Ландшафт для школы
Содержание
- Дизайн школьного двора проект на тему
- ДИЗАЙН ШКОЛЬНОГО ДВОРА
- Благоустройство территории школы
- Подготовка к созданию проекта на благоустройство школьной территории
- Возможные виды функциональных зон для пришкольной территории
- Проект озеленения школы
- Нюансы проекта озеленения школьной территории
- Какие растения можно и нельзя сажать на территории школы
- По периметру образовательного учреждения лучше всего посадить какие-то из следующих деревьев:
- Перечисленные выше деревья могут также входить и в декоративную группу растений, но особенно хороши для этих целей следующие:
- Озеленение пришкольного участка сложно представить без использования кустарников:
- Исходя из опыта озеленения школ, из однолетних цветов рекомендуем использовать:
- Если же решите высаживать многолетние цветочные растения, используйте:
- Освещение пришкольной территории
- Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор»
Дизайн школьного двора проект на тему
ДИЗАЙН ШКОЛЬНОГО ДВОРА
Исследовательский проект
Подготовили
учащиеся 7 класса
Латышева Дарья
Исакова Александра
Белова Галина
Фомин Данил
Руководитель
учитель истории
Степаненко В. П.
Вступление ————————————————————————-
l. Школа – твой дом, будь хозяином в нем…—————————
l. l. Описание объекта исследования—————————————
l. 2. Творческая лаборатория у частников проекта——————
ІІ. Школьный двор — двор моей мечты————————————
2. 1. Основы ландшафтного дизайна—————————————-
III. От теории к практике——————————————————
3.1. Этапы реализации проекта————————————————
3.2. Проект оформления пришкольного участка————————
3.3. Практические рекомендации———————————————
Вьыводы——————————————————————————
Приложения————————————————————————-
Фото материад———————————————————————-
ВСТУПЛЕНИЕ
С тех пор как человек пахать обрел уменье,
Украсить дом и двор он ощутил стремленье
И стал вокруг себя сажать для красоты
По вкусу своему деревья и цветы.
Жак Делиль
Школьный двор – это место, где проходит учебная и внеклассная жизнь учащихся и педагогов. Последний звонок, выпускные вечера, школьный летний лагерь и просто отдых на переменах – вот неполный список мероприятий, которые проходят на нашем школьном дворе. Эстетический аспект в оформлении пространства двора является немаловажным в создании благоприятных условий для самореализации учащихся.
Трепетное отношение детей, их родителей и сотрудников школы ко всему, что нас окружает, позволило спланировать целое направление в творческой деятельности нашего коллектива – эстетическое оформление пришкольного участка, как средство формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся.
В народе говорят: человек счастлив, когда он живет приятными воспоминаниями о своем детстве, ведь опорой в его жизни является мир детских впечатлений.
Детство неразрывно связано со школой, школьным двором. Здесь мы встречаемся первого сентября, здесь мы провожаем очередной выпуск учащихся. Насколько эстетично, комфортно, уютно и функционально выглядит школьный двор, настолько сильнее наши эмоции, впечатления, ведь школа — наш второй дом …
Общеобразовательная школа №18 расположена в поселке Троицко – Харцызск.
Одним, из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.
Школьный двор – это визитная карточка нашего образовательного учреждения. Как театр начинается с гардероба, так и школа со школьного двора. Лицо школы — школьный двор, поэтому территорию необходимо изменять, дополнять и постоянно вносить какие-либо творческие элементы, например: мощеные дорожки, клумбы–цветники. Двор должен быть эстетически привлекательным, постоянно ухоженным.
Данная проблема является актуальной не только для обучающихся школы, но и для поселка в целом, так как наш двор является единственным местом отдыха в нашем поселке.
Актуальность выбранной темы: благоустройство территории играет важную роль в жизни человека — красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат ученическом коллективе.
Основная цель проекта — изменение ландшафтного обустройства территорий школы насаждение зелёных газонов, ярких цветников, обустройство уютных уголков для отдыха.
Школьный двор – это визитка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет глубокое экологическое значение. Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы, а окружающая ее территория должна быть не только красивой, но и экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом.
Гипотеза: создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам микрорайона школы и повысить социальную активность населения.
Данный проект позволяет учащимся, педагогам, родителям прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дает возможность педагогам развивать у учащихся патриотические качества, активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров, исследователей.
Цель исследования: влияние создания элементов ландшафтного дизайна пришкольной территории на успешную реализацию программы экологического воспитания учащихся и повышение социальной активности жителей микрорайона школы.
Задачи исследования:
- выяснить мнение учащихся школы и жителей микрорайона о необходимости благоустройства пришкольной территории;
- изучить экологическое состояние пришкольной территории;
- познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна;
- разработать дизайн – проект школьного двора;
- провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.
Объект исследования: современные формы ландшафтного дизайна.
Предмет исследования: возможность создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических особенностей.
Сроки исследования: с января 2014 года по август 2015 года.
Методы исследования:
- социологический опрос;
- анализ научно- популярной литературы по ландшафтному дизайну;
- практическая деятельность.
Механизмы реализации проекта.
- Выполнение проекта осуществляется по нескольким направлениям (Приложение 1);
- Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории (Приложение 2);
- План мероприятий подготовительного, проектировочного и практического этапов (Приложение 3).
Ожидаемые результаты.
Краткосрочные результаты:
1. Анализ результатов социологического опроса населения микрорайона, учителей, учащихся, родителей.
2. Определение лучших рисунков школьного конкурса по дизайну клумб «Школьный двор моей мечты».
3. Распространение буклетов среди социума микрорайона с целью привлечения внимания к сохранению ландшафтных форм школьной территории.
4. Озеленение и благоустройство пришкольного участка: прокладывание дорожек, разбивка клумб, Поддержание чистоты и порядка на школьной территории.
5. Знакомство учащихся с основами цветоводства, овладение агротехническими приёмами выращивания растений.
Долгосрочные результаты:
1. Повышение социальной активности учащихся и родителей.
2. Повышение уровня общей культуры населения микрорайона. Формирование экологического сознания и ответственности у школьников и родителей.
3. Формирование у участников проекта навыков практической природоохранной работы и исследовательской деятельности.
4. Улучшение экологического состояния и эстетичного вида пришкольной территории.
5. Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия, толерантности.
6. Повышение мотивации и самооценки учащихся, формирование умения делать выбор и осмысливать как последствия данного выбора, так и результаты собственной деятельности.
l. Школа – твой дом, будь хозяином в нем…
Красота — это плод постоянного вдохновения, порожденного упорным трудом.
l. l. Описание объекта исследования
Наш школьный парк был основан в 1960 году. На территории нашей школы были природные газоны. Благоустроенная пришкольная территория может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания, образования детей и взрослых, которые будут включены в практическую деятельность по благоустройству и примут участие в массовых природоохранных мероприятиях.
l. 2 Творческая лаборатория участников проекта.
Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит не эстетично, не привлекательно
Анкетирование обучающихся, работников школы, родителей показало, что необходимо провести ряд мероприятий с целью создания уголка с новыми красивыми клумбами, дорожками. Так родился наш проект по озеленению и благоустройству школьной территории. Участниками проекта, который осуществляется с 2014 года, являются учащиеся 5 – 11 классов, учителя, родители.
В своем исследовании мы стремились максимально привлечь детей в создание собственных проектов ландшафтного оформления пришкольного двора. Результатом такого подхода стало проведение конкурса среди учащихся по заданной теме. Во время подготовки к конкурсу учащиеся знакомились с основами цветочно-декоративного оформления территории: классической, регулярной и ландшафтной формами планировки, с элементами садово-паркового дизайна.
Участвуя в проектной деятельности, школьники не только самостоятельно работали с дополнительной литературой, но и наблюдали за объектами природы, обращали внимание на эстетическое исполнение озеленения дворов других школ и парков.
Желание придать своему школьному двору красивый, облагороженный вид, делает каждого ребёнка неравнодушным, стимулирует его активность. Свобода творчества школьников имеет глубокий педагогический смысл. Она расширяет умственный кругозор, усиливает продуктивность фантазии, вызывает положительные эмоции, помогает с большой настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности. Важно только приучить учащихся к тому, чтобы усилием воли задуманный образ был непременно осуществлён и замысел был выполнен до конца.
Благодаря реализации нашего проекта в школе мы получили вот такой результат:
- здоровую среду обитания;
- увеличение числа учащихся, включенных в проектно-исследовательскую деятельность;
- самый благоустроенный и безопасный школьный двор;
- развитую инфраструктуру и современный ландшафт школьного двора;
- высокую мотивацию учащихся на социально-значимую деятельность;
- расширение партнерского взаимодействия;
- повышение экологической и социальной культуры.
Практическая значимость нашего проекта состоит и в том, что ученики, участвуя в конкурсах праздника » Золотая осень», используют для поделок и букетов наш школьный потенциал. Мы поздравляем бабушек и дедушек нашего поселка, пожилых учителей в «День пожилого человека» собственно выращенными букетами цветов!
В ходе работы над нашим проектом мы показали:
- актуальность и значение приобретенных экологических знаний;
- необходимость и важность сохранения окружающей природы для будущих поколений;
- мы проявили фантазию и творчество, реализуя наш проект.
Окружающие учащихся деревья, цветущие клумбы, дорожки с ухоженными бордюрами, по которым он ходит каждый день, навсегда останутся в памяти еще многие годы. Все это будет самым чистым и светлым воспоминанием о школьных годах, которое пронесут в своих сердцах все выпускники школы.
ІІ. ШКОЛЬНЫЙ ДВОР — ДВОР МОЕЙ МЕЧТЫ
«Любовь к природе, как, впрочем,
и всякая человеческая любовь,
несомненно, закладывается в нас
с детства».
И. С. Соколов-Микитов
2. 1. Основы ландшафтного дизайна
Цветочно-декоративное оформление является частью озеленительных работ и в большинстве случаев неразрывно связано с древесно-кустарниковыми насаждениями. Цветы нужно высаживать тогда, когда территория будет полностью благоустроена: проложены дорожки, посеяны газоны. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект. Цветники — наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Их размещают на самых видных, парадных местах, вдоль дорожек так, чтобы ассортимент цветочных культур обеспечил непрерывное цветение в течение длительного времени.
Для оформления школьного участка мы выбрали пейзажный стиль. Тема нетронутой, а лишь слегка «исправленной» природы, простоты и естественности порождает романтизм, сентиментализм. Особенно важно в пейзажном стиле то, что он вызывает меньше разрушений и лучше объединяется с окружающим ландшафтом.
Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов.
Цветник — очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить монотонный весной и осенью ландшафт. Цветочное оформление должно быть правильно спланировано и равномерно размещено. Цветники могут иметь различные размеры, формы, композиционные решения, цветочные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, бордюры.
III. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Если б каждый человек на кусочке своей земли
сделал бы все, что он может,
как прекрасна была бы земля наша.
А.П. Чехов
3.1. Этапы реализации проекта.
Приступая к работе, мы провели анализ ситуации на данный момент с целью определения наиболее важных проблем, которые требуют оперативного решения. После того как были определены проблемы, была проведена работа по выявлению наиболее важной из них — художественное оформление школьного двора. В январе 2014 года был дан старт конкурсу «Аукцион идей» на лучший мини — проект по благоустройству и озеленению школьного двора для учащихся 5 – 11 классов. Представленные мини-проекты определили основные этапы направления по благоустройству школьного двора:
- создание цветников с использованием современных элементов ландшафтного дизайна;
- обновление спортивной площадки;
- обновление дендрологического участка территории;
- восстановление травяного покрова территории;
- организация поддержания чистоты и порядка на территории;
Работа по реализации и перепланировке школьной территории началась с принятия в 2014 году проекта «Благоустройство и озеленение пришкольной территории ОШ №18», который реализуется и в настоящее время, так как рассчитан на 3 года.
Первоочередной задачей для реализации нашей идеи было проведение социологического опроса населения микрорайона и учащихся школы на предмет личного отношения к благоустройству территории вокруг школы. Было опрошено 200 человек. При статистическом анализе анкет выяснилось, что 94% опрошенных людей считают, что после благоустройства пришкольная территория стала намного привлекательнее и чище (это на 84% больше по сравнению с данными до благоустройства), а 60% готовы содействовать в реализации данного проекта и в дальнейшем. До реализации данного проекта 40% опрошенных респондентов ответили на данный вопрос отрицательно. Таким образом, количество местных жителей, которым не нравилось состояние пришкольной территории, сократилось на 56%. (Приложение 4).
Важное значение мы придавали и изучению литературы по ландшафтному дизайну. Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений. В этом процессе принимали участие также и родители. Обсудив эскизы на заседании Совета школы, мы отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного, использования малых архитектурных форм, красивые клумбы, газоны, мощенные дорожки
3.2. Проект оформления пришкольного участка.
Обозначения на плане:
1- здание школы;
2 – центральное крыльцо.
Старшеклассники, в рамках работы экологического отряда «Экос», произвели закладку с последующим оформлением дорожек, а также разбивку цветочных клумб, в соответствии с требованиями представленных эскизов. Самым разнообразным элементом ландшафтного дизайна по геометрической форме и видовому составу цветочно-декоративных растений являются клумбы. Поверхность клумб плоская, вровень с газоном. Ни одна территория не будет выглядеть красочно без зеленых газонов. Экологическая бригада старшеклассников, посеяла газонную траву.
Результаты реализации проекта озеленения и благоустройства пришкольной территории.
В ходе реализации проекта были выполнены следующие работы:
- Организована совместная деятельность учащихся, родителей, педагогов, жителей микрорайона по проведению основных мероприятий проекта (сформированы творческие группы по разным направлениям деятельности, на подготовительном этапе проведена ландшафтная организация школьной территории, выбраны растения для озеленения).
- Проведен сбор информации и опрос жильцов поселка для оценки реализации
проекта по озеленению и благоустройству пришкольной территории.
- Произведена обрезка деревьев, выкорчеваны погибшие деревья и кустарники, побелены стволы деревьев.
- Проведена очистка пришкольной территории от бытового мусора (организованы общешкольные субботники).
- Составлен эскиз ландшафтного дизайна пришкольного участка.
- Проводилась разъяснительная работа среди учащихся и жителей поселка о пользе озеленения пришкольной территории.
- Проведен конкурс на лучший эскиз ландшафтного дизайна центральных клумб.
- Собрана рассада для посадки многолетних цветов совместно с родителями и жителями микрорайона.
- Опубликованы рассказы, сочинения, рассказы, рисунки экологической направленности в школьной газете «Школьный мир», изготовлены рекламные буклеты.
- Завезена земля для посадки цветов.
- Окрашены спортивные объекты на территории школы.
3.3. Практические рекомендации.
1. Продолжить научно-исследовательскую работу по изучению экологического состояния пришкольной территории.
2. Организовать на пришкольной территории проведение экскурсий и практических работ учащихся: фенологические наблюдения, описание природно-антропогенных ландшафтов, изучение влияния антропогенных факторов на состояние растений, видового состава растений.
3. Активизировать работу «Экологической тропы», создать «Этнографический уголок» как краеведческую составляющую проекта озеленения территории.
4. Заложить на школьном дворе розарий, сиренгарий.
5. Освещать этапы реализации проекта в СМИ, вести пропагандистскую работу среди местных жителей с целью привлечения внимания и содействия благоустройству и экологическому обновлению пришкольной территории.
6. Продолжить реализацию проекта согласно плану благоустройства школьной территории.
ВЫВОДЫ
Окружающая среда —это мы с вами.
Чарлз Панати
В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр. Реализация данного проекта помогает созданию условий для использования творческих способностей учащихся и вовлечению учащихся школы в процесс дизайнерского преобразования окружающего мира. Не остались равнодушными и жители поселка: активизировалась их социальная позиция, которая выразилась в желании помочь в осуществлении данного проекта. Кроме того, повысилась конкурентоспособность школы путем создания имиджа красивого уютного дома, красота которого создается инициативой и трудом детей и педагогов.
Пришкольная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и исследовательской деятельностью. На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные сборы и линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования. В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы:
- Осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории;
- зимой ребята подкармливают птиц;
- весной обновляется видовой состав растительности, проводится природоохранная пропаганда среди учащихся и взрослого населения микрорайона;
- в летний период школьники проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный лагерь, проводят конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования и эстафеты, «уроки» по изучению правил дорожного движения.
Наш школьный двор – это универсальное средство, которое одновременно выполняет ряд функций: познавательную, развивающую, духовно-нравственную, функцию социального закаливания, гражданского становления личности, функцию проектирования собственной деятельности.
Замысел данного проекта был таков, чтобы создать такой школьный двор, где можно было бы реализовать все свои способности, запросы, интересы, идеальную модель маленького мира цветов. Красота, созданная своими руками, станет основой в формировании личностных качеств учащихся, в том числе чувства ответственности и уважения к результатам как собственного, так и чужого труда.
Интересно оформленный школьный двор улучшил настроение, повысил жизненный тонус, положительно начал влиять на здоровье, как детей, так и взрослых. Благоустраивая территорию нашей школы, мы, тем саамы, улучшили облик поселка, поскольку школа является одним из его культурных центров. Кроме того, не следует забывать, что пришкольная территория – это также зона отдыха и прогулок для молодых мам с колясками, пожилых людей и прочих жителей близлежащих домов.
Подобные территории — будущее в обучении новых поколений. От личного участия каждого в движении за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент: в начале или в конце своего путешествия в будущее.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.
2. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.
3. Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992.
4. Анисенковой / Экологическое образование школьников, И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993.
5. Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991.
6. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002.
8. Немова Е. «Дизайн садового участка» М. Фитон 2004г
9. Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982.
10. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996.
11. Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды. Учебное пособие., БелГУ, 2007, 98 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
№ |
Направление |
Виды деятельности |
«Знание- сила!» |
— проведение социологических исследований, — изучение экологического состояния предполагаемых ландшафтных участков территории школьного двора; |
|
«Созидатели» |
— организация и проведение практической работы по реализации проекта по благоустройству и озеленению школьного двора. |
Приложение 2
Этапы реализации проекта озеленения и благоустройства
пришкольной территории
№ п/п |
Название этапа |
Цель |
Срок выполнения |
Подготовительный |
Мотивация, целеполагание проекта. |
2014 г. |
|
Проектировочный |
Построение ориентировочной схемы деятельности |
январь2014 |
|
Практический |
Реализация проекта |
||
Аналитико-коррекционный |
Анализ промежуточных результатов работы и внесение изменений |
2014 г. |
|
Заключительный |
Сопоставление действительных и желаемых результатов работы. Переход на следующий уровень развития. |
Сентябрь 2015 г. |
Приложение 3
План мероприятий подготовительного этапа
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
Старт конкурса учащихся «Аукцион идей» на лучший мини-проект по благоустройству школьного двора» |
Учитель истории |
|
Конкурс рисунков «Школьный двор моей мечты |
Учащиеся 5-11 классов |
План мероприятий проектировочного этапа
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
Разработка коллективного проекта школьного двора: — создание проектной группы; |
Учитель истории и правоведения, активисты инициативной группы проекта |
План мероприятий практического этапа
№ п/п |
Мероприятие |
Ответственный |
Приобретение семян и выращивание рассады, гравийных материалов, камня-пластушки. |
Учитель, истории и правоведения актив 5-11 классов, родители. |
|
Трудовой десант по благоустройству школьного двора и работа летнего экологического отряда «Экос»
|
Учителя и учащиеся 5-11 классов |
|
Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур на школьном дворе. |
Учащиеся 5-11 классов |
|
Обновление спортивной площадки |
Учителя физкультуры, учащиеся 8-11 классов |
|
Уход за посаженными цветочными культурами. |
Классные коллективы 5 – 11 классов |
|
Осенние работы: сбор и подготовка семян к хранению; |
Учитель истории, учащиеся 8-11 классов |
Благоустройство территории школы
Подготовка к созданию проекта на благоустройство школьной территории
Возможные виды функциональных зон для пришкольной территории
Проект озеленения школы
Нюансы проекта озеленения школьной территории
Какие растения можно и нельзя сажать на территории школы
Освещение пришкольной территории
Благоустройство школьной территории – важный и многоступенчатый проект, который нельзя успешно реализовать, не зная, как функционирует учебное заведение и его отдельные элементы. Тщательно продумав детали, можно превратить обычный пришкольный участок не только в то место, где дети любят отдыхать и играть, но и преобразовать его в отличное обучающее и развивающее пространство.
Конечно, благоустройство территории школы можно доверить профессионалам. Но далеко не у каждой школы есть на это средства. Поэтому предлагаем попробовать обойтись и своими силами. Например, можно предложить роль дизайнеров самим учащимся и их педагогам. Наверняка, среди них найдется не мало творческих личностей, готовых внести свой вклад в благоустройство школьного двора. Объявите общешкольный конкурс на лучший дизайн-проект. Выявите победителя, работа которого ляжет в основу благоустройства территории школы.
Подготовка к созданию проекта на благоустройство школьной территории
Не выполняйте никаких работ, не имея законченного тщательно продуманного дизайн-проекта на руках. Хаотичные работы по озеленению или декоративному оформлению могут принести больше вреда, чем пользы.
Кроме того, советуем не проводить благоустройство и озеленение территории школы и даже не создавать дизайн-проект, не проведя специальных исследований:
- во-первых, необходимо выявить тип и состав почвы;
- во-вторых, составить ситуационный план;
- в-третьих, определить функциональные зоны (они должны соответствовать традициям и особенностям вашего образовательного учреждения).
Ситуационный план – документ, на котором графически отображено, каким образом располагаются на территории те или иные объекты, с выявлением их композиционных и функциональных связей с другими объектами.
Функциональные зоны – зоны с определенными границами и определенным функциональным значением, согласно документам территориального планирования.
Реализация проекта «Уютный уголок детства» по благоустройству территории школы
Возможные виды функциональных зон для пришкольной территории
Большая часть образовательных учреждений свою территорию подразделяет на парадную (центральную), спортивную, игровую и хозяйственную зоны. Но их может быть значительно больше, в зависимости от возможностей школы: финансовых и территориальных.
Так, например, в свой проект на благоустройство школьного участка вы можете включить следующие зоны:
- спортивную (вмещающую футбольное поле, площадки для волейбола и баскетбола, спортивный городок с турниками);
- игровую (предназначающуюся для учащихся младших классов, для детских игр и проведения динамического часа);
- партерную (центральная зона перед входом – визитная карточка и лицо образовательного учреждения);
- торжественную (предназначающуюся для проведения общешкольных линеек, торжественных мероприятий);
- транспортную (зона, где детей можно будет знакомить с правилами дорожного движения на наглядных примерах, и где они смогут кататься на велосипедах или роликовых коньках);
- творческую (для проведения творческих мастер-классов и уроков по изобразительному искусству);
- садовую (для проведения исследовательской работы, экспериментов, опытов и наблюдений, в рамках некоторых тем уроков природоведения и биологии);
- хозяйственную (предназначающуюся для хранения школьного инвентаря);
- зеленую (зона рекреации) и др.
Продумайте также, какими элементами ландшафтного дизайна вы будете разделять ваши функциональные зоны. Обычно для этих целей используются: живая изгородь, клумбы, декоративные дорожки из самых разных материалов, аллеи.
Проект озеленения школы
Важным пунктом в проекте благоустройства территории школы является ее озеленение.
Цели озеленения пришкольного участка, кроме декоративных, могут быть и следующими:
- озеленение школьной территории для создания комфортных условий (защита от ветра, солнечных лучей и посторонних любопытных глаз);
- экологическое озеленение школы (позволяет поддержать популяцию птиц и мелких животных, высаживая на пришкольных участках характерные для вашей местности и привычные им виды растений);
- озеленение территории школы с целью выращивания плодовых культур с последующим сбором урожая (можно разбить яблоневый сад и поить детей осенью компотами из собственных фруктов).
По периметру пришкольной территории можно запланировать создание живой изгороди в виде деревьев и кустарников. Такое дизайнерское решение поможет защитить педагогов и учеников школы от шума и пыли, поспособствует созданию особых микроклиматических условий на территории школы.
Если на вашем школьном дворе отсутствуют беседки или веранды, и вы не планируете их постройку, предусмотрите посадку крупных деревьев и кустарников, способных смягчать воздействие солнечных лучей и создавать естественную тень.
Крупные деревья и кустарники стоит использовать и для защиты спортивной площадки от ультрафиолетовых лучей и жаркого солнца, особенно, если на ней установлено спортивное или игровое оборудование.
Добавить зеленые насаждения, создающие теневое укрытие для игроков и зрителей, рекомендуется и в зоны баскетбольной и волейбольной площадок, теннисного корта, если они имеются. Сажайте деревья, учитывая величину их корневой системы, приблизительно в 10 метрах от площадок.
По периметру футбольного поля сажайте деревья, имеющие густую крону. А вот использовать кустарники с плотной листвой не рекомендуется, дабы не создавать удобных уголков для укрытия неблагонамеренных лиц.
Открытые свободные площадки необходимо засеять газоном, замостить или выложить специальным покрытием. Не забывайте, что для здорового роста газонной траве необходимо солнце. Если это условие не может быть соблюдено, остановите свой выбор на специальном покрытии (например, имеющем в своей основе резиновую крошку).
Особое внимание следует уделить главному входу в школу. Здесь будет самое место красочным цветникам, изящным клумбам и декоративным группам растений.
Нюансы проекта озеленения школьной территории
Прежде чем утверждать проект на благоустройство территории школы, обратите внимание на следующие пункты, которые важно учесть:
- Дети, гуляющие на школьном дворе должны быть хорошо видны с крыльца школы и иных площадок, с которых предполагается ведение надзора за ними.
- Деревья и кустарники, посаженные в непосредственной близи здания школы или веранд, могут угрожать безопасности детей, а также послужить укрытием для вандалов. Зоны риска лучше засадить растениями почвопокровного вида. Убедитесь, что зеленые насаждения не закрывают охранное освещение.
- Цветы и газонная трава нуждаются в солнечном свете, сажать их в местах постоянного затенения нельзя. Помимо этого, планируя благоустройство и озеленение территории школы, продумайте водоснабжение участков с растительностью. Предпочтение следует отдать автоматической системе полива.
- Не планируйте посадку больших деревьев вблизи школьного здания, они могут перекрывать доступ дневного света в классные комнаты.
- Наибольшей гармоничности можно будет добиться, высадив кустарники и почвопокровные растения одного вида.
- Мульчирование цветников и декоративных групп облегчит уход за школьными посадками, значительно уменьшив разрастание сорных растений.
- Ориентируйтесь на ширину газонокосилки, сажая деревья и кустарники. Растения, ограждения, мощеные дорожки и здания не должны мешать ее продвижению.
- Выбирайте для посадки наиболее подходящие вашему климату, зимостойкие, выносливые и легкие в уходе растения.
- Крупные деревья необходимо сажать на достаточно большом расстоянии друг от друга.
- Продумайте, кто будет обеспечивать регулярный уход за растениями, проводить их своевременную подкормку, полив, обрезку.
Благоустройство территории школы
Какие растения можно и нельзя сажать на территории школы
Не сажайте на пришкольных участках растения, имеющие ядовитые части. Помните, что существуют растения, яд у которых может содержаться в коре, листьях, семенах или плодах. Также исключите из списка посадок растения, являющиеся явными аллергенами.
По периметру образовательного учреждения лучше всего посадить какие-то из следующих деревьев:
- клен остролистный,
- осину обыкновенную,
- березу,
- липу,
- вяз,
- ясень.
Перечисленные выше деревья могут также входить и в декоративную группу растений, но особенно хороши для этих целей следующие:
- черемуха,
- ива белая,
- верба,
- рябина красная и черноплодная,
- каштан.
Хвойные растения – один из самых распространенных вариантов облагораживания территорий вокруг зданий общественного пользования. И это не случайно. Они не только стоят зелеными круглый год, но и обладают антимикробными свойствами. Подумайте над возможностью разместить деревья ели обыкновенной или колючей, а может быть лиственницы сибирской на наиболее подходящих для них участках вашего образовательного учреждения.
Стелющийся сорт можжевельника хорош тем, что может послужить окантовкой более высоких растений, но и сам по себе он будет смотреться замечательно.
Озеленение пришкольного участка сложно представить без использования кустарников:
- сирень,
- шиповник,
- калина,
- жимолость,
- кизильник,
- спирея,
- форзиция,
- чубушник,
- дерен,
- пузыреплодник.
Ну, и, конечно же, проект озеленения пришкольного участка не может не вмещать в себя всевозможные цветники. Учитывая геометричность большинства школьных участков, лучше оформлять территорию бордюрами, клумбами, альпийскими горками и рабатками.
Исходя из опыта озеленения школ, из однолетних цветов рекомендуем использовать:
- астры
- петунии,
- бархатцы,
- календулы,
- бальзамины,
- циннии,
- сальвии,
- космеи,
- колеусы,
- цинерарии.
Если же решите высаживать многолетние цветочные растения, используйте:
- георгины,
- флоксы,
- нарциссы,
- тюльпаны,
- люпины,
- лилейники,
- пионы.
Освещение пришкольной территории
За счет продуманного ландшафтного освещения можно любой пришкольный участок превратить в привлекающий взгляд территорию. Кроме того, хорошо освещенная территория – залог безопасности школьников, их педагогов и родителей. Наличие света особенно ценно в зимний период, когда темнеть начинает очень рано.
Выделите участки, нуждающиеся в функциональном освещении, и участки для декоративного освещения. Без функционального освещения нельзя оставлять территорию по периметру школы, дорожки, спортивные и игровые площадки.
Декоративное освещение – это роскошь для бюджетных учреждений, но если вы все же найдете средства, выполните подсветку наиболее декоративных мест: малые архитектурные формы, растения, имеющие интересную фактуру, некоторые части здания (например, центральный вход).
Не доверяйте проведение монтажных работ по освещению пришкольных площадей непроверенным лицам. Эта работа требует соблюдения особых норм и правил, поэтому для ее выполнения лучше пригласить профессионалов.
Твоя посильная помощь живой природе. Проект «Как украсить школьный двор»
дата _________________ урок _______
Тема: Твоя посильная помощьживой природе. Проект «Как украсить школьный двор»
Цель: создать рисунки украшения двора на территории пришкольного участка.
Познавательные задачи:
-
сформировать представления об основных направлениях дизайна, стили дизайна сада.
-
Познакомить учащихся с использованием техники бумагопластики и природного материала в творческом проекте.
-
Выработать алгоритм решения творческого задания в процессе взаимодействия.
Воспитательные задачи:
-
Воспитывать качество жизни окружающей среды.
-
Воспитывать нравственно – эстетическое восприятие мира искусств.
Развивающие задачи:
-
Развивать творческую активность соответствующую гендерным особенностям учащихся, в создании элементов и объектов композиции.
-
Способствовать развитию технологического и творческого мышления, наблюдательности, памяти.
-
Дать возможность детям проявить себя и добиться успеха.
Тип урока : ролевая игра, творческий проект.
Оборудование: альбом, цветные карандаши, фломастеры, картинки
План
Приветствие, представление.
-
Каждый человек до конца дней своих помнит о том уголке, где он родился, рос, получал первые «уроки» жизни.
Уроки, жизнь преподносит нам каждый день, каждый день мы чему – то учимся.
Сегодня я предлагаю вам поучиться профессии — дизайнера. Скажите, пожалуйста, где вы проводите большую часть времени? (дома, в школе) У вас большая светлая школа, вы живете в ней 11 лет. Когда вы устаете от занятий и шума коридоров, куда вы идете, где можно отдохнуть, развеется? ( на улицу) Хочется ли вам что-то изменить, чтоб вам стало еще более комфортно, удобно, радостно ( да).
Это и есть основная задача дизайнера – удобство, красота, польза.
Я предлагаю разработать вам проект «Дизайн моего школьного двора»
Просмотр картинок
Мозговой штурм: Что вы хотите создать (видеть) на школьном дворе?
(дети говорят, открою доску с перечнем ….)
Анализ поступивших заявок: -Это можем потому …….
…..отсрочим так как …..
….необходима……
Хорошее предложение, но дороговато ….
А кстати фонтан очень даже нужен….
И ваши предложения совпали с желаниями преподавателей, и нашего спонсора.
Практическая часть
1 Деление на группы
2 Выбор и распределение обязанностей
3 выполнение работы
4 защита проекта
Итог урока. Защита .
Сфотографировать проект. Сфотографировать проектную группу для истории.
Рефлексия:
Закончи предложение: Сегодня на уроке я…. ,
Научился….
Уйду с урока….
Попробую дома …….
Буду знать….
Вывод: красота живой природы необходима человеку, Каждый из нас хочет жить в удобном и красивом городе. А нужны нам для этого, не только деньги. Нужна культура, художественный вкус, любовь к миру в котором живешь и знания.
Вы молодцы!
Немного не успели, не беда, главное…. Что вы научились основам ландшафтного дизайна.
Мне понравилось, как вы дружно работали.
Я надеюсь, вы реализуете, наш проект в жизнь.