Как заклепать заклепку?
Содержание
- Цветные заклёпки для забора из кровельного профлиста
- Применение профнастила
- Основные характеристики заклёпок
- Правила монтажа
- Заклёпочное соединение
- Виды заклёпочных соединений
- Способ соединения
- Недостатки заклёпочных соединений
- Преимущества заклёпочных соединений
- Инструменты и приспособления для клёпки
- Примечания
- Литература
- Сообщества › Инструмент — Делимся Опытом › Блог › Резьбовой заклёпочник за 100 рублей своими руками — просто, удобно, функционально
- Резьбовые заклепки
- Особенности
- Виды
- Применение
- Из каких деталей состоит заклепочное соединение?» Это Тихнология прост нету токого предмеиа
Цветные заклёпки для забора из кровельного профлиста
Довольно большой популярностью среди потребителей в строительстве пользуется профнастил. Его очень часто используют при наружной отделке. Такой кровельный материал изготавливается на специальных станках путём холодного проката. Для его монтажа используются различные крепёжные элементы. Например, для сбора кровли дома следует использовать саморезы, а вот чтобы установить забор или навес, лучше брать специальные заклёпки для профлиста.
Применение профнастила
В наше время практически ни одно строительство не обходится без профлиста. А все из-за того, что этот материал универсальный, и его просто установить. Профнастил — это гофрированный стальной лист, который может иметь различную расцветку и форму волны. После изготовления такие листы подвергаются специальный обработке, на них наносится защитный слой оцинковки, полимерное лакокрасочное и алюмо-цинковое покрытие.
Окрашенные саморезы скроют дефекты крепления
Материал также выпускается разной толщины, длины и ширины. Различается профнастил и типом защитного покрытия. Например, оцинкованные листы — самые недолговечные, а если они покрыты полиуретаново-полиамидной краской, то могут прослужить до 50 лет.
Чаще всего профлисты используются для:
- наружной облицовки стен;
- кровли дома;
- строительства гаражей, вагончиков, бытовок;
- сооружения навесов или тентов;
- сооружения заборов или других ограждений.
В первых трёх случаях при монтаже обычно используются саморезы, а вот для сооружения навесов, тентов, заборов и ограждений желательно применять специальные кровельные заклёпки.
Основные характеристики заклёпок
Если во время монтажа профлиста нет доступа к сторонам скрепляемой поверхности, то в этом случае удобнее всего использовать заклёпки. В зависимости от назначения они обычно изготавливаются из меди, алюминия, оцинкованной и нержавеющей стали. А ещё такой крепёжный элемент различается по крепости, качеству и бывает разного диаметра: от 3,2 до 6,5 мм. Поэтому он подбирается исходя из толщины профильного листа.
В данном видео рассмотрим крепление профнастила с помощью заклепок и саморезов:
В продаже можно найти специальный цветные заклёпки для профнастила, которые подбираются в тон самого листа. Отдавать им предпочтение нужно в том случае, если во время монтажа главную роль играет именно дизайн постройки. Поэтому покупать их желательно одновременно с профлистом, чтобы потом оттенки не отличались друг от друга.
Если во время покупки не получилось подобрать крепёжный элемент в тон профильного листа, то в этом случае следует отдать предпочтение заклёпкам без покраски. Тогда общая постройка будет смотреться более эффектно, чем окрашенные в совершенно другой тон элементы, а по стоимости этот вариант обойдётся даже дешевле.
Сам крепёжный элемент состоит из втулки и стального сердечника. Именно за счёт сдавливания втулки и осуществляется монтаж элементов. Поэтому чем надёжнее будет материал, тем прочнее получится готовая конструкция. Корпус заклёпки представляет собой цилиндр, с одной стороны у которого есть бортик или головка. Он может иметь разную длину и толщину. Длина крепежа выбирается исходя из толщины скрепляемых материалов.
Наиболее популярным вариантом являются комбинированные заклёпки для профнастила, так как они имеют прочный стальной стержень, а их оболочка выполнена из алюминия. Помимо этого, такой стержень имеет дополнительное защитное покрытие из цинка, которое предотвращает появление коррозии на самом элементе.
Благодаря такой крепёжной детали осуществляется надёжное неразъемное соединение профильного листа. Только во время монтажа нужно тщательно подбирать не только сами заклёпки, но и нужный диаметр сверла, так как даже небольшие расхождения по параметрам могут сделать конструкцию недолговечной. Покупать крепёжные элементы следует в специализированных магазинах, только там можно приобрести качественный материал.
Правила монтажа
Для крепления профлиста с помощью заклёпок лучше всего использовать специальный пружинный ручной механизм, который называется заклёпочник. Благодаря такому устройству установка и закрепление элементов происходит быстро и без повреждения рабочего материала.
Такой инструмент имеет множество преимуществ:
- может работать с заклёпками разного диаметра;
- имеет длительный срок службы;
- благодаря длинной ручке не нужно прилагать больших усилий, чтобы справиться с материалом заклёпки;
- может работать с крепёжными элементами из разного материала.
Заклёпочник изготавливается из низкоуглеродистых марок стали, поэтому он обладает отличной прочностью и надёжностью. С помощью этого инструмента можно легко осуществить монтаж заклёпками забора из профнастила.
Для этого в первую очередь на профильных листах нужно наметить места крепления и сделать в них отверстия сверлом соответствующего диаметра. После этого в готовое отверстие следует вставить заклёпку таким образом, чтобы её короткий конец с обратной стороны выступал не больше чем на 10 мм. Длинный конец крепежа нужно вставить в заклёпочник и с усилием его прижать к профильному листу.
Это интересно: антивандальный крепеж для забора.
Для того чтобы инструмент «протянул» проволоку заклёпки, необходимо нажать на его рычаги. Благодаря таким действиям с обратной стороны отверстия образуется наплыв материала крепёжного элемента, а после этого останется только удалить проволоку. Сделать это можно быстро и легко, если нажать несколько раз на ручки заклёпочника. Именно по такой схеме выполняется надёжное и качественное соединение профлистов.
Расстояние между крепежами не должно превышать 30 см. Чтобы готовая конструкция получилась прочной и надёжной, лучше всего выполнять крепление через одну волну. Благодаря заклёпкам можно сделать монтаж профнастила максимально просто, быстро и без привлечения специалистов.
Заклёпочное соединение
Двухрядное заклёпочное соединение внахлёстку (внакрой)
Заклёпочное соединение — неразъёмное соединение деталей при помощи заклёпок. Обеспечивает высокую стойкость в условиях ударных и вибрационных нагрузок. На современном этапе развития технологии уступает место сварке и склеиванию, обеспечивающим большую производительность и более высокую прочность соединения. Однако, по-прежнему находит применение по конструктивным или технологическим соображениям: в соединениях, где необходимо исключить изменение структуры металла, коробление конструкции и перегрев расположенных рядом деталей; соединение разнородных, трудно свариваемых и не свариваемых материалов; в соединениях с затруднительным доступом и контролем качества; в случаях, когда необходимо предотвратить распространение усталостной трещины из детали в деталь.
Применяют в основном в авиа- и судостроении, металлоконструкциях и других изделиях с внешними нагрузками, действующими параллельно плоскости стыка.
Виды заклёпочных соединений
Заклёпочные соединения делятся на:
- прочные (рассчитанные только на восприятие и передачу силовых нагрузок),
- плотные (герметичные) (обеспечивают герметичность конструкций в резервуарах с невысоким давлением),
- прочноплотные (восприятие силовых нагрузок и герметичность соединения).
По конструкции заклёпочные соединения делятся на однорядные и многорядные с цепным или шахматным расположением заклёпок, а в зависимости от количества плоскостей среза — одно- и многосрезные.
По характеру воздействия нагрузки на заклёпочное соединение — швы с поперечной нагрузкой, перпендикулярной оси заклёпок, и продольной, параллельной оси заклёпок.
Заклёпочные соединения по конструкции близки к паянным, сварным и клеевым соединениям. Наиболее распространены соединения внахлёстку (внакрой) и встык со стыковыми планками.
Герметичность соединения обеспечивается нанесением различных герметиков на поверхность стыка или подкладыванием под стык различных пластичных материалов. Заклёпки герметичных соединений имеют усиленные головки.
В зависимости от требований к поверхности, заклёпки могут иметь полукруглую головку, потайную, полупотайную или плоскую (в процессе клёпки для создания внутренних усилий сжатия, которые снижают возможность усталости материала).
Заклёпки изготовляют для разных способов установки. Для односторонней клепки существует множество видов заклёпок, в том числе отрывные и взрывные. Обычная клёпка может выполняться, когда наковаленка-поддержка находится с лицевой стороны и, когда наковаленка находится с тыльной стороны. Последний способ стал наиболее распространенным, поскольку требует меньшей массы наковаленки-поддержки.
Способ соединения
В предварительно подготовленные отверстия в деталях (пакете листов) вставляют заклепки. После производится осадка (клёпка) специальным инструментом второй замыкающей головки.
В процессе клёпки производят стяжку (сжатие) пакета, и за счет поперечной упругопластической деформации стержня происходит заполнение начального зазора между стержнем и стенками отверстия, часто приводящее к образованию натяга.
Недостатки заклёпочных соединений
- Трудоёмкость процесса. Необходимо просверлить множество отверстий, установить заклёпки, расклепать их. Эти операции выполняются вручную двумя слесарями-сборщиками. До последней четверти 20-го века в СССР на авиационные заводы специально нанимались худощавые юноши и девушки, способные влезть в узкий отсек, чтобы удерживать там наковальню-поддержку.
- Повышенная материалоёмкость соединения. Заклёпочный шов ослабляет основную деталь, поэтому она должна быть толще. Нагрузку несут заклёпки, поэтому их сечение должно соответствовать нагрузке.
- Необходимость специальных мер для герметизации. Это очень важно для самолётостроения и ракетной техники, при сборке баков-кессонов и пассажирских отсеков. В баках-кессонах, расположенных в крыле самолётов, как правило, держат топливо — авиационный керосин. Резиновый герметик, устойчивый к керосину, должен закрывать все заклёпочные швы. Вес его может составлять десятки килограммов.
- Процесс сопровождается шумом и вибрацией. Это приводит к ряду профессиональных заболеваний у сборщиков и вызывает глухоту. Поэтому везде, где можно, внедряются новые инструменты для клёпки.
Преимущества заклёпочных соединений
- Не позволяет распространяться усталостным трещинам, таким образом повышает надёжность всего изделия.
- Позволяет соединять не поддающиеся сварке материалы. Бытовое устройство для установки отрывных заклёпок — «заклёпочник»
В последнее время эти преимущества нивелируются тем, что появились достаточно прочные сплавы, поддающиеся сварке, появились синтетические клеи, позволяющие получить у клеевого шва прочность не хуже, чем у основного материала. На смену алюминиевым сплавам пришли композиты, в которые на стадии изготовления вклеивают металлические закладные элементы.
Инструменты и приспособления для клёпки
В последнее время клепальный пневмомолоток и наковальня-поддержка всё чаще вытесняется другим оборудованием. Это — пневмоклещи, клепальный пресс. Клепальные прессы с ЧПУ (числовым программным управлением) позволяют с высокой производительностью изготовлять крупные панели для фюзеляжей и крыльев самолётов.
Примечания
Литература
Сообщества ›
Инструмент — Делимся Опытом ›
Блог ›
Резьбовой заклёпочник за 100 рублей своими руками — просто, удобно, функционально
Возникла необходимость поставить в отверстие на лонжероне моего автомобиля резьбовую заклёпку.
Увидев невообразимые цифры стоимости готовых резьбовых заклёпочников ≈ 2000руб было принято единственное решение собирать приспособление самостоятельно.
Есть варианты по переделке обычных ручных заклёпочников в резьбовые, но мне этот вариант не очень понравился.
Обобщив опыт ранее построенных подобных устройств, и дополнив конструкцию некоторыми рац.предложениями от себя, выкладываю итог.
Приспособление мало подходит для каждодневного и профессионального использования, но для разовых использований — самое то!
Принцип действия — вытягивание заклёпки внутренним винтом при выкручивании наружного болта относительно упорной гайки.
Ну и уж если мы все находимся на автомобильном сайте — постарался максимально использовать автомобильные компоненты.
Полный размерПолучилось довольно компактно и симпотично Полный размерСоставные части резьбового заклёпочника за 100 рублей
1 — рабочий винт (5руб) — сменные винты, по диаметру резьбовой заклёпки. Приобрел резьбой М5, М6 и М8, класс прочности 8.8. В итоговом виде длина рабочего винта = 70мм.
2 — корпус (50руб) (что-то типа того. Это основная часть заклёпочника. Многие берут обычные болты и сверлят насквозь в нём отверстие Ø8. Есть более простое решение — топливный болт КАМАЗ 870022 М14. В нём уже почти всё сделано, нужно лишь досверлить отверстие в головке болта
3 — упорная гайка (20руб). Использовать «сырые» гайки из магазинов типа Леруа не стал, подобрал нормальную калёную колёсную гайку PE AUTOMOTIVE 01710900A М14 от грузовиков.
4 — опорный подшипник. Необходим для того, чтобы исключить стягивание «винтом» резьбовой заклёпки. Идеально подошел копеечный подшипник с площадки AliExpress (ищется по словам thrust bearing). Внешний диаметр идеально подошел под гайку, внутренний — под резьбу М14 топливного болта. Изначально использовал опорные подшипники передник стоек, но с ними конструкция получалась намного габаритнее.
5 — переходник(25руб). Вот тут как ни старался, не искал именно автомобильный компонент, но так и не придумал более элегантного решения чем использовать Переходник внутренняя-наружная резьба, 1/2″х3/8″. Внешний диаметр так же совпал с диаметром подшипника. Для экономии общей длины инструмента (около 10мм), я срезал часть с наружной резьбой.
6 — шайба, ставится в соответствии с размером резьбы рабочего винта. Нужно для центровки снизу рабочего винта в теле корпуса, чтобы заклёпка вытягивалась без перекоса.
Полный размерОтверстие Ø8, высверленное в головке топливного болта Полный размерИспользуя три вида рабочих винтов (М5, М6 и М8) добиваемся удивительной функциональности. Полный размерРезьбовые заклёпки, купленные про запас Полный размерРезьбовая заклёпка крупным планом. Хорошо видна зона запрограммированной деформации при установке заклёпочником
Резьбовые заклепки
В прошлом к наиболее распространенным крепежным элементам относились заклепки (особенно в середине XX в.). К настоящему времени они значительно вытеснены, но все же сохранили актуальность в некоторых случаях. Далее рассмотрен один из типов крепежных элементов – резьбовые заклепки: их общие особенности, классификация, сферы и технология применения.
Особенности
Заклепки представляют собой крепежные элементы в виде втулки либо стержня с закладной головкой с одного конца и с замыкающейся в процессе заклепки головкой с другого. От вытяжных заклепок резьбовые отличаются наличием резьбы. То есть они представляют собой шестигранные либо цилиндрические втулки с опорным бортиком в верхней части и резьбой в нижней. Верхняя часть выполнена в виде тонкостенной трубки без резьбы и нередко имеет продольную наружную насечку. В процессе монтажа она деформируется. Вертикальная насечка на верхней части обеспечивает равномерную деформацию и предотвращает разрыв материала.
К достоинствам резьбовых заклепок относят:
- простоту применения;
- прочное скрепление элементов из хрупких и тонких материалов вроде листового металлопроката без деформации;
- возможность односторонней фиксации в случае превышения совокупной толщиной соединяемых деталей длины крепежного элемента без потери прочности;
- сохранение прочности соединения с течением времени;
- механическая и химическая неагрессивность;
- сохранение целостности поверхности и лакокрасочного покрытия;
- возможность соединения элементов из различных материалов;
- отсутствие механических напряжений в конструкции;
- возможность демонтажа и повторной установки.
Несмотря на то, что в настоящее время в большинстве случаев вместо заклепок используются сварные или склеиваемые соединения, рассматриваемые крепежные элементы имеют ряд преимуществ в сравнении с ними, определяющих их незаменимость в некоторых узлах. Во-первых, резьбовые заклепки выдерживают термическое воздействие. Во-вторых, они не вызывают структурных изменений элементов при монтаже, в отличие от сварки, что особо актуально при соединении деталей из различных материалов, поведение которых может быть непредсказуемо. В-третьих, резьбовые заклепки обеспечивают сохранение подвижности.
Однако данные крепежные элементы имеют ряд недостатков:
- монтаж осложнен необходимостью предварительного проделывания отверстий;
- большинство резьбовых заклепок не обеспечивает герметичность швов;
- монтаж связан с высоким уровнем шума.
Виды
Ввиду многообразия резьбовых заклепок классификация их весьма сложна.
Так, по материалу их дифференцируют на:
- из углеродистой стали;
- из нержавеющей стали;
- алюминиевые;
- медные.
Кроме того, существуют полимерные модели (неопреновые). Чтобы их установить не требуются специализированные инструменты, ввиду чего их называют самоустанавливающимися.
По типу резьбы выделяют:
- гаечные – с резьбой на внутренней поверхности, создающие неразборное соединение (резьбовые заклепки-гайки);
- винтовые – резьба расположена на внешней поверхности, создают разборные соединения.
Кроме того, по форме головки резьбовые заклепки классифицируют на плоские и потайные, по профилю ножки – на круглые и шестигранные, по конфигурации борта – на открытые, потайные, малые, закрытые, большие.
К тому же данные крепежи выпускают под различные диаметры и шаг резьбы навешиваемых элементов. Для заклепок с внутренней резьбой обычно используются диаметры M4 – M8, для винтовых – M3 – M16.
Наконец, существуют резьбовые заклепки с дополнительными специфическими параметрами: электропроводящие, с увеличенной головкой, с виброизоляцией, с повышенным усилием, с метками, герметичные, с дюймовой резьбой и т. д.
Применение
Резьбовые заклепки подходят для любых соединений, однако наиболее уместны в случаях отсутствия доступа к обратной стороне по завершении сборки. Они применяются обычно для соединения листовых материалов. Резьбовые заклепки значительно проще прочих типов соединений: использовать их проще, чем осуществлять сварочные работы либо нарезать резьбу. Некоторые из них обеспечивают возможность дополнительного крепления с применением винтов либо болтов.
Сфера использования во многом определяется типом резьбовых заклепок. Так, элементы из цветных металлов востребованы, прежде всего, при декорировании ввиду хороших эстетических свойств. Нержавеющие и стальные заклепки применяются для узлов, рассчитанных на сложные эксплуатационные условия, ввиду того, что они обеспечивают повышенную прочность соединений и устойчивы к коррозии. Гаечные резьбовые заклепки целесообразны в условиях ограниченного пространства и при отсутствии доступа к обратной стороне узла. Шестигранные модели исключают возможность проворота. К тому же, как было отмечено, существуют варианты с дополнительными свойствами, рассчитанные на специфические эксплуатационные условия.
По принципу установки резьбовые заклепки аналогичны вытяжным. Работы включают несколько этапов.
- Наиболее объемным является подготовительный этап. Основными факторами для создания заклепочного соединения являются тип материала деталей и тип и диаметр резьбы навесного элемента. На основе этого подбирают клепку (с внутренней либо внешней резьбой, по диаметру и т. д.). Исходя из ее размеров выбирают сверло на 0,1 мм больше, чтобы легче поставить ее в отверстие.
- Прежде всего, требуется создать отверстие в точке соединения. Обычно для этого используется дрель. Шестигранные отверстия можно сделать пробойниками, однако они применимы только для тонкого материала. В случае большей толщины материала в сравнении с крепежным элементом следует сделать отверстие чуть больше по глубине, чем длина заклепки, однако сквозное отверстие не требуется.
- Далее на основе резьбы подбирают шток заклепочника и резьбовую заклепку накручивают на него.
- Инструмент монтируют в отверстие.
- Осуществляют сдавливание крепежного элемента путем сведения рукояток либо вращения болта до деформации его задней части. При этом не следует прилагать чрезмерные усилия во избежание срывания резьбы.
- Шток выкручивают из крепежного элемента и проверяют положение резьбовой заклепки.
-
Следует отметить, что качество шва определяется, в том числе, рядностью. Нередко используют многорядное расположение заклепок по цепной либо шахматной схеме.
В качестве инструмента при монтаже резьбовых заклепок своими руками применяется заклепочник с ручным, гидравлическим либо пневматическим приводом, а также специализированный пресс и автоматическая система.
Долговечность соединения во многом определяется внешним диаметром крепежного элемента. Между данными факторами наблюдается прямая зависимость. То есть чем больше диаметр, тем выше прочность соединения и сопротивление его нагрузкам. Кроме того, прочность определяется такими параметрами резьбовых заклепок, как толщина стенок и отсутствие рифления. Однако данные характеристики также сказываются на сложности и удобстве работы.
Требуемую длину резьбовой заклепки определяют на основе толщины соединяемых элементов. Однако нужно учитывать, что такой крепеж рассчитан на листы толщиной 0,3-6 мм. Так, для узлов толщиной в 1 мм рекомендуется применять модели M3, для 1-3 мм – M6 либо M8, для более 4 мм – M10.
Материал определяет параметры и, следовательно, сферу применения резьбовых заклепок. Так, углеродистая сталь применяется для производства универсальных вариантов, рассчитанных на стандартные соединения. Для обеспечения коррозионной устойчивости изделия из данного материала нередко покрывают цинком. Нержавеющая сталь обеспечивает крепежным элементам устойчивость к термическому воздействию и влажности (то есть антикоррозийную). К тому же данные варианты обладают большей прочностью. Изделия из алюминия характеризуются антикоррозионными свойствами и малой массой. Бронзовые резьбовые заклепки отличаются минимальным искрообразованием. Последние два варианта применяют для скрепления деталей из тех же материалов. Они не рассчитаны на большие нагрузки.
Модели со стандартными бортиками используются для обычных резьбовых соединений. Крепежные элементы с уменьшенным бортиком рассчитаны на достижение наименьшего зазора между соединяемыми элементами. Для той же цели подходят варианты с потайным бортом. Однако они требуют предварительного зенкования отверстий. Кроме того, модели с потайным бортом актуальны для случаев одностороннего монтажа, когда общая толщина соединяемых деталей превосходит длину крепежного элемента. Следовательно, резьбовая заклепка не может обеспечить полноценное сжатие, и фиксация обеспечивается благодаря расширению ее в отверстии.
В случае применения механического заклепочника потребуется прилагать значительные усилия ввиду большого противодействия рассматриваемых крепежных элементов. Пневматическими инструментами пользоваться намного проще, но они весьма дороги.
К настоящему времени заклепки в значительной степени вытеснены сварными и болтовыми соединениями. Тем не менее они сохраняют актуальность в авиационной, судостроительной сферах, сборке мебели и оконных рам, монтаже вентиляционных систем и т. д. По прочности и надежности заклепочные соединения аналогичны сварным.
К тому же резьбовые заклепки актуальны в случаях, когда необходимо установить на поверхности детали при отсутствии возможности нарезания резьбы ввиду малой толщины либо при отсутствии доступа с обратной стороны для использования гайки.
Из каких деталей состоит заклепочное соединение?» Это Тихнология прост нету токого предмеиа
1. У якому році було відкрито материк Антарктида?2. Який мандрівник першим досяг Південного полюсу?3. Як називається діючий вулкан Антарктиди, який зн аходиться на одному з островів моря Росса?4. Який атмосферний тиск сформувався в центрі Антарктиди?5. Як називається антарктична науково-дослідницька станція України?6. Назвіть крайні північну та південну точки Північної Америки.7. Назвіть найвищу точку Північної Америки.8. Як називається перший в світі національний парк, який було відкрито в Північній Америці?9. Якою протокою відділені Північна Америка та Євразія?10. До якої раси належать англо-американці?11. У якому кліматичному поясі знаходиться півострів Аляска? Практическая работа. СРОЧНО. решите пожайлуста А) ондық үлеске дейін: 0,713; 2, 857; 0,679.ә) мың үлеске дейін: 0, 8275; 7, 9183 ; 9, 2138. Срочно! Нужны все A(от A1 до A10) 6) Графическо отобрали почвенные горизонты A, B, C 2. Используя текст, определите тип почвы:а) Этот тип почв занимает большую часть Центрального Казахстана, север Прикаспийскойнизменности, юго-восточну ю часть Западно-Сибирской равнины. Площадь 90,6 млн.га или34% территории республики.Мощность гумусового содержания 3-5%.Растительный покров дает небольшой опал, чтоприводит к меньшему накоплению гумуса. Они подразделяются на три подтипа.Ответ: 2. Используя текст, определите тип почвы: а) Этот тип почв занимает большую часть Центрального Казахстана, север Прикаспийской низменности, юго-восточ ную часть Западно-Сибирской равнины. Площадь 90,6 млн.га или 34% территории республики. Мощность гумусового содержания 3-5%.Растительный покров дает небольшой опад, что приводит к меньшему накоплению гумуса. Они подразделяются на три подтипа. Ответ: б) Графически отобрази почвенные горизонты A, B, C Срочнооо Какие свойства характерны для биосферы