Мозаика

Ноя 5, 2019 Дом

Мозаика

Содержание

Цветовая палитра

Что такое мозаика? Происхождение и виды этого искусства украшения интерьеров – тема данного исследования от редакции HouseChief.Современный рынок предоставляет широчайший выбор материалов для облицовки и декоративной отделки любых поверхностей. И мозаика среди них выделяется самым выгодным образом.

Из небольших модулей различной фактуры получается прочная и влагостойкая облицовка, отличающаяся сложной конструкцией узоров

Что собой представляет мозаика

Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.

Нынешнее искусство мозаики за долгие столетия претерпело ряд существенных трансформаций и стало, по сути, строительным ремеслом. В современной отделке используется в основном керамическая плитка разных цветов или с уже нанесённым рисунком. Из плиток небольших размеров – тессеров, складывается запланированный орнамент или фантазийная композиция.

Что такое мозаика: происхождение и виды в истории

Мозаичная живопись зародилась более 5 тысячелетий назад. Самую древнюю мозаику обнаружили при раскопках храмов шумеров в культурном слое 4 тысячелетия до нашей эры.

Узор геометрического орнамента был выложен из обожжённых кусочков глины

История античности характеризуется широким распространением мозаики в украшении культовых сооружений и домов знатных вельмож. В это время появляются технологии производства цветных стёкол и тесселирования (подколки) камня.

Древнейший памятник с применением подколки – мозаики в городе Моргантина, Сицилия (III век до н. э.)

Расцвет искусства происходит в Византийскую эпоху. Использование более мелких деталей и утончённой кладки с золотым фоном придаёт произведениям внутреннюю утонченность.

Мозаичная фреска в храме Святой Софии, Константинополь (Стамбул)

В Россию мозаичные изображения пришли гораздо позднее, в Х веке, и сразу не получили особого развития в связи с недостаточностью необходимого материала. Начало производства в Киеве цветной смальты ознаменовалось расцветом этого направления.

Киевская София представляет самые известные в мире монументальные мозаичные панно и фрески начала XI века

Материалы для различных видов мозаики

Технологии сегодняшнего дня сильно отличаются от примитивизма античности и позволяют создавать широкий спектр материалов для мозаичных покрытий. Разновидности таких облицовок определяются типом материала и его качественными характеристиками.

Стекло и смальта

Стекло является древнейшим отделочным материалом. В наше время находится на первых позициях по спросу.

Благородная игра цвета стеклянной мозаики

Предпочтение отдаётся венецианскому стеклу с превосходными физическими характеристиками:

  • долговечностью;
  • жаро- и морозоустойчивостью;
  • ударопрочностью;
  • водостойкостью;
  • богатством колорита.

Смальта – это то же стекло, но с добавкой калиевых солей и некоторых органических соединений. Яркий и совершенно непрозрачный материал получается путём вторичного запекания стекла с добавлением красителей. Получившиеся кусочки имеют яркие цвета с глянцевой и матовой поверхностью.

Современные технологии позволяют получить до 10 тысяч оттенков, что создаёт простор для творчества

Керамика и металл

Керамика так же весьма востребованный материал для декоративной мозаичной облицовки. Работы по её укладке отличаются от обычного плиточного покрытия лишь размером тессер – составляющих мозаичного рисунка.

Бесспорное достоинство керамической мозаики – широчайший ассортимент и разнообразие цветовой палитры, структуры и текстуры материала

Однако при выборе нужно знать, что более плотная структура керамики меньше подвергается загрязнению и абразивным воздействиям. Пористый материал, несмотря на высокую декоративность, менее прочен и более подвержен износу.

Металл – чисто современный материал для мозаичных произведений. Его использование в дизайне обычно оправдывается общим стилистическим направлением.

Для подобного покрытия применяют нержавеющую сталь в виде тонких листов в 0,5 мм, что обеспечивает лёгкость и прочность облицовки

Отдельные модули крепятся на специальную резиновую подложку, придающую гибкость покрытию и позволяющую украсить мозаикой любую неровную поверхность. Однако металл чаще применяют в качестве выразительного акцента и крайне редко – для цельных покрытий.

Натуральный и искусственный камень

Натуральный камень – исключительно дорогостоящее сырьё. Даже дешёвый туф, не говоря уж о мраморе, малахите, ониксе или яшме, требует неоднократного дробления, шлифовки и придания тессерам необходимой формы.

Такая мозаика отличается исключительной цветовой насыщенностью, прочностью, но требует бережного и тщательного ухода

Такое покрытие не терпит действия кислотосодержащих жидкостей – вина, соков, уксуса, а в интенсивно эксплуатируемых местах рекомендуется натирание специальными восковыми составами. Обычно применяется в создании композиционных узоров для полового покрытия.

Керамогранит – новый синтетический строительный материал, обладающий массой достоинств: ударной прочностью и простотой укладки, высокой стойкостью к повреждениям.

Широкая цветовая палитра позволяет решать любые задумки дизайнера

Керамогранитная плитка отличается разнообразием фактурного покрытия. Это может быть глазурь, рельеф, имитация древности, различные инкрустации. Применяется для отделки ванных комнат, хозяйственных и рабочих зон, внешних фасадов.

Прочие материалы

Среди прочих видов нестандартных материалов для мозаики можно выделить пластик. Тессеры из этого сырья представляют тонкие (4 мм) пластины ПВХ с имитацией керамической плитки.

При следовании определённым стандартам такое покрытие отличается качеством и прочностью

С его помощью легко видоизменить и обновить интерьер, не привлекая большие средства. А человеку даже с минимальными навыками не сложно произвести самостоятельный монтаж.

Золото и платина – самые дорогие материалы, используемые в мозаичных панно.

Драгоценные металлы в виде тончайшей фольги прокладываются между стеклами и применяются как штучные вставки

Такая мозаика органично смотрится на стенах и в прозрачной голубизне бассейнов.

Основные способы мозаичной кладки

Выбрав материал для мозаики, важно применить правильный способ укладки. Существует четыре основных варианта монтажа.

Маркетри

Один из самых простых вариантов укладки с использованием подготовленного трафарета. Подобранные тессеры, как правило, прямоугольной формы и маленьких размеров, склеивают по боковым поверхностям и заполняют пространство рисунка, учитывая цветовые сочетания.

Применяется как в создании картинных произведений, так и несложных орнаментов

Чаще всего техника маркетри используется для мозаики из смальты, но и древесные композиции с бронзовыми или медными вставками выглядят весьма интересно.

Интарсия

Более сложный способ монтажа с укладкой модулей в углубление заранее вырезанного контура. В этой технике тессеры подбираются с максимальной точностью, склеиваются, а затем шлифуются либо полируются.

Интарсия позволяет воплотить более замысловатые и изящные дизайнерские решения

Основным материалом для мозаики служит дерево со вставками из камня, слоновой кости, перламутра, бронзы и латуни.

Инкрустация

Очень сложный и трудоёмкий способ укладки, редко применяемый в наше время. Осуществляется путём врезки в подготовленную поверхность модулей из различных материалов.

Основная особенность – тессеры монтируются заподлицо с поверхностью

Максимум внимания уделяется выбору материалов. При металлической инкрустации к тёмному фону подбирают светлые вставки из серебра, мельхиора, нержавеющей стали, различных сплавов. Светлый фон требует тёмных вставок из меди, чёрного металла.

Блочная мозаика

Процесс изготовления мозаики этого вида достаточно длительный, но не очень сложный. Сначала из различных модулей основного материала склеивают блоки, которые затем разрезают на небольшие пластины с однотипным рисунком. Полученные детали вставляют в подготовленные углубления или просто монтируют на поверхность.

Настенные панно из клееных пластин представляют блочный рисунок

Для блоков в основном используется дерево, но возможны и другие варианты – кость, рог. Современный способ механической прессовки позволяет снизить трудоёмкость процесса.

Пример декорирования мозаикой в этом небольшом видео:

Размеры и формы отдельных модулей

Мозаичные детали выпускаются в различных формах и размерах от 1 до 10 см².

Наиболее часто в продаже встречаются модули в форме квадрата и прямоугольника, реже – шести- , восьмиугольника и круга

Для индивидуальной работы авторы часто сами изготавливают необходимые формы во избежание пустотных зазоров в композиционном полотне.

Пользуется спросом мозаика, закреплённая на основе из бумаги или сетки

Стандартный габарит такой матрицы 30×30 см². Она состоит из 225 модулей с размерами 2×2 см².

Планируя цветовую гамму мозаики, следует учесть, в первую очередь, общий стиль помещения. Существует комплекс некоторых традиционных шаблонов, упрощающих выбор оттенков для любого декора.

Нейтральными или универсальными цветами являются все оттенки белого и бежевого.

Такие оттенки зрительно увеличивают пространство, что актуально для малогабаритных квартир, и благотворно влияют на эмоциональную сферу человека

Мозаичные орнаменты в холодных тонах весьма элегантны и часто используются дизайнерами для создания презентабельного интерьера.

Палитра в синих и голубых цветах часто используется для бассейнов и ванных комнат

По мнению психологов, такая гамма способствует снятию напряжения и релаксации. А в таких помещениях человеку особенно требуется покой и расслабление.

Для любителей ярких интерьеров подойдёт мозаичная плитка красочных оттенков.

На основном сдержанном и холодном фоне органично смотрится мозаичное пятно всех цветов радуги

Эта палитра отличается универсальностью для сочетания с любым базовым цветом.

Выигрышным стилистическим приёмом является применение градиента – плавной игры насыщенности оттенков.

Цветовые растяжки и тональные вариации позволят украсить практически любое помещение

Однотонная плитка в мозаичных наборах хороша для облицовки больших площадей, разноцветный вариант выбирают для создания кухонного фартука, панно на дне бассейна, украшения мини-фонтана.

Достоинства и недостатки

В последнее время мозаика как облицовочный декор получила широкое распространение благодаря множеству достоинств. Отделочные материалы имеют большой потребительский спрос, так как обладают такими качествами:

  • универсальность и практичность;
  • огромное разнообразие фактуры и цветовых оттенков;
  • устойчивость к влажной среде и высокой температуре;
  • невосприимчивость к чистящим химическим средствам;
  • устойчивость к ультрафиолетовому излучению.

К недостаткам такого покрытия можно отнести высокую стоимость и трудоёмкость укладки.

Мозаика в дизайне интерьера современного жилища

Являясь не только облицовкой, но и красивым декором, мозаика будет уместна в любом помещении. С помощью этого декоративного приёма можно украсить городскую квартиру, частный дом или офис.

Панно в жилых комнатах

Благодаря экологичности материалов, мозаичные узоры органично впишутся в спальни и гостиные. Причём не только на полах и стенах. Фактура материала позволяет отделывать даже выпуклые поверхности.

Удачно подобранные оттенки в настенной композиции с каминомУзор на акцентной стенеВ гостиной комнате мозаичное решение предполагает различные варианты: и в виде панно, и даже целой стеныМожно декорировать камин для придания ему завершённого вида

Облицовка кухни и ванной

Для кухонного пространства оптимально украсить мозаикой рабочую зону, где она станет ярким акцентом, либо сгладит интенсивность общего фона. Оттеночную гамму следует подбирать под общий дизайн интерьера. Из материалов следует отдать предпочтение наиболее устойчивым – смальте, керамике, стеклу.

Золото во вкраплениях оригинального фартука добавит пространству освещенияЯркий акцент кухонного фартука всегда придаст помещению нотку свежестиФартук с запрограммированным мозаичным рисунком

Для ванной комнаты оптимальным решением будет использование плитки из стекла или смальты.

Дизайн изысканной ванны будет стоить очень дорого, но долговечность и высокая эстетичность окупят затратыМозаичное покрытие в стиле «Гауди» придаст ванне волшебный колоритТурецкий хаммам – прекрасный декор для частной сауны

Мозаика, в сравнении с любой другой отделкой, в любом дизайнерском интерьере выглядит более значимо и интересно. Её использование подчёркивает благосостояние и эстетический вкус хозяев дома.

История Мозаики

Мозаика

Мозаикой называется изображение или узор, выполненный из однородных или различных по материалу частиц — цветного непрозрачного стекла, смальты или камня, и является одним из видов монументального искусства. Мозаика набирается из отдельных частиц, которые закрепляются в специальном клее.

Зарождение мозаичного искусства

Искусство мозаики возникло как неотъемлемая часть общего развития любой из древних цивилизаций, создающей предметы пользования и облагораживающей среду обитания – свое жилище. Так еще в IV тысячелетии до н.э. в Междуречье при строительстве домов из кирпича-сырца лицевые фасады декорировались глиняными клиньями с цветными шляпками, которые вгонялись прямо в стены, образуя собой яркий орнаментальный рисунок. Это своеобразное мозаичное покрытие, расшивающее бисером цветных головок улицы городов древней Месопотамии – можно считать примером первичного применения мозаики в городской среде.

Рис. 1 Урук, Месопотамия, нач. 3 тыс. до н. э.

Параллельные цивилизации Китая и Центральной Америки имели свои примеры мозаичного искусства, дошедшие до нас в инкрустации шкатулок, мебели, домашней утвари и культовых масок. Материалами, создающими мозаичное оформление служили: шлифованный камень, слоновая кость, перламутр, кусочки вулканического стекла и другие природнокрашенные материалы, не теряющие со временем свой цвет. Причем точность и тонкость набора отдельных элементов, мозаичного рисунка поражают сложностью технических решений, которые и сегодня далеко не просто решить таким же материалом и с таким же качеством. Так ацтекские наборные маски, инкрустируемые яшмой, агатом, абседианом и горным хрусталем являются примером кропотливейшей работы древних мастеров-мозаичистов с прочнейшими природными материалами.

Рис. 2 Погребальная маска Адтеков

Древний Египет

Все прикладное искусство древнего Египта, дошедшее до нас благодаря раскрытым захоронениям, глубоко мозаично по своему художественному принципу. Инкрустации камнем, слоновой костью, различными породами дерева, предметов быта, культовой утвари, оружия является неотъемлемой частью образа древнеегипетской цивилизации, который глубоко впечатан в историю развития мировой культуры.

Античность

В древних Греции и Риме мозаичное искусство достигло апогея своего расцвета. Мозаика была обыденным украшением в римских домах — по её количеству и красоте можно было судить о благосостоянии владельца. Ею декорировали общественные здания, бани и амфитеатры, выкладывая огромные ковры с сюжетами из обыденной жизни и мифологии. Пол с мозаичным рисунком пришёл на смену земляным и каменным полам. Совершенствовались техники изготовления и укладки. Причем характерной особенностью именно Римской империи было то, что храмы, как дома Богов не превосходили своим убранством дома светские. Это является принципиальным отличием от Византии, где считалось, что смальта, как немеркнущий «вечный материал, неподверженный тлению», отражает характер небесного мира и «Царства Божия», а мозаика соответственно была техникой, воспевающей это царство.

Рис. 3 Посейдон

В Античный период окончательно сформировались основные принципы создания мозаики. Она была так распространена, что римским мастерам приходилось искать способы повышать производительность труда, чтобы соответствовать рыночному спросу. Так произошёл переход к использованию при укладке модулей одинакового размера, от которого зависит стилизация картины. Этим принципам мозаичисты следуют и по сей день.

Процесс мозаичного производства проходил в два этапа:

Накол модуля — монотонный труд по подготовке и сортировке тысяч тессеров — одинаковых кусочков будущего изображения.

Создание мозаичного ковра — за него брались художники-ремесленники. Они укладывали модули в известковый раствор, меняя их форму при необходимости. Полученная картина дополнительно отшлифовывалась абразивными материалами. Эта техника получила название «римская».

Византийская мозаика

Если в древнем Риме мозаика выполняла утилитарную функцию, то в Византии она стала применяться в культовом искусстве. Ей уделяли особое внимание при украшении храмов. Изображения выкладывались не из мрамора с цветным стеклом, а из смальты, которая даже воспевалась как неразрушимый материал божественного происхождения.

Византийское мозаичное искусство отличается монументальностью и отвлечённостью образов. Античной мозаикой украшались в основном дома, это были картины небольших размеров с простыми повседневными сюжетами. В Византии же мозаичными полотнами декорировались купола и стены храмов, а тематика изображений была исключительно религиозная — сцены из священных писаний, образы святых, а также их деяния. Площадь картин составляла сотни квадратных метров, вкупе с неровной техникой укладки такие мозаики предназначались для восприятия с большого расстояния.

Рис. 4 Христос Пантократор

Основной материал, из которого выполнялись византийские мозаики — глушенное непрозрачное стекло, не меняющее внешнего вида с течением времени. Отсюда название — «вечная живопись». Смальту получали искусственным путём, выплавляя в печах, затем выливая на металлические поддоны, где смесь остывала, после чего её раскалывали на модули. Размеры модулей зависели от потребностей художников-мозаичистов — от нескольких миллиметров до нескольких дециметров.

Особая текстура смальты наряду с полировкой обеспечивали камню глубокий и сочный цвет, характерный только для него. На основе смальтовых мозаик была разработана одна из самых распространённых мозаичных техник — флорентийская.

Ее принцип основан на подборе разновеликих кусков из натурального камня, которые не только плотно подходят друг к другу, но и своей структурой подчеркивают характер изображаемого предмета. Кроме этого размер и силуэт кусков, из которых складывается мозаика, разнообразен по размеру, силуэту и определяется характером изображения. Эта техника основана на использовании природного рисунка в камне.

Камень, являясь художественным материалом этого вида мозаики, дает ей не только цвет, но и характерную, присущую породе текстуру, которую невозможно получить никаким другим способом. Характерной особенностью именно этого вида мозаики является полировка, при которой цвет камня с присущей ему структурой проявляется наиболее глубоко и сочно.

Рис. 5 Флорентийская мозаика

По началу флорентийская мозаика использовала мягкие, легкие в обработке породы мрамора, добываемые на юге Европы. Но по мере распространения этой техники материал, используемый для нее, становился все боле разнообразным, ее география расширялась. Камень, как расходный световой материал поставляли со всех континентов, расширяя цветовые и текстурные возможности этой техники. Так на всемирной Парижской ярмарке в 1911 году были представлены изделия российских мастеров, которые в изготовлении мозаик применили палитру уральских самоцветов. Поразив искушенную европейскую публику цветонасыщенностью полудрагоценных и драгоценных камней, использованных при изготовлении объемных ваз, они обозначили характерную разновидность флорентийской мозаики, которую с тех пор принято называть русской мозаикой.

В наши дни античную, византийскую и флорентийскую мозаику принято объединять под общим названием «классическая». Сюда также входят классицизм, неоклассицизм, ампир, барокко и схожие направления. Эти техники базируются на общих принципах, и различаются только по своим целям и задачам. Классической мозаике противопоставлено направление, появившееся совсем недавно — модерн.

Этот стиль появился как противопоставление классическим традициям. В мозаичное искусство модерн привнёс новые материалы — керамику и фарфор, а также отрицание устоявшихся форм и прямой геометрии. Вновь начали использоваться модули разного размера и формы — от простых фигур до причудливо вытянутых и искривлённых элементов. Главные нововведения модерна — это отказ от старых техник кладки, поиск новых геометрических решений и новых материалов. Ярким примером искусства в стиле модерн являются произведения испанского архитектора Гауди. Он известен не только поражающими воображение сооружениями, но и уникальными мозаиками, которые создают идеальную гармонию с экзотической архитектурной средой.

Рис. 6 Ящерица

Россия

Мозаичное искусство в России насчитывает более чем тысячелетнюю историю, и всегда ассоциируется с роскошью и царственностью. Первые полотна появились в Софийском соборе в Киеве (XI век), они до сих пор удивляют своей монументальностью и чистотой. Через 50 лет мозаикой был украшен киевский собор Архангела Михаила, и там созданием изображений занимались исключительно русские мастера.

С XII по XVII века мозаичное искусство в России находилось в упадке из-за частых татаро-монгольских нашествий и постоянной смуты. Лишь к середине XVIII века началось его возрождение усилиями Ломоносова, который сумел самостоятельно разработать технику варки смальты и поставить её на крупномасштабное производство. Среди мозаичных полотен Ломоносова — известная картина «Полтавская баталия», портреты Шувалова и Петра I.

Рис. 7 Полтавская баталия

Но инициатива Ломоносова постепенно сошла на нет, и только спустя сто лет вновь начался подъём мозаичного искусства в связи со строительством Исаакиевского Собора в Санкт-Петербурге. Его стены были выложены уникальными мозаиками на основе смальты в сочетании с масляной живописью. Для их создания были специально приглашены итальянские мастера. Рецептура Ломоносова тоже нашла своё применение в изготовлении смальты для храма. После этого мозаика в России стала динамично развиваться. Началось производство смальты в больших объёмах, сформировались характерные черты русского стиля. Храм Воскресения Христова, известный как Спас на Крови, является самым крупным в Европе произведением мозаичного искусства и бесспорно ярчайшим в мире примером синтеза мозаики и архитектуры.

Рис. 8 Внутреннее убранства храма Спас на Крови

Советская мозаика

В советское время мозаика, лишившись элитарной и храмовой принадлежности, была переориентирована на дворцы для народы – дома культуры, вокзалы, метро. Дорогостоящий и ценный материал – смальта по стечению обстоятельств, стал чуть ли не стройматериалом. Им закатывались гектары стен и фасадов, что конечно же выделяло эти здания среди прочих но принижало сакральную ценность мозаики.

Рис. 9 Небесные тела Рис. 10 Революционный митинг

Среди огромного разнообразия отделочных материалов вряд ли найдётся более художественный, чем мозаика. Изящные небольшие кусочки создают не только прочную поверхность, устойчивую к повышенным температурам и влажности, из них мастера выкладывают уникальные узоры и рисунки, которые сразу привлекают к себе внимание. Что такое мозаика: искусство или ремесло, её виды и историю происхождения, всё это мы узнаем из обзора редакции Homius.

Мозаика – это элитное искусство, которое станет изюминкой любого интерьера

Мозаика: что это такое, виды и происхождение

Если говорить простыми словами, мозаика – это композиция, состоящая из мелких элементов. Существует несколько версий её происхождения. По первой, если переводить дословно, это означает «посвящённая музам», по второй – разновидность кладки из маленьких камушков. Это одновременно и искусство, и художественное исполнение, и предмет отделки.

Мозаика – это идеальный вариант для отделки эксклюзивных ванных комнат

Краткое понятие таит в себе огромную палитру оттенков, фактур и материалов, которые используют в производстве мозаики. Для любителей лаконичности можно составить современный декор или повторить орнаменты древних мастеров. Это не только красивое исполнение, но и практичный вид отделки, который выбирают для эксклюзивных интерьеров.

Панно из мозаики станет настоящим украшением интерьера

Хорошо забытое старое: история происхождения мозаики

Мозаика долговечна, со временем краски не выцветают и не изменяются под воздействием солнечных лучей. История гласит, что самые древние орнаменты были обнаружены археологами в храмах Двуречья и датированы третьим тысячелетием до нашей эры.

В античные времена её использовали повсеместно, поскольку техника исполнения была достаточно дешёвой по сравнению с обработкой древесины или монолитных камней. В тот период мозаику часто использовали для отделки не только стен и пола, но и фасадов. Даже садовые дорожки выкладывали вычурным орнаментом.

Античная мозаика

Материалом для первых работ служила необработанная галька. Мастера выкладывали из неё не слишком выразительные контуры животных, мифологических героев и людей. Со временем была освоена техника шлифовки. Округлые камушки вытеснили элементы кубической формы – тессеры. Благодаря этому, рисунок стал чётче, а швы – меньше, мозаика приобрела привычный для нас вид.

Благодаря шлифовке камней, рисунок приобрёл привычные для нас очертания

Какая бывает мозаика

На смену монументальной старинной укладке мозаики пришли современные технологии. Кроме того, всегда можно отойти от типового предложения производителей и придумать свой уникальный декор.

Стеклянная и смальтовая

Сегодня большой популярностью пользуется венецианское стекло. В процессе его изготовления включают разнообразные добавки, благодаря которым камушки принимают роскошные оттенки. Большое разнообразие областей применения стеклянной мозаики стало возможным благодаря достоинствам материала:

  • высокая жаростойкость;
  • ударопрочность;
  • водостойкость;
  • морозоустойчивость.

Чем меньше кусочки стекла, тем чётче будет детализация рисунка или узора.

Стеклянную мозаику с добавлением солей калия называют смальтовой. Она имеет такую же богатую оттеночную палитру с одной лишь разницей: поверхность её непрозрачна, но с особым свечением изнутри. Во время производства стекло растирают до порошкообразной массы и запекают вторично 24 часа при температуре около 800ºС с использованием специальных красителей.

Каждый элемент уникален, имеет свой оттенок и структуру, матовую или глянцевую поверхность. Дизайнер из мелких пластинок складывает живописные аккорды, которые создают затем уникальный узор в картине или орнаменте.

Керамическая и металлическая

Керамическая мозаика внешне напоминает плитку, только меньшего размера. Производители выпускают большое разнообразие оттенков, можно подобрать элементы с глазурованной поверхностью или с необычными спецэффектами, например, растрескивания, вкрапления другого тона, с имитацией неоднородной структуры.

Керамика прочнее, чем стекло. Кроме того, она устойчива к износу и отличается интересным внешним видом. Поверхность имеет рельефную структуру, благодаря которой создаётся необычная игра оттенков. Такая мозаика прекрасно сочетается с плиткой или керамогранитом.

Металлическая – это современная интерпретация мозаики. Элементы в виде штампованных колпачков из нержавейки высотой 4 мм закрепляются на резиновом основании, которое придаёт плитке определённую жёсткость. Овальная, многоугольная, квадратная и прямоугольная форма элементов позволяет выложить из них сложный узор.

Совет! Для помещений с повышенной влажностью производители выпускают серию хай-тек, для которой применяется устойчивая к коррозии нержавейка. Однако нужно знать, что металлическую керамику не рекомендуют использовать для фасадов.

Из натурального и искусственного камня

Мозаика из натурального камня передаёт природный оттенок материала и его неповторимую структуру. В производстве используют разные породы: оникс, мрамор, аметист, травертин, малахит и сланец. Это всегда эксклюзивная работа, поскольку каждый элемент уникален по-своему.

Поверхность натурального камня можно отшлифовать. Кроме того, производители предлагают интересную обработку с помощью состаривания. Такая технология сделает оттенок приглушённым, а края элементов более гладкими.

Натуральный камень – это идеальное решение для фасадов и ландшафтного дизайна. Его широко применяют для отделки ресторанов, магазинов или офисов. Природная энергетика материала позволяет использовать его и для квартир или частных домов. Художники создают уникальные панно из натурального камня с необычным изображением или натюрмортом.

Мозаика из искусственного камня имитирует природную структуру натурального материала. Она имеет массу достоинств:

  • отличную прочность;
  • долговечность;
  • устойчивость к температурным перепадам и повышенной влажности;
  • не подвержена воздействию ультрафиолета.

Мозаика имеет ритмичный узор, похожий одновременно и на каменную шкатулку, и на цветной витраж, и на сложный рисунок, который словно соткан из множества плетёных деталей. В процессе производства добавляют чипсы натурального камня, поэтому каждый элемент приобретает уникальную фактуру. Поверхность, выложенная из такого материала, словно светится изнутри, создавая неповторимые переливы.

Зеркальная, золотая и платиновая

Отдельного внимания заслуживает зеркальная мозаика. Она очень близка стеклянной, но используется только для декоративного оформления поверхностей.

Самая дорогая мозаика изготовлена из золота и платины. Некоторые коллекции полностью выполнены вручную. Мастера прокладывают между двумя стёклышками золотую фольгу 585 пробы. Штучные элементы – это настоящее произведение искусства. Из них делают только декоративные вставки в общую композицию при отделке стен или полов, особенно роскошно они смотрятся на дне бассейна.

4 варианта укладки мозаики

Недостаточно просто выбрать мозаику, важно правильно её уложить. Сегодня существует несколько способов. Остановимся на каждом более подробно.

Паркетри

Мозаичный стиль паркетри используют для создания картин, простых узоров и орнаментов. Он заключается в укладке фрагментов в виде геометрических фигур на предварительно подготовленный трафарет. Сначала, элементы склеиваются по контуру боковыми поверхностями, затем заполняется тело рисунка, учитывая цветовые сочетания. Со всех сторон фрагменты обмазываются клеем для придания прочности эскизу.

В технике паркетри используют смальту. Очень интересные композиции составляют из деревянной мозаики. В качестве декора часто включают металлические вставки, например, из бронзы, латуни или меди.

Более изящные фигурные композиции получаются в технике интарсия. Здесь фрагменты подбираются максимально точно друг к другу. Их склеивают между собой боковыми гранями и выкладывают на поверхность, на которой предварительно на толщину мозаики вырезан контур.

Это следует знать! Поверхность, на которую будет выкладываться мозаика, должна быть выровнена.

Инкрустация – это более трудоёмкий процесс укладки мозаики. Чаще всего его применяют для врезки в деревянную поверхность элементов из металла или кости. А также его используют для вкладки друг в друга фрагментов разных пород древесины, камней любых форм и оттенков. После работы пластины шлифуют, полотно с узором должно быть на ощупь как одно целое.

Ещё один интересный способ укладки – блочный, в котором рисунок разбивается на мелкие блоки из плиток, состоящих из отдельных элементов. Все поля связаны между собой единым смыслом, а также цветовым и тональным решением. Такой способ называется чертозианская укладка. Его часто использовали итальянские мастера в своих работах.

Совет! Блочную мозаику лучше всего использовать для создания композиций, имеющих выраженные небольшие элементы, например, лица людей или туловища животных.

Выбираем с умом оптимальные размеры и формы

Чипсы для мозаики выпускают разных форм и размеров. Длина мелких элементов может быть в пределах 1-3 см, длина более крупных достигает 10 см. В одной композиции могут присутствовать любые по форме и параметрам фрагменты.

Чаще всего можно встретить чипсы квадратной или прямоугольной формы, реже – в виде шестигранника, подобного пчелиным сотам, восьмигранника или круга. Для авторских нестандартных работ мастера изготавливают ручным образом нужные фигуры, чтобы избежать пустот и зазоров в композиции.

Как подобрать материал по цвету

Даже фрагменты, купленные в магазине, требуют составления грамотной композиции с учётом оттеночных сочетаний. Во время формирования узора за основу следует взять общие рекомендации законов цветоделения и личные ощущения.

При выборе оттенков, в первую очередь, следует учитывать освещение, поскольку естественный и искусственный свет по-разному раскрывает свойства мозаики. Например, светлые оттенки визуально скроют неровности и будут зрительно увеличивать пространство.

Каждый оттенок должен создавать определённое настроение. В спальне следует отказаться от контрастных тонов в пользу приглушённых пастельных. В ванной или бассейне мозаика не должна напоминать надгробие, здесь уместно использовать более яркие фактуры.

Сильные и слабые стороны мозаики

Мозаика способна принести в любой интерьер нотку индивидуальности и уникальности. Роскошный материал пользуется огромным спросом у потребителей, и этому есть ряд объяснений:

  • большое разнообразие оттенков и фактур;
  • устойчивость к высоким температурам и влажности;
  • не подверженность влиянию химических средств;
  • универсальность;
  • практичность;
  • устойчивость к ультрафиолету.

Недостаток у мозаики только один – стоимость.

Монохромную гамму можно разбавить более светлыми оттенками

Дайте волю фантазии: мозаика в современном интерьере

Мозаика – это не только декоративное оформление интерьера, она создаёт надёжное защитное покрытие. Качественные материалы, подобранные со вкусом, сами по себе очень красивы. Они будут уместны в любом помещении квартиры, частного дома или офиса.

Жилые комнаты

Мозаику выбирают для облицовки не только стен и полов, это удобный материал для отделки выпуклых поверхностей. Экологичность позволяет использовать её в любых жилых комнатах. Можно удачно подобрать оттенки и создать настенную композицию. Можно выложить узор на акцентной стене.

Кухня и ванная

Мозаика в рабочей зоне кухни может стать сильным акцентом или, наоборот, сгладить яркость общего оформления. Выбирать оттенки следует в соответствие с общим дизайном помещения.

Мозаика – это идеальное решение, в первую очередь, для ванной комнаты. Производители выпускают целые серии под названием «Хамам», которые модно использовать также и в турецкой сауне. Отделка должна быть уникальной. С помощью маленьких фрагментов можно создавать красочные рисунки и узоры, акцентировать внимание на зонировании пространства.

Мозаика, по сравнению с кафелем или стеновыми панелями, всегда выигрышно смотрится в интерьере. Её применение говорит не только о благосостоянии владельцев, но и подчёркивает их эстетические предпочтения и хороший вкус.

Расскажите в комментариях, где в интерьере вы уже уложили или ещё планируете использовать мозаику.

Надеемся, что вам понравился наш обзор. Ставьте лайки и подписывайтесь на наш журнал. Мы обязательно порадуем вас новой полезной информацией для ремонта.

В заключение, предлагаем посмотреть разные варианты использования мозаики в интерьере:

Мозаика

У этого термина существуют и другие значения, см. Мозаика (значения). Мозаика Христос Пантократор. Южная галерея собора Святой Софии, Константинополь. Вторая четверть XII в. Ирано-римская мозаичная деталь из дворца Шапура I в Бишапуре.

Моза́ика (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение), посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

История

Конусная мозаика. Урук. Месопотамия. III тыс. до н. э.

Древний Восток

История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигзаги») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, чёрным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник.

Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики, можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)

К 8 веку до нашей эры относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излёте пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия).

Античность

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы концом V века до нашей эры Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по чёрному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 века до нашей эры найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (конец IV века до н. э.)

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.).

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

  • Помпеи, «Битва при Иссе» — мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.

Ранние христиане и Византия

См. Византийская мозаика

Императрица Феодора. Равенна Символ души — птица — на византийской мозаике православного храма VI века. Херсонес

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

  • Равенна
  • Монреале

Средневековая Евразия

13-й век, Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

Рококо

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры.
В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало.
В Германии с этим материалом в 1750—1770 годах работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактуры находится в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское.

Ислам

Образцы мозаичных стен внутри дома богатого сарта. В окрестностях Самарканда.
Фото С. Прокудина-Горского (1905—1915)

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Так, Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Этот дворец, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана, был построен в 1762 году Гаджи Челеби. Дворец, в своё время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъёмные решетчатые рамы с набором шебеке — разноцветных мелких стёкол. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являвшейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из Дворца шекинских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившие своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы) азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и так далее. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, жёлтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

Французская мозаика

Одной из достаточно известных французских мозаик в своё время была мозаика компании «Emaux de Briare». Завод по производству бриарских фарфоровых бусин, а несколькими годами позже и мозаики, был открыт 1837 году. Существует множество произведений искусства, созданных из бриарской мозаики. Известный художник Эжен Грассе, одна из значимых фигур французского течения ар-нуво, использовал её при создании многих своих работ. Эта мозаика производится и по сей день и является одним из немногих оставшихся полностью французских производств.

Макет фронтона на церкви Сен-Этьен в городе Бриар; Эжен Грассе, мозаист, 1892 г.

Мозаика Киевской Руси

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

  • Софийский собор (Киев) — в интерьере собора сохранился крупнейший в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века
  • Михайловский златоверхий монастырь

Мозаика в России

Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов. Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику. Во влажном климате Санкт-Петербурга, построенного на болоте, фрески осыпались ещё до окончания росписи, а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым от кадила, свечей и лампад. Русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств (В. Е. Раев, Е. Г. Солнцев, И. С. Шаповалов, С. Ф. Федоров) в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

Преображение Господне. Собор Спаса на Крови. Мозаика мастерской Фроловых

Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 году она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

Мозаика и народное искусство

Современное искусство

Мозаика племени Уичоли (Huichol)

Мозаика племени Уичоли. Ягуар, украшенный мозаикой из бисера. Бисер уложен боком к основе.

В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства, как мозаика племени уичоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу — в этой технике для укладки применяется бисер.
Есть примеры другой укладки бисера — отверстием вверх.

Техника

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты — трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.
Через сутки бумагу можно удалить — смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Материалы

В качестве мозаичных материалов используются традиционные — природный камень, смальта, керамика и металл. Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом. Тем не менее, смальта остаётся основным материалом при создании классических декоративных панно архитектуры, прежде всего — интерьеров. Наиболее популярны стекло и керамика ввиду их прочности и ряда других технических характеристик, доступности, наконец — художественного потенциала: многообразия колористических решений, сравнительной простоты обработки, большого диапазона модульных параметров — по части размеров и конфигураций. Камень используется в основном для создания напольных композиций; металл — для расширения выразительных средств мозаичных произведений; керамогранит — для фасадных работ, при формировании тротуаров, парковых дорожек и полов общественных сооружений.

Благодаря сумме функциональных и эстетических свойств этого материала, устойчивости к различным погодным условиям, жаропрочности и морозостойкости, малому коэффициенту водопоглощения, устойчивости к механическим воздействиям, агрессивным и биосредам, светостойкости, наряду с разнообразием гаммы и другими достоинствами, он находит широкое применение в различных сооружениях, эксплуатация и долговечность которых обусловлены названными факторами: в различных садово-парковых, водных сооружениях, в оформлении каминов и печей.

Мозаики из смальты и других видов декоративного стекла, помимо монументальных форм и элементов архитектуры; уже упомянутых панно, разнообразных фризов и других включений, используется также в самостоятельных прикладных направлениях изобразительного искусства, в орнаментальных и концептуальных композициях. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декор простого рисунка в виде узора, любой произвольной композиции.

Галерея

  • Греческие и римские
  • Охотничья мозаика из Дома похищения Елены в Пелле, Древняя Македония, конец IV века до нашей эры.

  • Мозаика из гробницы в Амфиполисе, изображающая похищение Персефоны Плутоном, IV век до н. э.

  • Прозрение на мозаике Диониса, из Виллы Диониса (II век нашей эры) в Дионе, Греция. Теперь в Археологическом музее Диона.

  • Эллинистическая греческая мозаика нимфы, катающаяся на морском существе, из дворца Великого Магистра Рыцарей Родоса, Греция, 2-й век до нашей эры

  • Римская мозаика Улисса, из Карфагена, 2-й век нашей эры, теперь в Музее Бардо, Тунис

  • Мозаики «Остерегайтесь собаки» были популярным мотивом для порогов римских вилл

  • Небольшая часть Большого тротуара, римская мозаика, заложенная в 325 г. н. э. в Вудчестере, Глостершир, Англия

  • Злитенская мозаика показывает гладиаторов 2-го века н. э.

  • Римская мозаика найдена в Каллеве (Сильчестер)

  • Римская мозаика, изображающая свадьбу Диониса и Ариадны, с Силеном и сатиром, 2-ое столетие нашей эры, Тунис (город), Тунис

  • Мозаика, показывающая Медузу и репрезентативные фигуры четырех сезонов, из Паленсии, Испания, была сделана между 167 и 200 годом нашей эры.

  • Мозаика женщин-спортсменов, играющих в мяч на Вилле дель-Касале из Пьяцца-Армерина, 4-й век нашей эры

  • Поздняя римская мозаика на вилле Романа в Ла-Ольмеде, Испания, 4-5 века н. э.

  • Деталь принцессы Скироса (из более крупной сцены Илиады, изображающей её и других принцесс, заискивающих перед Ахиллом, видя как Одиссей смотрит), из виллы Ла-Ольмеда, Испания, 4-5 вв. н. э.

  • Суд Париса, мрамор, известняк и стеклянные кубики, 115-150 гг.; из столовой дома Атриум в Антиохии-на-Оронте

  • Триумф Посейдона и Амфитриты, показывающий пару в процессии, деталь мозаики из Цирты, Римская Африка, 315-325 гг. н. э., Лувр

  • Мозаика Орфея из Каралиса, современный Кальяри (Италия), в настоящее время в Археологическом музее Турина

  • Христианские и византийские
  • Деталь палеохристианской мозаики из базилики Санта-Пуденциана в Риме, около 410 г. н. э., изображающая Святую Пуденциану

  • Мозаика Доброго Пастыря в Мавзолее Галлы Плацидии, Равенна

  • Мозаика Юстиниана I в Базилике Сан-Витале, Равенна

  • Мозаика 5-го века в триумфальной арке Санта-Мария-Маджоре, Рим

  • Так называемый готский вождь, от Мозаики Перистиль Великого дворца Константинополя

  • Мозаика Святого Петра из Монастыря Хора

  • Византийская мозаика над входным порталом Евфразиевой базилики в Порече, Хорватия (VI век)

  • Изображение (перед иконоборчеством) святого Димитрия на базилике Агиос Деметриос в Салониках.

  • Деталь мозаики из монастыря Неа-Мони

  • Мозаика Христа Пантократора из Айя Софии из мозаики Деисуса.

  • Мозаика Айя Софии Константинополя (современный Стамбул), изображающая Марию и Иисуса, в окружении Иоанна II Комнина (слева) и его жены Ирины Венгерской (справа), около 1118 н. э.

  • Мозаика Феодора Метохитес, предлагающего церковь Хоры Христу

  • Арабские
  • Исламская мозаика внутри Купола Скалы в Палестине (приблизительно 690)

  • Мозаика Омейядов дворца Хишама близко следует классическим традициям

> См. также

  • Римская мозаика
  • Маркетри
  • Дивизионизм
  • Пиксельная графика
  • Музей мозаики в Зевгме (Турция)
  • Музей мозаики (Болгария)

Примечания

  1. Calaméo: Mosaïques art nouveau d’Eugène Grasset à Briare. Дата обращения 7 novembre 2010.
  2. Никитенко Н. Софийский собор: Путеводитель. — Киев: Национальный заповедник «София Киевская», 2011. — С. 32
  3. 1 2 Сиднева И. Мозаика Исаакиевского собора // рустрана.рф. — 2007. — 11 окт.
  4. История мозаики. Новое время

Литература

  • Ульянов О. Г. Римский topos Образа: художники Императорской Академии художеств XVIII–XX вв. и «новая Сикстинская капелла XXI века» (Redemptoris Mater, Ватикан) // Академия художеств в прошлом и настоящем. Международная научная конференция РАХ к 260-летию со дня основания. СПб., 2018. С. 312-321.
  • Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески. — М.: Искусство, 1973. — 512 с. — (Из истории мирового искусства). — 20 000 экз.
  • Мозаика // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

Ссылки

В Викисловаре есть статья «мозаика»

  • Отто Демус. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.
  • Мозаика племени Уичоли

Мозаика – виды, характеристики, область применения

Рынок стройматериалов не перестает удивлять даже самых требовательных потребителей новыми решениями. Все больше популярности приобретает среди них мозаика. Мозаичные композиции все чаще используются при оформлении, как квартир, так и частных домов.

Любая мозаика представляет собой рисунок, составленный из определенного количества небольших деталей.

На смену утерянным старинным секретам пришли промышленные технологии производства и укладки мозаичных композиций. Фирм, специализирующихся на этом, сегодня масса. И каждая предлагает свои эскизы и сюжеты, которых в каталогах обычно сотни. Но если ни один не удовлетворил вкусам заказчика, могут использоваться и рисунки, предложенные самим заказчиком. Разумеется, художественная выразительность мозаичного панно достигается не только сложностью рисунка, но и разнообразием материалов, его составляющих.

Стеклянная мозаика

Самый распространенный материал для производства мозаики сегодня — венецианское стекло. Оно долговечно, водостойко, жаростойко, морозоустойчиво и ударопрочно. Мало того, оно имеет сплошную структуру, а значит, не подвержено влиянию микроорганизмов и бактерий и может использоваться для отделки бассейнов. Что касается цветовой палитры, то ее трудно описать, настолько она многокрасочна. Для этого в процессе производства в стекло добавляют самые разнообразные добавки: от бора, кадмия и селена до полудрагоценного минерала авантюрин и перламутра.

Самая распространенная форма наборных элементов (их называют также модулями, чипсами, тессерами) — квадратная. Чем они мельче, тем подробнее будет детализация изображения и точнее прорисовка.

Стеклянная мозаика имеет очень широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий.

Смальтовая мозаика

Смальта — это разновидность стеклянной мозаики. Но в отличие от последней в состав смальты входят соли калия, а не натрия, и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов и спекания при температуре 700-800°C в течение суток. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к различным агрессивным чистящим средствам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Имеющиеся технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты.

Настоящая смальта выглядит очень достойно: ее легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют никаких белых включений. Она имеет очень гладкую и приятную на ощупь поверхность, с которой легко удаляются любые загрязнения (легче, чем с поверхности недорогих стеклянных мозаик). Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает ее пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой как внутри здания, так и снаружи (коридор, кухня, поверхность около бассейна, крыльцо).

Керамическая мозаика

Каремическая мозаика, вернее, ее чипсы внешне похожи на обычную плитку, в форме квадрата или прямоугольника, только меньшего размера. Предлагаемые производителями цвета и оттенки очень разнообразны. Мозаика может быть просто глазурованной, а может содержать «спецэффекты» — кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Выложенная ею поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой. Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. У неглазурованной керамики — пористая структура, со всеми вытекающими отсюда неприятностями. Впрочем, существует и малопористая керамика — монопрессокоттура.

Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь. Каменная мозаика. В ее производстве используются самые разные породы камня, начиная с дешевого туфа и кончая редчайшими породами мрамора, оникса и яшмы. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно «состарить» — тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы — от круглой до неправильной. Максимальный размер — 50 X 50 мм (в основном такие элементы применяются вне помещений).

При планировании покупки мозаики из натурального или агломерированного мрамора следует учесть, что это сравнительно мягкие материалы, при уходе за которыми нельзя использовать абразивные чистящие средства и жесткие щетки, способные оставлять на полированной поверхности царапины. Нужно избегать попадания на их поверхности кислотосодержащих жидкостей — фруктовых соков, вина, уксуса и т. д. Большинство изделий из этих материалов рекомендуется после укладки в местах с интенсивной эксплуатацией натирать специальным воском. Исключение составляют агломераты на основе кварца. Нетрадиционные материалы. Один из них — керамогранит, с удовольствием используемый в оформлении интерьеров. Керамогранит прочнее, чем просто керамика, и обходится гораздо дешевле, чем привозные материалы. Но если технология его изготовления соблюдалась не в полном объеме, со временем он начинает расслаиваться и терять цвет. Для мозаики используется и так называемый Metron — смесь кусочков авантюрина и разноцветного стекла, скрепленных специальным составом — легким, но очень прочным, водостойким, жаропрочным, устойчивым к перепадам температур. Metron прекрасно подходит для облицовки стен и полов, из него делаются столешницы, подоконники, плинтусы.

Металлическая мозаика

Металлическая мозаика появилась лишь несколько лет назад. Модули представляют собой штампованные металлические колпачки высотой 4 мм из полумиллиметрового листа нержавеющей стали. Они закрепляются на запатентованной резиновой подложке, которая придает плитке необходимую степень жесткости. Модули могут иметь разную форму, фактуру и даже цвет поверхности. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковер на стене или на полу. Поверхность стали делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы.

Металлизма довольно дорога: 1 кв. м — около $ 250-350. Но если использовать ее в качестве декора или для отделки небольших поверхностей, получится вариант «недорого и достойно» и при контролируемых затратах интерьер приобретет изюминку. Для отделки бассейнов существует специальная серия high tech из более коррозионно-стойкой «нержавейки». Производители не рекомендует использовать ее для облицовки поверхностей, находящихся на улице. Золото и платина. Такой декор — бесспорный признак роскоши. Все фабрики, производящие мозаику, выпускают коллекции с желтым, белым золотом или платиной. Есть серии, в которых мозаику от начала до конца делают вручную, прокладывая между двумя слоями стекла настоящую золотую фольгу 99-й пробы. Очевидно, что и цена такого материала немалая — 2 евро за один сегмент (20х20 мм) или 3300 евро за 1 кв. м. Но выглядит она великолепно!

Чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Подобные изделия предлагаются как для стен, так и для полов, вкрапления особенно красиво смотрятся на дне бассейна.

Цветовая палитра и применение мозаики.

К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов (более 80) и неограниченное число комбинаций цветов.

Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к светлым).

Малые размеры делают мозаичные плитки пригодными для внутренней и наружной облицовки любых криволинейных поверхностей. Цветные мозаичные элементы раскладываются на листах (матрицах). Модули на листе фиксируются с помощью бумаги или пленки, наклеенной с лицевой стороны, или же с помощью сетки, приклеенной с изнанки. Времена, когда мозаичный фон кропотливо выкладывался вручную, отошли в далекое прошлое. Смеси (миксы) — матрицы, набранные из разноцветных элементов, — являются основным продуктом, поступающим к потребителям.

В производстве стеклянной мозаики наиболее распространена передовая и дешевая «бумажная» технология. Если сравнивать с сеточной технологией, отличий два. Во-первых, улучшается адгезия мозаики к поверхности, так как нет промежуточной основы — сетки. Во-вторых, если при отделке выпуклых участков матрицей на сетке швы расходятся, то на «бумажной» основе — никогда.

Как правило, изготавливаются матрицы размером около 30 x 30 см, состоящие из 225 плиток мозаики величиной 20 x 20 мм каждая.

Однотонные наборы используются в основном для облицовки больших поверхностей, например бассейнов, внутренних помещений спортивных сооружений, ванных комнат, фасадов зданий. Разноцветные наборы подходят и для бассейна, и для ванной комнаты, и для «фартука» кухни. Существует возможность покупать не только стандартные смеси по каталогу, но и моделировать и заказывать свои миксы, отличные от других

Также мозаика продается в виде растяжек (от итальянского sfumature) — это панно длиной 2,5-2,8 м и требуемой ширины, на которых цвет мозаики плавно меняется от одного конца к другому.

Панно, выполненное в технике матричной сборки — это изображение, набранное из мозаики правильной формы. В распоряжении многих компаний имеются компьютерные программы, позволяющие разделять любые изображения на элементы, по цвету и форме соответствующие фабричной мозаике. Изделия, созданные с помощью этой программы, есть в каталогах каждого производителя и могут поставляться из-за рубежа или делаться в России. Такие панно дают возможность каждому покупателю получить декоративную картину, не прибегая к дорогостоящей технике подколки.

Художественное панно — это высший класс, произведение мозаичного искусства, выполненное из колотой или разрезанной мозаики (стекла, смальты, камня) по индивидуальному заказу.

Область применения промышленных мозаики ограничивается только полетом вашей фантазии. В частном и общественном экстерьере и интерьере, на стенах, полах и потолках, крышах, печных трубах, в бассейнах, фонтанах, банях, санузлах, кухнях, на лестницах и пандусах, в подземных переходах, на станциях метро, ландшафтных объектах, садовых дорожках, в скульптурах и разного рода художественной пластике — словом, везде, где имеется потенциальная возможность оживить игрой света и цветом традиционные и привычные взгляду предметы. Блики света, отраженные разноцветными кусочками непрозрачного стекла, обращают на себя внимание, создают настроение, формируя особую ауру вокруг украшенных мозаикой объектов.

Добавлено: 6.08.2017 20:57:02

16 вдохновляющих примеров использования мозаики в интерьере и ландшафтном дизайне


Мозаика в интерьере и ландшафтном дизайне.

Мозаика может быть очень интересным элементом декора. При всей своей относительной популярности, именно мозаика может быть одним из самых стильных и креативных решений в любом помещении.

1. Бунтарский сюжет


Стена ванной, украшенная мозаикой.

Стильный интерьер ванной комнаты, одну из стен которой украшает колоритный мозаичный этюд. Стоит отметить, что зеркало на мозаичной стене создают потрясающую иллюзию объема.

2. Мозаичная крошка


Зеркало с мозаичной окантовкой.

Небольшое зеркало, украшенное разноцветной крошкой из бисера, поможет разбавить даже самый скучный интерьер.

3. Керамика


Мозаика из осколков старой посуды.

Очаровательное сочетание мозаики из старой керамической посуды и специальной плитки выглядит очень стильно и необычно.

4. Мозаичный фриз


Аккуратный мозаичный фриз из зеркальной плитки.

Аккуратный пиксельный сюжет, выложенный из миниатюрных зеркальных плит, станет эффектным украшением современной гостиной.

5. Мозаичный декор


Столик, украшенный мозаикой.


Великолепный кованый столик, столешницу которого украшает яркий мозаичный сюжет. Такой чрезвычайно стильный арт-объект можно сделать своими руками, предварительно разработав эскиз на самоклеющейся бумаге.

6. Морской берег


Сочетание блестящей и каменной мозаики.

Удивительное сочетание блестящей зеркальной мозаики на стене и кладки из плоской гальки на полу ванной комнаты, будет круглый год напоминать о морских берегах.

7. Мозаичное панно


Удивительное панно, украшенное перламутровой мозаикой.

Панно, декорированное крупной перламутровой мозаикой, выглядит просто сногсшибательно и станет достойным украшением любого помещения.
>8. Зеркальная мозаика

Стена, выложенная стеклянной мозаикой.

Стеклянная мозаика на кухонной стене сделает помещение поистине изысканным и роскошным.
>9. Каменная мозаика


Мозаичная садовая дорожка.

Садовая дорожка, украшенная сюжетной каменной мозаикой, добавит стиля и роскоши загородному участку.
>10. Ассорти

Колона, украшенная разномастной мозаикой.

Колона, украшенная кусочками мраморной, медной и неоновой мозаикой, выглядит очень стильно и необычно.
>11. Мозаичная картина

Мозаичная картина на кухне.

Небольшой мозаичный натюрморт, выполненный на стене кухне, позволит украсить и освежить интерьер.

12. Художественная мозаика


Художественная мозаика в интерьере ванной.


Полноценная картина, выложенная из тщательно подобранных миниатюрных плиточек, которая подчеркнет изысканность и своеобразие интерьера.
>13. Стильное украшение

Цветочные кадки, украшенные мозаикой.

С помощью цветной керамической мозаики можно значительно преобразить цветочные горшки и кадки.

14. Нестандартное решение


Раковина, украшенная мозаикой.

Мозаикой на стенах и мебели уже вряд ли кого-то удивишь, а вот раковины, украшенные аккуратной мозаикой — выглядят очень креативно и благородно.

15. Фасадный декор


Мозаика, украшающая фасад дома.

Цветная керамическая мозаика прекрасный материал для украшения фасада загородного дома. Из разномастных керамических кусочков можно складывать целые картинки или сделать яркие рамы для окон.

16. Мозаичная отделка


Гостиная с мозаичной отделкой стен.

Стены, выложенные плиткой или мозаикой, чаще всего можно встретить в кухне и ванной так, как такие материалы считаются холодными. Однако, мозаичная отделка стен в интерьере гостиной выглядит эффектно и стильно, а обилие мягкой мебели и ковров делают интерьер уютным и теплым.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

LiveInternetLiveInternet

  • Аксессуары для собак, кошек (54)
  • Домики, лежанки для собак и кошек (16)
  • Одежда и обувь для собак (31)
  • Ошейники для собак (3)
  • Прочие полезности… (1)
  • Сумки-переноски (3)
  • Украшения для собак (2)
  • Декупаж (895)
  • Вспомогательные техники (183)
  • Декопатч (7)
  • Идеи для декупажа (333)
  • Материалы и инструменты (88)
  • МК по декупажу (411)
  • Дети (101)
  • Детские праздники (8)
  • Для детей своими руками (6)
  • Картинки для творчества, иллюстрации (81)
  • Поделки на память (6)
  • Совместные поделки (7)
  • Идеи для дома (465)
  • Балкон, лоджия, веранда, терраса… (12)
  • Ванная комната (8)
  • Все об освещении (38)
  • Гостиная (4)
  • Двор, сад (20)
  • Декор из пробок (11)
  • Декор стен (29)
  • Детали… (32)
  • Детская (8)
  • Идеи для хранения (51)
  • Как в лесу… (17)
  • Камин (6)
  • Книжный декор (21)
  • Кухня (31)
  • Лестница… (3)
  • Мебель (57)
  • Морской декор (6)
  • Подушки (15)
  • Прихожая (4)
  • Рабочее место, мастерская (16)
  • Самые разные идеи для интерьера (79)
  • Спальня (8)
  • Территория окна, шторы (26)
  • Часы… (48)
  • Чемоданное настроение (8)
  • Идеи, мастер-классы (651)
  • Бисероплетение (12)
  • Вырезаем лобзиком (24)
  • Декор бутылок, бокалов, тарелок… (97)
  • Декор рамок, зеркал, панно и пр. (52)
  • Декор шкатулок, коробочек и пр. (46)
  • Другие интересные техники (101)
  • Имитация камня (29)
  • Имитация старого металла (43)
  • Матирование стекла (12)
  • Мозаика (33)
  • Мыловарение (12)
  • Необычные и простые украшения своими руками (30)
  • О скелетировании листьев (5)
  • Работа с бумагой, фоном (101)
  • Работа с деревом (27)
  • Разные хитрости (13)
  • Создание объема эпоксидкой (18)
  • Творческое применение строительного силикона (9)
  • Что делать с деньгами? (7)
  • Шитье (92)
  • Креативное, любопытное и забавное (81)
  • Лента. МК и идеи. (138)
  • Артишоки (4)
  • Банты из лент (12)
  • Вышивка лентами (46)
  • Канзаши (14)
  • МК по работе с лентами (99)
  • Окраска лент, старение и пр. (3)
  • Работы с лентами для вдохновения (38)
  • Хранение лент (4)
  • Цветы из лент и из ткани (72)
  • Мои работы (51)
  • Детское творчество (8)
  • Мои мастер-классы (8)
  • Мои работы с лентой (11)
  • Мой декупаж (33)
  • Одеваю свою собаку (4)
  • Пробую себя в разных техниках (7)
  • Фетр (3)
  • Моим друзьям и читателям (16)
  • Нарисованный мир (1373)
  • Бордюры (12)
  • Буквы, цифры, символы… (41)
  • Времена года (211)
  • Географические карты (8)
  • Города (89)
  • Животные (359)
  • Знаки зодиака (8)
  • Игральные карты (5)
  • Круглые картинки для декупажа (11)
  • Люди (498)
  • Монохромные изображения (74)
  • Нарисованные деньги (2)
  • Натюрморт (236)
  • Пейзажи (257)
  • Рамки (19)
  • Транспорт… (12)
  • Узоры… (37)
  • Фантазии и иное видение… (273)
  • Фоны (7)
  • Фотокартины (36)
  • Цветы (215)
  • Циферблаты (21)
  • Этикетки (7)
  • О стилях… (46)
  • Оформление дневника (253)
  • Анимация, картинки для дневника (68)
  • Комментарии (64)
  • Ответы на вопросы (37)
  • Разделители (35)
  • Рамки (33)
  • Смайлики (11)
  • Стрелки (9)
  • Флешки (9)
  • Фоны (10)
  • Праздничное — 23 февраля и 9 мая (12)
  • Картинки (4)
  • Открытки (6)
  • Оформление и упаковка подарков (1)
  • Праздничный декор и аксессуары (1)
  • Праздничное — 8 марта (18)
  • Картинки (4)
  • Открытки (8)
  • Оформление дневника (4)
  • Оформление и упаковка подарков (2)
  • Праздничный декор и аксессуары (2)
  • Праздничное — Halloween (74)
  • Картинки (16)
  • Открытки (2)
  • Оформление дневника (11)
  • Оформление и упаковка подарков (3)
  • Праздничный декор и аксессуары (40)
  • Традиции, история праздника (3)
  • Украшение праздничного стола (1)
  • Праздничное — День Святого Валентина (44)
  • Картинки (13)
  • Открытки (3)
  • Оформление дневника (7)
  • Оформление и упаковка подарков (11)
  • Праздничный декор и аксессуары (13)
  • Украшение праздничного стола (1)
  • Праздничное — к любому поводу (209)
  • Картинки (6)
  • Открытки (48)
  • Оформление дневника (4)
  • Оформление и упаковка подарков (139)
  • Праздничный декор и аксессуары (11)
  • Украшение праздничного стола (10)
  • Праздничное — Новый год (422)
  • 2012 — Год Дракона (30)
  • 2013 — Год Змеи (4)
  • 2014 — Год Лошади (13)
  • 2015 — Год Козы (Овцы) (2)
  • 2016 — Год Обезьяны (1)
  • Картинки (147)
  • Открытки (20)
  • Оформление дневника (28)
  • Оформление и упаковка подарков (26)
  • Праздничный декор и аксессуары (201)
  • Традиции (7)
  • Украшение праздничного стола (5)
  • Праздничное — Пасха (80)
  • Картинки (15)
  • Открытки (5)
  • Оформление дневника (2)
  • Оформление и упаковка подарков (6)
  • Праздничный декор и аксессуары (55)
  • Традиции (2)
  • Украшение праздничного стола (5)
  • Праздничное — Свадьба (19)
  • Картинки (4)
  • Открытки (4)
  • Оформление и упаковка подарков (3)
  • Праздничный декор и аксессуары (9)
  • Традиции (1)
  • Скрапбукинг (179)
  • Мастер-классы (121)
  • Материалы и шаблоны (35)
  • Скрапработы для вдохновения (42)
  • Учимся рисовать (102)
  • One stroke (3)
  • Витражная техника (4)
  • Инструменты и вспомогательные средства (19)
  • Картины аэрозольными красками (3)
  • Палитра красок… (6)
  • Роспись контурами (25)
  • Роспись предметов в других техниках (18)
  • Техники создания фона (20)
  • Трафареты и трафаретная роспись (21)

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *