Флюгер с пропеллером

Дек 3, 2019 Дом

Флюгер с пропеллером

Содержание

Как сделать флюгер из дерева своими руками?

Флюгером называют устройство, которое устанавливают на крыши домов и используют для определения направления и силы ветра. Изначально он использовался метеорологами, но теперь, когда для этого появились более надежные и точные способы, стал элементом декора, подчеркивающим индивидуальность и стиль хозяев. Красивый и оригинальный флюгер можно купить в магазине или заказать у мастера модель с индивидуальным дизайном. В этой статье мы расскажем, как сделать это полезное устройство своими руками из дерева и других подручных материалов.

Устройство

Флюгер – простой метеорологический прибор, с помощью которого легко определить, куда дует ветер. Он устанавливается на конек кровли или на оголовок трубы и служит занятным украшением, ко которое к тому же имеет практическое применение. Конструкция этого прибора включает следующие элементы:

Устройство флюгера

  1. Корпус. Корпус или стакан – часть флюгера, в которую вставляют ось и закрепляют розу ветров. С помощью подкосов он фиксируется на коньке крыши. Чтобы сделать корпус своими руками используют отрезок трубы, иногда для облегчения вращения оси в него помещают подшипник.
  2. Ось. Осью вращения называют элемент, благодаря которому флюгер вращается. Она изготовляется из армированного прутика, палки или других материалов.
  3. Колпачок. Небольшую деталь в виде воронки или круга с отверстием посередине называют колпачком. Он прикрепляется к оси вращения флюгера и служит ограничителем и защитой для корпуса от проникновения влаги.
  4. Флюгарка. Флажок прикрепляются на ось вращения, он приводится в действие потоками ветра и указывает его направление. Указывающая часть флюгарки называется стрелкой, а противоположная – противовесом. Опытные мастера могут изготовить эту деталь в виде животного или целой сюжетной картины, при этом для работы им не нужны чертежи, достаточно показать понравившееся фото. Своими руками можно сделать флюгарку из дерева или пластика.
  5. Роза ветров. Розой ветров называют указатель сторон света, он представляет собой два скрещенных под прямым углом прутика с буквенными ли цветовым обозначением, по которым можно понять, где находится север, юг, запад и восток. Чтобы правильно сделать розу ветров своими руками, при установке нужно сориентировать указатели по компасу.

Флюгер в виде мельницы из дереваВетряк в виде петушка из фанерыВетряк с пропеллером и мышкой

Обратите внимание! Если вы посещали приморские города, то, вероятно, заметили, что почти каждый дом там венчает замысловатый флюгер в виде животных, растений или даже целых сюжетов. Он может отражать род занятий домовладельцев, фамильный герб. Во все времена люди верили, что флюгер отпугивает злых духов и защищает от сглаза. Если не брать в расчет суеверия, то флюгер, изготовленный своими руками, отлично отпугивает птиц.

Самостоятельное изготовление

Флюгер простой конструкции легко сделать своими руками из подручных материалов, используя оцинкованную сталь, фанеру, пластиковые бутылки или даже ненужные диски. Плюс этого метода в том, что такое изделие выглядит уникально и не требует больших затрат. Проводя выходные на даче, эту затею можно превратить в совместное развлечение для детей и взрослых. Чтобы сделать флюгер своими руками пригодятся обрезки строительных материалов, к примеру, тонкая фанера. Кроме этого потребуется длинный гвоздь или саморез, брусок из дерева, 3 большие плоские бусины, ножовка, карандаш, клей и маркер. Процесс изготовления выглядит следующим образом:

  • Распечатайте или сделайте выкройку деталей флюгера на бумаге. Мы предлагаем выбрать модель в виде упрощенного самолетика из трех треугольников разных размеров. Схема выкройки и собранного ветряка из фанеры
  • Перенесите выкройку на тонкую фанеру с помощью маркера и аккуратно выпилите детали заготовки с помощью ножовки или лобзика. Посредине среднего и маленького треугольника сделайте выпилы, чтобы можно было соединить отдельные части самолета. Ровно посредине большой детали изготовьте отверстие.
  • Подготовьте деревянный брусок 50х50 мм или 100х100 м. Он нужен, чтобы сделать основание флюгера. Посредине бруска просверлите дрелью отверстие, соответствующие по диаметру заготовленному гвоздю.
  • Соберите флюгер-самолетик из фанерных заготовок. Треугольник самого большого размера будет фюзеляжем, на середину основания этой детали надевают и приклеивают треугольник среднего размера, который изображает хвост самолета. Маленький треугольник вставляют на угол фюзеляжа, он играет роль носа.
  • На гвоздь или саморез надевают одну бусину, затем флюгарку в виде самолета, а потом оставшиеся две бусины. Гвоздь или саморез забивают в подготовленный брусок. После этого остается только установить флюгер на конек крыш.

Важно! Древесина – не самый долговечный материал для изготовления флюгера, от постоянного воздействия влаги она темнеет, покрывается плесенью, а затем разрушается. Чтобы поделка радовала глаз дольше, нужно покрыть фанеру краской или лаком. Эта мера сохранит внешний вид флюгера и сделает его более заметным.

Чертеж и схема изготовления ветряка с пропеллером в виде героя мультфильма «Карлсон»Ветряк с пропеллером из дерева

Монтаж флюгера

После того, как вы изготовили флюгер своими руками, нужно закрепить его на крыше. Чтобы он правильно определял направление ветра, а не служил бесполезным украшением, следует придерживаться следующих правил:

  1. Флюгер устанавливают на самую высокую точку кровли – конек, трубу дымохода или вентиляции. Можно закрепить его на крыше дома, беседки, теплицы. Если вы хотите, чтобы флюгер правильно указывал направление ветра, то устанавливайте прибор на высоту от 4-5 м.
  2. В строительных магазинах продаются специальные крепления для флюгера. Они представляют собой уголки для фиксации на коньке крыши. Более дорогие модели оснащаются специальными винтами, с помощью которых можно скорректировать положение флюгера, сделать его точно вертикальным. Универсальное крепление для ветряка на конек
  3. Чтобы флюгер располагался строго вертикально, что очень важно для правильного определения сторон света, проверяйте положение прибора с помощью строительного уровня.
  4. Роза ветров, указывающая стороны света, закрепляется и ориентируется по компасу. Если работать с компасом вы не умеете, то воспользуйтесь мобильным телефоном или навигатором, на картах которых всегда указывается, где север и юг.
  5. При нежестком креплении флюгер, вращаясь, создает шум и вибрирует, поэтому завинчивайте саморезы до конца. Чтобы сильные порывы ветра не сорвали флюгарку, усиливайте крепление с помощью подкосов.

Способы крепления ветряка

Обратите внимание! Чтобы флюгер показывал не только направление ветра, но и силу, изготовляют специальный подвес. Он вырезается из листа металла, пенопласта или тонкой фанеры в виде небольшого прямоугольника. С одной стороны заготовки проделывают отверстие, вставляют в него нитку, а затем подвешивают к стрелке флюгарки. При дуновениях ветра подвес отклоняется, демонстрируя, насколько порыв сильный.

Простой расчет и изготовление самодельных винтов…

Посмотрим внимательно на рис 1. Что мы там видим? А вот что:
— Винт радиусом R, за один оборот проходит в воздухе расстояние H. R — это радиус винта (от оси вращения до его окончания), Н — это шаг винта, если он не проскальзывает в воздухе, а ввинчивается в него подобно шурупу в дереве. Это собственно два основных параметра вина. D = 2хR и H- шаг винта.
Обычно человек хорошо знает, какой именно винт ему нужен для модели… Если нет — то это тема для отдельного разговора. Пока будем предполагать, что мы хорошо представляем какой винт нам нужен: т.е. мы знаем параметры D и Н, или R и Н…
Поучить геометрические размеры требуемого винта, если мы знаем R и Н винта — проще всего геометрическим расчетом. Смотрим на рис 2. По горизонтали — откладываем в каком-то масштабе (у меня (2:1 для большей точности) радиус винта. По вертикали — расстояние, которое пройдет винт за один оборот без проскальзывания — Н/2хPi, где Pi — это известное еще со школьных лет число 3.14….
Рис 2. Определение угла наклона профиля винта.
Почему именно так а никак иначе — я доказывать здесь не стану. Те кто хорошо учил геометрию в школе — те сразу поймут, а остальным надо или заново перечитать учебники школы или задать свои вопросы в процессе обсуждения. Немного ниже нарисован боковой профиль винта. Он собственно выбран исключительно из моего опыта изготовления простых винтов. Каждый имеет право выбрать его достаточно произвольно. Я выбрал толщину винта в комеле (около ступицы — 10 мм) и в конце — на масимальном радиусе — 2 мм. Цель данного геометрического расчета — получит правильные ширины винты на виде сверху. Т.е. получить геометрические размеры винта диаметром 150 мм и с шагом 100 мм… Это и записано справа вверху листа..
См. Рис 2. Для достижения поставленной цели мы проводим прямую от точки шага на вертикальной координате к требуемому сечению (линия 1). Я для начала выбрал сечение отстоящее от оси вращения на 37.5 мм = т.е. ровно на середине проектируемого винта. Согласно боковой проекции, толщина винта в этом месте — 6.5 мм. Переносим этот размер вверх(операция 2) и рисуем прямоугольник вокруг наклонной линии. Он (прямоугольник) дает нам ширину лопасти винта на виде сверху — 14 мм. Этот размет мы переносим вниз (операция 3) и получаем ширину винта в этом сечении…
Рис 2. Определение всех углов наклона во всех расчетных точках
Выполнив аналогичные построения для всех 6-ти сечений винта мы получим ширины винта на расстоянии 12.5, 25.0, 37.5, 50, 62.5 и 75 мм. Строить большее количество сечений можно, но особой точности это не добавит. В итоге на рис 2., обведя полученные ширины винта в шести точках, мы получим профиль винта на виде сверху.
Далее изготовляем шаблон винта из картона или любого другого (см рис 3.) плотного материала и переходим к изготовлению собственно требуемого винта (150х100 мм).
Берем заготовку из подходящей древесины и размечаем ее. Прежде всего придаем ей толщину и длину требуемого винта — 10 мм х 150 мм. Ширина заготовки должна быть чуть больше чем ширина винта в самом широком месте — 15 мм.
Рис 3. Шаблон и размеченная заготовка винта
Наносим разметку на боковой вид (толщина в комле — 10 мм и 2 мм на конце лопасти) и на виды сверху и снизу с помощью изготовленного шаблона.
Рис 4 Вид на размеченную заготовку сверху.
Рис 5 Вид заготовки сбоку и сверху
На рис 4-5 Вы видите размеченную заготовку. Первым делом с помощью напильника или ножа убираем лишнюю древесину на виде сбоку. То что должно получиться вы видите на рис 6. Если вы делаете винт из достаточно мягкой древесины(липа, бальса) то достаточно использовать модельный нож и шкурку, если же вам нужен винт из твердых пород вроде березы или бука, то лучше использовать драчевый напильник (с крупной насечкой) или мелкозубый рашпиль.
Рис 6. Балансирова заготовки
Сразу после придания заготовке правильного бокового профиля надо проделать балансировку заготовки. Я обычно делаю это так: ввинчиваю в центр вращения тонкое сверло (0.5-1.0 мм) и кладу сверлом на две вертикально стоящие опоры. В данном случае — это два одинковых стакана. (рис 6.).
Затем — сошкуриванием — добиваюсь одиакового веса обеих будующих лопастей.
Рис 7. Разметка выборки передней части
После того как вид сбоку отпрофилирован переходим к разметке выброк для получения нужного профиля ловастей. На виде сверху — спереди (мы делаем винт нормального вращения — против часовой стрелки) намечаем линию проходящую через 2/3 ширины винта. См. рис 7.
Рис 8. Разметка выборки задней части…
На виде снизу(сзади) проводим линии отстоящие от края винта примерно на 1 мм. Нижняя часть винта как раз задает шаг (или угол наклона сечения)…
Рис 9 Выбранная задняя часть винта.
Затем начинаем убирать лишнюю дрвесину ножом или напильником начиная с нижней (задней) части винта согласно сделанной разметке. Убрав все сзади (снизу), отшкуриваем сначала крупной(120-160), а потом мелкой шкуркой заднюю часть винта…
Рис 10. Выбранная передняя часть винта
Затем то же самое повторяем для передней части винта. См. рис 10…
Убедившись, что вся лишняя древесина убрана, тщательно отшкуриваем весь винт для придания ему требуемого профиля — аналогичного профилю крыла, т.е. скругленная передняя кромка, максимальная толщина примерно 30% от ширины сечения и острая задняя кромка. Неполохо в процессе придания этого профиля все время контролировать балансировку обрабатываемого винта как было показано на рис 6.
После того как обе лопасти приобрели нужную форму и профиль, а также балансировку, можно переходить к заключительному этапу — покраске и лакировке. См. рис 11.
Рис 11. Балансировка отлакированного винта.
Обычно я окрашиваю изготовленный винт в традиционный черный цвет, а затем покрываю 2-4 слоями лака. Как правило я использую классический эмалит. Быстро сохнет и легко шлифуется. Во время окрвшивания и лакировки не стоит забывать о балансировке. См. рис 11.
Полученные таким образов винты, по моему мнению ничуть не хуже покупных пластиковых винтов, которые обычно тоже нуждаются в дополнительной балансировке. Если же вас больше устраивают винты из угле- или стекло- пластика, то используя изготовленный по описанной выше методе винт в качестве мастер-модели, вы можете изготовить формы для винтов из стекло- углепластика….
Совершенно аналогичным способом вы легко сможете сделать винт любого, нужного Вам диаметра и шага, а также винт обратного вращения — по часовой стрелке.
Более того, рассчитав и изготовив одну лопасть двухлопастного винта, вы сможете изготовить по ней формы для трех или 4-х лопастных винтов из стекло-угле-пластика, но это уже тема для отдельной статьи…

Статья из журнала Моделист-Конструктор №1 за 1974 год.
Scan: Петрович.
Аэросани, аэроглиссеры, всевозможные аппараты на воздушной подушке, акранопланы, микросамолеты и микроавтожиры, различные вентиляторные установки и другие машины не могут действовать без воздушного винта (пропеллера).
Поэтому каждый энтузиаст технического творчества, задумавший построить одну из перечисленных машин, должен научиться изготовлять хорошие воздушные винты. А поскольку в любительских условиях их проще всего делать из дерева, речь пойдет только о деревянных пропеллерах.
Однако следует учесть, что по деревянному (если он окажется удачным) можно изготовить совершенно аналогичные винты из стеклопластика (методом формования в матрицу) или металла (отливкой).
Наибольшее распространение благодаря своей доступности получили двухлопастные винты из целого куска древесины (рис. 1).
Трех- и четырехлопастные воздушные винты сложнее в изготовлении.
..
Рис. 1. Двухлопастные деревянные винты из целого куска дерева: 1 — лопасть, 2 — ступица, 3 — фланец передний, 4 — гайки шпилек ступицы, 5 — корончатая гайка носка вала, 6 — вал, 7 — фланец задний, 8 — шпильки.

ВЫБОР МАТЕРИАЛА

Из какого дерева лучше всего сделать винт? Такой вопрос часто задают читатели. Отвечаем: выбор дерева прежде всего зависит от назначения и размеров винта.
Винты, предназначенные для двигателей большей мощности (порядка 15-30 л. с.), также можно изготовлять из монолитных брусков твердой породы, но требования к качеству древесины в этом случае повышаются. При выборе заготовки следует обращать внимание на расположение годичных колец в толще бруска (оно хорошо просматривается по торцу, рис. 2-А), отдавая предпочтение брускам с горизонтальным или наклонным расположением слоев, выпиленным из той части ствола, которая ближе к коре. Естественно, что заготовка не должна иметь сучков, кривослоя и других пороков.
Если подходящего по качеству монолитного бруска найти не удалось, придется склеить заготовку из нескольких более тонких дощечек, толщиной 12-15 мм каждая. Такой способ изготовления винтов был широко распространен на заре развития авиации, и его можно назвать «классическим». По соображениям прочности рекомендуется применять дощечки из древесины разных пород (например, береза и красное дерево, береза и красный бук, береза и ясень), имеющие взаимно пересекающиеся слои (рис. 2-Б). Винты, изготовленные из клееных заготовок, после окончательной обработки имеют очень красивый внешний вид.
..
Рис. 2. Заготовки воздушного винта: А — из целого куска дерева: 1 — заболонная часть ствола, 2 — расположение заготовки; Б — заготовка, склеенная из нескольких дощечек в прямоугольный пакет: 1 — красное дерево или красный бук; 2 — береза или клен.
Некоторые опытные специалисты клеят заготовки из многослойной авиафанеры марки БС-1, толщиной 10-12 мм, собирая из нее пакет нужных размеров. Однако рекомендовать этот способ широкому кругу любителей мы не можем: слои шпона, расположенные поперек винта, при обработке могут образовать трудноустранимые неровности и ухудшить качество изделия. Концы лопастей винтов, изготовленных из фанеры, получаются весьма хрупкими. Кроме того, у высокооборотного винта в корне лопастей действует очень большая центробежная сила, доходящая в некоторых случаях до тонны и более, а в фанере поперечные слои на разрыв не работают. Поэтому фанеру можно применять только после расчета площади корневого сечения лопасти (1 см2 фанеры выдерживает на разрыв около 100 кг, а 1 см2 сосны — 320 кг.) Винты приходится утолщать, а это ухудшает аэродинамическое качество.

В ряде случаев ребро атаки воздушного винта закрывают полоской тонкой латуни, так называемой оковкой. Она крепится к кромке мелкими шурупами, головки которых после зачистки опаиваются оловом, чтобы предотвратить самоотворачивание.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗГОТОВЛЕНИЯ

По чертежу воздушного винта прежде всего необходимо изготовить металлические или фанерные шаблоны — один шаблон вида сверху (рис. 3-А), один шаблон вида сбоку и двенадцать шаблонов профиля лопасти, которые будут нужны для проверки винта на стапеле.
Заготовку винта (брусок) нужно тщательно отфуговать, соблюдая размер со всех четырех сторон. Затем наносят осевые линии, контуры шаблона вида сбоку (рис. 3-Б) и удаляют лишнюю древесину, сначала маленьким топором, потом рубанком и рашпилем. Следующая операция — обработка по контуру вида сверху. Наложив шаблон лопасти на заготовку (рис. 3-В) и укрепив его временно гвоздиком по центру втулки, обводят шаблон карандашом. Затем поворачивают шаблон строго на 180° и обводят вторую лопасть. Лишняя древесина удаляется на ленточной пиле, если ее нет — ручной выкружной мелкозубой пилой. Эта работа должна быть выполнена очень точно, поэтому торопиться не следует.
Изделие приобрело очертания винта (рис. 3-Г). Теперь начинается самая ответственная часть работы — придание лопастям нужного аэродинамического профиля. При этом следует помнить, что одна сторона лопасти плоская, другая выпуклая.
Главный инструмент для придания лопастям нужного профиля — остро отточенный, хорошо, присаженный топор. Это отнюдь не значит, что выполняемая работа — «топорная»: топором можно делать чудеса Достаточно вспомнить знаменитые Кижи!
Древесину удаляют последовательно и не спеша, сначала делая мелкие короткие натесы во избежание отщепления по слою (рис. 3-Г). Полезно иметь также небольшой двухручный стружок. На рисунке показано, как можно ускорить и облегчить работу по обтесыванию профильной части лопасти, сделав несколько пропилов мелкозубой ножовкой. Выполняя эту операцию, надо быть очень осторожным и не пропилить глубже, чем требуется.
..
Рис. 3. Последовательность изготовления винта: А — шаблоны (вид сверху и вид сбоку); Б — разметка бруска-заготовки по шаблону вида сбоку; В — разметка заготовки по шаблону вида сверху; Г — заготовка после обработки по шаблонам; Д — обработка лопастей по профилю (нижняя, плоская часть); Е — обработка верхней, выпуклой части лопасти.
После грубой обработки лопастей винт доводится до кондиции рубанками и рашпилями с проверкой в стапеле (рис. 4-А).
Для изготовления стапеля (рис. 4) надо найти доску, равную по длине винту и достаточно толстую для того, чтобы в ней можно было сделать поперечные пропилы глубиной 20 мм для установки шаблонов. Центральный стержень стапеля изготовляется из твердого дерева, его диаметр должен соответствовать диаметру отверстия в ступице винта. Стержень вклеивается строго перпендикулярно к поверхности стапеля. Надев на него винт, определяют количество древесины, которое предстоит удалить для соответствия лопасти шаблонам профиля. Выполняя эту работу в первый раз, нужно быть очень терпеливым и осторожным. Умение приобретается не сразу.
..
Рис. 4. Стапель и шаблоны профилей лопасти: А — установка шаблонов в стапель; Б — проверка обрабатываемой лопасти шаблонами и контршаблонами.
После того как нижняя (плоская) поверхность лопасти будет окончательно доведена по шаблонам,, начинается доводка верхней (выпуклой) поверхности. Проверка ведется с помощью контршаблонов, как показано на рисунке 4-Б. От тщательности выполнения этой операции зависит качество винта. Если неожиданно выяснится, что одна лопасть получилась немного тоньше другой — а это часто бывает у неопытных мастеров, — придется соответственно уменьшить толщину противоположной лопасти, в противном случае и весовая и аэродинамическая балансировки винта будут нарушены. Мелкие изъяны можно исправить наклейкой кусочков стеклоткани («заплаток») или подмазкой мелкими древесными опилками, замешенными на эпоксидной смоле (эту мастику в просторечии называют хлебом).
При зачистке поверхности деревянного винта следует учитывать направление волокон древесины; строгание, циклевку и ошкуривание можно вести только «по слою» во избежание задиров и образования шероховатых участков. В некоторых случаях, помимо цикли, хорошую помощь при отделке винта могут оказать стеклянные осколки.
Опытные столяры после ошкуривания натирают поверхность гладким, хорошо отполированным металлическим предметом, сильно нажимая на него. Этим они уплотняют поверхностный слой и «заглаживают» оставшиеся на нем мельчайшие царапины.

БАЛАНСИРОВКА

Изготовленный винт должен быть тщательно отбалансирован, то есть приведен в такое состояние, когда вес его лопастей совершенно одинаков. В противном случае при вращении винта возникает тряска, которая может повлечь за собой разрушение жизненно важных узлов всей машины.
На рисунке 5 изображено простейшее приспособление для балансировки винтов. Оно позволяет выполнить балансировку с точностью до 1 г — этого практически достаточно в любительских условиях.
Практика показала, что даже при очень тщательном изготовлении винта вес лопастей получается неодинаковым. Это происходит по разным причинам: иногда вследствие разного удельного веса комлевой и верхней частей бруска, из которого изготовлен винт, или разной плотности слоев, местной узловатости и т. п.
Как быть в этом случае? Подгонять лопасти по весу, сострагивая с более тяжелой какое-то количество древесины, нельзя. Надо утяжелять более легкую лопасть, вклепывая в нее кусочки свинца (рис. 6). Балансировку можно считать законченной, когда винт будет оставаться неподвижным в любом положении лопастей относительно балансировочного приспособления.
Не менее опасно биение винта. Схема проверки пропеллера на биение показана на рисунке 7. При вращении на оси каждая лопасть должна проходить на одинаковом расстоянии от контрольной плоскости или угла.
..
Рис. 5. Простейшее приспособление для проверки балансировки винта — с помощью двух тщательно выровненных досок и осевого вкладыша.
Рис. 6. Балансировка винта путем вклепывания кусочков свинца в более легкую лопасть: А — определение дисбаланса с помощью монет; Б — заделка кусочка свинца равного веса на равном плече (отверстие слегка раззенковать с обеих сторон); В — вид свинцового стержня после расклепки.
Рис. 7. Схема проверки винта на биение.

ОТДЕЛКА И ОКРАСКА ВИНТА

Готовый и тщательно отбалансированный винт должен быть окрашен или отлакирован для предохранения его от атмосферных воздействий, а также для защиты от горюче-смазочных материалов.
Для нанесения краски или лака лучше всего применять пульверизатор, работающий от компрессора при минимальном давлении в 3-4 атм. Это даст возможность получить ровное и плотное покрытие, недостижимое при кистевой окраске.
Лучшие краски — эпоксидные. Можно также применять глифталевые, нитро- и нитроглифталевые или появившиеся в последнее время алкидные покрытия. Они наносятся на предварительно загрунтованную, тщательно отшпаклеванную и ошкуренную поверхность. Обязательна междуслойная сушка, соответствующая той или иной краске.
Лучшее лаковое покрытие — так называемый «химотвердительный» паркетный лак. Он отлично держится и на чистом дереве, и на окрашенной поверхности, придавая ей нарядный вид и высокую механическую прочность.

Как сделать флюгер с пропеллером своими руками

Владельцы загородных домов имеют желание сделать свои строения уникальными, с изюминкой и запоминающимся дизайном фасада. Есть много способов достижения цели, они отличаются как по сложности инженерных решений, так и по стоимости.

Самолёт — флюгер

В этой статье мы остановится на одном из наиболее дешевых, но очень эффективных методов улучшения внешнего вида строения – установке флюгера с пропеллером.

Как сделать флюгер с пропеллером своими руками

Виды флюгеров

Флюгеры внешне могут напоминать модели самолетов, животных, иметь оригинальную форму и т. д. Это дизайнерские характеристики, они не оказывают влияния на функциональные параметры изделий. Главные различия между ними в материалах изготовления.

Что можно использовать в этих целях?

Материал изготовления Описание технических и эксплуатационных характеристик

Древесина

Не очень распространенный вариант изготовления, в настоящее время встречается довольно редко. Причина – фактические эксплуатационные характеристики не отвечают современным требованиям. Пропитки материала составами лишь немного увеличивают время пользования изделиями. Кроме того, у флюгера есть некоторые элементы, пребывающие в постоянном движении. Дерево не отличается высокими показателями износостойкости, для увеличения срока эксплуатации необходимо предпринимать специальные технические мероприятия. Это может делать только профессиональный мастер.

Сталь

Довольно распространенный вариант изготовления, существенный эксплуатационный недостаток – поверхности приходится надежно защищать от появления ржавчины. Еще одна проблема – для изготовления металлической конструкции надо иметь специальное оборудование и инструменты. Отличные показатели имеют флюгеры из легированной нержавеющей стали.

Медь

Красивый, прочный и долговечный материал. Купить листовую медь можно в обыкновенных магазинах строительных материалов. Медные пластинки тонкие, их можно резать обыкновенными ножницами, что намного облегчает процесс изготовления. Медный флюгер со временем стареет и приобретает очень престижный вид.

Пластик

Оригинальный современный материал, пользуется довольно большой популярностью. Пластик очень технологичен, его легко пилить и резать, при нагревании он приобретает различные формы и после остывания сохраняет их. Недостаток – низкие показатели прочности уменьшают срок использования таких изделий.

Фанера

Самый неудачный выбор, по всем эксплуатационным и физическим характеристикам уступает вышеперечисленным материалам. Такой флюгер не рекомендуется устанавливать на коньке крыши, слишком сложен демонтаж, а этим придется заниматься уже через несколько месяцев.

Основным критерием выбора материала должна быть конечная цель изготовления флюгера и место его установки. Если он будет размещен на крыше, то следует выбирать прочные, красивые и устойчивые к атмосферным осадкам материалы. Все подвижные элементы надо делать с большим запасом прочности, подниматься ежемесячно на кровлю для ремонта устройства никому не хочется.

Цены на различные виды флюгеров

Флюгер

Изготовление медного флюгера

Медный флюгер

Размер флюгера 18×29 см, материал изготовления – медь и латунь. Большой флюгер делать нет смысла, тяжелые конструкции только усложняют процесс производства и уменьшают надежность. Что касается дизайнерского вида, то и здесь существуют свои жесткие ограничения по габаритам элементов, установленных на коньке кровли. И последнее. Не надо забывать, что флюгер придется еще фиксировать, а это лишние отверстия в крыше, которые не идут ей на пользу.

Для изготовления флюгера можно использовать подручные материалы, оставшиеся от других работ и старые предметы. В нашем случае применяется кусок фторопласта, медный стержень Ø 6 мм, ненужный старый подсвечник из латуни и плунжер масляного насоса. Фторопласт используется в качестве подшипника – он не боится влаги, отличается большой износостойкостью и вполне достаточной физической прочностью.

Шаг 1. Найдите в интернете и распечатайте рисунок или орнамент для флюгера.

Макет флюгера

Орнамент нужно распечатать

Практический совет. Не надо выбирать сложные или мелкие рисунки, они незаметны с большого расстояния. Кроме того, такие контуры очень тяжело вырезать, не стоит создавать себе дополнительные проблемы. Тем более что никакого положительного эффекта в результате не получится.

Шаг 2. Приклейте бумагу с рисунком на медную пластинку. Для этого можно пользоваться специальными лентами. Они приклеиваются на бумагу, а потом с них удаляются защитные покрытия с обратной стороны. После удаления клеящее вещество остается на бумаге, ее можно фиксировать на любом предмете.

С обратной стороны наклеивают двухсторонний скотч

Вырезают по контуру

Убирают защитную пленку со скотча

Наклеивают шаблон на медную пластину

Шаг 3. Специальными или обыкновенными ножницами вырежьте контур флюгера. Тонкая медная пластинка режется легко.

Вырезают контур флюгера

Шаг 4. Закрепите заготовку флюгера между двумя отрезками ровных досок, прочно сожмите их струбцинами. Загните киянкой один край под прямым углом. Длина подгиба примерно 2–3 мм. Он нужен для того, чтобы по время дальнейшего вырезания контура токая медная пластинка не деформировалась. В дальнейшем к подгибу припаяется трубка.

Загибают край

Шаг 5. Начинайте вырезать мелкие детали узора. Делать это надо надфилями, предварительно высверлив отверстия соответствующего диаметра.

Предварительное сверление отверстия

Не спешите, работайте очень аккуратно. Не проблема, если немного нарушится и изменится узор, это эксклюзивное и индивидуальное решение. Главное чтобы плоскость пластины не имела критических деформаций.

Выпиливание узора надфилем

Шаг 6. Снимите с поверхности пластины бумагу и мелкой шлифовальной шкуркой тщательно очистите ее.

Очистка пластины от бумаги

Шлифовка пластины

Шаг 7. Увеличьте жесткость платины, она очень тонкая и не может выдерживать сильные порывы ветра. Для этого лучше воспользоваться латунной проволокой диметром 2–4 мм. Лина должна примерно отвечать двум длинам флюгера. Согните проволоку дугой по центру, в качестве шаблона лучше пользоваться кругом соответствующего диаметра.

Сгибание проволоки

Положите заготовку на пластинку, при необходимости поправьте форму проволоки. Прижмите детали любым тяжелым предметом, обработайте место пайки специальным флюсом и соедините два элемента. Паять можно как обыкновенным электрическим, так и современным газовым паяльником. Вторым инструментом работать намного проще и быстрее.

Нанесение флюса

Припаивание проволоки

На этом сам парус флюгера готов, надо приступать к изготовлению других деталей. Сразу скажем, что эти процессы намного сложнее первого.

Изготовление направляющих конструкций

Потребуется принимать собственные решения с учетом того, какие изделия у вас есть, что можно из них использовать и в каком качестве. Мы уже упоминали, что в нашем случае некоторые детали флюгера изготавливаются из старых подсвечников.

Шаг 1. Открутите от подставки подсвечника верхнюю его часть, зажмите в тисках и припаяйте к ней кусочек медной трубки.

Припаивание трубки к подставке от подсвечника

Ее длина должна быть на 1–2 см больше ширины паруса, в нашем случае 20 см. Процесс пайки стандартный, постоянно соблюдайте правила техники безопасности. Дело в том, что для пайки меди применяется довольного агрессивный флюс, он должен растворить верхнюю пленку окисла металла. В противном случае припой не будет соединяться с медью.

Шаг 2. Наденьте на торец декоративный наконечник. Желательно его выточить отдельно из подходящего сплава. Если такой возможности нет, то используйте имеющиеся под руками детали от других изделий.

На торец надет декоративный наконечник

Шаг 3. С одной стороны медной трубки припаяйте парус флюгера, а с другой стороны специально согнутые медные проволоки. Парус фиксируется к ранее согнутому бортику, а кусочки проволоки располагаются точно по линии симметрии с противоположной стороны. В конечном виде все элементы располагаются строго в одной плоскости, они должны смотреться симметрично и красиво. При желании создавайте различные узоры, гните проволоку спиральками, создавайте дополнительные декоративные элементы.

Сборка элементов

Шаг 4. Развальцуйте один конец медной трубки. Делается это при помощи молотка и стального конуса. Установите трубку в вертикальном положении на конусе и ударами молотка с противоположной стороны выполняйте развальцовку. Старайтесь, чтобы все смотрелось красиво, не слишком увеличивайте диаметр. В противном случае медь может треснуть, придется испорченный конец отрезать и работы начинать сначала.

Развальцовка трубки и отрезание кольца с края

Шаг 5. Противоположный от развальцовки конец трубки аккуратно отрежьте. Лучше применять специальный резак, он оставляет идеально ровный и перпендикулярный к оси срез. Но такой инструмент имеется не у каждого, он нужен только профессионалам. Удалить конец трубки можно обыкновенной ножовкой по металлу, а потом торцы поправить напильниками. Дело в том, что добиться идеального среза только полотном очень трудно, в большинстве случаев придется работать и напильниками.

Изготовление элемента флюгера

Шаг 6. Вставьте муфту в развальцованную трубку, загоните ее плотно вовнутрь. Далее следует припаять еще один кусок, его длина уже намного больше. Эта трубка служит корпусом для внутренней оси и втулки из фторопласта. Работайте очень внимательно, оси всех трубок должны располагаться строго на одной линии. Во время пайки постоянно проверяйте положение элементов, при необходимости поправляете их.

Шаг 7. В нижний торец вставьте специально подготовленный кусок фторопласта. Он должен плотно входить в трубку, не шататься и не выпадать. Фторопласт должен иметь отверстие, в которое вставляется плунжер масляного насоса.

Соединение фторопласта и трубки, а также плунжера (на фото справа)

Отверстие делайте на 0,1 мм меньше диаметра плунжера, надо добиться соединения с небольшим натягом. Плунжер изготавливается из очень прочной легированной нержавеющей стали, что обеспечивают длительную и надежную работу этого элемента. Еще раз напоминаем, что все отдельные детали должны лежать на одной прямой, от этого зависит работоспособность флюгера.

Шаг 8. Соберите флюгер, вставьте все детали на место и проверьте его вращение. Оно должно быть свободным и максимально легким.

Сборка флюгера

При желании медь можно искусственно состарить, для этого применяется серная печень. Процесс патинирования сопровождается выделением вредных химических соединений, работать нужно в респираторе и резиновых перчатках.

«Серная печень» — это бурая масса, получающаяся от спекания 1 г серы с 2 г поташа или едкого натра. Спекают смесь в железной ложке на тихом огне

Мельхиор чернят, опуская его в нагретом состоянии в раствор сернистого натрия в воде

Патинирование меди

Поставьте на флюгер пропеллер, как он делается мы расскажем немного ниже.

Теперь можно устанавливать готовый флюгер на конек крыши. Определитесь с местом, высверлите отверстия подходящего диаметра. Если у вас на коньке металлическая планка, то работы намного упрощаются. Для керамических покрытий придется придумывать иные варианты безопасных для кровли и надежных креплений. Высверленное отверстие герметизируется полоской ленты с битумной пропиткой, а только потом в него плотно вставляется флюгер.

Установка флюгера

Флюгер установлен

Важно. Конструкция флюгера не может надежно удерживаться только за счет отверстия в металлическом листе толщиной примерно 0,45 мм. Если кровля неутепленная, то со стороны чердачного помещения следует установить дополнительные элементы для фиксации. Если чердачное помещение мансардного типа, то подобраться к основанию флюгера с обратной стороны крыши невозможно, надо изготавливать специальные площадки для надежной фиксации изделия на металлической кровле.

Флюгер на крыше

Цены на различные виды паяльников

Паяльник

Изготовление флюгера из листовой стали

Особых отличий от вышеописанных процесс изготовления флюгера из листовой стали не имеет, разница только в применяемых технологиях.

Эскиз приклеивают к стальной пластине и вырезают мелкие элементы, контур

Листовая сталь значительно прочнее меди, что вызывает проблемы во время вырезания узора на парусе флюгера.

Лучше всего пользоваться ручным плазменным резаком, с таким аппаратом просто работать, он дает ровные кромки. Но рисунок нужно перевести с бумаги на металлическую пластину, сделать это можно при помощи фломастера.

Эскиз обвели по контуру

Линии обвели фломастером

Соответственно, все работы по сборке делаются сваркой, потом швы очищаются, металлический флюгер покрывается защитными антикоррозионными покрытиями.

Лист прорезают сварочным аппаратом

Флюгер вырезан

К флюгеру приваривают трубку

Как уже выше упоминалось, лучше для таких изделий использовать листы нержавейки. После вырезания узора с обратной стороны листа появляются потеки металла, их обязательно надо убирать. Пользуйтесь обыкновенной болгаркой с толстым абразивным диском. Не тонким для резки металла, а именно толстым. Тонкий может треснуть, что станет причиной очень серьезных травм.

Готовый флюгер надевают на шток

На переднюю часть флюгеров надеваются металлические, пластиковые или деревянные пропеллеры.

Как сделать пропеллер

Деревянный винт пропеллера делается из граба, березы или груши. Можно использовать и хвойные породы древесины, но они довольно мягкие и быстро изнашиваются. Пропеллер делается в несколько этапов.

Шаг 1. Нарисуйте на заготовке вид сверху, для этого пользуйтесь предварительно изготовленным шаблоном. В центре высверлите отверстие под вал, диаметры должны обеспечивать свободное вращение.

Шаблоны

Рисуют вид сверху

Шаг 2. Электрическим лобзиком вырежьте заготовку, отметьте на ней углы закрученности лопастей. Они оказывают влияние на силу тяги, при увеличении значений пропеллер будет вращаться от малейших движений воздуха.

Обрезают по контуру

Шаг 3. Нарисуйте вид сбоку, снимите лишнюю толщину дерева ножом или рубанком. Обработайте место перехода лопастей в центр сердечника.

Отмечают угол тангажа

Рисуют вид сбоку

Обрабатывают верх и низ

Срезают лишнее

Обрабатывают наждачкой

Профиль должен быть плоско-выпуклым

Шаг 4. После вырезания выровняйте поверхности наждачной бумагой. На горизонтальной проволоке проведите балансировку.

Балансировка

Лакирование

Готовое изделие

Теперь осталось покрыть поверхности пропеллера прочным лаком для наружных работ и установить его на флюгер.

Как правильно установить флюгер

Цены на популярные модели электролобзиков

Электролобзик

Видео – Как сделать флюгер

Украшением крыши может стать не только фигурный флюгер, но и простой колпак, венчающий дымоходную трубу. Такие изделия необходимы для того чтобы внутрь дымоходного канала не попадала грязь, мусор, влага, а птицы не строили гнезда на трубе. О том, как изготовить колпак, читайте на нашем сайте.

Как своими руками сделать интересный флюгер

Вы завершили строительство дома, и необходимо достойно увенчать новый дом. Чем? Флюгером. Флюгер — уникальный и интересный, эстетически безупречный механизм, который очень просто сделать своими руками. И безусловно, он способен сильно украсить вашу крышу.

Что такое флюгер

Флюгер (от голландского слова Vleugel) — метеорологический прибор для измерения направления (и иногда — скорости) ветра. В России до XVIII века употреблялись слова прапор, прапорица. В «Уставе морском 1720 года» флюгер назывался «флюгель».

Википедия

Флюгер — очень простое до гениальности устройство. Прежде всего это — закреплённый на шесте «флажок», на который давит ветер и поворачивает его в сторону наименьшего сопротивления — флюгер становится к ветру ребром. Затем он дополнился противовесом, указывающим в сторону, откуда дует ветер. Часто на шесте жёстко укреплена «роза ветров» с четырьмя или восемью румбами, по которым можно ориентироваться уже совершенно точно.

У флюгера долгая и славная история. Сначала он был прежде всего метеорологическим прибором, который измерял направление ветра. Древнейший известный нам флюгер увенчивал главную башню Афин. Мы помним причудливые флюгера на средневековых картинах. Затем флюгера научились измерять и скорость ветра; в 1470 году впервые был описан флюгер Вильда: установленная на главный флюгер перпендикулярная направлению ветра и свободно качающаяся металлическая пластина, по углу отклонения которой от вертикали определяется сила ветра. Современный флюгер оснащён для этого же лёгким пропеллером и электронной начинкой. В Россию флюгера массово пришли в петровские времена из Германии и Скандинавии и сразу приобрели мистическое значение.

Но чаще сейчас флюгера работают скорее украшением, декорацией — силу и направление потока ветра либо измеряют портативным электронным прибором, либо просто узнают в приложении смартфона. Флюгерами украшены дома на западе, а в последнее время они стали очень любимы владельцами дачных участков и усадеб. И часто флюгер на крыше — настоящее произведение искусства.

Разновидности

Флюгера бывают не только флажкообразные. По функциям и конструкции они делятся на несколько видов.

  1. Метеорологические устройства, измеряющие направление и скорость ветра — флюгер Вильда, или обычный флюгер (с помощью чашечек, пропеллера или электронного устройства).

    Метеорологические флюгера бывают разные

  2. Дымоходные — у этих сложных флюгеров способность разворачиваться по ветру служит иной главной функции: усилению тяги в дымоходе и защите дымохода от задувания, чтобы не возникала обратная тяга.

    Флюгер-дефлектор служит для усиления тяги в дымоходе

  3. Флюгеры-пугала, установленные на огородах для отпугивания птиц от посадок.

    Скан из видео о создании смешного флюгера-пугала для огорода

  4. Флюгеры с пропеллером против кротов, мышей и землероек, вкопанный на опоре в землю. Пропеллер вращается и вибрирует, вибрации передаются в землю и отпугивают грызунов.

    Скан журнала с описанием конструкции флюгера-ветряка от грызунов

  5. Флюгеры с пропеллером для генерации электричества.

    Современный флюгер-генератор

  6. Флюгеры для украшения крыши — часто весьма сложные и красивые по форме, отражающие пристрастия хозяев.

Остановимся чуть подробней на некоторых видах флюгеров.

Метеорологические конструкции с чертежами и фото

Есть несколько видов метеорологических флюгеров.

Флюгер Вильда

Флюгер Вильда, или анеморумбометр, честно служил в течение сотни лет на всех метеостанциях, пока не уступил место современным электронным приборам. Его изображение стало логотипом Гидрометеоиздата.

Флюгер Вильда — лого Гидрометеоиздата

Он выпускается с лёгкой (для скорости ветра до 20 метров в секунду) или тяжёлой (для скорости ветра до 20 метров в секунду) пластиной-доской и имеет следующие составные части:

  • мачта, вкопанная в землю (высота до 10 метров) или недлинная, установленная на крышу, она же ось для флюгарки;
  • неподвижная горизонтальная «роза ветров» с восемью лучами и обозначенными сторонами света (румбами) — для определения направления ветра;
  • привычная подвижная флюгарка (впрочем, простой формы), указывающая направление ветра;
  • вертикальной дуги-шкалы с калиброванными делениями, закреплённой на верхней части флюгарки — для точного указания на скорость ветра;
  • подвижной, закреплённой за верхнюю часть, металлической пластины, которая отклоняется при ветре и указывает на определённое деление шкалы-дуги.

Флюгер Вильда — схема

Флюгер Вильда прекрасно делается своими руками. Ещё в журналах «Пионер» и «Юный техник» публиковались инструкции.

Схема изготовления флюгера Вильда своими руками — все понятно и легко

Современные метеорологические флюгера

Они включают в себя самые разнообразные электронные приборы для точного измерения и фиксации направления и силы ветра, передаваемых даже на смартфоны.

Современный электронный прибор-флюгер для измерения силы ветра, фото Stefan Kühn

Для генерации электроэнергии

В отличие от промышленных ветряков это обычные флюгера, комбинированные с лопастями и мини-генератором. На шуточном фото показано применение такого флюгера.

На шуточном фото показано применение такого флюгера-генератора

Дымоходные флюгера-дефлекторы

Они представляют собой остроумную и эффективную конструкцию. В отличие от всех остальных дефлекторов, применяемых на дымоходах для увеличения тяги и предотвращения обратной тяги, это настоящие флюгера: под действием ветра они вращаются вокруг дымовой трубы, принимая нужное положение, при этом решётки улавливают ветер и создают в дымоходе сильное разрежение, что увеличивает тягу. Его использование позволяет сократить длину трубы над крышей и повышает КПД отопительного прибора более чем на 20%. При использовании с газовым котлом препятствует его самопроизвольному затуханию. Но самому сделать его достаточно затруднительно: конструкция довольно прихотлива.

Флюгер-дефлектор на дымоход — гениальное устройство

Устройства для украшения крыши и их эзотерическое значение

Обычная конструкция такого флюгера — это причудливая металлическая плоская фигурка с противовесом; часто он дополнен декоративной «розой ветров», как на компасе. Они перестали нести практическую функцию и служат лишь для украшения крыши.

Существует бесконечное разнообразие их форм, так как фантазия людей ничем не ограничена. Кроме того, фигурки на флюгерах имеют мистическое, эзотерическое значение и служат оберегами дома и его хозяев. Каждый флюгер — история и подчёркнутая индивидуальность.

  1. Петух — классическая, наипривычнейшая форма флюгера; он означает солнце, бдительность, богатство.

    Флюгер-петух означает солнце, бдительность, богатство

  2. Кот — долголетие («девять жизней»), домашнее изобилие.

    Флюгер-кот означает долголетие и домашнее изобилие

  3. Волк, эмблема воинов — победа, храбрость, опыт, бдительность, осмотрительность, защита, забота о семье.

    Флюгер-волк — победа, храбрость, опыт, бдительность, осмотрительность, защита, забота о семье

  4. Дракон — отнюдь не русский персонаж, но с распространением фэн-шуй он легко вошёл в ряд любимых символов: он — победа, материальное и духовное богатство, жизненная сила, долголетие и здоровье, способность постичь тайное. Обычно пишут, что флюгер-дракон нужен на доме бизнесмена, потому что помогает в коммерции.

    Флюгер-дракон — победа, материальное и духовное богатство, жизненная сила, долголетие и здоровье, способность постичь тайное

  5. Грифон из той же категории. Он сочетает в себе две эзотерических сферы — воздух и землю, и означает уверенность и силу.

    Флюгер-грифон означает уверенность и силу

  6. Просто корабль или лодка символизируют силу духа, удачу в путешествиях, устремлённость к цели и удачу в её достижении.

    Флюгер-лодка символизирует силу духа, удачу в путешествиях, устремлённость к цели и удачу в её достижении

  7. Корабль под парусами — новую и очень счастливую жизнь.

    Корабль под парусами — это новая счастливая жизнь

  8. Трубочист обещает счастье и перемены к лучшему.

    Трубочист обещает счастье и перемены к лучшему

  9. Всадник — это изображение триумфатора, воина-победителя. Означает опыт, авторитет, власть.

    Всадник означает опыт, авторитет, власть

  10. Просто конь олицетворяет знатность, силу, интеллект, мудрость, скорость восприятия.

    Флюгер-конь олицетворяет знатность, силу, интеллект, мудрость, скорость восприятия

  11. Конь с крыльями — Пегас — означает стремительность и целеустремлённость.

    Флюгер-Пегас означает стремительность и целеустремлённость

  12. Лев символизирует власть, божественность и монархичность, силу, храбрость, мудрость, энергию, способность защитить.

    Флюгер-лев символизирует власть, божественность и монархичность, силу, храбрость, мудрость, энергию, способность защитить

  13. Благородный олень борется со злом.

    Флюгер-олень борется со злом

  14. Рыба со времён раннего христианства и означает принадлежность к этой конфессии; а сейчас — православие, семейную гармонию, плодородие.

    Флюгер-рыба означает православие, семейную гармонию, плодородие

  15. Единорог тоже пришёл извне, но не из Китая, а из Европы. Это геральдический знак означает целомудрие.

    Флюгер-единорог означает целомудрие

  16. Простая стрела — это восхождение к высшему знанию.

    Простая стрела — это восхождение к высшему знанию

Фотогалерея: разнообразие флюгеров

Как сделать флюгер своими руками

Существует масса материалов, из которых, при минимальной фантазии, можно сделать флюгер. Не всегда он будет красив, но всегда — полезен.

Из компакт-дисков

Эта странная конструкция не только показывает направление ветра, но и пускает в погожий день всюду солнечные зайчики, что не может не радовать нас, жителей северной страны.

Требуемые инструменты

  • плоскогубцы;
  • дрель;
  • пила-ножовка;
  • тиски;
  • резиновые перчатки для работы с клеем.

Требуемые материалы

  • ненужные компакт-диски;
  • рейки для штока и коромысла;
  • ненужное колесо от старых роликов с подшипником внутри;
  • шариковая ручка;
  • эпоксидный клей.

Пошаговое выполнение

  1. Рисуем на резине колеса шариковой ручкой нужное количество рисок для надрезов (это зависит от того, сколько лопастей мы хотим сделать).

    Рисуем риски на колесе

  2. Укрепляем колесо в тисках так, чтобы при пропиливании опилки не попали в подшипник.

    Укрепляем колесо в тисках

  3. Прорезаем по рискам колесо.

    Прорезаем по рискам колесо

  4. Лучше всего для дисков — эпоксидный клей; термопистолет не даёт прочности, а моментальный клей делает диски хрупкими.

    Лучше всего для дисков — эпоксидный клей

  5. Смешиваем эпоксидку.
  6. Окунаем края дисков в эпоксидку; главное — не капать клеем на подшипник.

    Окунаем края дисков в эпоксидку

  7. Вставляем диски в прорези.

    Вставляем диски в прорези

  8. Пропеллер готов.

    Пятилопастный пропеллер готов

  9. Можно сделать двухлопастный пропеллер.

    Можно сделать двухлопастный пропеллер

  10. Или трёх-, или четырёхлопастный.

    Можно сделать четырёхлопастный пропеллер

  11. Изготавливаем коромысло флюгера — хвостовую деталь. Для этого пропиливаем в рейке прорезь.

    Изготавливаем коромысло флюгера — хвостовую деталь

  12. Вставляем туда на клей ещё один компакт-диск, закрепляем его саморезом.

    Вставляем туда на клей ещё один компакт-диск

  13. Делаем отверстие в коромысле.

    Делаем отверстие в коромысле

  14. Монтируем вместе с пропеллером.

    Монтируем вместе с пропеллером

  15. Флюгер-ветряк готов, теперь надо его укрепить на длинном штоке.

    Флюгер-ветряк готов, теперь надо его укрепить на длинном штоке

  16. И он будет выглядеть вот так.

    Флюгер из компакт-дисков готов

Видео: изготовление флюгера-ветряка из компакт-дисков

Из пластиковых бутылок

Вариантов таких флюгеров много, и они несут разные функции. Например, флюгер из одной бутылки с прорезанными лопастями.

Флюгер из одной пластиковой бутылки

Или такие смешные, привлекательные для детей, конструкции, в которых отрезанное донышко прижимает лопасти.

Смешные, привлекательные для детей, конструкции

Или более полезная, вибрирующая и отпугивающая грызунов модель из четырёх пластиковых бутылок с вырезанными бочками.

Модель из четырёх бутылок с вырезанными бочками

Но по-настоящему полезной для отпугивания грызунов и одновременно интересной для детей будет модель самолёта с мелкими пропеллерами.

  • болгарка;
  • дрель;
  • шило;
  • термопистолет;
  • ножницы;
  • столярный нож;
  • отвёртка;
  • краскопульт.
  • пластиковые бутылки — 4 штуки полуторалитровых и 2 штуки поллитровых (если бутылки цветные, то покраска не понадобится);
  • небольшой кусок сотового поликарбоната;
  • старая шариковая ручка;
  • саморезы;
  • краска.
  1. Делаем пропеллер — для этого отрезаем донышки у трёх полуторалитровых бутылок. Нужно сделать из них пропеллеры по схеме.

    Отрезаем донышки у трех полуторалитровых бутылок

  2. На донышках рисуем чертёж для вырезания.

    На донышках рисуем чертёж для вырезания

  3. Режем по разметке. Можно ножом или ножницами.

    Режем по разметке ножом или ножницами

  4. Но ближе к середине донышки очень жёсткие, поэтому легче — болгаркой.

    Режем по разметке; легче — болгаркой

  5. Получаем звёздочки для пропеллеров.

    Получаем звёздочки для пропеллеров

  6. Выламываем лишние куски.

    Выламываем из звёздочек лишние куски

  7. Получаем пропеллеры.

    Получаем готовые пропеллеры

  8. Делаем отверстия — раскалённым шилом.

    Делаем отверстия — раскалённым шилом

  9. Или дрелью. Пропеллеры подготовлены.

    Делаем отверстия дрелью — так проще

  10. Вырезаем «крыло» самолёта из куска поликарбоната.

    Вырезаем «крыло» самолёта из куска поликарбоната

  11. На большой бутылке намечаем места под крыло.

    На большой бутылке намечаем места под крыло

  12. Прорезаем эти отверстия.

    Прорезаем отверстия под крыло

  13. Примеряем крыло, если плохо входит, корректируем прорезь.

    Примеряем крыло, корректируем прорезь

  14. На маленьких бутылках намечаем прорезь лишь с одной стороны.

    На маленьких бутылках намечаем прорезь лишь с одной стороны

  15. Прорезаем это место.
  16. Собираем самолёт на клей.

    Собираем самолёт на клей

  17. Получилась жёсткая конструкция.

    Получилась жёсткая конструкция

  18. Помещаем конструкцию на палец и определяем точку равновесия. В ней сверлим сквозное отверстие.

    В точке равновесия сверлим сквозное отверстие

  19. В него на клей вставляем корпус от старой шариковой ручки.

    На клей вставляем корпус от старой шариковой ручки

  20. В центре крышечек прокалываем раскалённым шилом отверстия для саморезов.

    В центре крышечек прокалываем раскалённым шилом отверстия для саморезов

  21. Саморезы должны быть короткими и толстыми.

    Саморезы должны быть короткими и толстыми

  22. Приворачиваем на саморезы пропеллеры на крышечки — чтобы они свободно вращались.

    Приворачиваем на саморезы пропеллеры на крышечки

  23. Если донышки у пропеллеров очень глубокие, и это мешает вращению, можно надеть кусочек ручки.

    Можно надеть кусочек ручки

  24. Из середины ещё одной бутылки вырезаем прямоугольник и вклеиваем его в хвост «корпуса» для стабилизации конструкции на ветре.

    Прямоугольник вклеиваем его в хвост «корпуса» для стабилизации конструкции на ветре

  25. Накручиваем на бутылки крышечки с пропеллерами.

    Накручиваем на бутылки крышечки с пропеллерами

  26. Из горлышка разрезанной бутылки делаем «выхлопную трубу» и приклеиваем её к донышку «корпуса».

    Из горлышка разрезанной бутылки делаем «выхлопную трубу» и приклеиваем её к донышку

  27. Проверяем равновесие. Если конструкция перекашивается, выравниваем её с помощью вкручивания саморезов в лёгких местах.

    Проверяем равновесие и исправляем перекосы

  28. Красим наш самолёт.

    Красим наш самолёт

  29. Вставляем в корпус ручки вязальную спицу и забиваем её в деревянную ось.
  30. Ось вкапываем в землю.

    Вставляем в корпус ручки вязальную спицу и забиваем её в деревянную ось

Видео: изготовление флюгера-ветряка из пластиковых бутылок

Из фанеры

Фанера, несмотря на простоту обработки, отнюдь не лучший материал для флюгера. Пожалуй, она имеет самую низкую долговечность из всех материалов. Но можно устроить сеанс совместного труда с детьми — выпиливать лобзиком любят все. Выберем флюгер простейшей формы, для которого даже не обязателен лобзик — все линии прямые, и их можно пилить пилой.

  • токарный станок (про возможности);
  • пила-ножовка;
  • лобзик или электролобзик;
  • дрель;
  • набор напильников;
  • наждачная бумага;
  • маркер или карандаш;
  • кисти.

Требуемые материалы

  • фанера;
  • большой гвоздь;
  • деревянные круглые детали и брус 50х50х6000 мм для штока;
  • саморезы;
  • клей для дерева или любой другой универсальный;
  • пропитка;
  • лак или краска.
  1. Рисуем на листе бумаги схему деревянного флюгера-самолёта, состоящую из треугольников.

    Рисуем на листе бумаги схему деревянного флюгера-самолёта

  2. Вырезаем детали, кладём их на фанеру и обводим маркером.
  3. Аккуратно выпиливаем детали лобзиком или пилой.
  4. Обрабатываем края напильником.
  5. Ошкуриваем все детали.
  6. Пропитываем их гидрофобной пропиткой.
  7. Собираем наш самолёт на клей, даём высохнуть.
  8. Покрываем его лаком или краской.
  9. Определяем удобную длину штока: если флюгер будет на крыше, то длина меньше; если на земле — то больше.
  10. В штоке сверху сверлим отверстие и собираем все детали: круглую заготовку, самолёт, круглое навершие. Соединяем всю конструкцию крупным гвоздём. Наш флюгер готов.

    Флюгер-самолёт готов

Видео: собственноручное изготовление флюгера-самолёта с пропеллером

Декоративный металлический флюгер

Металлические флюгера могут быть двух типов — с выраженной пользой для дома (дефлекторы) и декоративные. Разумеется, проще создать декоративный флюгер.

  • сварочный аппарат;
  • болгарка с дисками по металлу и шлифовальными дисками;
  • электролобзик;
  • шлифовальная угловая машина (при необходимости её заменяет болгарка);
  • молотки;
  • плоскогубцы;
  • кусачки;
  • зубила;
  • набор напильников;
  • дрель с набором свёрл по металлу;
  • маркер;
  • кисти;
  • перчатки;
  • защитные очки для резки металла;
  • защитный щиток для сварки металла.
  • металлический лист (толщина — 2 миллиметра);
  • квадратная металлическая пластина (60х60 миллиметров, толщина — 12 миллиметров);
  • металлическая проволока (диаметр — 3 миллиметра);
  • стальная труба трёх разновидностей (диаметр — 15, 23 и 25 миллиметров);
  • медная труба (диаметр — 18 миллиметров);
  • стальная труба (диаметр — 60 миллиметров, отрезок длиной 50 миллиметров);
  • металлопрокат квадратный (пруток) 15х15 миллиметров;
  • металлопрокат круглый (диаметр — 12 миллиметров);
  • стальной шар или стальная сфера (диаметр — 80 миллиметров);
  • шарик (можно — из шарикоподшипника, диаметр — 15 миллиметров);
  • пропитка или олифа;
  • краска или кузбасс-лак.
  1. Из интернета скачиваем чертежи для лучшего понимания конструкции флюгера. Например, чертёж с поворотным механизмом и стрелой-противовесом.

    Чертёж с поворотным механизмом и стрелой-противовесом

  2. Так же легко в интернете находится любой рисунок.

    Рисунок петуха по квадратам

  3. Но мы можем и нарисовать его сами.

    Мы можем и нарисовать его сами

  4. Но мы выбрали фигурку кота. Для неё у нас есть все материалы.

    Мы выбрали фигурку кота

  5. Зажимаем металлический лист в струбцинах на верстаке.
  6. Вырезаем фигурку из бумаги, кладём на металлический лист и обводим маркером.
  7. Надеваем перчатки и защитный щиток или очки, чтобы уберечь глаза от стружек.
  8. Вырезаем контур электролобзиком.

    Вырезаем контур электролобзиком

  9. Убираем заусенцы по краям болгаркой, на которой стоит шлифовальный круг.

    Убираем заусенцы по краям болгаркой

  10. В труднодоступных местах (острые углы и вогнутости) придётся поработать широким напильником.

    Работаем широким напильником

  11. Крепим выпиленного кота струбцинами к верстаку и сверлим отверстия для носика, усиков и глазок. Для этого подойдёт сверло по металлу диаметром 15 миллиметров.

    Сверлим отверстия для носика, усиков и глазок

  12. Глазки делаем овальными, а все отверстия — гладкими с помощью напильников соответствующей формы.

    Отверстия делаем гладкими с помощью напильников соответствующей формы

  13. Проволоку рубим плоскогубцами на куски сантиметров по 10–15, концы загибаем буквой «Г». Короткие части должны быть примерно по 2 сантиметра.

    Проволоку рубим на куски сантиметров по 10–15

  14. Носик делаем из круглого металлопроката. Сошлифовываем соответствующую фаску, чтобы закруглить конец.

    Носик делаем из круглого металлопроката

  15. Можно совсем войти в состояние творческого восторга и сделать зубилом риски на конце носика, чтоб он был больше похож на кошачий.

    Делаем зубилом риски на конце носика

  16. Фиксируем металлопрокат и отрезаем болгаркой конец-носик так, чтобы можно было потом его приварить к заготовке.

    Фиксируем металлопрокат и отрезаем конец-носик

  17. Привариваем носик. Затем вставляем в отверстия усы и тоже их привариваем.

    Привариваем носик и усы

  18. С той стороны, где производилась сварка, шлифуем швы до достижения полной гладкости.

    Шлифуем швы до достижения полной гладкости

  19. Аналогично поступим и со стрелкой-противовесом: рисуем выкройку «оперения» и конца стрелы, переносим на металл, закрепляем его, выпиливаем лобзиком.

    Выкройку «оперения» и конца стрелы переносим на металл

  20. Режем квадратный металлопрокат (пруток). Нам нужны два отрезка.

    Режем квадратный металлопрокат

  21. К одному привариваем «оперение», к другому — конец стрелы. Сварку тщательно зашлифовываем.

    К одному отрезку привариваем «оперение», к другому — конец стрелы

  22. Делаем поворотный узел. Для этого сверлим два отверстия диаметром 13 миллиметров: в шаре (или сфере) и в квадратной пластине толщиной 12 миллиметров. Она будет «крышкой».

    Делаем поворотный узел

  23. «Крышку» привариваем к короткому отрезку (50 миллиметров) большой трубы (диаметр 60 миллиметров).

    «Крышку» привариваем к короткому отрезку большой трубы

  24. С противоположных сторон сферы (или шара) вырезаются углубления-«лыски» для лучшей фиксации торцов стрелы-противовеса.
  25. В шар (сферу) вставляем тонкую 15-миллиметровую трубу и привариваем.

    В шар (сферу) вставляем тонкую трубу и привариваем

  26. Затем эта конструкция сваривается с поворотным узлом.

    Конструкция сваривается с поворотным узлом

  27. Привариваем и обе части стрелы, стараясь соблюсти прямой угол между ними и поворотным механизмом.

    Привариваем обе части стрелы

  28. Отрисовываем необходимый вырез на лапке кота, чтобы хорошо закрепить и проварить его к сфере.

    Отрисовываем необходимый вырез на лапке кота

  29. Передние лапки крепим к сфере, а задние — к задней части стрелы.

    Передние лапки крепим к сфере

  30. Теперь нужно собрать поворотный механизм. Вот его детали.

    Все части поворотного механизма

  31. Опорой для шарика от подшипника будет кусочек круглого металлопроката (прутка). Он вставляется в конец 25-миллиметровой трубы и приваривается там.

    Опорой для шарика от подшипника будет кусочек круглого металлопроката

  32. Шарик обмазывается густой смазкой типа тосола и вкладывается в трубу. Поверх него вставляют трубку из меди, и уже в неё войдёт стержень, торчащий из поворотного механизма.

    Сборка поворотного механизма

  33. Собранный кот прекрасен. Его надо обработать олифой или иной пропиткой, покрасить эмалью и укрепить на крыше.

Видео: изготовление декоративного флюгера из металла своими руками

Флюгер-дефлектор

Теперь вы получили навыки работы с металлом и можете замахнуться на изготовление дефлектора — хотя это довольно сложная задача. Классический фабричный флюгер-дефлектор вообще слишком сложен для самостоятельного изготовления.

Классический готовый флюгер-дефлектор слишком сложен для самостоятельного изготовления

Но можно взять для изготовления модель попроще.

Более простая модель флюгера-дефлектора

Или тоже не очень сложную модель, соединяющую в себе функции дефлектора и декоративные.

Модель, соединяющая в себе функции дефлектора и декоративные

Установка флюгера

  1. Как мы уже выяснили, флюгер не обязательно должен быть установлен на крышу. Но всё же крыша, вернее, её конёк — самое традиционное для него место.
  2. Лучшая высота для флюгера, чтобы он хорошо показывал ветры — 10–12 метров от земли.
  3. Когда мы ставим флюгер с румбами, то нужно использовать компас, чтобы наилучшим образом его сориентировать по сторонам света.
  4. В наших широтах обязательно заземление, громоотвод, иначе все молнии будут «наши»: припаиваем или привариваем длинный изолированный провод к неподвижной части флюгера, а конец её закапываем в землю на глубину полтора — два метра.
  5. Оптимальное закрепление — за прочные и большие части крыши: например, к печной трубе.

    Флюгер-дефлектор на трубе

  6. Но часто хочется большей традиционности — закрепить флюгер в наивысшей точке кровли — на её коньке.

    Флюгер на коньке крыши

  7. И тогда для этого потребуются специальные устройства.

    Устройство для установки флюгера на крышу

  8. Мы в вышеизложенном примере сделали подшипниковый узел вращения; но есть и готовые приспособления с подшипниками для улучшения вращения флюгера, обычно они поставляются в комплекте с ним.

    Готовые приспособления с подшипниками для улучшения вращения флюгера

  9. Трущиеся детали необходимо обильно смазать консистентной смазкой.

Видео: установка готового флюгера на конёк крыши

Вы сделали свой флюгер! И у вас на крыше будет стоять уникальный металлический зверь, который будет оберегать ваш дом и указывать направление ветра.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *