолжение в картинах на стене.
По словам местных экскурсоводов, около 70-80% всех интерьеров Сандуновских бань сохранились с XIX века.
Старая плитка так и лежит.
Пройдем в готический зал, где отдыхают после бани
Новейший ковер, новая плитка и старая плитка
Фотографировать в бане, конечно, запрещено, но мы были в санитарный день, и посетителей не было.
Святой Николай — покровитель всех, кто в море
Вид Неаполя с курящим Везувием
Старые крючки и номерки
Персонал вовсю учит разговорный английский
Посередине одной из стен этого помещения, выполненного в псевдоготическом стиле, есть пустое пространство. Когда-то здесь находился камин, но его убрали в советское время как буржуазный пережиток.
Для любителей приватности есть отдельные номера
Поражает своим великолепием Мавританский зал, зал отдыха
На стенах изображена арабская вязь. Работники утверждают, что в переводе с арабского это значит «С легким паром!». На самом же деле написано ولا غالب إلا الله или «Уаля гаалиб иль Алла» — «Нет победителя, кроме Аллаха!»
Живопись на стенах по теме
Сейчас зал разделен на кабинеты, а до революции он был единым
Каждому посетителю выдавали браслет с номером и ключиком от личного шкафчика. Частенько воры, пользуясь тем, что в парилке всегда много пара, подменивали эти браслеты своими браслетами. Когда посетитель приходил к шкафчикам под номером, указанным на его браслете, то там обнаруживал вместо своих вещей старые тряпки.
Между двух арок установлен декоративный элемент, небольшой столбик. Именно к таким столбам привязывали пойманных с поличным банных воров. Любой человек мог, проходя мимо привязанного вора, выместить на нем свою злобу. Преступников держали у столба целый день. Очень часто такие люди оставались на всю жизнь калеками, либо не выдерживали побоев и умирали
Помещение для мытья. Мраморные плиты скамеек старые. На старых фотографиях видно, что до революции сами лавки были более изящными, да и плитка красивая лежала по всему полу.
Историческая плитка сохранилась только по углам или фрагментами
На одной из лавок сохранилась мемориальная табличка: «Здесь мылся Человек, идущий в ногу со временем». Так увековечили имя Владимира Маяковского
Долгое время про «Сандуны» ходила байка о том, что здесь моются из серебряных шаек и вода льется из золотых кранов. Этот миф возник благодаря особой впечатлительности некоторых посетителей. Когда они приходили в парилку, то видели до блеска начищенные медные краны и мельхиоровые шайки! Единственная серебряная шайка была у генерал-губернатора В.Долгорукова.
Парное отделение
Шайки, чтоб окатиться сразу после парной
Массажное отделение
Самый большой, и, должно быть, самый первый бассейн в дореволюционной Москве. Размер бассейна 15х6 м, глубина 1 м до 1,93 см. Температура воды 28-29°С.
Бассейн Сандуновских бань с 20-х годов XX века стал использоваться не только как место для отдыха, но и как съёмочная площадка. Здесь снимались такие фильмы, как «Броненосец Потёмкин», (реж.С. Эйзенштейн), эпизод «Бал Сатаны» из фильма «Мастер и Маргарита» (реж. Ю. Кара), фрагменты кинофильмов «Олигарх» (реж.П. Лунгин), «Старый Новый год», «Ты мне, я — тебе». Из голливудских фильмов: эпизоды шестой серии комедийного сериала «Полицейская академия» («Командировка в Москву»), а также боевик «Красная жара» с Арнольдом Шварценеггером
Нынешняя статую Посейдона появилась здесь уже в современное время, до революции здесь также стоял бог морей, но в более шикарном виде.
Посейдона в советское время заменили, как ни странно, на пионера
Плитка в бассейне
На этой настенной доске с фотографиями знаменитостей мужского пола затесалась одна чернокожая женщина, Наоми Кэмпбелл. Так и получилось, что из всех женщин, только она удостоилась чести побывать в мужском отделении Сандуновских бань. Работники рассказали, что посетила с она их с отдельной экскурсией в 7 утра, когда еще в бане никого не было.
В Сандуновских банях встречаются настенные доски с фотографиями знаменитостей нашего времени. Есть отдельные настенные доски с фото спортсменов, актеров, политиков и т.д. Среди завсегдатаев этого благородного заведения: П. Буре, М. Сафин, К. Дзю, В. Жириновский, А. Ширвиндт, О. Меньшиков, В. Пресняков и многие другие.
В 2001 году знаменитые бани посетил Жан-Клод Ван Дамм. Для многих заморских знаменитостей в Москве заготовлена стандартная программа посещения московских достопримечательностей. Это Красная площадь, Воробьевы горы, Большой театр и, по желанию «звезды», что-то одно на выбор. Так случилось и с Жан-Клодом. За один день ему хотели показать все из перечисленного выше, в том числе Сандуновские бани, а после — вечерняя программа в Большом. Только не учли одного, «Сандуны» обладают особой энергетикой. Здесь хочется остаться на долгое время, расслабиться, провести целый день и забыть обо всем. И голливудский актер действительно забыл обо всем. Жан-Клода долго уговаривали покинуть бани, и отправиться в театр. В итоге, он приехал в Большой театр только ко второму отделению.
Действительно, время, проведенное в «Сандунах» летит незаметно. Атмосфера старых-добрых московских бань и дружелюбный персонал явно этому способствуют.
Текст: Мария Антоненко
Серия сообщений «ИСТОРИЯ ВЕЩЕЙ»:
Часть 1 — ИСТОРИЯ ПУГОВИЦ
Часть 2 — ИСТОРИЯ НОВОГОДНИХ ИГРУШЕК
…
Часть 4 — ИСТОРИЯ ШЛЯПЫ
Часть 5 — ИСТОРИЯ ШЛЯПЫ В РОССИИ
Часть 6 — САНДУНОВСКИЕ БАНИ — ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
Часть 7 — БУЛЬОТКА — ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
Часть 8 — ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ — ИСТОРИЯ МУФТЫ
Часть 9 — ИЗ ИСТОРИИ ВЕЕРА
Часть 10 — БУТОНЬЕРКА — ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ВИДЫ
Часть 11 — ПУШИСТОЕ ПРОШЛОЕ — ИСТОРИЯ МУФТЫ