Русские избы внутри

Фев 5, 2020 Дом

Русские избы внутри

Содержание

Устройство русской избы внутри и снаружи

В этой статье отслеживается путь развития устройства русской избы как внутри, так и снаружи. В начале ХХ века, в 1916 году член-корреспондент Императорского археологического общества Михаил Витольдович Красовский составил «Курс истории русской архитектуры», материал из которого и послужил для написания статьи. Автор показал развитие древних традиций исполнения крестьянских домов на территории России.

Мы рассмотрим главнейшие типы изб конца XVII века и первой половины XVIII, которые сохранились до начала прошлого столетия или были зарисованы во второй половине ХIX века академиком Львом Владимировичем Далем, а также другими исследователями русского деревянного зодчества.

Что такое изба в архитектуре

Современный архитектурный термин «изба» означает русское традиционное крестьянское жилище срубной конструкции. Но у него есть и другие значения:

  1. внутреннее помещение деревянного дома;
  2. помещение государственного учреждения, орган центрального управления; приказ (на Руси XVI в.).

Происхождение слова «изба» не ясно, но распространено мнение, что это изменённое древнеславянское «истьба». Истьбою, истопкою в летописи называют отапливаемый жилой сруб. Этого же мнения придерживался и М. Красовский. Однако, в других славянских языках (чешский, польский, словацкий) слово «изба» определяет помещение для хранения имущества и продовольствия, т.е. без очага или печи.

2 способа строительства деревянных жилищ

Славяне избы строили из брёвен, которые укладывали горизонтальными рядами — венцами. На углах они врубались с остатком («в обло») или без остатка («в лапу»). Чем больше венцов, тем выше жилище. Длина стены определялась естественными размерами дерева.

Стены избы, срубленные «в обло»

Рубка без остатка, «в лапу»

В Европе стены бревенчатых домов устраивали из брёвен, расположенных вертикально.

Достоинством данного метода было то, что длина стен могла быть произвольной. Недостатком — то, при усыхании между брёвнами образовывались щели, в которых конопатка (утеплитель: пакля, мох, шерсть) держался плохо.

Метод, практиковавшийся славянами, был лишён этого изъяна. При усадке брёвна опускались одно на другое, что только увеличивало надёжность и плотность швов между брёвнами.

Курная изба

Самый древний вариант жилища — курная изба. Называли её так, потому что внутри устраивали очаг без дымохода.

Дым во время топки окуривал помещение, выходя через дверь, окно и специальное отверстие в крыше — «дымницу». Другие старинные названия этого вида избы — рудная или чёрная. Дымоход появился в XII в.

Дымовые деревянные трубы (дымницы)

В чёрных избах устраивали деревянные трубы («дымницы», «дымники»), удаляющие дым из-под крыши сеней. Трубы эти делали из досок и иногда их украшали резьбой и стамиками (столбиками).

Окна русской избы

Окна русской избы первоначально были волоковыми, в высоту одного бревна. Они закрывались изнутри деревянными задвижками либо сверху вниз, либо справа налево и имели очень малый просвет (задвижки волочили).

Горизонтальное волоковое окно русской избы (Источник: https://elima.ru/)

Волоковое окно русской избы с вертикальной задвижкой. (Источник: https://www.wikiwand.com/ru/

Позднее появились «красные» (или косящатые) окна. Это такие окна, просвет которых закрывается не щитом, а переплетом. Термин «косящатые» указывает на то, что в бревне проём для окна вырубался косо: снаружи он был шире и сужался ко внутренней поверхности стены. Это можно увидеть на первых двух рисунках ниже.

Делали так для того, чтобы рама окна плотно прилегала к проёму в любую погоду (влажной осенью, когда дерево набухает, и сухим летом, когда оно усыхает). Термин «красный» значит красивый.

Каким было косящатое или красное окно

Первоначально переплеты окон поднимались вверх, подобно щитам волоковых окон. Такие красные окна были распространены в избах Рязанской и Архангельской губерний. Высота косящатых окон была не менее трех диаметров бревна в срубе.

Окно русской избы с переплётом

Резной наличник окна

Вариант красного окна русской избы

Окна амбара деревни Шуньги Олонецкой губернии России

Оконные стекла до Петра были редкостью на Руси. Их место заменял бычий пузырь или слюда, высокая цена которой, исключала возможность употребления ее в крестьянских избах. Что касается художественной обработки резных наличников и наружных ставен, то они могли получить широкое применение опять-таки лишь в послепетровскую эпоху. В это время дорогой тес стал быстро вытесняться более дешёвыми досками, получавшимися путем распиловки бревен. До этого же времени рама окна («колода») обычно не закрывалась наличником. Резьба (или порезки) делались непосредственно на ней. Точно так же устраивали и украшали двери.

Полы в русской избе

Полы жилых помещений устраиваются или набивные (из земли или глины), или из досок по лагам («мостить по кладям» или брусьям). Если дом был двухэтажный, то полы второго этажа стлали по балкам («по матицам»). В больших избах их делали две, но обычно клалась одна матица.

Матица — это потолочная балка.Направление матицы всегда параллельно входной двери в избу. В середине, а иногда в двух местах, матицы подпираются стойками.

Полы же таких помещений, как большой сенник, делали из тонких бревен («кругляков»), просто притесанных друг к другу.

Кровля русской избы из тёса

Кровлю делали из двух слоев теса, между которыми прокладывали для устранения течи древесную кору, чаще бересту. Нижние концы тесин упирались в водотечники (№ 9 на рис. ниже), а верхние зажимали по коньку «охлупнем» (№1 на рис. ниже).

Охлупень — толстое выдолбленное бревно, заканчивающееся на фасаде корнем, обработанным в виде коня, оленьей головы, птицы и т.п.
Водотечник — выдолбленное в виде жёлоба бревно, служащее для отвода воды с кровли.

По верхнему ребру охлупня иногда ставили или решетку, или ряд стамиков (№12 на рис. ниже). Стамики имеют древнее происхождение.

Раскольники очень любили украшать ими свои моленные. Во время гонений полиция узнавала их тайные моленные именно по стамикам. Поэтому их стали избегать и стамики вывелись из употребления.

Чтобы сильный ветер не срывал доски кровли, их придавливали толстыми брёвнами — «гнётами» (№4 на рис.). Концы гнётов на обоих фронтонах скрепляли резными досками — «огнивами» (№2 на рис.). Если слеги (горизонтальные брусья под кровлей) не имели загнутых концов (последний рисунок ниже), то к ним прибивали доски, очень часто богато украшенные резьбой. Доски эти назывались «причелинами» или «подкрылками» (№ 3 на рис.) . Они оберегали торцы слег от загнивания. Л. В. Даль полагал, что причелины ведут свое начало от соломенных крыш, где они предохраняли солому от сползания на фронтон, и поэтому закладывались за крючья слег.

Причелина или подкрылка оберегает торцы от загнивания

Загнутые слеги и причелины соломенной крыши

Для того, чтобы свес крыши над фронтоном был больше, концы бревен верхних венцов постепенно удлиняли один над другим. Эти выступающие вперед концы назывались «повалами» (№ 8 на рис. выше) и зашивались иногда вместе с повальной слегой «малыми подкрылками» (резными досками, защищающими торцы повалов и слеги от загнивания). Сами фронтоны делали рублеными из бревен, которые тут носят название «самцов» (№ 14 на рис. выше).

Крыльца русской избы

Слово «крыльцо» или «крылец» Владимир Даль (отец архитектора Л.В. Даля) выводит от слова «крыло». Это — наружный вход в дом —лестница с пристроем, навесом, или сама по себе; каменная или дощатая площадка перед домом, со ступенями.

3 основных типа крылец

Приемы композиции крылец очень разнообразны, но все же их можно разделить на 3 основных типа:

  1. без лестниц или с двумя-тремя ступенями;
  2. с лестницами;
  3. крытыми нижними площадками перед маршем лестницы.

Первые устраиваются таким образом, что их свободная от перил сторона находится прямо против двери, и покрываются односкатной или двухскатной кровлей, поддерживаемой обычно двумя столбиками.

Крыльца русской избы по В. Суслову

Крылец русской избы по В. Суслову

Крыльцо русской избы по В. Суслову

Крыльцо по В. Суслову

Марши лестниц, у которых нет нижних площадок, оставляют без крыш, хотя, конечно, встречаются и исключения (последний рисунок).

Устройство древнерусской избы внутри

Начальной формой древнеславянского жилища был прямоугольный в плане сруб, называемый «клетью». Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от числа их, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называлась совокупность двух клетей, поставленных одна на другую. Нижняя клеть называлась «подклетом» или «порубом».

Устройство клети-истопки по существу везде одинаково. Планировка крестьянского дома была очень устойчивой: под одной крышей возводились собственно изба (отапливаемый сруб), клеть (холодная, летняя часть дома) и сени, их соединявшие.

Крестьянская изба в окрестностях города Дерпта (нынешний Тарту в Эстонии)

Пятистенка литовского крестьянина

Планы самых примитивных изб, ещё существовавших на рубеже ХIХ – ХХ веков, привёл историк архитектуры М. В. Красовский. Он отметил, что приёмы строительства жилищ прибалтийских и древнерусских народов совпадают.

«Поэтому мы можем в некоторых случаях найти у них то, что у русских уже исчезло совершенно или в значительной мере изменило свою прежнюю форму.» (М. В Красовский. Энциклопедия древнерусской архитектуры. Деревянное зодчество. С.-П., 1916 г., переизд. 2002, стр. 25)

Внутри избы делали очаг из камней и без трубы (курная изба). Он располагался ближе к двери, чтобы дым выходил через нее в сени. Из сеней дым поднимался на чердак и выходил наружу через дымницы. Около печи и вдоль всей задней стены избы устраивали нары для спанья.

Клеть служила для хранения в ней того домашнего скарба, который может пострадать от дыма, например, сундуков с платьем. В жаркое время года в ней спали.

Как изба, так и клеть, освещались маленькими «волоковыми» окнами, а сени оставались темными. Здание делали «поземным» («на пошве»), то есть ставили непосредственно на земле без фундамента, отчего и полы обычно были из утрамбованной земли или глины.

Что такое сени в избе и зачем они нужны

Сени — это входная часть традиционного русского дома. Это нежилое тёмное помещение, которое служило тепловым барьером между улицей и жилой частью. В сенях могли устраивать чуланы для хранения добра, снимать верхнюю одежду и обувь, держать какую-нибудь утварь (вёдра, корыта и пр.). Играли роль перехода из одной части дома в другую. Слово произошло от «сень» — защита, покров, убежище (по В. Далю).

Устройство русской избы внутри и снаружи в южной части России

По деталям крестьянские избы Малороссии (современная Украина) являются следующей ступенью развития, но размещение основных частей такое же. На рисунке хата Волынской губернии состоит из пятистенного сруба, большая часть которого отведена под теплое жилье, а меньшая разделена стеной на сени и чулан; к последним примыкает клеть. Печь, хотя и снабжена трубой, но остается по старой памяти у двери.

План крестьянской избы на юге России

На этом плане, мы видим, что изба внутри имеет нары (коник), которые начинаются от печи и переходят в лавки для сидения у двух других стен.

Изба снаружи, у ее отапливаемой части, имеет земляную насыпь — завалинку. Её назначение удерживать тепло, поэтому с тех сторон, где нет окон, завалинка поднимается иногда почти под самую крышу. Для той же цели (сохранения тепла), все жилье несколько вкапывали в землю, так что в сени приходилось спускаться по ступеням.

Красный угол в русской избе

Здесь же можно видеть, что по диагонали от печи находится красный угол. На Руси слово «красный» значило «красивый». Это было самое почётное и торжественное место в избе. Его устраивали ещё в дохристианской Руси для почитания предков, хранения культовых символов и сакральных предметов.

Как продолжение этой традиции, со времён христианства в красном углу ставили иконы, сосуд с богоявленской водой, громничные свечи, веточки освящённой вербы, пасхальные яйца и другие религиозные предметы. Стены красного угла в большинстве случаев имели окна, т.к. выходили почти всегда на южную и восточную стороны. Под образами ставили стол. В волынском доме его ножки врыты в земляной пол.

Русская изба на юго-востоке России

Более развитый характер имеют старые избы донских казаков в бассейне нижнего и среднего Дона. Основной сруб здесь низкий и делится продольной капитальной стеной на две равные части. В доме были сени (А), кладовая (Б), чистая комната (В), спальня (Д) и кухня (Е). Три последних помещения отапливались одной печью, кроме которой в кухне имелся очаг для приготовления пищи.

План русской избы на Дону

Изба донских казаков

По берегам рек избы ставили на высоких подвалах, чтобы избегать затопления во время разлива. К крыльцам вели лестницы («ступеницы»). Галерейки («опасании») охватывали жилье с трех сторон и имели навесы.

Окна оформляли снаружи наличниками и снабжали для защиты от жгучих лучей южного солнца ставнями. Внешние стены выравнивали толстым слоем глины и белили известью. Крыши делали соломенные или тесовые.

Особенности древнерусской избы снаружи и внутри на подклети

Следующим по степени развития типом избы является тот, в котором всё здание поставлено на подклет. Делали это для облегчения доступа в избу во время зимы, когда на улице много снега. Подклет использовали для склада различных хозяйственных инструментов, хранения продуктов и содержания для мелкого скота.

При наличии подклета появилась необходимость в наружной лестнице ко входной двери сеней. Лестница почти всегда идет вдоль дворовой стены по направлению к улице и покрывается крышей. Такие лестницы называются «крыльцами». Их появление в русском зодчестве М. В. Красовский относит к Х веку, так как слово «крыльцо», и притом именно в этом значении, впервые встречается в летописном сказании об убиении в Киеве Феодора и Иоанна Варягов (первых христианских мучеников на Руси).

Крыльцо крестьянской избы в Нижегородской губернии

Первоначально крыльца делались с боков открытыми, как на рисунке выше. Позже их стали иногда закрывать досками и тогда пришлось отказаться от устройства окон в стене, вдоль которой идет крыльцо. Это нововведение привело к тому, что появилась необходимость повернуть печь хайлом (отверстие для выхода дымовых газов) к уличным окнам, иначе было темно готовить еду.

Но если изба устраивалась курной (без дымохода), то при таком повороте печи дым с трудом уходил из нее в сени. По этой причине печи стали выдвигать хайлом в сени и прорезать стену. Однако, в большинстве случаев, печи в таких жилищах имели трубы и это дало возможность отгородить в избе переборкой особое помещение — «стряпущую» (кухню), как на плане избы ниже.

План и рисунок русской избы Владимирской губернии

Рисунок фасада крестьянской избы Владимирской губернии России

В остальном изба внутри остается почти такой же:

  • вокруг избы идут лавки, но коник перешел от печи к противоположной стене;
  • в «красном» углу под образами — стол;

Появляются шкафы, столы и скамьи в стряпущей.

Полати в русской избе

Чтобы спать было теплее, устраивали «полати» — дощатый настил, который представлял собою продолжение верхней поверхности печи. Занимал половину площади избы (не считая стряпущей). Влезали на полати по ступеням, прилаженным к стенке печи.

Задняя изба или чистая половина

Иногда клеть таких изб обращалась в чистое помещение — в «боковушу», а складами для разного добра служили чуланчики в сенях с маленькими оконцами. В боковуше же делали коники, скамьи и ставили в красном углу стол. При дальнейшем развитии боковуша делалась теплой с печью, и тогда она получала название «задней избы».

Сложившийся таким образом тип избы вполне удовлетворял весьма незатейливым личным потребностям русского крестьянина и его семьи.

Горница: что это такое

Наконец, при очень многочисленной семье возникала необходимость в отдельном помещении. Тогда рубили избу по другую сторону ворот, но под одну крышу с главной избой, а над воротами (на горе) устраивали «горницу».

Горница — это холодная комната с маленькими окнами и полом, поднятым выше пола главной избы, как на рисунке ниже. Она соединяется непосредственно со стряпущей и подобно ей предоставляется в полное владение баб.

Рисунок фасада русской избы с горницей Ярославской губернии Так определил горницу М. В. Красовский в своём «Курсе древнерусской архитектуры» в 1916 году. Но в конце ХХ века архитектурные словари дают уже несколько иные определения этого термина:

  1. чистая половина избы, обычно на подклете (Словарь терминов архитектуры. Юсупов Э.С., 1994);
  2. соединенная сенями с теплым жилым помещением парадная половина крестьянского дома, обычно неотапливаемая (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995);
  3. изба на глухом подклете (Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Русская изба в северной и других частях России

На севере России часто строили двухэтажные («двужирные») избы. Вероятно, раньше их называли «двужильными», т.е. избами в два жилья. По своему плану они повторяли схемы изб с подклетом, только подклет заменялся первым этажом. Но назначение помещений уже были другие:

  • подклет передней избы, становясь выше, чем в одноэтажных, вместо кладовой служил жилым помещением;
  • нижний ярус задней избы превращался в конюшню и хлев, а верхний служил сараем и сеновалом, причем для въезда в него телег и саней устраивается особый «взвоз» (бревенчатый наклонный помост, как на фото ниже).

Рисунок двужирной избы со светёлкой в селе Гавриловском, Олонецкой губернии, Каргопольского уезда

В этом доме мы видим светёлку — жилую комнату в чердаке передней избы. Перед ней тянется балкон, явление в устройстве русской избы снаружи сравнительно позднее.

Таковы главные типы изб северных и центральных частей России. Что же касается изб на Урале и в Сибири, то они такие же, т.к. строились русскими переселенцами. Южные жилища отличаются тем, что печь часто ставили не у двери, а в противоположном углу, несмотря на то, что избы в большинстве случаев курные. Остаётся добавить, что в районах, где леса мало, избы строили тесные, низкие и очень часто без подклетов. Например, изба в Орловской губернии в ХIХ веке на рисунке ниже. План русской избы в Орловской губернии

Что такое светёлка

Это чердачное помещение обязательно с красным окном. Светёлки не отапливались и могли использоваться только в теплое время года как запасное жилое или спальное помещение. Там могли устраиваться на ночлег гости или молодежь, расстилая постельное принадлежности прямо на полу. В светёлку могли селить наемных работников. Иногда там хранилась верхняя одежда, уложенная в большие плетеные корзины – «коробейки». Вообще следует помнить, что светёлки появились в структуре русской избы достаточно поздно. Во многом их обстановка и характер использования зависели от традиций, сложившихся в той или иной конкретной семье. А вот «светлица» — это светлое помещение. Иногда светлицей был отдельный сруб, в каждой стене которого были окна. В самой светлой комнате занимались рукоделием или принимали гостей.

Как выглядела русская изба внутри

Архитектурно-скульптурное убранство русской избы являлось предметом широкого и богатейшего народного творчества — резьбы по дереву, росписи, вышивания и других ремёсел. На видео ниже можно увидеть внутреннее убранство русской избы XVII века.

Несколько труднее представить себе внутренний вид крестьянской избы более раннего времени.

В ХIX веке уже всюду, где живут побогаче, имелись самовары, лампы, бутылки и т.д.. Однако, наравне с этими изделиями городского рынка можно найти еще предметы прежней обстановки и утвари: по местам еще встречались старинного типа лавки, столы, шкапы и полки для икон (божницы), украшенные порезками (резьбой) и росписью.

Если же дополнить это образцами крестьянской утвари, хранящимися по нашим музеям: ткацкими станками, прялками, вальками, светцами, чашками, корцами, ковшами и т.п. , то можно довольно близко подойти к тому, что представлял собою внутренний вид крестьянских изб. Он был далеко не таким убогим, как это обыкновенно думают.

В наше время, к сожалению, разрушены традиции в строительстве жилых построек, культура обработки дерева, утрачены смелые конструкторские и инженерные приемы, увеличивающие долговечность деревянных зданий. Но мы можем воссоздать устройство русской избы внутри и снаружи, чтобы понять собственную природу и культуру.

LiveInternetLiveInternet

Цитата сообщения Stlani Интерьер в русском стиле.

интерьер старинного русского стиля в современной жизни.

Интерьер в стиле русской избы в полной мере можно воссоздать только в деревянном доме из сруба, рубленным из бревна. Интерьер в стиле терема, усадьбы уместен в любом деревянном доме из сруба. В других случаях, когда речь идет о кирпичном доме, например, или квартире в многоэтажном доме, можно говорить лишь о стилизации, о привнесении некоторых черт, присущих русской избе или терему.

Центром русской избы всегда была печь, которую называли царицей дома. Печь в традиции древних русичей представляла собой своего рода отражение вселенной как триединого мира: небесного, земного и загробного. На печи и спали, в ней и мылись, а кроме того, считали обиталищем домового и местом общения с предками. Она обогревала и кормила, а потому воспринималась как центр дома. Поэтому не случайно выражение «танцевать от печки». Изба зонировалась на женскую половину, мужской и красный угол. В печном углу управляла женщина. В женском углу и располанались полки с различной кухонной утварью и посудой. В своем углу женщины прияли, шили и занимались различными видами рукоделия. Женская тематика вообще достаточно широко представлена в связи с печкой, и это понятно: кто ж возле нее возится, пироги печет да кашу варит! Потому и говорили: «бабья дорога – от печи до порога». А еще посмеивались: «баба с печи летит, семьдесят семь дум передумает» (со страху).

Мужчина же проводил больше времени в мужском углу, под полатями.

Самое большое и красивое место в крестьянском доме, где принимали пищу и встречали гостей была горница. Это была одновременно и гостиная, и столовая, а иногда и спальня. В горнице по диагонали от печи устраивали красный угол – часть дома, где устанавливались иконы.

Возле красного угла обычно стоял стол, а в самом углу на божнице располагались иконы и лампада. Широкие лавки возле стола были, как правило, стационарные, вмонтированные в стену. На них не только сидели, но и спали. Если нужно было дополнительное место, к столу приставляли скамьи. Обеденный стол, кстати, тоже был стационарным, глинобитным.

В целом, остановка крестьянского быта была скромной, грубоватой, но не без украшательств. Над окнами располагали полки, на которых размещали красивую посуду, шкатулки и пр. на виду. Деревянные кровати были с красивыми резными спинками, покрытые лоскутными одялами, на которых располагались горкой пуховые подушки. Почти в каждой крестьянской избе можно было встретить сундуки различного предназначения.

Во времена Петра Первого появились новые предметы мебели, которые заняли свое место и в русских избах, и уж тем более в теремах. Это стулья, шкафы, частично вытеснившие сундуки, горки для посуды и даже кресла.

В теремах обстановка была более разнообразной, но в целом сохранялся тот же принцип: большой очаг, красный угол, те же сундуки, кровати со множеством подушек, горки с посудой, полки для демонстрации различных декоративных предметов. На подоконники ставили цветы в простых вазах: полевые цветочки в летние месяцы и садовые цветы в октябре. Ну и, конечно, в теремах было много дерева: это и стены, и полы, и мебель. Русский стиль кантри — это дерево, только дерево и почти ничего, кроме дерева.

Создание стиля русской избы или русской усадьбы в интерьере своего дома.

Для создания стиля русской избы или русской усадьбы в интерьере своего дома сначало нужно определиться со стилем эпохи… Будет ли это стилизация под древнерусскую избу или под избу первой половины ХХ века? А кому-то больше нравится пестрая и нарядная обстановка русских теремов, почти как из сказки или деревянных помещичьих домов прошлых веков, который иногда описывался в произведениях классиков, когда в типичный деревенский быт были занесены черты других стилей: классицизма, барокко, модерна. После выбора определенного направления можно подобрать и подходящюю мебель, предметы интерьера, текстиль и декор.

Основное. Деревянные стены лучше оставить без отделки. Для пола подойдет массивная доска – матовая, возможно, с эффектом состаренности. Под потолком – темные балки. Можно обойтись и без печи, но очаг все же необходим. Его роль может выполнять камин, портал которого облицован изразцами или камнем.

Двери, окна. Пластиковые стеклопакеты здесь будут совершенно не уместны. Окна с деревянными рамами стоит дополнить резными наличниками и деревянными ставнями. Двери тоже должны быть деревянными. В качестве наличников для дверных проемов можно использовать доски, неровные и нарочито грубо обработанные. Кое-где вместо дверей можно повесить шторки.

Мебель. Мебель, конечно, предпочтительнее деревянная, не полированная, а, возможно, состаренная. Шкафы, горки и многочисленные полки могут быть украшены резьбой. В зоне столовой можно устроить красный угол с божницей, массивным, очень тяжелым столом и лавками. Использование стульев тоже возможно, но они должны быть простыми и добротными.

Кровати высокие с резными спинками. Вместо прикроватных тумб можно поставить сундуки в русском стиле. Прекрасно подойдут лоскутные покрывала и многочисленные подушки – сложенные стопками от большей к меньшей.

Без диванов в современном интерьере не обойтись, хотя в избах их, конечно, не было. Выбирайте диван простой формы с обивкой под лен. Цвет обивки – естественный природный. Кожаная мебель будет выбиваться из стиля.

Текстиль. Как уже было сказано, стоит отдавать предпочтение покрывалам и чехлам для подушек, выполненным в лоскутной технике. Текстильных изделий может быть довольно много: салфетки на тумбах и маленьких столиках, скатерти, шторки и т.п. Все это может быть украшено вышивкой и простым кружевом.

Кстати, вышивкой интерьер избы не испортишь – женщины на Руси всегда любили заниматься этим рукоделием. Вышитые панно на стенах, шторы, украшенные шитьем, вышитые мешочки с травами и специями, подвешенные на кухонную балку, – все это будет к месту. Основные цвета текстиля в стиле русской избы – белый, желтый и красный.

Освещение. Для интерьера в стиле русской избы выбирайте светильники в форме свечей и лампад. Также уместны будут светильники с простыми абажурами. Хотя абажуры и бра больше подойдут для дома, интерьер которого стилизован под русскую усадьбу.

Кухня. Без бытовой техники в современной избе невозможно обойтись, однако техничный дизайн может испортить целостность картины. Благо существует встроенная техника, которая помогает по хозяйству, но не нарушает гармонии русского стиля.

Для кухни подойдет массивная мебель: кухонный стол с выдвижными полками и шкафчиками, буфеты открытые и закрытые, разнообразные подвесные полочки. Мебель, конечно, должна быть не полированной и не крашеной. Совсем некстати будут кухонные конструкции с фасадами, отделанными глянцевой эмалью, пвх пленкой, стеклянными вставками, алюминиевыми рамками и т.п.

Вообще, в интерьере в стиле русской избы должно быть как можно меньше стекла и металла, а пластик и вовсе будет неуместен. Выбирайте мебель с простыми деревянными фасадами – они могут быть украшены росписью в русском народном стиле или резьбой.

В качестве декора для кухни используйте самовар, плетеные корзины и короба, луковые косы, бочонки, глиняную посуду, деревянные изделия русских народных промыслов, вышитые салфетки.

Декор для интерьера в стиле русской избы. Декоративный текстиль изо льна с вышивкой, много деревянных предметов. Прекрасно впишутся деревянное колесо, прялка и рыболовные сети, если дом стоит неподалеку от реки, озера или моря. На пол можно постелить вязаные круглые коврики и дорожки-самотканки.

Создание стиля старинной деревянной усадьбы

У простой крестьянской избы и богатой старинной усадьбы много общего: это и преобладание дерева в интерьере, и наличие огромной печи (в усадьбе она всегда облицована изразцами), и красный угол с иконами и свечами, и текстиль изо льна и кружева.

Однако были и многочисленные отличия. Богатые активно заимствовали что-то новое из иностранных стилей. Это, например, яркая обивка мягкой мебели, фарфоровые тарелки и часы на стенах, изящная деревянная мебель в английском или французском стиле, абажуры и бра, картины на стенах. В интерьере в стиле русского терема будут весьма кстати витражи в качестве межкомнатных окон, перегородок или верандного остекления. Одним словом, здесь все достаточно просто, как в избе, но присутствует легкий налет роскоши.

Двор в русском стиле

И сам интерьер, и окна в нем, и «заоконное» пространство должны быть в гармонии. Для ограждения территории лучше заказать забор высотой примерно 180 см, собранный из заостренных бревен.

Как сейчас создают двор в русском стиле? Ответить однозначно невозможно, так как на Руси двор организовывался по-разному, в зависимости от местности. Однако дизайнеры нашли общие черты, которые и воссоздаются в ландшафтном дизайне. От калитки прокладывается дорожка (часто петляющая) ко входу в дом. Нередко ее настилают доской. По краям дорожки располагается цветочный бордюр. В старину крестьяне любой свободный участок земли отводили под грядки, но передний двор все же старались украсить цветочными клумбами.

Сейчас для заднего двора избы используют травы для газона. Этот участок затеняют высаженными по периметру соснами. Однако кусты смородины или малины тоже будут весьма в духе русского двора. Элементами ландшафтного дизайна в русском стиле являются различные предметы из дерева: беседка, деревянная детская горка, стационарный стол со скамьями, русские качели и т.п. Ну и, конечно, все постройки во дворе должны быть выполнены из дерева.

Обустройство русской избы.

Деревянная изба издавна была самым распространенным жилищем русского крестьянина. Не смотря на то, что в настоящее время остались лишь избы не старше XIX века, они сохранили все традиции строительства и обустройства.

По конструкции изба представляет собой квадратный или прямоугольный сруб. Стены состоят из горизонтальных бревенчатых венцов – рядов, связанных по углам врубками. Русская изба проста и лаконична, а живописная симметрия построек несет в себе настоящий русский уют и гостеприимство.

Пространство, в котором выполнялась вся женская работа, связанная с приготовлением пищи, называлась печным углом. Здесь, около окна, против устья печи, в каждом доме стояли ручные жернова, поэтому угол называют еще жерновым. В печном углу находилась судная лавка или прилавок с полками внутри, использовавшаяся в качестве кухонного стола. На стенах располагались наблюдники — полки для столовой посуды, шкафчики. Выше, на уровне полавочников, размещался печной брус, на который ставилась кухонная посуда и укладывались разнообразные хозяйственные принадлежности.

Печной угол считался грязным местом, в отличие от остального чистого пространства избы. Поэтому крестьяне всегда стремились отделить его от остального помещения занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Закрытый дощатой перегородкой печной угол образовывал маленькую комнатку, имевшую название «чулан» или «прилуб». Он являлся исключительно женским пространством в избе: здесь женщины готовили пищу, отдыхали после работы. Во время праздников, когда в дом приезжало много гостей, у печи ставился второй стол для женщин, где они пировали отдельно от мужчин, сидевших за столом в красном углу. Мужчины даже своей семьи не могли зайти без особой надобности в женскую половину. Появление же там постороннего мужчины считалось вообще недопустимым.
Красный угол, как и печь, являлся важным ориентиром внутреннего пространства избы. Основным украшением красного угла является божница с иконами и лампадкой, поэтому его называют еще «святым». Как правило, повсеместно в России в красном углу кроме божницы находится стол. В красном углу подле стола стыкаются две лавки, а сверху, над божницей, — две полки полавочника; отсюда западно-южнорусское название угла «сутки» (место, где стыкаются, соединяются элементы убранства жилища).Все значимые события семейной жизни отмечались в красном углу. Во время уборки урожая первый и последний устанавливали в красном углу. Сохранение первых и последних колосьев урожая, наделенных, по народным преданиям, магической силой, сулило благополучие семье, дому, всему хозяйству. В красном углу совершались ежедневные моления, с которых начиналось любое важное дело. Он является самым почетным местом в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Красный угол старались держать в чистоте и нарядно украшали. Само название «красный» означает «красивый», «хороший», «светлый». Его убирали вышитыми полотенцами, лубочными картинками, открытками. На полки возле красного угла ставили самую красивую домашнюю утварь, хранили наиболее ценные бумаги, предметы. Повсеместно у русских был распространен обычай при закладке дома класть деньги под нижний венец во все углы, причем под красный угол клали более крупную монету.
Мужчины обычно работали, отдыхали днем на мужской половине избы, включавшей в себя передний угол с иконами и лавку около входа. Женщины и дети находились днем на женской половине возле печи.

Места для ночного сна также были распределены. Старые люди спали на полу около дверей, печи или на печи, на голбце, дети и холостая молодежь — под полатями или на полатях. Взрослые брачные пары в теплое время ночевали в клетях, сенях, в холодное — на лавке под полатями или на помосте около печи. Каждый член семьи знал свое место и за столом.

Хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами. Его старший сын располагался по правую руку от отца, второй сын — по левую, третий — рядом со старшим братом. Детей, не достигших брачного возраста, сажали на лавку, идущую от переднего угла по фасаду. Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках. Нарушать раз заведенный порядок в доме не полагалось без крайней необходимости. Человек, их нарушившего, могли строго наказать. В будние дни изба выглядела довольно скромно. В ней не было ничего лишнего: стол стоял без скатерти, стены без украшений. В печном углу и на полках была расставлена будничная утварь. В праздничный день изба преображалась: стол выдвигался на середину, накрывался скатертью, на полки выставлялась праздничная утварь, хранившаяся до этого в клетях.
В традиционном русском жилище лавки шли вдоль стен вкруговую, начиная от входа, и служили для сидения, спанья, хранения различных хозяйственных мелочей. Каждая лавка в избе имела свое название, связанное либо с ориентирами внутреннего пространства, либо со сложившимися в традиционной культуре представлениями о приуроченности деятельности мужчины или женщины к определенному месту в доме (мужская, женская лавки). Под лавками хранили различные предметы, которые в случае необходимости легко было достать — топоры, инструменты, обувь и проч. В традиционной обрядности и в сфере традиционных норм поведения лавка выступает как место, на которое позволено сесть не каждому. Так входя в дом, особенно чужим людям, было принято стоять у порога до тех пор, пока хозяева не пригласят пройти и сесть. То же касается и сватов: они проходили к столу и садились на лавку только по приглашению.
В похоронной обрядности покойного клали на лавку, но не на любую, а на расположенную вдоль половиц.Долгая лавка — лавка, отличавшаяся от других своей длиной. В зависимости от местной традиции распределения предметов в пространстве дома, долгая лавка могла иметь различное место в избе. С точки зрения пространственного деления дома долгая лавка, подобно печному углу, традиционно считалась женским местом, где в соответствующее время занимались теми или иными женскими работами, такими, как прядение, вязание, вышивание, шитье.
Короткая лавка — лавка, идущая вдоль передней стены дома, выходящей на улицу. Во время семейной трапезы на ней сидели мужчины.Лавка, находившаяся около печки, называлась кутной. На нее ставили ведра с водой, горшки, чугунки, укладывали только что выпеченный хлеб.
Лавка пороговая шла вдоль стены, где расположена дверь. Она использовалась женщинами вместо кухонного стола и отличалась от других лавок в доме отсутствием опушки по краю.
Лавка судная — лавка, идущая от печи вдоль стены или дверной перегородки к передней
стене дома. Уровень поверхности этой лавки выше, чем других лавок в доме. Лавка спереди имеет створчатые или раздвижные дверцы или закрывается занавеской. Внутри нее расположены полки для посуды, ведер, чугунков, горшков. Коником называли мужскую лавку. Она была короткая и широкая. На большей части территории России имела форму ящика с откидной плоской крышкой или ящика с задвижными дверцами. Свое название коник получил, вероятно, благодаря вырезанной из дерева конской голове, украшавшей его боковую сторону. Он считался «мужской» лавкой, так как это было рабочее место мужчин. Место на лавке считалось более престижным, чем на скамье; гость мог судить об отношении к нему хозяев, смотря по тому, куда его усаживали — на лавку или на скамью.

Необходимым элементом убранства жилья являлся стол, служащий для ежедневной и праздничной трапезы. Стол являлся одним из наиболее древних видов передвижной мебели. В традиционном русском жилище подвижный стол всегда имел постоянное место, он стоял в самом почетном месте — в красном углу, в котором находились иконы. В некоторых местах, например в Верхнем Поволжье, стол ставили только на время трапезы, после еды его клали боком на полавочник под образами. Делалось это для того, чтобы в избе было больше места. Стол осмыслялся в народном сознании как «Божья ладонь», дарующая хлеб насущный, поэтому стучать по столу, за которым едят, считалось грехом. В обычное, незастольное, время на столе могли находится лишь хлеб, как правило завернутый в скатерть, и солонка с солью.
Покрывался стол скатертью. Используемые повседневно скатерти сшивали из двух полотнищ пестряди, как правило с клеточным узором (расцветка самая разнообразная) или просто грубого холста. Такой скатертью накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали ею хлеб, оставляемый на столе. Праздничные скатерти отличались лучшим качеством полотна, такими дополнительными деталями как кружевная прошва между двумя полотнищами, кисти, кружево или бахрома по периметру, а также узором на ткани.

Русская изба: внутреннее убранство

Русская изба всегда была ладной, добротной и самобытной. Архитектура её свидетельствует о верности многовековым традициям, их стойкости и уникальности. Её планировка, конструкция и внутреннее убранство создавались на протяжении многих лет. Не так много традиционных русских домов сохранилось по сей день, но всё же в некоторых регионах их можно встретить.

Изначально избы в России строили из дерева, частично заглубляя их фундамент под землю. Это обеспечивало большую надёжность и долговечность сооружения. Чаще всего в ней была всего одна комната, которую владельцы делили на несколько отдельных частей. Обязательной частью русской избы был печной угол, для отделения которого использовали занавеску. Кроме этого выделялись отдельные зоны для мужчин и женщин. Все углы в доме выстраивались в соответствии со сторонами света и самым главным среди них был восточный (красный), где семья организовывала иконостас. Именно на иконы гости должны были обратить внимание сразу же после входа в избу.

Крыльцо русской избы

Архитектура крыльца всегда была тщательно продумана, ей владельцы дома уделяли достаточно много времени. В ней сочетался отличный художественный вкус, многовековые традиции и изобретательность зодчих. Именно крыльцо соединяло избу с улицей и открывалось всем гостям или прохожим. Интересно, что на крыльце вечерами после тяжёлой работы часто собиралась вся семья, а также соседи. Здесь гости и владельцы дома танцевали, пели песни, а дети бегали и резвились.

В разных областях России форма и размеры крыльца кардинально отличались. Так, на севере страны оно было достаточно высоким и большим, а для установки выбирался южный фасад дома. Благодаря такому ассиметричному размещению и уникальной архитектуре фасада весь дом смотрелся очень своеобразно и красиво. Также достаточно часто можно было встретить крыльца, поставленные на столбы и украшенные ажурными деревянными столбиками. Они были настоящим украшением дома, делая его фасад ещё более серьёзным и добротным.

На юге России крыльца устанавливали со стороны передней части дома, привлекая внимание прохожих и соседей ажурной резьбой. Они могли быть как на две ступеньки, так и с целой лестницей. Некоторые владельцы дома украшали своё крыльцо навесом, а другие оставляли открытым.

Сени

Для того, чтобы сохранить в доме максимальное количество тепла от печи владельцы отделяли жилую зону от улицы. Сени — это именно то пространство, которое сразу же видели гости при входе в избу. Кроме сохранения тепла сени также использовались для хранения коромысла и других нужных вещей, именно здесь многие делали чуланы для продуктов.

Для разделения сеней и отапливаемой жилой зоны также делали высокий порог. Он делался для предотвращения проникновения холода в дом. Кроме этого по многовековым традициям каждый гость должен был поклониться при входе в избу, а зайти внутрь не приклонившись перед высоким порогом было невозможно. В противном случае гость просто ударялся голой об косяк.

Русская печь

Быт русской избы вращался вокруг печи. Она служила местом для приготовления пищи, отдыха, обогрева и даже банных процедур. Наверх вели ступени, в стенах имелись ниши для разной утвари. Топка всегда была с железными заслонами. Устройство русской печи – сердца любой избы – удивительно функциональное.

Печь в традиционных русских избах всегда размещалась в основной зоне, справа или слева от входа. Именно её считали главным элементом дома, поскольку на печи готовили еду, спали, она обогревала весь дом. Доказано, что приготовленная в печи еда самая полезная, поскольку в ней сохраняются все полезные витамины.

С древних времён с печкой связывали множество поверий. Наши предки верили, что именно на печи обитает домовой. Мусор никогда не выносили из избы, а сжигали в печи. Люди верили, что так вся энергия остаётся в доме, что способствует увеличению достатка семьи. Интересно, что в некоторых областях России в печи парились и мылись, а также использовали для лечения серьёзных заболеваний. Лекари того времени утверждали, что вылечить болезнь можно просто полежав на печи несколько часов.

Печной угол

Его также называли «бабий угол», поскольку именно сделать находилась вся кухонная утварь. Его отделяла занавеска или даже деревянная перегородка. Сюда практически никогда не заходили мужчины из своей семьи. Огромным оскорблением владельцев дома был приход чужого мужчины за занавеску в печной угол.

Здесь женщины стирали и сушили вещи, готовили еду, лечили детей и гадали. Практически каждая женщина занималась рукоделием, а самым спокойным и удобным местом для этого был именно печной угол. Вышивка, шитьё, роспись — это самые популярные виды рукоделия девушек и женщин того времени.

Лавки в избе

В русской избе стояли подвижные и неподвижные лавки, а уже с 19 века начали появляться стулья. Вдоль стен дома владельцы устанавливали неподвижные лавки, которые крепились с помощью поставок или ножек с резными элементами. Подстава могла быть плоской или сужаться к середине, в её декоре часто присутствовали резные узоры и традиционные орнаменты.

Также в каждом доме были передвижные лавки. Такие скамьи имели по четыре ножки или устанавливались на глухие доски. Спинки часто делали так, чтобы их можно было перекинуть на противоположный край лавки, а для украшения использовали резной декор. Скамью всегда делали более длинной чем стол, а также часто покрывали плотной тканью.

Мужской угол (Коник)

Он находился справа от входа. Здесь обязательно стояла широкая лавка, которую с обеих сторон ограждали деревянными досками. Их вырезали в форме конской головы, поэтому мужской угол часто называют «коник». Под скамьёй мужчины хранили свои инструменты, предназначенные для ремонта и других мужских работ. В этом углу мужчины ремонтировали обувь и утварь, а также плели корзины и другие изделия из лозы.

На скамью в мужском углу присаживались все гости, пришедшие к владельцам дома на короткое время. Именно здесь мужчина спал и отдыхал.

Женский угол (Середа)

Это было важное в женской судьбе пространство, поскольку именно из-за печной занавески девушка выходила во время смотрин в нарядном одеянии, а также ждала жениха в день свадьбы. Здесь женщины рожали детей и кормили их подальше от посторонних глаз, скрываясь за занавеской.

Также именно в женском углу дома понравившегося парня девушка должна была спрятать обметалочку, чтобы в скором времени выйти замуж. Верили, что такая обметалочка поможет невестке скорее подружиться со свекровью и стать хорошей хозяйкой в новом доме.

Красный угол

Это самый светлый и важный угол, поскольку именно его считали священным местом в доме. По традиции при строительстве ему выделяли место на восточной стороне, где два смежных окна образуют угол, таким образом свет падает, делая угол самым светлым местом в избе. Здесь обязательно висели иконы и вышитые рушники, а также в некоторых избах — лики предков. Обязательно в красном углу ставили большой стол и принимали пищу. Под иконами и рушниками всегда хранили свежеиспечённый хлеб.

И по сей день известны некоторые традиции связанные со столом. Так, молодым людям не желательно сидеть на углу, чтобы в будущем создать семью. Дурная примета оставлять грязную посуду на столе или сидеть на нём.

Крупы, муку и другие продукты наши предки хранили в сенниках. Благодаря этому хозяйка всегда могла быстро приготовить еду из свежих продуктов. Кроме этого были предусмотрены дополнительные постройки: погреб для хранения овощей и фруктов зимой, хлев для скота и отдельные сооружения для сена.

Хотя сегодня на пике популярности минимализм и Хай-тек, далеко не всем они по душе. Есть немало людей, которые хотят, чтобы их жилища были более уютными и красочными. Кроме того, никто не отменял патриотизм, и всегда будет вызывать уважение стремление вернуться к своим истокам. В связи с этим русский стиль в интерьере продолжает оставаться актуальным. О его истории, разновидностях и характерных чертах расскажет эта статья.

Русский стиль в интерьере: История

В интерьере жилищ любого народа можно усмотреть связь с его историей. Россия не является исключением.

Многочисленные войны и бедствия стали причиной того, что до наших дней почти не дошли образцы интерьеров, которым сотни и тысячи лет, подобных оформлению помещений средневековых замков Англии или Италии.

Однако то немного, что сохранилось, позволяет составить небольшой исторический обзор и представить, как выглядел дом в русском стиле в разные эпохи.

Итак, древнерусский стиль в интерьере обычного деревенского дома был максимально аскетичным. Важное место занимала большая печь с лежанкой, которая отвечала, как за отопление, так и использовалась для приготовления пищи и служила местом для сна.

После Крещения Руси в каждом доме появился, так называемый, Красный угол с образами.

В 15 веке в интерьере дворцов знатных вельмож стали просматриваться черты византийского стиля. Из предметов меблировки использовались сундуки, скамьи, столы, лавки, к которым добавились кровати с пышными балдахинами.

Позже в оформлении жилищ стали просматриваться западные мотивы, которые стали особенно сильны, начиная с правления Алексея Михайловича. Последний ввел в моду барочные интерьеры, которым был придан русский колорит. В этот период в домах знати появились стулья и шкафы, отодвинувшие на второй план традиционные сундуки и ларцы.

Интерьер дома в русском стиле в петровскую эпоху и в последующие века

При Петре Первом дом в русском стиле потерял свою актуальность, и знать стала обустраивать свои жилища в соответствии с европейской модой того времени. Более того, все исконно русское пряталось от посторонних глаз.

Начиная с правления Екатерины Второй, в России стал популярен Классицизм. До наших дней сохранилось множество образцов такого оформления. В частности, можно увидеть стиль русской усадьбы в интерьере музейных комплексов Кусково, Архангельское, Останкино.

Такие большие загородные дома с хозяйственными пристройками передавались по наследству. Каждое новое поколение, хотя и вносило в дизайн интерьера свои коррективы, однако не собиралось радикально изменять отделку или расставаться со старинной мебелью. В связи с этим русский дворянский стиль в интерьере со временем стал достаточно эклектичным, так как старинный шкаф мог соседствовать с модным английским креслом или изящным венским стулом.

Со временем интерьер домов россиян, особенно проживающих в городе, становился все более безликим и походил на оформление дома любого среднестатистического европейца.

Лишь в конце 20-го века в связи с интересом жителей нашей страны к «деревенскому» стилю Кантри, появились желающие придать своим квартирам и частным домам облик русской избы или усадьбы. Есть они и сегодня.

Русский стиль в интерьере: разновидности

Существует несколько разновидностей русского стиля:

  • лубочный или А-ла рус;
  • стиль русской избы;
  • стиль русской усадьбы.

Каждый из этих вариантов имеет свои особенности. И это прекрасно! У вас есть возможность выбрать русский интерьер на свой вкус.

Если вы любите Этно и яркие краски, то выбирайте лубочный вариант. Поклонникам Кантри идеально подойдет придание интерьеру дома черт избы, а стиль русской усадьбы будет прекрасным решением для тех, кого привлекает статусное оформление помещений.

Псевдорусский стиль в интерьере А-ла рус

Такой дизайн является одной из разновидностей Этно стиля, который имеет свою армию поклонников во всем мире.

Стиль А-ла рус зародился в Европе в начале 20 века, в связи с Дягилевскими сезонами, которые сделали все, что связано с Россией супермодным и богемным.

Его дальнейшей популяризации способствовали эмигранты первой волны.

Оказавшись в Париже, петербургские аристократы стали воссоздавать на новом месте интерьеры своих усадьб и столичных дворцов. Они украшали помещения теми немногими аутентичными предметами, которые им удалось вывезти. Их друзья и знакомые приходили в восторг от подобного оформления и заказывали нечто подобное дизайнерам.

В результате возник лубочный стиль А-ла рус, отличающийся утрированной декоративностью и использованием яркой «хохломской» цветовой палитры.

Его отличительной особенностью является использование в отделке, декоре и даже в мебели элементов, «подсмотренных» у мастеров традиционных народных промыслов.

Характерным приемом является украшение стен помещения росписью в стиле Хохломы или Гжели.

Псевдорусский стиль в интерьере А-ла рус предполагает обязательное использование таких предметов, как самовар, балалайка, матрешки и резные фигурки из дерева.

Добавить колорита помогут картины, стилизованные под традиционный лубок. Приветствуется использование в качестве декора антикварных сундуков и стилизованных предметов меблировки.

В целом утрированный русский стиль в интерьере должен быть ярким и радующим глаз. Он в чем-то напоминает Бохо или недавно появившийся стиль Максимализм, добавляя к их характерным чертам подчеркнутый русский колорит.

Стиль русской избы

Те, кто желают обустроить дом в русском стиле, чаще всего решают придать ему черты избы. Такой дизайн является отечественной вариацией на тему Кантри. Он прекрасно подходит для оформления деревянных домов и банных комплексов.

Дом в русском стиле: экстерьер по избу

Традиционная русская изба 4-х, 5-ти либо 6-тистенная. От выбора одной из этих конструкции зависит, сколько комнат в ней будет.

Современные деревянные дома в крестьянском стиле более комфортны. Однако внешне им стараются придать характерные черты, используя резные ставни и наличник. Многие подобные дома снабжают красивым крыльцом с парой тройкой ступеней.

Интерьер «русской избы»

Чтобы совместить русский стиль и крестьянский дизайн в таких сооружениях, не требуется больших расходов. В частности, стены и потолок, при условии, если строительство было осуществлено правильно, и обеспечена должная теплоизоляция, могут оставаться без отделки. Их достаточно пропитать особыми составами, предотвращающими гниение, поражение насекомыми и предотвращающими быстрое распространение огня.

Стиль русской избы достаточно аскетичный и не предполагает использование большого количества мебели. Приветствуется открытая планировка и объединение кухни с гостиной.

Главным украшением дома, подчеркивающим русский стиль в интерьере, как уже упоминалось, является печь. Если у вас современная система отопления, то можно использовать кухонную систему хранения, стилизованную под русскую печку.

Придать ей схожесть с настоящей, можно устроив подпечье, куда укладывают дрова, и кованую заслонку.

Текстиль и декор для «русской избы»

Русский стиль в интерьере загородного дома, оформленного под избу, предполагает также использование большого количества текстиля. Он должен быть самым простым. Идеально подойдет «веселенький» ситец в цветочек. В качестве накидок на лавки или диван, стилизованный под лавку, можно использовать павловопосадский платок.

Деревенский русский стиль в интерьере загородного дома можно подчеркнуть с помощью декора. Однако он должен быть достаточно сдержанным. Достаточно использовать пару предметов народных промыслов. Опять же украшением гостиной, выполняющей функции столовой, станет большой самовар, расписанный под Хохлому. Подойдут и «сочные» натюрморты и картины с сюжетами, характерными, например, для творчества Кустодиева.

Усадебный русский стиль в интерьере загородного дома

Сегодня есть немало состоятельных людей, желающих иметь загородный дом, который станет настоящим родовым гнездом для их внуков и правнуков. Идеальным выбором в таком случае станет стиль русской усадьбы.

Как правило, такие дома внешне соответствуют всем канонам Классицизма. В их архитектуре должна прослеживаться четкая симметрия и должны присутствовать такие элементы, как колонны и портик.

Интерьер в стиле русской усадьбы также должен быть с чертами интерьерной моды, характерной для конца 18-го – начала 19-го веков. Однако его отличают две особенности — легкая эклектичность и использование предметов с традиционно русским дизайном.

Русский стиль в интерьере квартиры

Разновидности, о которых рассказывалось выше, не подходят для городской квартиры. Для ее обустройства выбирайте современный русский стиль в интерьере своего жилища.

Для создания такого оформления выбирают в качестве базового Минимализм и придают ему соответствующий этно-колорит с помощью характерных предметов меблировки и декора.

Русский стиль в интерьере кухни

Современная кухня в русском стиле обставляется современной мебелью, выполняемой на заказ. Шикарно смотрятся фасады с росписью под Хохлому или Гжель. Чтобы не перегружать интерьер кухни в русском стиле следует выбрать максимально простую отделку. Важное место в дизайне должно отводиться текстилю. Подойдут ситцевые занавесочки в цветочек.

Если кухня достаточно просторная или объединена с гостиной, оригинально будет смотреться островная конструкция, стилизованная под русскую печь. Она может совмещать функции системы хранения, дополнительной рабочей поверхности и даже небольшого дивана-лежанки. к Диван может располагаться на верхней части конструкции, куда попадают, преодолев 5-6 ступеней лесенки с вполне современной конструкции. Таким образом, можно улучшить планировку помещения, сделав ее многоуровневой.

Такое сочетание, характерное для традиционного русского дома сделает ваш современный интерьер не только привлекательным, но и эргономичным и комфортным.

Достаточно традиционный прием — придание помещению национального колорита с помощью красиво оформленного кухонного фартук. Не следует делать его чрезмерно пестрым. Можно использовать несколько изразцов ручной работы или выложить фартук плиткой с изображением «петушков», таких как на русских рушниках.

Гостиная в русском стиле

Русский стиль в интерьере современной гостиной можно подчеркнуть, используя картины, стилизованные под древнерусскую живопись.

Для отделки стен нужно применять панели из дерева. Не обязательно, чтобы такая отделка использовалась для всех стен. Можно совмещать панели с окраской, отштукатуриванием или с фактурными обоями под кирпичную кладку. Некоторые дизайнеры применяют также прием росписи одной из стен для имитации бревенчатой кладки.

Мебель в русском стиле

Выбрав современный русский стиль в интерьере, можно использовать простую минималистичную мебель. Чтобы придать ей этно-черты, рекомендуется использовать подушки с чехлами с узнаваемым принтом.

Единственное строгое ограничение — запрет на использование пластика и других искусственных материалов.

Даже самому современному интерьеру можно придать русский колорит, используя печь с изразцами или имитирующую ее конструкцию. Благо сегодня на рынке можно найти керамические облицовочные материалы с соответствующим декором.

Будет отлично, если вы используете предметы декора, выполняющие утилитарные функции. Например, потолочный светильник в винтажном купеческом стиле оживит даже самый современный интерьер.

Теперь вы знаете, каким должен быть интерьер дома в русском стиле. Такой дизайн долго не выйдет из моды и сделает ваше жилище уютным и привлекательным.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *