Электрощит в гараже

Янв 2, 2020 Дом

Электрощит в гараже

Содержание

Как сделать электрощиток в гараж

Электрощиток, устанавливаемый в гараж, должен находиться в любом подобном помещении. Его необходимо иметь при сдаче объекта в эксплуатацию. Такой прибор должен отвечать определенным требованиям. При этом соблюдаются определенные ГОСТы. Именно в их требованиях стоит разобраться подробнее. Кроме того, можно без труда разобраться, как установить электрощиток в гараж своими руками.

Зачем устанавливать электрощиток

При монтаже такого устройства гараж становится полноценным помещением. За счет этого увеличивается его функциональность. При выборе электрощитка заранее продумывается планировка. Ведь при создании такой конструкции определяются объемы электроэнергии, которые будут потребляться. Для обеспечения удобства работы в гараже его делят на несколько зон:

  • Основная область – здесь будет находиться сам автомобиль.
  • Дополнительная зона, в которой размещают мастерскую и ремонтную яму. В таких комнатах хранят различный инструментарий.

К примеру, сварочное оборудование требуется многим автовладельцам, которые сами проводят ремонт своих транспортных средств. По этой причине электричество в гараже должно устанавливаться не только для освещения. Это требует монтажа качественного электрощитка.

Описание электрощитка

Электрощиток для гаража является эстетичной и удобной панелью, в которой располагается специальное оборудование. За счет его работы возможен прием тока и его распределение.

Внимание! Электрощитки для гаражей изготавливают из специальных материалов. Они оборудуются дверцей, которую обязательно следует запирать. При выходе из гаража электрощиток легко можно будет обесточить.

Основное освещение

Электрощиток в гараже может быть сделан многими автовладельцами. Однако это не означает, что при полном отсутствии знаний все работы будут выполнены правильно. Однако при наличии определенных знаний в проводке и соблюдении правильной последовательности работ цена электрощитка окажется небольшой.

Для создания качественной системы освещения необходимо оборудовать гараж минимум четырьмя источниками. Особенности создания основного освещения:

  • Лучше устанавливать лампы парами – с левой и правой стороны от машины.
  • Еще можно расположить источники свет сзади и спереди от машины. Зависит вариант размещения ламп от нужд автовладельца.
    ?Внимание! Важно провести проводку от электрощитка таким образом, чтобы каждый источник света имел отдельный выключатель.
  • Чтобы в подвале тоже присутствовало освещение, следует воспользоваться трансформатором. Необходимо, чтобы он распределял электричество в разные зоны подвального помещения.
  • Кроме трансформатора и различных приборов, следует повесить в гараже электросчетчик. Он должен выдерживать серьезные нагрузки.
  • К примеру, аппараты для сварки старого образца способы выдавать нагрузку 50 А. Это говорит о необходимости выбрать счетчик, способный выдерживать подобные нагрузки.

Внимание! Очень важно выбрать схему разводки, которая будет отвечать требованиям безопасности. Лучше использовать кабель с медной жилой.

Гаражный электрощиток представляет собой один из основных элементов системы электропитания гаража. С его помощью можно включать и выключать отдельные ветки.

Зарядные устройства

Лучше выбирать электрощиток, который можно подключать к зарядному прибору. Нередко в гаражах используется устройство для зарядки. Особенности таких электрощитков:

  • Он должен относиться к приборам силового вида. При отсутствии такой возможности электрощиток с зарядкой может быть подключен к трансформатору, отвечающему за подвал.
  • Электрощиток с зарядкой, выполненный своими руками, часто представляет собой устройство, которое следует выполнять по той же схеме, что и автотрансформатор ЛАТР 2. Он может работать только с нагрузкой 2 А. Мощность такого устройства составляет 500 Вт. При этом напряжение трансформатора не превышает 250 В.

Трансформатор, заводской или самодельный, который используется для зарядки аккумулятора имеет несколько преимуществ:

  • Развязка выполняется гальванической. В этом случае напряжение делят на первичное и вторичное.
  • Постоянное увеличение выходной силы электричества. Сам транформатор способен выдавать лишь 2 А. Именно поэтому его необходимо увеличить.

Работают трансформаторы типа Т-1 по следующему принципу:

  • Напряжение посредством трехполосного тумблера подается на выпрямитель ВД-1.
  • Затем оно стабилизируется. Проходя по тумблеру, напряжение подается на используемые клеммы.

  • Необходимо, чтобы силовой тумблер находился на выходе от тумблеров. С помощью этого устройства можно отключить подачу тока к клеммам в любой момент.
  • Клеммы, выводящие 12 В, нужны, чтобы обеспечить стабильность работы прибора и дополнительных двигателей, которые имеются в автомобиле.
  • Клеммы, способные выдавать 27 В, могут применяться не очень часто. С их помощью возможна одновременная зарядка нескольких аккумуляторов. На таких клеммах сила тока будет ниже, чем в случае с предыдущими.

Схема электрощитка в гараже при использовании трансформатора Т-1 имеет такие особенности:

  • К расположенным отдельно друг от друга выводам подсоединяется первичная обмотка. Они должны быть отделены от тех выводов, к которым ведется обмотка вторичного вида.
  • Выводы, соединенные со вторичной обмоткой, должны быть совмещены с магистралью, предназначенной для освещения подвала.
  • Кроме того, следует помнить, что вторичная обмотка трансформатора оборудуется выходом в 24 В. Такое условие является необходимым, поскольку система должна непрерывно обеспечиваться током силой в 15 В.
  • Сетевая нагрузка распределяется между клеммами двух видов.
  • Напряжение легко сделать нормальным с помощью особых диодов.

Внимание! Когда осуществляется соединение проводов в электрощитке, следует избегать скрутки. Для этого необходимо использовать специальные приспособления – клемники. За счет их применения обеспечивается надежность контактов.

Монтаж электрощитка

Самое простое решение – приобрести готовый электрощиток в гараж. Такие приборы уже отвечают всем требованиям. Однако следует знать, какое именно устройство подойдет для установки в своем гараже.

Они имеют множество отличий:

  • Электрощитки выполняются в нескольких вариантах. Они могут представлять собой закрытые короба или открытые панели. Зависит выбор таких электрощитков от предпочтений владельцы гаража.
  • В базовой комплектации такого оборудования имеется специальный счетчик электроэнергии.
  • Для каждого помещения необходимо подбирать индивидуальный счетчик в электрощиток.

Выбор электрощитков тоже имеет несколько тонкостей:

  • Внешне электрощиток представляет собой ящик с дверцей. Обычно он выполняется небольших размеров. В него встраивается выключатель входного варианта. Он нужен, чтобы имелась возможность в любую минуту обесточить определенную ветку сети.
  • В электрощите имеются предохранители и счетчик. Их должно быть столько же, сколько и разводок в гараже.
  • Довольно комфортно и безопасно устанавливать предохранители автоматического типа. В случае необходимости они обесточивают нужные ветки самостоятельно.
  • С установкой электрощитка редко возникают сложности. Обычно прибор крепится на металлическую платформу. Кроме того, существуют и альтернативные варианты. К примеру, в качестве платформы может использоваться плита из асбестоцемента.
  • Необходимо устанавливать электрощиток в гараже в месте, которое располагается рядом со входом в гараж.
  • Кроме того, необходимо оборудовать подход к электрощитку таким образом, чтобы он был максимально удобным. Лучше не ставить рядом с прибором громоздкие предметы и не складывать коробки.

Внимание! При соединении магистралей с разводками следует соблюдать все правила, которые имеются в инструкции по безопасности.

Собирать электрощиток требуется своими руками только в том случае, когда есть уверенность в собственной квалификации. При этом следует просмотреть несколько фото разводки и подключений в приборе. Затем можно начинать работы по установке. При отсутствии квалификации лучше купить готовый прибор. Однако при выборе изделия следует выполнять рекомендации, данные выше.

Выбор оборудования для прибора

Создавать проект электрощитка в гараже необходимо с построения списка необходимого оборудования. Все приборы, которые будут питаться от сети должны быть учтены:

  • система освещения;
  • вентиляция;
  • приборы бытового назначения;
  • различный электроинструмент;
  • сигнализация.

Когда список оборудования, которое будет использоваться в гараже, будет составлен, можно начать проект составления. Необходимо учесть, какой будет максимальный ток нагрузки. В некоторых случаях приходится отказываться от различных устройств.

Схема электрощитка

Когда будет выполняться построение сети, следует учесть, что каждый потребитель необходимо подсоединить через аппарат защиты. В щитке должны быть установлены автоматические выключатели. Кроме распределительных автоматов, следует установить вводный автомат. Его выбирают в зависимости от типа сети, от которой осуществляется питание. Если подведение проводки к гаражу осуществляется от однофазной сети, вводный автомат устанавливается на 220 В. В случае с трехфазным вариантом монтируют автомат на 380 В.

Выбирается тип сети в зависимости от потребностей владельцы гаража. К примеру, чтобы подключать сварочное оборудование промышленного типа, потребуется подводить трехфазную сеть.

Подбор предохранителей автоматического типа проводится согласно типу потребителей. Учитываются и их технические характеристики. В паспорте к определенным приборам указываются номинальный ток и напряжение. Ток отключения автомата должен превышать номинальный ток устройства.

Кроме обычных розеток бытового назначения, устанавливаются и дифференциальные автоматы. Другие потребители подсоединяются через простые предохранители. Если приемники входят в одну категорию, их можно подключать к общему автомату. К примеру, это касается системы освещения.

Из всех приборов, которые устанавливаются в гараже, аппарат для сварки представляет собой самого энергоемкого потребителя. По этой причине в случае необходимости его использования следует предусмотреть запас мощности.

Нередко бытовые розетки и освещение необходимо подключать через предохранитель на 16 А. Промышленные аппараты для сварки должны быть соединены с предохранительными автоматами не менее 50 А.

Опытные электрики ориентируются на данные расчетов. Следует учитывать и паспортные характеристики приборов. Кроме того, предусматривается минимум один автомат на 16 А для резерва. Чтобы вести учет электроэнергии, в электрощиток устанавливается счетчик.

Еще один важный момент проектирования – процесс заземления. Как прописано в ПУЭ, для установки в гаражах необходимо использовать систему TN. Необходимо изготавливать систему заземления из прутков диаметром 1,5 см. Они должны быть соединены при помощи стальной полосы.

Затем следует разобраться, каким будет корпус щитка. Может быть выбран открытый или закрытый ящик. Поскольку гараж представляет собой помещение, в котором постоянно присутствуют пары горючих жидкостей, лучше выбрать закрытый корпус. При этом его степень защиты должна быть не ниже IP20.

Сборка электрощитка в гараже

Чтобы собрать электрощиток в гараже, необходимо собрать такой инструментарий:

  • отвертки, плоскогубцы, молоток;
  • электродрель со сверлами;
  • саморезы и дюбеля.

Сначала ящик подготавливают к эксплуатации. Затем в электрощиток необходимо поместить счетчик и предохранительные автоматы. Все оборудование, которое будет расположено в ящике, следует соединить перемычками. Корпус электрощитка следует подключить к контуру заземления.

Теперь можно подготавливать место монтажа щитка. Его не следует размещать в отдаление от точки захода питающего кабеля. Электрощиток следует размещать не ниже, чем в 1,4 м от пола. Следует помнить, что подведение кабеля снаружи к гаражу осуществляется сотрудником службы электросети. Только потом можно начинать разводку электросети в самом гараже от электрощитка.

Сборка и установка щита в гараже. Часть 2

Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

Продолжаю статью про сборку щита для гаража и его установку.

Напомню, что в первой части пристальное внимание я уделил непосредственно самому щиту ЩРн серии «UNIVERSAL» от IEK на 24 модуля и подготовке к сборке схемы.

А теперь приступим к коммутации, о чем я Вам подробно и расскажу в данной статье.

Еще раз пробегусь по компоновке щита.

На верхней DIN-рейке установлены:

  1. Вводной автоматический выключатель ВА47-29 с номинальным током 25 (А) и характеристикой С
  2. Расцепитель максимального и минимального напряжения РММ47 (читайте о нем в отдельном и очень подробном обзоре с испытаниями)
  3. Однофазный электронный счетчик электрической энергии STAR 304/1 R2-5(60) прямого включения
  4. Цифровой вольтамперметр D52-2042 (читайте про технические характеристики и схему подключения)
  5. Вводное УЗО ВД1-63 с номинальным током 50 (А) и током утечки 30 (мА)

На нижней DIN-рейке установлены:

  1. Автоматический выключатель ВА47-29 с номинальным током 3 (А) и характеристикой С для питания вольтамперметра D52-2042
  2. Автоматический выключатель ВА47-29 с номинальным током 10 (А) и характеристикой В для линии освещения гаража
  3. Автоматический выключатель ВА47-29 с номинальным током 16 (А) и характеристикой В для розеточной линии гаража и дополнительной розетки в щите
  4. Розетка для DIN-рейки РАр10-3-ОПс

Сразу сделаю пояснения по УЗО.

Я уже говорил и повторюсь, что УЗО должно быть, по возможности, всегда на одну ступень выше по номинальному току, нежели номинальный ток, установленного перед ним автоматического выключателя. В нашем примере номинальный ток вводного автомата составляет 25 (А), а значит УЗО должно иметь номинальный ток не менее 32 (А). Таким образом, вводное УЗО у нас будет защищено от перегруза (сверхтока), как и требует от нас ПУЭ (п.7.1.75 и п.7.1.76). Но в наличии УЗО на 32 (А) и 40 (А) не было, поэтому было приобретено УЗО на 50 (А) с током утечки 30 (мА).

Определимся с маркой и сечением проводов для монтажа.

Согласно технических условий (ТУ) для гаража, вводной автомат имеет номинал 25 (А), а значит всю силовую коммутацию щита я буду выполнять медными проводами сечением 6 кв.мм.

Безусловно можно использовать сечение и 4 кв.мм, этого тоже будет вполне достаточно, но вдруг хозяин гаража в ближайшем будущем решит немного увеличить разрешенную мощность, согласовав и заменив вводной автомат с 25 (А) на 32 (А). Тогда ему не придется ничего переделывать в щите, кроме замены, непосредственно, вводного автомата. Так сказать, сделал ему небольшой запас для расширения мощности.

Для удобства монтажа я выбрал гибкий провод ПуГВ (по старому ПВ-3).

Коммутацию для питания вольтамперметра и щитовой розетки я буду выполнять тоже гибкими медными проводами ПуГВ, но только сечением 2,5 кв.мм.

Естественно, что при монтаже будет соблюдаться цветовая маркировка проводов: фазные проводники будут иметь белый цвет, нулевые — синий, а защитные проводники РЕ — желто-зеленый.

Коль у нас будет применен гибкий провод, то при подключении к устройствам и аппаратам защиты его концы необходимо опрессовывать. В качестве наконечников я буду применять одинарные и двойные втулочные НШВИ, а кое-где кольцевые изолированные НКИ, соответствующих размеров.

Немного об инструменте.

Для снятия изоляции я буду применять, уже известные Вам, клещи Книпекс 12 40 200, а для опрессовки втулочных наконечников — пресс-клещи СТК-02 и СТК-03 от КВТ с прямоугольной матрицей.

Сборка щита

Питающая фаза у нас будет приходить сразу на верхнюю клемму вводного автомата, а ноль — непосредственно на клемму (3) счетчика. Сразу же приложу схему щита, чтобы было более понятнее и нагляднее.

Начнем с фазы!

С нижней клеммы вводного автомата 25 (А) один проводник прокладываем на клемму (D2) расцепителя РММ47, а второй — на клемму (1) счетчика.

Напомню, что при подключении к счетчику необходимо использовать удлиненные наконечники порядка 15-17 (мм), либо воспользоваться методом удлинения более коротких наконечников, про который я Вам рассказывал в отдельной статье.

Затем с клеммы (2) счетчика прокладываем проводник через сквозное отверстие вольтамперметра и подключаем его на верхнюю клемму (1) вводного УЗО (по этому проводнику у нас будет осуществляться контроль величины тока нагрузки).

С нижней клеммы (2) вводного УЗО делаем перемычку на ряд отходящих групповых автоматов, установленных на нижней DIN-рейке. Эти все автоматы соединяем между собой с помощью однополюсной (однофазной) гребенки. Более подробнее про разновидности гребенок и их подключение я рассказывал в отдельной своей статье — вот знакомьтесь.

Отмеряем гребенку для подключения трех автоматов и обрезаем ее токоведущую часть (медную шинку).

Затем обрезаем пластик (корпус гребенки) необходимой длины и вставляем в него нашу подготовленную шинку.

С торцов гребенки устанавливаем пластиковые заглушки.

Получилась у меня вот такая вот маленькая гребеночка на три автомата.

Теперь прокладываем проводник от клеммы (2) УЗО до верхней клеммы автомата 16 (А) и подключаем его совместно с заранее установленной гребенкой. В этом случае, главное правильно прижать гребенку к клеммам автомата, чтобы не было перекосов.

Вид с обратной стороны.

Но лично я рекомендую Вам при подключении проводников к гребенке все же использовать не представленный выше способ, а раздельное подключение проводника и гребенки, например, применив соединительную гребенку типа Fork (вилка). Благо, что большинство современных автоматов уже имеют такую возможность.

Таким образом, проводник и гребенка у нас будут подключаться отдельными зажимами автомата и шанс каких-либо перекосов будет минимальным.

Еще вариант, это использование специальных клемм-соединителей при подключении проводника совместно гребенкой.

Теперь расключим все нули!

Питающий ноль будет приходить непосредственно на клемму (3) счетчика. С клеммы (4) счетчика делаем перемычку на верхнюю нулевую клемму (N) вводного УЗО. Отсюда же, нам нужно сделать перемычку на клемму (D1) расцепителя РММ47. Дело в том, что если ноль для расцепителя подключить после УЗО, то оно у нас будет ложно срабатывать, т.к. фазный проводник подключен перед УЗО (читайте статью про ошибки при подключении УЗО и дифавтоматов).

Теперь с нижней нулевой клеммы (N) вводного УЗО делаем перемычку на нулевую шину N. В качестве нулевой шины я выбрал верхнюю шину, а нижняя будет использоваться в качестве РЕ шины.

Несколько слов о нулевой шине.

Дело в том, что у того же щита серии PRIME сверху на держатели шин устанавливаются пластиковые заглушки (крышки), которые фиксируют шины в определенном месте держателя, т.е. есть возможность установить несколько шин на некотором расстоянии друг от друга и они не будут перемещаться внутри держателя. Это очень удобно!

В нашем же щите шина никак не фиксируется в держателе и свободно перемещается внутри него. Поэтому я решил закрепить шину с помощью двух винтов М4 непосредственно к основанию пластикового держателя. Кстати, там для этого даже имеются специальные отверстия и мне не пришлось сверлить их самостоятельно. Видимо, производитель именно такой метод крепления шин и имел ввиду, только вот винты в комплект не предусмотрел.

Теперь у нас шинка прочно закреплена в держателе и не перемещается внутри него, что нам и требуется!

Силовая часть щита собрана и теперь нам осталось подключить вольтамперметр и розетку щита.

С нижней клеммы первого автомата 3 (А) прокладываем фазный проводник на клемму (1) вольтметра, а на клемму (2) подключаем ноль с нашей нулевой шины N.

С нижней клеммы третьего автомата 16 (А) прокладываем фазный проводник на одну из клемм (слева) розетки, а также ноль — с нулевой шины N.

В домашних условиях решил заранее закрепить проводник для заземления дверцы, который шел в комплекте со щитом.

Здесь, кстати, имеется один нюанс, который категорично не хотят учитывать производители металлических щитов. В комплекте всегда идет перемычка, которая устанавливается для заземления дверцы щита. Но почему-то эту перемычку делают такой короткой, что хватает лишь до ближайшего болта заземления на корпусе щита! В принципе, так делать можно и в физическом смысле это не так уж и критично! Но согласно ПУЭ, заземлять каждый элемент нужно отдельным проводником, а значит с шины РЕ нужно прокладывать два отдельных проводника, один на дверцу, а другой на корпус щита.

Вот, в принципе, сборка щита и завершена!

Осталось только с шины РЕ проложить два проводника — для заземления розетки и корпуса щита. Но сделаю я это уже, непосредственно, на объекте.

Итак, приступим к установке настенного крепежного комплекта. Он идет в отдельном мешочке со всеми болтами, гаечками, шайбочками, а также с наклейками знаков безопасности и маркировки, проводником заземления и т.п.

Перейдем к установке крепежных зацепов.

Забегу вперед и отвечу на вопрос про опломбирование вводного автомата и расцепителя минимального и максимального напряжения РММ47.

Здесь есть три варианта.

Первый вариант — это установка вводного автомата и расцепителя в боксе типа КМПн. Про этот способ я очень подробно рассказывал в отдельной статье про способы пломбировки вводных автоматов.

Второй способ — это пломбы в виде наклеек на клеммы коммутационных аппаратов.

Третий способ — это опломбирование лицевой пластиковой панели щита, т.е. по сути, всего щита. Для реализации данного способа на пластиковой панели имеются специальные проушины для продергивания проволоки для пломбы.

А вдруг, со временем, Вы решите добавить дополнительные отходящие автоматы, дополнительные устройства автоматики или индикации?! А вдруг, какое-нибудь устройство выйдет из строя и его необходимо будет заменить?! К тому же периодически необходимо обслуживать щит, протягивать клеммы коммутационных аппаратов, нулевых шин и т.п.

В рассматриваемом варианте у Вас будет полностью закрыт доступ в щит и для осуществления вышеперечисленных манипуляций Вам каждый раз необходимо будет приглашать инспектора, срывать пломбу, составлять акт (), а после выполненных работ вновь производить опломбирование и причем оно будет для Вас уже не бесплатным, т.к. инициатива срыва пломбы изначально была Ваша.

Для моего примера в гараже третий способ, конечно же, не лучший вариант, тем не менее по своему опыту скажу, что есть некоторые ситуации, где целесообразно именно запломбировать полностью весь щит.

Вместо стандартных наклеек, которые шли в комплекте со щитом, я заранее приготовил свои собственные надписи.

Приклеил надписи на пластиковую панель с помощью двухстороннего скотча.

Получилось достаточно наглядно и аккуратно.

Установка щита

Вот так выглядел единственный автомат в гараже, к которому подключались все кабели. Кстати, это та самая легендарная «АПэшка».

Ввод в гараж выполнен в металлической трубе изолированным проводом с одинарной изоляцией. Не самый лучший вариант, но как мне сказали, то в скором времени вводы в каждый гараж будут заменять.

Новый щит будет установлен в этом же месте. Старый автомат я пока отключать не стал, а лишь снял его со стены и увел в сторону, чтобы была возможность подключить перфоратор, да и вообще было освещение в гараже для выполнения монтажных работ.

Сделал разметку, просверлил отверстия и закрепил новый щит к стене, конечно же используя при этом уровень. Кстати, тут же вспомнил, что в пластиковом щите серии PRIME был даже встроенный уровень.

В данном же случае я использовал, уже известный Вам, уровень электрика Stabila Pocket Electric. Он легкий, компактный и всегда находится при себе (в сумке с инструментом). Как видите, я использую его не только для установки розеток и выключателей, но и для щитов.

Хоть стены в гараже и не ровные, тем не менее щит должен стоять в правильном пространственном положении!

Затем сделал подготовку трассы под гофру, установив соответствующего диаметра клипсы! В эту гофру позже проложу вводные провода.

Пока еще в щите нет рамы, решил к корпусу щита подключить РЕ проводник, который в дальнейшем подключу на РЕ шину. Его удобнее подключать, когда в щите нет рамы!

А вот теперь можно смело устанавливать раму в щит. Еще раз убедился в преимуществе щитов со съемными рамами. Даже не представляю себе, как бы я единолично размечал и, устанавливал щит со всеми аппаратами защиты и прочими устройствами.

От РЕ шины проложил два проводника, один на розетку щита, а другой на корпус щита.

Завел в гофру вводные провода и подключил их в щите.

Электропроводка в гараже оставляет желать лучшего и в скором времени будет меняться. Ну а пока, для эстетики на старые кабели я одел гофру и завел их в щит.

По вольтамперметру наглядно видно, что напряжение в сети составляет 243 (В), а нагрузка 2,6 (А).

Теперь наклеим наши наклейки «Осторожно! Напряжение» и «Заземление».

В дальнейшем, на шину РЕ будет заведен заземляющий проводник от контура заземления (заземляющего устройства), который будет в скором времени смонтирован около гаража.

И вот уже окончательный вариант с установленной пластиковой панелью.

Хочу обратить внимание на то, что я не сразу заметил проставки для выламывания в углах пластиковой панели. А это как раз таки место для проводника заземления дверцы щита.

И уже по традиции, видео по материалам данной статьи:

ArthurCS ›
Blog ›
Электрощит для дачи/гаража — наглядно, просто, для всех

(Статья была написана моим сыном Qirex-RD для моего блога по просьбе моих читателей.)

В предыдущей статье по электрике (Автосервисная электрика — быстро, правильно, дешево) я показал как всё бюджетно но качественно сделал в 3-х фазной мелко-промышленной сети. После чего в комментариях пошли просьбы рассказать еще. Логично сделать это на примере квартирной/дачной/гаражной электрики. Ну собственно, вот оно…)))

Наступило лето и у многих встал вопрос с безопасным электроснабжением своих дач электричеством. А в чем собственно тут дело? Ну например в том что если это сделать неправильно, дача сгорит и хорошо если не с вами. Но тут есть нюанс…
Дачи в основном располагаются на землях СНТ, т. е. там где по определению нет никакого контроля ни за чем. Соответственно местные специалисты этот как правило безрукие алкаши. Так же СНТ это всегда заповедник ценового беспредела, где цены в 3 раза выше чем в столице России, а качество при этом разве что на уровне коровника (касается всего что связано со строительством). Т.к. эта статья непосредственно про электрощит, цен на проводку мы касаться не будем, а вот щита… Типовое что вы получите за 5000-7000р от местного электрика — три дешевых кое как прикрученных автомата, с гордым названием — электрощит (правильно — электроshit).

Т.е. это как раз тот случай когда лучше сделать самому чем доверить это непроверенному 3-м лицу, который называет себя электриком но по факту даже близко им не является. Тем самым все будет сделано гораздо качественней и надежней, а так же будут сэкономлены немалые деньги (фактически цена всего щитка!).

Как появилась эта статья

Знакомый видеоблогер под Ярославлем строит себе бюджетный мини-дом. Пытается прикидываться нищебродом, но у него плохо получается, то недешевые окна закажет, то на iEK щиток откажется собирать. Расточительный нищеброд короче.)))
В ходе строительства ему естественно понадобился простой однофазный электромонтаж. Найти наемных электриков он даже не пытался, поскольку заведомо в них разочаровался заглянув в чужие щитки, что к сожалению является вполне стандартной ситуацией для России вне зависимости от региона (90% электриков — быдло). В итоге он решил все делать сам, при этом не имея опыта и знаний. Естественно он обратился за советом ко мне. То что вы сейчас видите, по сути та инструкция которую я писал для него.
Для вас я покажу все это наглядно на тех же комплектующих, чтобы при желании вы могли легко собрать себе такой же.

!Все что вы делаете сами — вы делаете на свой страх и риск, отвечать за всё это только вам! Помните об электробезопасности (изучите в соответствующей литературе) и пользуйтесь здравым смыслом!

Техническое задание (ТЗ):

— высокая степень защиты и надежность
— простая и быстрая реализация (без спец инструмента)
— небольшой бюджет

Чтож, все более чем ясно, делаем!

Бокс:

Schneider Electric Easy 9 на 12 модулей. Качественный, дешевый, простой в работе, всё необходимое в комплекте.

Автоматы и УЗО:

Вводной — ABB SH202L C25
Свет — ABB SH202L C10
Розетки — ABB SH202L C16

Автоматы двухполюсные (2Р), токовая характеристика С. Номинал вводного автомата зависит от выделенной мощности для вашего подвода, а так же от несущей способности вашего вводного кабеля (от столба). В щите что тут на фото — 25 ампер.
При условии что провода качественные (ВВГнг-LS либо NYM): розетки — 2.5мм2, свет — 1.5мм2.
Автоматы на розеточные группы — строго 16А. Автоматы на световые группы — 6-10А (в данном случаи 10А). Количество линии в соответствии с вашими потребностями.

УЗО — ABB FH202 AC-25/0,03

Электромеханическое УЗО тип АС, срабатывание по току утечки — 30ма. Мощность УЗО в соответствии с рекомендациями АББ, номиналом вводного автомата или выше — 25А в данном случае. Тот факт что оно электромеханическое, позволяет подключать его с любой стороны и без соблюдения фазировки.

Гребенки для соединений:

ABB PSH 2/12 (“родные» для этой линейки автоматики). Это двухмодульные гребенки, которые соединяют как фазовый так и нулевой полюс автомата. Для этого щита потребуется две штуки.
На фото я использовал более продвинутые ABB PS 2/12, ибо они маркированы по фазно и будут наглядней для вас.

!Внимание!

Автоматика ABB серий SH/FH – возможно самая подделываемая на рынке России. Покупать такую можно только и исключительно в крупных специализированных электро магазинах (никаких рынков!).

Данная сборка продемонстрирована именно на автоматике АББ. При использовании какой-либо другой автоматики сборка и конфигурация может/будет отличаться.

Сборка.

Устанавливаем автоматы на дин-рейку, и отмеряем нужные длинны гребенок.

Укорачивание гребенок это единственный «сложный» процесс в данном щите. Это лучше не делать в собранном виде, ибо медная стружка забьется в щели в самой гребенке, что может в последствии вызвать короткое замыкание. Посему резать их лучше в разобранном виде, вынув из них медные токоведущие части, с последующим удалением всех стружек, чтобы они в частности не попали а автоматы.

Чтобы вынуть медь, достаточно просто сдвинуть ее вбок, предварительно запомнив как оно стояло (сфотайте на телефон). Пилить/резать все это лучше всего мелким ножовочным полотном по металлу.

Как нарезали и почистили от стружки, ставите обратно медные шины и устанавливаете гребенки так чтобы они соединили вводной автомат и узо, а далее узо с остальными автоматами.
У узо есть соответствующие гнезда для гребенки, туда ее и запихиваете, тогда как у этих автоматов один ввод, ошибаться тут негде.

Лишь следите за тем что каждый шип гребенки зашел именно между контактом и прижимной скобой автомата, а не под прижимную скобу (такое бывает когда болты автомата закручены до того как в него что-то вставили).

Zoom

Заземляющую шину забыл сфотографировать, она входит в комплект щита. Она есть на фото ниже, где схожий щит собран на дешевых компонентах IEK.

Если вы взяли ящик с запасом (для дальнейшего расширения), то хорошим завершающим штрихом являются удержатели модулей, будь то дорогие и крутые Entrelec (АBB, серые), или дешевые iEK (металлические блестящие). В данном случае нужды в них нет.

Плотно затяните все болты и… готово!

Осталось только промаркировать всё удобным способом и поставить в дом/гараж, подключить к нему ввод (лучше при помощи электрика) и отходящие линии.

Соответствует ли это ТЗ?

Высокая степень защиты и надежность.

Да, однозначно.

Благодаря 2Р автоматам данный щит не фазирован. Можно сколько угодно путать ноль и фазу местами, как на вводе так и на выводе — защите без разницы. Именно по этому и была выбрана такая схема, в ней невозможно ошибиться.

Щит имеет адекватные номиналы для отводящих линий, что обеспечит их защиту от кз и перегрузки.

В щите присутствует надежное групповое электромеханическое УЗО, которое обеспечивает как противопожарную функцию так и защиту от поражения электрическим током при косвенном прикосновении (тип АС) — т. е. от поражения электрическим током при прямом прикосновении к фазовому проводу/контакту. Смертельные нарушения работы сердца наступают как правило после 50ма тока при напряжении 220/230 вольт, так что с УЗО с током срабатывания 30ма шансы выжать в значительной степени увеличиваются.

Т.к. после узо стоят именно 2Р автоматы, в случаи утечки тока по одной из линий (т. е. срабатывание узо) очень легко диагностировать где именно утечка, путем последовательного включения/отключения автоматов с целью поиска неисправности. Это опять же одна из причин по которой выбраны именно 2Р автоматы. Со стандартными 1Р так не получится.

Благодаря использованию оригинальных гребенок с большой контактной площадью, никаких проблем с контактом быть не может (если конечно не забыть их затянуть!). Большая площадь проводника (10мм2) позволяет использовать гребенки до токов вплоть до 63А.

Простая и быстрая реализация (без спец инструмента).

У меня самого есть весь необходимый базовый инструмент, посему я могу собирать что угодно и как угодно.

Но так отнюдь не у всех, и именно по этому я и выбрал такой способ расключения. Для сборки представленного щита нужны лишь эти два инструмента: отвертка на крест и ножовка по металу. Минимальней не бывает! 🙂

Так что ДА, простая и быстрая реализация.

Небольшой бюджет.

Да, ибо тут использовался дешевый бокс и недорогая автоматика АББ серии SH и FH. Все надежное и необходимые функции выполняет, а значит и тут успех. 2Р соединительные гребенки хоть и не дешевые, но зато на все 100% себя оправдывают когда речь заходит о безопасности а так же удобстве в работе.

В зависимости от региона России (где вы все это будете покупать), такой щит обойдется в районе 5000р, что очень адекватно для вещи которая способна защищать вас и ваше имущество 20+ лет.

Совсем нет денег?

Тогда тоже самое, но вот так, и при этом моножилой если вам нечем обжать НШВИ наконечники на мягкие ПуГВ провода.

Итог:

Вот и получился простой но надежный и качественный щиток. Если хотя бы такой был в каждом доме России, пожаров и смертей из-за неисправностей в электропроводке было бы в 10-ки раз меньше. Если у вас уже имеется некая проводка, но нет ее надежной защиты, имеет смысл этим озаботится в кратчайшие сроки. Естественно лучше найти опытного электрика, но если с этим никак, все что выше вам поможет.

Что можно улучшить/добавить? Из недорогих но нужных опций — реле напряжения. Это я продемонстрирую на примере квартирного щита в следующих статьях.

Видео с реализацией:

Для наглядности процесса сборки, можете посмотреть это видео. Это щиток как раз для того домика из-за которого все это и было написано. Щиток там точно такой же с поправкой на: размер бокса (18 модулей) вводной номинал (32А), мощности УЗО (40А) и количеством отводящих линий (5 а не 4), вот оно в реальной жизни…

А как же гараж?

Да легко, он и в гараж великолепно встанет. Единственное что лучше тогда заменить — бокс на тот что со степенью защиты IP55-65. Примеры — ABB Mistral 65, Schneider Electric Kaedra IP65, или бюджетный IEK КМПн IP55.

Гараж — суверенная территория автовладельца, которую практически никто, кроме него, не посещает. Тем не менее важно, чтобы электропроводка в нем была функциональной, безопасной и долговечной. Эстетика же в данном случае отступает на второй план.

Допустим, в Вашем дворе уже красуется свежепостроенный гараж, и теперь дело за его обустройством. Не спешите закупать провода, розетки и светильники. Начните с главного: с составления схемы электромонтажа и распределительного щитка. Принципиально это то же проектирование электросетей, что и для жилого помещения, но с некоторыми специфическими поправками и нюансами. О них-то мы и поговорим.

Причем установка электрощитка — как вишенка на торте, проводится уже в завершение ряда подготовительных работ. Причем чем внимательнее и ответственнее Вы выполните первые этапы оборудования гаражной электропроводки, тем проще и правильнее пройдет монтаж распределительного бокса. В свое время мне помогли выбрать электрощиток в Аксиом-Плюс на сайте https://axiomplus.com.ua/modulnye-schity/. Я же сегодня поделюсь своим опытом с Вами.

Правильное начало половина дела, или определяем цели

Для начала придется подумать над несколькими вопросами. Первый и основной: целевое назначение гаража. Поверьте — от него значительно зависит диапазон необходимого оборудования и «начинка» в электрическом щитке.

Как правило, гараж строят исключительно для хранения автомобиля, но в некоторых случаях еще и как мастерскую, в которой, например, столярничают или включают сварку. Для выполнения различных задач актуально принципиально разное оборудование. Что, соответственно, вносит коррективы в проводку.

Допустим, первый вариант: гараж как место парковки автомобиля и при необходимости проведения мелкого ремонта. Здесь нет потребности в большом количестве точек подключения техники (в том числе особенно мощной), ярких лампах. Но и слишком аскетичный подход не вариант, полутемный гараж еще никому не добавлял удобства. Потому пригодятся минимум пара светильников и несколько розеток (часто группа возле входа и над верстаком или возле стеллажей).

Во втором случае рассматривайте потребности в розетках и освещении индивидуально, всего должно быть в достаточном количестве для удобного выполнения запланированных работ. Допустим, время от времени Вы планируете пользоваться сварочным аппаратом. Тогда предусмотрите отдельный электрический контур для него с отдельным автоматическим выключателем категории D (для электродвигателей). Как самостоятельно рассчитывать номиналы необходимых автоматов (чтобы купить правильные или проверить электрика), мы обязательно рассмотрим в статье ниже.

Не забудьте про освещение смотровой ямы и/или погреба, если таковые предусмотрены как часть гаража.

Для этих участков целесообразно приобрести специальные противоударные светильники с крюком для подвеса — например, серии УП-1Р от IEK. Внимание: если влажность в яме высокая, ставьте низковольтные плюс понижающий трансформатор. Безопасность на первом месте.

Т.е., на подготовительном этапе определите свои потребности. А дальше действовать придется по тому же принципу, что и для жилых помещений, но с рядом поправок. Одна из основных — способ монтажа электропроводки.

Почему накладной монтаж рациональнее

Организуя электросеть в квартире или коттедже, мы, не задумываясь, прокладываем кабель скрытым способом в поверхностях стен, по потолку или в полу. Потому что эстетично, безопасно и на десятилетия.

Другое дело гараж. Здесь намного чаще применяют накладной монтаж. И это главное отличие от домашней электропроводки. Почему в гараже лучше делать проводку наружным способом:

  • проведение всех работ несоизмеримо проще и быстрее;
  • удобнее в обслуживании и модернизации;
  • высокая ремонтопригодность (при прокладывании проводов внутри стен при возникновении проблем придется их вскрывать);
  • для металлических гаражей вообще единственно возможный вариант.

Потому сразу отметьте себе, что в работе не обойтись без:

  • кабель-каналов или труб (пластиковых жестких негорючих), с помощью которых получится надежно спрятать провода. Причем трубы проще монтировать, они жесткие, крепкие, со всех сторон закрытые — одни плюсы;
  • розеток и выключателей накладного монтажа (обратите внимание также на влагозащищенность, ищите не ниже IP44, а если предполагаете периодически мыть машину внутри помещения, то и все IP66 — такие представлены, например, у бренда Legrand в серии Plexo);
  • накладного же распределительного щитка (требования к нему мы подробно распишем ниже).

Тем не менее, часть автовладельцев предпочитают более основательный внутренний монтаж, когда кабель прокладывается по подготовленным штробам (глубиной до 20мм, шириной под размер кабеля). Для крепления проводов внутри проштробленных канавок применяются скобы, лучше металлические, но между ними и проводом кладется резиновая прокладка. Шаг между креплениями 0,4-0,6м при горизонтальном прокладывании и 0,3-0,4м при вертикальном. Применяют также алебастр, если кабель укладывается без рукава. Нужно выполнить этот массив работ до чистовой отделки. Вам понадобится:

  • перфоратор или дрель,
  • молоток, зубило, набор отверток, плоскогубцы,
  • дюбеля, шурупы,
  • рулетка.

Крайне желательно, чтобы рукоятки всех ручных инструментов были прорезинены. В противном случае (голый пластик) оберните их несколькими слоями изоленты. И в любом случае Вам пригодится строительный (малярный) карандаш — чтобы наметить линии электрических контуров «вживую».

Рисуем кабельные линии: от розеток и выключателей до щитка

Чтобы начертить план разводки, определите точки размещения ее элементов.

Начнем с самого электрощитка. Его корпус размещается на стене возле входа вводного кабеля. Лучше возле въездных ворот или входных дверей, по правую или левую руку от них, кому как удобнее. Высота монтажа не менее 1400-1500мм от уровня пола до нижнего края бокса — примерно на уровне глаз.

Дальше отметьте точки размещения светильников, розеток и выключателей. И от них ведите прямые линии по полу или потолку к месту размещения ящика. Так все контуры электропроводки соберутся возле будущего электрощитка. Там каждую линию подпишите — что именно она питает. На этом этапе как нельзя кстати перейти к вычислению необходимого сечения проводов.

Подбираем сечение меди

Привычные рекомендации по подбору кабелей и автоматических выключателей на контур выглядят так:

  1. освещение — кабель сечением 1,5мм2, автомат 10А,
  2. розетки — кабель 2,5мм2, автомат 16А.

Можно и так, но лучше найти и использовать резервы и сэкономить, нисколько не потеряв в качестве и надежности. К тому же это легко.

Рационализируем линии освещения

Вряд ли Вы поставите в свеженький гараж раритетные и весьма прожорливые лампы накаливания. Скорее всего, свет в помещении будут давать светодиодные светильники. Они же — сверхэкономичные и маломощные.

Практичным выбором станут длинные линейные светильники (с маркировкой ЛПП) с IP44. Они прочные, долговечные и простые в монтаже, крепятся винтами или шурупами. Выбирайте модели длиной около 1-1,2 метра.

Эта упрощенная формула выведена на практике и вдоль и поперек доказана электромонтажниками, а разница с научно обоснованными вычислениями находится в пределах статистической погрешности.

Заодно не мешает проверить уровень освещенности

Это сделать несложно, зная площадь помещения и технические показатели светильников. Так, стандартные габариты частного гаража 4×6 метров при высоте 2,5 метра, т.е. его площадь составляет 24м2.

Простой расчет количества светильников состоит из двух шагов:

  1. вычисление требуемого светового потока;
  2. вычисление требуемого количества ламп.

Необходимая величина светового потока в люменах (Лм) рассчитывается с помощью формулы

Световой поток = N×S×H, где:

  • N — норма освещенности рабочих поверхностей согласно ДБН В.2.5-28-2006 (для нашего примера возьмем 200 люкс (Лк), так как для складских помещений стандартом рекомендовано от 50 до 400Лк, а при отсутствии необходимости в сверхточных зрительных работах значения 200Лк вполне достаточно),
  • S — площадь помещения (в м2),
  • H — поправочный коэффициент на высоту потолков (для 2,5-2,7м равен 1,0).

Итак: световой поток = 200Лк×24м2×1 = 4800Лм. У выбранных нами для примера светильников световой поток составляет 2400Лм. Их необходимое количество: 4800/2400 = 2шт.

Вывод — мы правильно выбрали и сами источники света, и их количество.

Переходим к кабелю для розеток

По тому же принципу проверим потребность в сечении 2,5мм2. Бытовые розетки накладного монтажа рассчитаны максимально на 16А. Это 3,5кВт мощности подключаемой техники: U = I×R = 16×220 = 3500Вт.

Сечения кабельных линий определили, маршруты контуров проложили, каждый промаркировали, метраж подсчитали — пора приступать к формированию наполнения щитка.

Замеряя необходимую длину проводов, обязательно предусмотрите запас по 1-1,5 метра для каждого контура для выполнения монтажа внутри электрощита. Не забудьте учесть необходимость в «хвостах» заранее, так как нарастить потом слишком сложно технически.

Рассчитываем наполнение электрощитка

Чтобы гаражная электропроводка была надежной и безопасной, не обойтись без нескольких специальных устройств защиты. Здесь охватим как обязательные к установке, так и очень желательные.

Must have — автоматические выключатели и УЗО

Первое: Автоматические выключатели (АВ) ставятся на каждый контур плюс обязательно вводный (полностью обесточит гараж в одно касание).

Зная максимальную нагрузку проводов, подбираем каждый автомат по номиналу. Главный принцип: или равного номинала, или ближайшего в сторону увеличения. Т.е., на линию в 16А ставьте автомат ровно на 16А, а на контур для электроконвектора в 1,5кВт (1500/220 = 6,8А) возьмите автомат на 8А. «Запас» не делайте, через номиналы не перескакивайте, иначе в случае аварийной ситуации автомат не успеет сработать адекватно, обесточив линию до критического ее перегрева.

В специализированных магазинах электротехники легко подобрать автоматы любых номиналов (здесь, например, от минимальных 0,5А). Это пригодится, в частности, для защиты осветительной линии — двух наших 32Вт-ных LED-светильников:

64Вт/220В = 0,29А — автоматический выключатель на 0,5А будет как нельзя более кстати.

Обратите внимание: если на розетки провод лежит большего сечения, чем нагрузка по факту, подбирайте автомат конкретно по мощности подключенного в нее электроприбора.

Второе: УЗО (устройство защитного отключения) необходимо хотя бы в единственном экземпляре как противопожарная защита. Можно применить с чувствительностью к току утечки как на 100, так и на 30мА — от пожара любое защитит. Но второй вариант также убережет Вас от возможного удара током утечки (если где-то замкнуло, перетерся и начал греться провод, или перегрузили дешевый некачественный китайский удлинитель).

Что желательно добавить в комплектацию

  1. Реле напряжения. Вы порадуетесь своей предусмотрительности, когда переживете без последствий для гаражной электросети и подключенной техники любые скачки напряжения. Какого номинала? Просто определите суммарную мощность энергопотребления в гараже. Например, у Вас получилось 5кВт. Тогда: I = U/R = 5000Вт/220В = 22,7А. Обратите внимание, что модели ближайшего номинала (25А) занимают 3 модуля на DIN-рейке (посмотреть удобно здесь).
  2. Разрядник как молниезащита. Не пренебрегайте недорогим и эффективным модульным устройством, ведь грозовой разряд может ударить везде, где проходят провода. Хоть в столб в полукилометре от гаража, а волна дойдет и до Вашего имущества.

Стоит задуматься: рубильник вместо вводного автомата

Главная функция рубильника — ручное включение/отключение электрической линии. Горячо рекомендуется к применению, когда предполагается частое регулярное отключение напряжения. Да, сделать это можно не менее успешно с помощью вводного автоматического выключателя. Но нецелесообразно так применять более сложную и чувствительную автоматику с несоизмеримо меньшим количеством циклов коммутации. Рубильники не защищают от токов КЗ и токов перегрузки, но клацать ими можно до бесконечности, в отличие от автоматов. Плюс в хороших моделях рубильника есть дугогасительная камера, предотвращающая искрение.

Пример простейшего набора для гаражного щитка

Если гараж построили только для хранения автомобиля, схема электропроводки и щитка максимально простая. Уложитесь в минимальный набор модульных устройств:

  • УЗО вводное;
  • вводный автоматический выключатель;
  • автоматический выключатель на освещение;
  • автоматический выключатель на розетки;
  • реле напряжения (опционально),
  • разрядник (опционально).

Чаще всего для такого базового набора достаточно небольшого бокса на 9-12 модулей.

Выбираем электрощиток

Вопрос выбора самого корпуса не менее важен. Здесь придется учесть несколько моментов.

  1. Посчитали необходимое количество модулей? Не покупайте размером «в обрез», обязательно предусмотрите на DIN-рейке запас. Вполне возможно, электросеть в будущем будет чем-то доукомплектовываться (например, дополнительным автоматом, реле или таймером), потому взять «на вырост» оправданное решение. Не скупитесь на кажущиеся лишними габаритные размеры — в просторном щитке и подключение модульных устройств выполнить значительно проще.
  2. По техническим характеристикам и модификации: выбирайте среди накладных моделей. Встраивать щиток в гаражную стену нерационально и сложно. По материалу это может быть и металлический, и пластиковый — при правильно выбранной степени влагозащищенности (об чем тоже скажем ниже) оба варианта эксплуатируются нормально. Но металлический все-таки предпочтительнее для установки в техническом помещении, так как его тяжелее случайно повредить механическим путем.
  3. Поправка на условия эксплуатации:
    • если просто сухой гараж, то подойдет любой приличный щиток средней ценовой категории;
    • если влажно (а эти помещения частенько довольно сырые), ориентируйтесь на значение пылевлагозащиты не ниже IP44;
    • время от времени будет откровенно мокро (допустим, планируете мыть автомобиль прямо в гараже)? — выбирайте с IP65 (обеспечена защита от падающих со всех направлений струй воды);
    • планируется применение химических веществ? — тогда устойчивый к агрессивным воздействиям, такие представлены, например, у Spelsberg или у Hager (в серии Orion);
    • щиток вообще будет размещаться снаружи (так часто ставят в гаражном кооперативе, чтобы у электрика в случае необходимости было доступ к автоматам) — также с самой высокой степенью защиты от пыли и влаги.

Отдельно скажем о качестве. В гараж можно выбрать недорогую модель, без дизайнерских зеркальных дверей или рамки под постер (представьте себе, такие представлены у немецких производителей и очень круто выглядят в современных жилых интерьерах). Однако не искушайтесь и самыми дешевыми ноунейм боксами. Трудно не заметить, насколько у них тонкие стенки (они запросто деформируются еще на этапе монтажа), плюс вероятны зазоры толщиной в полпальца и заметный люфт — какая уж тут влагозащищенность.

Установка копеечных, откровенно сомнительного качества щитков оправдана лишь в одном варианте — на стройках. И то только в качестве временного варианта с последующей утилизацией (все равно на них останутся следы проделанной работы в виде остатков краски и цемента) и заменой на нормального качества боксы.

Для гаража изначально выбирайте достойное качество от проверенных брендов (если и китайского производства, то заводского, с сертификатами соответствия и гарантией). Все-таки это элемент электропроводки, в котором хранятся важные устройства защиты. Пусть сам ящик будет прочный, крепкий и долговечный, с удобной эргономичной защелкой. Крепить его придется дюбелями непосредственно к основе стены (не на штукатурку).

Важно: если не чувствуете 100% уверенности в собственных силах и полном понимании процесса, поручите работу по сборке щитка профессиональному электромонтажнику, плюс никто не мешает принимать активное участие в обсуждении его наполнения.

Самые распространенные ошибки

Чего следует избегать при планировании и проведении работ:

  1. усложнять задачу, выполняя проводку скрытым способом монтажа — не совсем ошибка, но подумайте дважды, действительно ли это целесообразно;
  2. неверно выбрать степень влагозащиты для узлов проводки (больше можно, меньше нельзя — опасно);
  3. забыть о необходимом для монтажа запасе кабеля возле щитка (1-1,5 метра на каждый);
  4. не предусмотреть запасные места на DIN-рейке — после, в случае возникшей необходимости, «нарастить» емкость уже не получится.

Главное об электропроводке и распределительном щитке в частном гараже

В целях обеспечения высокого уровня безопасности имущества и здоровья автовладельца, проектируйте проводку и сборку щитка в гараже с не меньшим вниманием, чем домашнюю, несмотря на кажущуюся простоту работ.

Основные принципы проектирования схемы гаражной электропроводки и распределительного щитка идентичны тому, как это происходит в жилых помещениях. Рассчитывается кабель (сечение и метраж), каждый контур доводится до электрощитка. Щиток обязательно комплектуется автоматами, вводным УЗО, желательно также реле напряжения и разрядником (от молнии). В ряде случаев удобно поставить рубильник.

Главное отличие в способе монтажа электропроводки. Здесь рациональнее применять накладной монтаж с помощью кабель-каналов или (еще лучше) труб. Это проще, быстрее (3 метра трубы крепится парой-тройкой болтов за 2 минуты), экономнее и, к тому же, гарантирует высокую степень ремонтопригодности.

Благодарю за помощь в подготовке материала специалистов компании «АксиомПлюс».

Как правильно собрать в гараже электрощиток своими руками, схема подключения и требования безопасности

Любое гаражное помещение должно оснащаться электрической энергией. Именно поэтому приходится своими руками в гараже устанавливать электрощиток и подключать к нему проводку. Однако перед монтажом такого прибора надо разобраться с главными особенностями его установки.

Для чего необходим электрощиток и что надо предусмотреть

Прежде чем оснащать помещение электричеством, придется определить, для чего их устанавливают. Выделяют несколько разновидностей приборов, которые имеют разное предназначение. К ним относят:

  • Устройства вводно-распределительного типа. Такие модели устанавливаются, если надо принять электрическую энергию от сети или трансформатора. Оборудование оснащено приборами, которые отвечают за подсчет расходованного электричества, и дополнительными защитными панелями.
  • Распределительный щиток. По своим функциональным возможностям устройство напоминает предыдущую модель. Однако оно более функциональное, так как в нем устанавливаются элементы учета израсходованной энергии и приборы для контролирования работоспособности щитка.
  • Щит резервного типа. В приборе имеются специальные компоненты, которые при серьезных авариях на линии переключаются на резервные источники электроэнергии.
  • Обогревательный. Используют для подключения оборудования, которое отвечает за обогрев и освещение помещения.

Что собой представляет электрощиток

Распределительный электрощит — небольшая панель, которая используется для установки оборудования, отвечающего за оснащение помещения электричеством. Многие считают такие устройства очень удобными, так как в них можно установить все необходимые рубильники и электротехнические механизмы. Это упрощает отключение гаражного помещения от электричества, так как для этого достаточно воспользоваться несколькими рычажками.

При изготовлении щитов пользуются легкими материалами, которые упрощают их установку в гараже. Большинство моделей оснащается специальными защитными дверцами, которые замыкаются на ключ. Они помогают предотвратить случайный контакт с оборудованием, находящимся внутри. Некоторые современные модели имеют дверцы, которые закрываются герметично. Это защитит распределительный щит от осадков, если он установлен снаружи гаража.

Основное освещение помещения гаража

Часто распределительные щиты устанавливают в гаражах для организации освещения. Сделать это несложно, и поэтому каждый автовладелец сможет выполнить такую работу самостоятельно. Однако перед этим лучше ознакомиться с основными рекомендациями, которые помогут правильно организовать освещение.

Выделяют несколько особенностей обустройства гаражного освещения, с которыми должен ознакомиться каждый:

  • чтобы система освещения была качественной, в помещении устанавливают не меньше четырех источников света;
  • лампы устанавливаются попарно — слева и справа от места, где будет стоять автомобиль;
  • чтобы свет внутри был ярче, дополнительно устанавливают лампочки в передней и задней части гаража;
  • распределительный щиток с электрическим оборудованием устанавливают по центру одной из боковых стен, чтобы было проще прокладывать проводку;
  • если в гараже регулярно пользуются сварочными аппаратами или другими похожими устройствами, придется устанавливать щитки, которые выдержат нагрузку в 50 А;
  • при работе лучше пользоваться кабелем, оснащенным медной жилой, так как она защищена от возгорания и отвечает всем требованиям безопасности.

Опытные автомобилисты рекомендуют устанавливать модели щитов, к которым можно подключать зарядное устройство для подзарядки автомобильного аккумулятора. К особенностям таких распределительных щитков относят следующее:

  • Они должны быть силового типа, так как такое оборудование может правильно работать с зарядными приборами.
  • Необходимо выбирать щиты, работающие с нагрузкой 2 А. Этого достаточно, чтобы обеспечить стабильное напряжение в 220-250 В.
  • При установке электрического щита и распределении по помещению проводки придется следить за тем, чтобы не было скрутки. Специалисты советуют пользоваться клемниками, которые не только предотвратят появление скруток в проводке, но и сделают контактные соединения более надежными.

Среди преимуществ трансформаторов, которые могут работать с зарядками, выделяют:

  • Возможность использования гальванического типа развязки. Это позволяет разделить напряжение в сети на вторичное и первичное.
  • Увеличение выходной мощности при серьезных нагрузках. При подключении зарядных приборов трансформатор увеличивает мощность.

Техника безопасности перед началом работ

Прежде чем приступить к установке электрощита, надо ознакомиться с техникой безопасности, которая в разы снизит риск травмирования электротоком. При работе с электрической сетью придерживаются следующих правил:

  • Обязательная проверка электрощитка на наличие повреждений и других дефектов. Все электроприборы разрабатываются с учетом того, что они будут осторожно использоваться. Поэтому перед применением проверяют целостность изоляционных элементов и корпуса. Щитом с дефектами пользоваться нельзя, так как он может быть очень опасным.
  • Очистка помещения от емкостей с водой. Электрическое оборудование не должно находиться рядом с жидкостью, так как она хорошо проводит ток. Также нельзя работать с приборами мокрыми руками.
  • Ознакомление с инструкцией. Перед работой с любым электроприбором надо ознакомиться с его инструкцией, в которой описаны основные особенности его использования.
  • Нельзя одновременно прикасаться к отопительным батареям и электрическим щиткам.
  • Специалисты не советуют перегружать электрощиток и подключать к нему много устройств, так как это приведет к перегрузке сети и ее замыканию.

Монтаж

Монтаж электрического щита требует определенных навыков и поэтому надо заранее ознакомиться, как его устанавливать. Это поможет правильно выполнить монтажные работы. Установка оборудования осуществляется в три последовательных этапа:

  • Крепление корпуса. Выбор способа установки зависит от типа проводки в гаражном помещении. Если она открытая, придется пользоваться навесным методом, при котором щит прикрепляют к стене шурупами на высоте 80-90 сантиметров. Если проводка скрыта, в стене делается специальная полость, в которую помещают щиток.
  • Подсоединение счетчика. После установки корпуса щитка приступают к подключению счетчика. Большинство сетевых компаний настаивают на том, чтобы устройство подсоединяли к сети напрямую. Это предотвратит воровство электричества. Подключить счетчик можно самостоятельно или же воспользоваться услугами специалистов.
  • Установка автоматов. Их подключают к щитку, чтобы можно было самостоятельно отсоединять отдельные электрические линии.

Некоторые специалисты рекомендуют перед установкой прибора ознакомиться с перечнем оборудования, которое может к нему подключаться. Щит отвечает за работу следующего оборудования:

  • Лампы. Это основной источник света, без которого невозможно работать в гараже.
  • Система вентиляции. Некоторые вентиляционные системы оснащены автоматикой, которая работает на электричестве.
  • Электрические инструменты. Часто автомобилисты пользуются сварочными аппаратами и зарядными устройствами, которые не смогут работать без электрощита.
  • Сигнализационная система. Многие устанавливают в гаражах сигнализацию, которая защищает транспортное средство от злоумышленников. Чтобы сигнализационные системы работали, придется подключать их к щиткам.
  • Бытовые приборы. Иногда в гаражах устанавливают бытовые электроприборы, которые также нуждаются в электроэнергии, без которой они не смогут функционировать.

Схема подключений внутри щитка

Чтобы правильно соединить все компоненты, расположенные внутри, придется ознакомиться со схемой подключения. При составлении схематического плана подключения придется учесть то, что все будет соединяться через защитные аппараты.

В качестве защитных элементов используют авто-выключатели, которые будут отключать электричество при перегрузке сети.

Также разрабатывая схему, определяют тип используемого вводного автомата. Выбор зависит от того, какой будет главная питающая сеть. При однофазном напряжении устанавливается автомат на 220 В, а при трехфазном — на 380 В. Если в гаражном помещении будут часто пользоваться сваркой, лучше проводить трехфазную сеть.

Помимо этого, на схематическом плане отображают место размещения розеток и осветительных приборов. Они должны подключаться через общий автомат. В обычных гаражах розетки подсоединяются через предохранители на 15 А.

Сборка

Если человек планирует самостоятельно собрать электрощиток и установить его в гараже, придется разобраться с основными нюансами выполнения такой работы. При подсоединении элементов щита придерживаются следующих рекомендаций:

  • Подключение основного кабеля с тремя жилами. Его заводят внутрь гаража от главной линии столба, расположенного неподалеку. Этот провод должен надежно защищаться от осадков и поэтому его проводят внутри стальной или металлопластиковой трубы. Специалисты советуют проводить его через заднюю стену щита.
  • Соединения блока УЗО. Этот компонент отвечает за защиту оборудования от перегрузки и коротких замыканий. Для его работы придется подключить пакетники, обеспечивающие работу осветительных приборов и розеток.
  • Установка соединительных колодок. Такие коммутационные компоненты соединяют силовые провода с проводкой освещения и розетками, которые потребляют около 12-15А.

Гаражные помещения должны оснащаться электричеством, без которого не смогут работать электроприборы. Для этого используют специальные электрические щитки, к которым подключается проводка. Чтобы правильно установить электрощит в гараже, надо ознакомиться с разновидностями такого оборудования и правилами их монтажа.

Поделиться ссылкой:

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *