Бордюр от поребрика

Фев 20, 2020 Дом

Бордюр от поребрика

Содержание

Допустимая высота бордюра и кто за нее отвечает?

Здравствуйте, Анастасия!

Начнем с того, что данное происшествие является ДТП — дорожно-транспортным происшествием. Обычно, сотрудниками ГИБДД классифицируется, как наезд на препятствие.

Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090(ред. от 24.10.2014)»О Правилах дорожного движения»:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Таким образом, Вам надо было вызвать ГИБДД для того, чтобы сотрудники зафиксировали обстоятельства этого происшествия, включая высоту бордюра и повреждения автомобиля.

При этом, сотрудники ГИБДД обязаны выявлять условия, сопутствующие ДТП. Например, неудовлетворительные дорожные условия, так называемые НДУ (ямы, отсутствие освещения и т.п.). В случае выявления, ГИБДД обязано установить ответственное лицо, то есть того, кто отвечает за безопасность дорожного движения на данном участке, выдать предписание по устранению и, в случае не устранения, привлечь виновное лицо к ответственности.

Таким образом, если бы Вы вызвали ГИБДД, то большую часть работы,по фиксации и сбору необходимой информации, в частности по установлению лиц, отвечающего за данную территорию, за Вас установили бы специально обученные люди, обладающие необходимыми полномочиями — сотрудники ГИБДД.

Если у Вас сейчас автомобиль находится на месте происшествия и Вы написали нам на сайт непосредственно после происшествия, можете позвонить в ГИБДД и сообщить о происшествии, если нет, то хуже, но тоже возможно. Нужно заявить о ДТП, по приезду сотрудников ГИБДД показать бордюр, пригласить свидетелей, и представить автомобиль.

Затем, необходимо обратиться за независимой оценкой стоимости восстановительного ремонта.

Далее, после того, как сотрудники примут решение по Вашему заявлению (любое), ознакомиться с ним. Вам интересен ответчик, то есть виновник. Составить и направить в адрес виновника претензию, а в случае не удовлетворения её — иск в суд.

Следует учесть, что в суде будет сложно доказать то, что именно действия виновника, а не Ваши, являются причиной ДТП. Ответчик будет защищаться, ссылаясь на п. 10.1 ПДД:

10.1. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения,которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Мной особо выделено то, что надлежит доказывать Вам. А именно, что Вы не могли обнаружить это препятствие. То есть Вы знали, что бордюр соответствующий ГОСТУ не помеха Вашему Авто, но в зеркало или с места водителя определить высоту бордюра нельзя, поэтому Вы рассчитывали, что он соответствует необходимым требованиям, но это оказалось не так, в результате чего Вы повредили свое транспортное средство.

Доказать будет сложно, но можно.

Желаю удачи.
С уважением, С.Сергеев

Особенности бордюрного камня, его размеры и характеристики

В современном мире не найти участка улицы без бордюров. Люди применяют их на дачах, в садах, в парках, на остановках, в длину автомобильных дорог. Бордюрный дорожный камень — практичный материал, который достойно смотрится. В промышленности ценится функциональность и эстетичный внешний вид: бортовой камень соответствует всем требованиям. В дальнейшем стоит только найти качественный материал, изготовленный по всем нормам ГОСТ, и провести правильную установку.

Каждое изобретение оставляет после себя свою историю. Она несет в себе особый фундамент для дальнейшего развития.

История возникновения

Ученые Древнего Рима в 450 г. до н. э. изобрели документ «12 таблиц», в которомм дорога делилась на проезжую и на тротуары, а между ними были сделаны каменные бордюры. Поребрик помогает увеличить долговечность покрытия дороги, не дает зазорам и стыкам расходиться. В Средневековье о бордюрном камне совсем забыли, а вспомнили лишь в 18 веке, как только начал ездить транспорт на колесах.

Любой строительный материал имеет свои свойства, достоинства, область применения. Бордюры выделяются разными цветами, размерами, сырьем, из которого их делают.

Что такое бордюрный камень

Главное предназначение бордюров — разделять тротуары и проезжую часть дороги, что необходимо для безопасности пешеходов. Их изготавливают из бетона, гранита и железобетона. Они изготавливаются методом полусухого прессования или вибролитьевого формования. Вибропрессованные бордюры отличаются высокими характеристиками качества.

Бордюрный камень еще называют бортовым. В Санкт-Петербурге и в Новосибирске бордюр называют поребриком.

Бортовой камень бывает пяти видов:

  1. Дорожный бордюрный камень помогает создать границу между проезжей и пешеходной частями дороги. Он усиливает тротуарную плитку.
  2. Магистральный бордюр используется при строительстве дорожных автомагистралей. Он длиннее дорожного, а также отличается повышенной прочностью.
  3. Тротуарный бордюр помогает оформить площади, парки, тротуары, дорожки. Защищает газоны и цветочные клумбы от размывания дождем. Изготавливается в разных цветах и формах.
  4. Садовый бордюр применяется на дачах, в парках, скверах и в местах отдыха. Такая разновидность длиннее тротуарного.
  5. Газонный бордюр используется для декорирования дорожек и клумб, а еще поможет разделить садовый участок. Имеет небольшой вес.

Также он применяется для водоотвода.

Свойства бордюров очень тесно связаны с материалами, из которых они изготавливаются. Качество цемента и его составляющих влияют на все характеристики будущего бортового камня.

Основные характеристики

Бордюры выпускают полного и неполного окраса. Стоит отметить, что поребрики бывают разных цветов: серый, черный, красный, синий. Цена указывается за погонный метр, в разных регионах может несколько отличаться.

Поребрик (бордюрный камень) выделяется такими достоинствами:

  1. Повышенная устойчивость к низким температурам;
  2. Гигроскопичность (устойчивость к влаге);
  3. Повышенная прочность и износостойкость;
  4. Долговечность;
  5. Нескользящее покрытие;
  6. Выбор цветов, форм и размеров.

Для изготовления используют цемент с различными добавками, а также портландцемент.

Портландцемент считается очень распространенным и востребованным материалом в данной индустрии. Такой цемент получается при смешивании гипса и мелкоизмельченного клинкера. Для стойкости к негативным условиям могут применяться и дополнительные добавки. Кроме того, портландцемент насыщен минеральными добавками.

Эти минеральные компоненты делят портландцемент на следующие разновидности:

  • С повышенной отдачей тепла;
  • Устойчивый к высокой влажности;
  • Состав, который быстро твердеет;
  • Пластифицированный;
  • Устойчив к воздействию различных химических веществ;
  • Средней временной отрезок застывания.

Поребрики длиной 3 и 6 м обязательно армируются. 1 погонный метр весит 95 кг. На тротуарный бордюр рассчитана меньшая нагрузка, соответственно вес 1 погонного метра составляет 35 кг.

Срок службы и размеры

Служба бортового дорожного камня зависит от множества факторов. Срок эксплуатации зависит от качества сырья. Гранитные поребрики считаются самыми долговечными.

Длительность службы обусловлена местом применения, нагрузкой и техникой установки. Как правило, дорожные служат меньше, чем садовые или тротуарные. Средний срок эксплуатации службы поребриков около 10 лет.

У бордюра и бордюрного камня размеры зависят напрямую от области применения. Самыми усиленными и прочными являются бордюры для дорог и автомагистралей. В длину поребрики изготавливаются от 50 см до 100 см. В ширину — от 8 см до 45 см. При производстве соблюдаются все требования ГОСТа.

Особенности установки и замены

Перед тем как начать устанавливать бордюры, территорию нужно разметить и подготовить поверхность. Разметку можно сделать с помощью кольев и веревки. Колышки расставляют, натягивают веревку, тем самым помечая линию будущего поребрика.

Нужно выкопать траншею, ширина которой будет равна ширине бордюра плюс по 5 см с каждой стороны, а глубина равна 2/3 от его высоты. Дно траншеи уминается, насыпается 4 см щебня и снова уминается. Далее укладывают 2 см песка, заливают водой и снова уминают. В траншею укладывается бордюр и регулируется высота.

Для приготовления раствора нужны цемент, песок и вода в соотношении 1:3:1,5. Раствор укладывается ровным слоем в 2 см, далее выставляется поребрик по разметочной линии. Если все ровно, то оставшиеся пустоты заливаются раствором. Установка завершена.

Однако инновации не стоят на месте, созданы машины — бордюроукладчики. На сегодняшний день выпущено несколько моделей. Эти машины требуют минимальных затрат и небольшого количества рабочих. Укладчики бордюров производят до 500 метров в смену.

Срок службы любого изделия или установки ограничен. При необходимости можно заменить старые бордюры. Замена может быть как частичной, так и полной.

С точки зрения технологии и самой работы, проще провести полный демонтаж изделий с последующим монтажом нового изделия. При частичной замене подбираются камни по длине, ширине, высоте и маркировке. Если новое изделие подобрано неверно, то сложно будет избежать появления стыков, зазоров. Такая конструкция потеряет всю свою функциональность и внешний вид.

Самостоятельное изготовление поребрика

Бывае так, что не устраивает дорогая цена, форма или длина готовых бордюров, поэтому можно их сделать самостоятельно. В строительных магазинах продаются специальные формы для заготовки поребриков. Для производства самодельной формы потребуется ДВП или фанера, скрепленные винтовыми зажимами.

Важно правильно приготовить бетонный раствор. Идеальный раствор состоит из цемента, песка и гравия в соотношении 1:1:2. При добавлении воды важно учесть, что раствор должен быть суховатым.

Если изделие большое, то потребуется армирование. В заранее приготовленные формы заливается раствор до самого верха и оставляется на сутки. Через 23 часа уже можно снимать опалубку. Главное в этом процессе — аккуратность, дабы не повредить изделие. Потом бордюры должны хорошо высохнуть, тогда их можно устанавливать.

Дорожные бордюры не раз спасали жизни людей, в новостных лентах можно найти много историй, подтверждающих необходимость установки поребриков. Даже современные архитекторы нашли свое вдохновение в этих каменных изваяниях. В Санкт-Петербурге даже установили памятник поребрику. Автором стал Вячеслав Бухаев. Данный памятник стал символов дружбы между Москвой и Санкт-Петербургом.

Таким образом, можно сказать, что современный мир оценил необходимость бордюров. Производство развивается, скоро не понадобится и рабочая людская сила: все будут делать машины.

Технология установки бортовых камней

Бортовые камни, отделяющие проезжую часть от тротуаров и полос зеленых насаждений, устанавливают после подготовки земляного полотна. В практике городского дорожного строительства наиболее широкое применение находят бетонные бортовые камни (рис. 98). Бетонные бортовые камни типовой конструкции изготовляют, как правило, длиной 1 м. Технология установки бетонных бортовых камней включает следующие операции: геодезическую разбивку линии и высотных отметок; раскладку бортовых камней по линии установки; подготовку земляного полотна; устройство цементно-бетонного основания; установку бортовых камней; устройство цементно-бетонной обоймы; заливку и расшивку швов. Линию и высотные отметки закрепляют на местности металлическими штырями, между которыми натягивают шнур на высоту, соответствующую верхней кромке борта.
Доставленные автомашинами на строительство поддоны с бортовыми камнями разгружают автокранами, и двое рабочих металлическими клещами разносят борт по линии установки. Освобожденные от камней поддоны возвращают на завод-изготовитель бортового камня или склад-базу. На выровненное и уплотненное земляное полотно или уширенное основание дорожной одежды раскладывают бетонную смесь толщиной 10 см. Ширину основания под бортовой камень увеличивают в обе стороны от его лицевой и внутренней поверхности на 10 см.

Двое рабочих устанавливают бортовые камни на бетонное основание и деревянной трамбовкой осаживают их до уровня натянутого шнура, после чего приступают к установке следующего камня. Швы между отдельными камнями должны быть не более 5 мм. Далее устанавливают с двух сторон от бортового камня деревянную опалубку, которую заполняют бетоном для создания ровной по ширине и высоте обоймы. Швы между камнями заполняют цементным раствором состава 1:4. После этого их расшивают цементным раствором состава 1:2.
Гранитные бортовые камни устанавливают в такой же технологической последовательности, однако для более точной их установки требуется ручная подтеска торцовых граней.
При укладке цементно-бетонного основания или покрытия дорожной одежды комплектом бетоноукладочных машин бортовые камни устанавливают после снятия рельс-форм. Установку бортового камня обычно производят вручную, что ограничивает возможность применения камней длиной более 1 м из-за их значительной массы. В Новокузнецке и ряде городов Украины для установки бортовых камней применяют кран с гидравлическим приводом, смонтированный на моторном катке (рис. 99). Для крана использованы некоторые узлы от существующих машин. При ширине проезжей части до 7 м каток с краном движется по оси дороги и устанавливает бортовые камни с обеих сторон. При ширине дороги более 7 м бортовые камни можно устанавливать краном только с одной стороны проезжей части.
В Москве для установки бортовых камней используют тракторы ДТ-20 с навесным оборудованием, которые в смену устанавливают 120—130 м. В Санкт-Петербурге для установки бортовых камней применяют тракторы ДТ-55 с гидравлическими захватами. Таким механизмом можно установить до 280 м борта в смену.
С 1971 г. в Москве начали применять длинномерные (3 м) бетонные бортовые камни, конструкцию которых разработала дорожная лаборатория НИИмосстроя. Эти бортовые камни изготовляют из бетона М400 в разъемных металлических формах на бетонном заводе.
Характерной особенностью этих изделий является то, что они имеют уширенную нижнюю часть, дающую возможность не устраивать контрфорса из монолитного бетона, а торцы бортовых камней выполнены в виде шпунтового соединения, что после омоноличивания их создает прочную конструкцию борта. Такие бортовые камни укладывают на спланированное и уплотненное песчаное основание. Под торцы камней заподлицо с песчаным основанием устанавливают бетонные подкладки размером 40х20х10 см. Для монтажа бортовых камней применяют автокраны грузоподъемностью до 3 т или автопогрузчики. Применение длинномерных бортовых камней описанной конструкции значительно сокращает трудозатраты и дает возможность отказаться от бетонной подготовки под камни, чем достигается экономия до 40 м3 бетонной смеси на 1 км дороги, расходуемой при установке бортовых камней длиной 1 м.
В последнее время все более широкое распространение получают бордюры из асфальтобетона, которые отличаются высоким сцеплением с основанием и значительно дешевле цементно-бетонных. В Москве за последние годы начаты работы по устройству борта из асфальтового бетона. Борт высотой 18 см изготовляют непрерывным способом из песчаного асфальтового бетона непосредственно на месте работы с помощью специальной машины. Подач? смеси в бункер производится при помощи автопогрузчика. Смесь из приемного бункера подается шнеком в фигурную насадку. Привод шнека осуществляется от двигателя с воздушным охлаждением мощностью 6 л. с. (~4,5 кВт). Поступающая асфальтобетонная смесь загружается в приемный бункер равномерно. Температура ее в момент загрузки должна быть 120—140° С. В процессе загрузки машина передвигается вперед.
Устройство борта производят по тщательно выровненному прочному основанию, покрытому тонким слоем битумной эмульсии. Борт можно укладывать не только по основанию, но и по нижнему или верхнему слою асфальтобетонного покрытия. Производительность машины, устраивающей борт, — до 300 м борта в смену.
Наряду с установкой бортовых камней как вручную, так и различными механизмами с навесным оборудованием в некоторых городах применяют бортоукладчики, изготовляющие монолитный борт из бетона и асфальтобетона непосредственно на дороге. Бортоукладчик передвигается на гусеничном ходу, приводится в действие сжатым воздухом от передвижного компрессора. На нем установлены два пневмоцилиндра: одним приводят в действие штыри — толкатели, которые перемещаются в форме и уплотняют бетонную смесь; вторым приводят в действие нож, установленный на задней части формы для нарезания температурных швов. Кроме того, на передней стенке бункера крепится пневмовибратор. Механизированное изготовление монолитного борта методом выдавливания получило широкое применение за рубежом: в США, ФРГ, Швеции, Англии и других странах.
Обычно для изготовления монолитного борта механизированным способом применяется бетонная смесь с нулевой осадкой конуса. Бетонную смесь приготовляют из высокомарочного цемента, щебня или гравия с размерами частиц менее 20 мм и средне- или крупнозернистого песка. В бортоукладчиках бетонная смесь из приемного бункера шнеком подается в рабочую камеру, из которой поступает в форму и затем лентой заданного сечения ложится на подготовленное основание. Приемный бункер оборудован побудителем непрерывной подачи смеси к шнеку и предупреждения образования сводов. Бетонную смесь обычно доставляют в автобетоносмесителях, из которых по транспортеру смесь поступает в приемный бункер бортоукладчика.
Бортоукладчики укладывают борты не только по прямой линии, но и на кривых. При необходимости укладки борта измененного профиля производится переналадка бортоукладчика. Если сечение борта мало отличается от стандартного, заменяют только формы, если значительно, то заменяют также и шнек. По данным различных зарубежных фирм, производительность бортоукладчиков в смену в зависимости от сечения борта составляет от 300 до 1000 м борта. При применении бордюроукладчиков увеличивается производительность укладки бордюров, снижаются трудозатраты и стоимость.
Существующие способы установки штучных бортовых камней очень трудоемки, требуют значительной затраты ручного труда и дополнительной укладки около 10 м3 бетонной смеси на 100 м дороги. Более прогрессивным способом сочленения штучного бетонного бортового камня с дорожным покрытием по сравнению с описанными является приклейка бортового камня к бетонному покрытию или основанию компаундными клеями на основе полимеров. При этом способе бортовой камень непосредственно устанавливают на бетонное покрытие или основание, строительство которых в настоящее время полностью механизировано.
К компаундным клеям для данных работ предъявляют специфические технологические и прочностные требования. Обычно клеи имеют в своем составе большое количество растворителя и работают в тонком слое до 0,5 мм, компаунды для приклейки бортового камня работают в слое 1,5—3 мм и должны иметь не более 10% легколетучих веществ для предотвращения усадки. Условия склейки в полевых условиях вызывают необходимость применения только клеев, твердеющих в интервале от —5° С до +25° С. Материал клеевого шва должен быть водо- и морозоустойчив, прочность материала шва при сжатии должна быть не ниже прочности бетона при сжатии, а адгезия к нему — не менее 100% прочности бетона при растяжении.
Вышеперечисленным требованиям может удовлетворять компаунд на основе термореактивных смол каталитического отверждения с прочностью при сжатии 600—900 кгс/см2 (60—90 МПа).
Примерный состав эпоксидно-полиамидного компаунда в частях по массе:
Результаты испытаний клеевых компаундов показывают, что эпоксидно-полиамидный компаунд наиболее полно удовлетворяет всем эксплуатационным требованиям и может успешно применяться в дорожном строительстве.

ГОСТ 6665-91 Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия

ГОСТ 6665-91
Группа Ж18

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КАМНИ БЕТОННЫЕ И ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ БОРТОВЫЕ
Технические условия
Concrete and reinforced concrete curbs. Specifications

ОКП 57 4612; 58 4621

Дата введения 1992-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН Мосстройкомитетом и Главмосархитектурой при Мосгорисполкоме, Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР

2. ВНЕСЕН Мосстройкомитетом при Мосгорисполкоме

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 03.04.91 N 13

4. ВЗАМЕН ГОСТ 6665-82

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

6. ПЕРЕИЗДАНИЕ. Сентябрь 2002 г.
Настоящий стандарт распространяется на бетонные и железобетонные бортовые камни (далее — камни), изготовляемые из мелкозернистого (песчаного) и тяжелого бетонов по ГОСТ 26633 в климатическом исполнении УХЛ по ГОСТ 15150, предназначенные для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок и т.п.

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1.1. Камни следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технологической документации, утвержденной в установленном порядке.

1.2. Основные параметры и размеры

1.2.2. Марки, форма и класс бетона по прочности на сжатие камней должны соответствовать указанным в табл.1, а размеры и показатели материалоемкости камней — в приложении 1.

Марки и форма камней

Таблица 1

Марки

Форма

Класс бетона по прочности на сжатие

Справочная
масса, т

Назначение камней

БР100.30.15

В30

0,10

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов

БР300.30.15

0,32

БР600.30.15-A-IV

0,64

БР100.30.18

0,12

Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров, газонов, площадок — остановок общественного транспорта и обособленного полотна трамвайных путей

БР300.30.18

0,38

БР600.30.18-A-IV

0,77

БР300.45.18

0,58

Для отделения проезжей части дорог от тротуаров на съездах с насыпью высотой менее 2 м и разделительных полос

БР600.45.18-A-IV (А-V)

1,17

БР300.60.20

0,88

Для отделения проезжей части дорог от тротуаров в тоннелях, рамповых частях тоннелей и на съездах с насыпью высотой более 2 м

БР600.60.20-A-IV (А-V)

0,76

БР100.20.8

В22,5

0,04

Для отделения пешеходных дорожек и тротуаров от газонов

БУ300.30.29

В30

0,40

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов

БУП300.30.29

0,34

БУ300.30.32

0,47

Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов

БУП300.30.32

0,41

БУП600.30.32-А-IV

0,79

БЛ300.32.68

В30

1,05

Для отделения проезжей части улиц, дорог от тротуаров и газонов и устройства полос безопасности

БЛ300.32.93

1,37

БЛ300.32.118

1,69

БВ100.30.15

0,10

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок БР100.30.15 и БР300.30.15

БВ100.30.18

0,12

Для отделения проезжей части улиц и дорог при устройстве въездов на тротуары в сочетании с камнями марок БР100.300.18 и БР300.30.18

БК100.30.18.5
БК100.30.18.8
БК100.30.18.12
БК100.30.18.15

0,12

Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок БР100.30.15 и БР300.20.15

БК100.30.21.5
БК100.30.21.8
БК100.30.21.12

0,14

Для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров и газонов на закруглениях в сочетании с камнями марок БР100.30.18 и БР300.30.18

Камень-аппарель

По
проекту

Для сопряжения покрытий велосипедных дорожек и тротуаров с интенсивным движением детских и инвалидных колясок и др. с покрытием проезжих частей улиц и дорог на пересечениях

Примечание. Длину аппарели () при тротуарных покрытиях из сборных плит принимают кратной размеру плит, а другие размеры — в зависимости от марки камня.
Допускаются по согласованию изготовителя с потребителем другие формы и размеры камней, а также изменения армирования камней без увеличения расхода арматурной стали.

1.2.3. Верхние, нижние и вертикальные грани камней должны быть взаимно перпендикулярны.
Допускается изготовление камней с технологическим уклоном нелицевых вертикальных граней до 5%, закруглением лицевых граней радиусом до 5 мм и нелицевых — до 15 мм или фасками шириной до 10 мм.

1.2.4. Армирование камней приведено в приложении 2, при технико-экономическом обосновании допускается вариант армирования, приведенный в приложении 3.

1.2.5. Камни длиной 1,0 м из мелкозернистого бетона следует изготовлять по технологии вибропрессования или другой технологии, обеспечивающей физико-механические характеристики по настоящему стандарту.
Камни длиной 3,0 и 6,0 м следует изготовлять из тяжелого бетона, армированными.

Примечание. Камни длиной 1,0 м из тяжелого бетона допускалось изготавливать до 01.01.96.

1.2.6. Камни обозначают марками в соответствии с ГОСТ 23009.
Марка камня состоит из буквенно-цифровых групп, разделенных тире.
Первая группа содержит обозначение типа камня, длину, высоту и ширину камня в сантиметрах, радиус кривизны в метрах для криволинейных камней; вторая — класс напрягаемой арматуры.
Пример условного обозначения камня типа БР длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм:

БР100.30.18

То же, типа БК длиной 1000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с радиусом кривизны 8 м:

БК100.30.18.8

То же, типа БР длиной 6000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с ненапрягаемой арматурой класса А-IV:

БР600.30.18-АIV

1.3. Характеристики

1.3.1. Камни должны быть прочными и трещиностойкими.
Армированные камни при испытании на прочность и трещиностойкость нагружением должны выдерживать контрольные нагрузки, приведенные в табл.2.

Таблица 2

1.3.2. Бетон камней марки БР100.20.8 должен соответствовать классу бетона по прочности на сжатие не менее чем В22,5, а бетон остальных марок камней — не менее чем В30.
Класс бетона по прочности на растяжение при изгибе принимают не менее чем 3,2 для камней марки БР100.20.8 и не менее чем 4,0 — для остальных марок.

1.3.3. Значение нормируемой отпускной прочности мелкозернистого бетона должно составлять 90% от класса бетона по прочности на сжатие и класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в любое время года.
Значение нормируемой отпускной прочности тяжелого бетона должно составлять 90% от класса бетона по прочности на сжатие и от класса бетона по прочности на растяжение при изгибе в холодный период года и 70% — в теплый период года.
Примечание. Периоды года принимают, начиная и кончая месяцами, характеризующимися среднемесячной температурой наружного воздуха в соответствии со СНиП 23-01 и ГОСТ 13015.0.
Передачу усилий обжатия на бетон (отпуск натяжения арматуры) следует производить после достижения бетоном нормируемой передаточной прочности.
Фактическая прочность бетона должна соответствовать требуемой по ГОСТ 18105 в зависимости от нормируемой прочности и показателей фактической однородности прочности бетона.

1.3.4. Марку бетона по морозостойкости принимают по проекту строительства, но не ниже указанной в табл.3, в зависимости от расчетной температуры наружного воздуха наиболее холодной пятидневки района строительства и указывают в заказе на изготовление камней.

Таблица 3

Расчетная температура наружного воздуха
наиболее холодной пятидневки района строительства, °С

Марка бетона по
морозостойкости

Ниже

От

до

включ.

«

до

включ.

«

до

включ.

F100

1.3.5. Водопоглощение бетона камней не должно превышать по массе, %:

6 — для камней из мелкозернистого бетона;

5 » » тяжелого «

1.3.6. Подбор состава бетона производят в соответствии с требованиями ГОСТ 27006 и рекомендаций, пособий и методик научно-исследовательских институтов, утвержденных в установленном порядке.
Водоцементное отношение (В/Ц) должно быть не более 0,40.

1.3.7. Бетонные смеси приготавливают по ГОСТ 7473 с применением воздухововлекающих добавок.
Бетонные смеси для тяжелого бетона с маркой по удобоукладывемости П2 или П3 с подвижностью не более 12 см следует приготавливать с обязательным применением пластифицирующих добавок.

1.3.8. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с применением воздухововлекающих добавок должен быть от 4 до 5%.

1.3.9. Для приготовления бетонной смеси следует применять бездобавочный портландцемент, портландцемент с минеральными добавками до 5% или портландцемент для бетонов дорожных и аэродромных покрытий марки не ниже 400, содержащий в цементном клинкере не более 5% (оксида магния) и не более 8% (трехкальциевого алюмината), соответствующие ГОСТ 10178.

1.3.10. В качестве заполнителей для бетона следует применять:
природные обогащенные и фракционированные, а также дробленные обогащенные пески по ГОСТ 8736, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633;
щебень из естественного камня, гравия и доменного шлака по ГОСТ 8267, ГОСТ 3344, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.
Для оптимального состава мелкозернистого бетона применяют пески с модулем крупности не менее 2,2, а для тяжелого бетона — не менее 2,0. Наибольший размер зерен крупного заполнителя — 20 мм.

1.3.11. С целью экономии цемента для бетонов следует применять и другие материалы — золы-унос, шлаки и золошлаковые смеси ТЭС по ГОСТ 25592 и ГОСТ 25818, удовлетворяющие требованиям ГОСТ 26633.

1.3.12. Марка щебня по прочности на сжатие должна быть не ниже 1000.

1.3.13. Марка щебня по морозостойкости должна быть не ниже F200 и обеспечивать получение бетона проектной марки по морозостойкости.

1.3.14. Добавки, применяемые для изготовления бетонной смеси, должны отвечать требованиям ГОСТ 24211, ГОСТ 26633 и обеспечивать получение бетона, удовлетворяющего требованиям по морозостойкости.

Виды и объем (массу) вводимых добавок определяют опытным путем в зависимости от вида и качества материалов, используемых для приготовления бетонной смеси, режимов пропаривания (твердения) бетона.
Рекомендуемые виды и объем (массу) добавок, применяемых для приготовления бетонных смесей, приведены в приложении 4.

1.3.16. Вода для приготовления бетона — по ГОСТ 23732.

1.3.17. При тепловлажностной обработке бетона следует соблюдать мягкие режимы твердения (температура не выше 70 °С) с предельной скоростью подъема и снижения температуры обработки не более 25 °С/ч.

1.3.18. Для армирования камней следует применять арматурную сталь:
в качестве напрягаемой арматуры — стержневую горячекатаную периодического профиля сталь классов А-IV и А-V по ГОСТ 5781;
в качестве напрягаемой арматуры допускается применять стержневую термомеханически и термически упрочненную периодического профиля сталь классов Ат-IV и Ат-V по ГОСТ 10884;
в качестве ненапрягаемой арматуры — стержневую горячекатаную сталь классов А-III и А-I по ГОСТ 5781 и арматурную обыкновенную проволоку периодического профиля класса Вр-I по ГОСТ 6727;
для монтажных петель следует применять стержневую горячекатаную гладкую арматуру из стали класса А-I марок ВСт3сп2 и ВСт3пс2 диаметром 6-12 мм по ГОСТ 5781.

1.3.19. При расчетной зимней температуре ниже минус 40 °С для монтажных петель запрещается применение стали марки ВСт3пс2 по ГОСТ 5781.

Отклонения значений напряжений не должны превышать при натяжении арматуры:
±88,2 МПа (±900 кгс/см) — электротермическим способом;
-5, +10% — механическим способом.

1.3.21. Сварные арматурные изделия должны соответствовать ГОСТ 10922 и ГОСТ 23279.

1.3.22. Типы, конструкции и размеры сварных соединений арматуры — по ГОСТ 14098.

1.3.23. Значения действительных отклонений геометрических параметров камней не должны превышать предельных, указанных в табл.4.

Таблица 4

В миллиметрах

Наименование отклонения геометрического параметра

Наименование геометрического
параметра

Предельное отклонение

Отклонение от линейного размера

Длина камней:

1000

±6

±10

6000

±10

Высота:

до 200

±4

cв. 200 до 500

±5

» 500

±6

Ширина:

— по верхней кромке

±4

— по основанию

±6

Отклонение от прямолинейности профиля верхней поверхности по всей длине

Длина камня:

1000

3000

6000

Отклонение от перпендикулярности торцевых и смежных граней при высоте камня:

— до 500

— cв. 500

5

1.3.24. Для армированных камней отклонение от толщины защитного слоя бетона не должно превышать ±5 мм.

1.3.25. Отклонение профиля лицевой поверхности криволинейных камней от номинальной кривизны не должно превышать 5 мм.

1.3.27. Трещины на поверхности камней не допускаются, за исключением поверхностных шириной не более 0,1 мм и длиной до 50 мм, в количестве не более 5 шт. на 1 м поверхности армированных камней из тяжелого бетона.

1.4. Маркировка
Маркировка должна быть нанесена несмываемой краской на торцевую грань не менее чем 10% камней от партии в соответствии с ГОСТ 13015.2.
В марке камней длиной 3,0 и 6,0 м следует дополнительно указывать их массу.

2. ПРИЕМКА

2.1. Камни принимают партиями по ГОСТ 13015.1 и настоящему стандарту.

2.2. Камни принимают:
— по результатам периодических испытаний — по показателям прочности, трещиностойкости, морозостойкости, водопоглощению;
— по результатам приемосдаточных испытаний — по показателям прочности (классу бетона по прочности на сжатие, передаточной и отпускной прочности), соответствия арматурных изделий, настоящему стандарту, прочности сварных соединений, точности геометрических параметров, толщины защитного слоя бетона до арматуры, ширины раскрытия трещин, категории бетонной поверхности, марки по удобоукладывемости бетонной смеси, объему вовлеченного воздуха бетонных смесей с воздухововлекающими добавками.

2.3. Периодические испытания нагружением предварительно напряженных камней для контроля их прочности и трещиностойкости, а также определения прочности бетона на растяжение при изгибе проводят перед началом массового изготовления камней и в дальнейшем — при внесении в них конструктивных изменений, изменении технологии изготовления и качества материалов в соответствии с требованиями ГОСТ 13015.1.
В процессе серийного производства камней испытания на трещиностойкость нагружением, а также на прочность на растяжение при изгибе проводят не реже одного раза в 6 мес.

2.4. Бетон камней на морозостойкость и водопоглощение испытывают при освоении производства, изменении номинального состава бетона, технологии, вида и качества материалов, но не реже одного раза в 6 мес.

2.5. Удобоукладываемость бетонной смеси проверяют не реже одного раза в смену.

2.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонных смесях с воздухововлекающими добавками проверяют не реже одного раза в смену.

2.7. Камни по показателям точности геометрических параметров, толщине защитного слоя бетона до арматуры, расположению арматуры, наличию монтажных петель, категории бетонной поверхности и ширине раскрытия технологических трещин следует принимать по результатам выборочного контроля в соответствии с табл.5 для камней из тяжелого бетона и в соответствии с табл.6 — для камней из мелкозернистого бетона, изготовленных по способу вибропрессования.

Таблица 5

шт.

Объем партии

Объем
первой выборки

Объем
второй выборки

Браковочное число

для первой выборки

для двух выборок

До

2

От

до

2

«

«

2

«

«

4

«

«

1200

20

20

4

5

«

«

7

Св.

50

50

8

9

Таблица 6

шт.

Объем партии

Объем выборки

Браковочное число

До 1200

2

Св. 1200

8

3

Партия камней, не принятая по результатам выборочного контроля, должна приниматься поштучно. При этом приемка камней должна производиться по показателям, по которым партия не была принята.
Возможность использования камней, не соответствующих по показателям прочности и морозостойкости, устанавливает проектная организация.

2.8. Контроль прочности бетона камней проводят по ГОСТ 18105.

2.9. Потребитель имеет право проводить контрольную проверку соответствия камней, указанных в заказе, требованиям настоящего стандарта.

2.10. Документ о качестве — по ГОСТ 13015.3. В документе о качестве необходимо вносить марку бетона по морозостойкости и показатели водопоглощения бетона.
По требованию потребителя в документ о качестве вносят результаты контрольных испытаний камней на прочность и трещиностойкость по ГОСТ 8829.

3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ

3.1. Испытание камней нагружением для контроля их прочности и трещиностойкости проводят по ГОСТ 8829.
Схема и положение камня при испытании приведены на черт.1 и в табл.7.

Черт.1. Схема и положение камня при испытании

— контрольная нагрузка
Черт.1

Таблица 7

Максимальная ширина раскрытия трещин при испытании на прочность и трещиностойкость не должна превышать 0,2 мм.
Испытание камней нагружением проводят после достижения камнями прочности на сжатие в 28-дневном возрасте.

3.2. Прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180 или ГОСТ 17624, или ГОСТ 22690.
При изготовлении камней по способу вибропрессования, приводящему к изменению состава бетона, принимают поправочный коэффициент к прочности бетона контрольных образцов, устанавливаемый экспериментально в соответствии с требованиями ГОСТ 10180. При этом поправочный коэффициент следует принимать не менее 1.

3.3. Морозостойкость бетона определяют по ГОСТ 10060.0-ГОСТ 10060.4 или ГОСТ 26134 при насыщении образцов бетона камней перед испытанием 5%-ным водным раствором хлорида натрия.
При этом допускается снижение прочности на сжатие бетона образцов не более чем на 5% и потеря их массы не более чем на 3%.

3.4. Водопоглощение бетона камней определяют по ГОСТ 12730.3.

3.5. Удобоукладывемость бетонной смеси определяют по ГОСТ 10181.

3.6. Объем вовлеченного воздуха в бетонной смеси с воздухововлекающими добавками контролируют по ГОСТ 10181.

3.7. Контроль сварных арматурных изделий следует проводить по ГОСТ 10922 и ГОСТ 23858.

3.8. Силу натяжения арматуры, контролируемую по окончании натяжения, измеряют по ГОСТ 22362.

3.9. Размеры и положение арматурных изделий в камне, толщину защитного слоя бетона до арматуры следует определять по ГОСТ 17625 или ГОСТ 22904.
При отсутствии необходимых приборов допускается определение указанных параметров вырубкой борозд и обнажением арматуры камня с последующей заделкой борозд и мест обнажений арматуры мелкозернистым бетоном или бетоном, из которого изготовлен камень.

3.10. Размеры, отклонения от прямолинейности и перепендикулярности камней, ширину раскрытия технологических трещин, размеры раковин, наплывов и околов бетона следует проверять методами, установленными ГОСТ 26433.0 и ГОСТ 26433.1.
Длину криволинейных камней измеряют по верхнему краю выпуклой стороны, а отклонение профиля лицевой поверхности от номинальной кривизны проверяют шаблоном.

4. ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ

4.1. Камни перевозят транспортом любого вида в соответствии с требованиями ГОСТ 9238 и «Техническими условиями погрузки и крепления грузов».
Камни в открытых вагонах и на грузовых автомобилях следует перевозить в пакетах, контейнерах по ГОСТ 20259 или на поддонах по ГОСТ 18343 с перевязкой их стальной лентой по ГОСТ 3560 или проволокой по ГОСТ 3282, обеспечивающих жесткую фиксацию и сохранность камней.

4.2. Запрещается погрузка камней навалом и разгрузка их сбрасыванием.

4.3. Камни следует хранить на складе готовой продукции рассортированными по маркам в штабелях или пакетах высотой до 2 м.

4.4. Камни в штабелях должны быть уложены на деревянные прокладки толщиной не менее 30 мм по ТУ 400-1-225 или прокладки из других материалов, обеспечивающих сохранность камней, расположенные по вертикали одна под другой на расстоянии 0,2 длины камня от торца. Нижний ряд камней следует укладывать на поперечные прокладки шириной не менее 80 мм.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (обязательное). Размеры И ПОКАЗАТЕЛИ МАТЕРИАЛОЕМКОСТИ КАМНЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Обязательное

1. Размеры камней приведены:

Примечания:

1. На нелицевой вертикальной поверхности камней допускается делать выемку кессонного типа глубиной не более 50 мм, при этом толщина камня должна быть не менее 80 мм.

2. Допускается по заказу потребителя камни марки БР100.20.8 изготовлять длиной 0,6 и 0,8 м.

3. При технико-экономическом обосновании допускается изготовление камней типов БР100 и БВ100 лицевой поверхностью вниз с установкой монтажных петель в соответствии с приложением 3.

4. Допускается изготовление камней типов БР300 и БР600 с торцевыми гранями, имеющими вертикальные гребни с одной стороны и пазы — с противоположной стороны.

5. Допускается изготовление камней типов БВ100 и БК100 с закруглениями лицевой части радиусом до 30 мм.

6. По согласованию потребителя с разработчиком настоящего стандарта допускается изготовление камней типов БР100, БР300 и БК100 с прерывистым уширением.

7. Показатели материалоемкости приведены в табл.8.

Черт.2. Камни типа БР100

Камни типа БР100

Черт.2

Черт.3. Камни типа БР300

Камни типа БР300

Черт.3

Черт.4. Камни типа БР600

Камни типа БР600

Черт.4

Черт.5. Камни типа БР100.20.8

Камни марки БР100.2.8

Черт.5

Черт.6. Камни типа БУ300

Камни типа БУ300

Черт.6

Черт.7. Камни типа БУП300

Камни типа БУП300

Черт.7

Черт.8. Камни марки БУП600.30.32-АIV

Камни марки БУП600.30.32-А-IV

Черт.8

Черт.9. Камни типа БЛ300

Камни типа БЛ300

Черт.9

Черт.10. Камни типа БВ100

Камни типа БВ100

Черт.10

Примечание. Допускается изготовление камней с закруглениями лицевой части радиусом 30 мм.

Черт.11. Камни типа БК100

Камни типа БК100

Черт.11

Примечание. Допускается изготовление камней с закруглениями лицевой части радиусом 30 мм.

Показатели материалоемкости

Таблица 8

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (обязательное). Армирование камней

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное

1. Армирование камней длиной 3 м приведено на черт.12, 14, 15, 17, а камней длиной 6 м — на черт.13 и 16; детали армирования — на черт.18.

2. Арматурные изделия приведены на черт.19-24 и в табл.9.

3. Спецификация арматурных изделий, расход стали на один камень и на одно арматурное изделие приведены в табл.10 и 12.

Черт.12. Армирование камней марок БР300.30.15, БР300.30.18, БР300.45.18 и БР300.60.20

БР300.30.15 И БР300.30.18

БР300.45.18 И БР300.60.20

Черт.12

Черт.13. Армирование камней марок БР600.30.15-АIV, БР600.30.18-АIV, БР600.45.18-АIV, БР600.60.20-АIV, БР600.45.18-АV и БР600.60.20-АV

Армирование камней марок БР600.30.15-А-IV, БР600.30.18-A-IV, БР600.45.18-A-IV, БР600.60.20-A-IV, БР600.45.18-A-V и БР300.60.20-A-V

Черт.13

Примечание. Допускается не устанавливать спирали Сп1 при гарантированном отсутствии трещин в бетоне на торцах плит.

Черт.14. Армирование камней марок БУ300.30.29 и БУ300.30.32

Армирование камней марок БУ300.30.29 и БУ300.30.32

Черт.14

Черт.15. Армирование камней марок БУП300.30.29 и БУП300.30.32

Армирование камней марок БУП300.30.29 и БУП300.30.32

Черт.15

Черт.16. Армирование камней марок БУП600.30.32-АIV

Армирование камней марок БУП600.30.32-А-IV

Черт.16

Примечание. Допускается не устанавливать спирали Сп1 при гарантированном отсутствии трещин в бетоне на торцах камней.

Черт.17. Армирование камней марок БЛ300.32.68, БЛ300.32.93 и БЛ300.32.118

Армирование камней марок БЛ300.32.68, БЛ300.32.93 и БЛ300.32.118

Черт.17

Черт.18. Детали армирования камней

Детали армирования камней

Черт.18

Черт.19. Арматурные сетки С1 и С2

Арматурные сетки С1 и С2

Черт.19

Примечание к черт.19-21. Допускается изменение шага поперечных стержней при условии обеспечения эквивалента прочности сечения.

Черт.20. Арматурные сетки С3 и С4

Арматурные сетки С3 и С4

Черт.20

Черт.21. Арматурные сетки С5 и С6

Арматурные сетки С5 и С6

Черт.21

Черт.22. Арматурные каркасы К1, К2 и К3

Арматурные каркасы К1, К2 и К3

Черт.22

Черт.23. Арматурные каркасы К4, К5 и К6

Арматурные каркасы К4, К5 и К6

Черт.23

Черт.24. Монтажные петли П1-П8, хомуты Х1, Х2 и спираль Сп1

Монтажные петли П1-П8, хомуты Х1, Х2 и спираль Сп1

Черт.24

Таблица 9

мм

Таблица 10

Спецификации арматурных изделий на один камень

Таблица 11

Расход стали на одно арматурное изделие

Таблица 12

Расход стали на один камень, кг

Примечание. Допускается замена в камнях марок БР300.30.15, БР300.30.18, БУ300.30.29, БУ300.30.32, БУП300.30.29, БУП300.30.32 стержневой горячекатаной арматуры периодического профиля класса А-III диаметром 6 мм на арматурную проволоку периодического профиля Вр-I площадью рабочего сечения, эквивалентной по прочности классу А-III.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). ВАРИАНТ АРМИРОВАНИЯ КАМНЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Рекомендуемое

1. Установка монтажных петель камней типов БР100 и БВ100 приведена на черт.25.

2. Армирование камней длиной 3,0 м приведено на черт.26 и 27; детали армирования приведены на черт.28-32 и в табл.13.

3. Спецификация арматурных изделий на один камень приведена в табл.14.
Расход стали на одно арматурное изделие и на один камень приведен в табл.15 и 16.

Черт.25. Установка монтажных петель камней типов БР100 и БВ100

Установка монтажных петель камней типов БР100 и БВ100

Черт.25

Черт.26. Армирование камней марок БР300.30.15, БР300.30.18, БР300.45.18 и БР300.60.20

Армирование камней марок БР300.30.15, БР300.30.18, БР300.45.18 и БР300.60.20

БР300.30.15 и БР300.30.18

БР300.45.18 и БР300.60.20

Черт.26

Черт.27. Армирование камней марок БУ300.30.29 и БУ300.30.32

Армирование камней марок БУ300.30.29 и БУ300.30.32

Черт.27

Черт.28. Деталь армирования камней

Деталь армирования камней

Нижние стержни сеток в поз.16-18 условно не показаны.

Черт.28

Черт.29. Арматурные сетки С1 и С2

Арматурные сетки С1 и С2

Черт.29

Черт.30. Арматурные сетки С3 и С4

Арматурные сетки С3 и С4

Черт.30

Черт.31. Арматурные сетки С5-С8

Арматурные сетки С5-С8

Черт.31

Черт.32. Монтажные петли П1-П5

Монтажные петли П1-П5

Черт.32

Таблица 13

мм

Марка изделия

П1

П2

П3

П4

170

240

125

430

Таблица 14

Спецификация арматурных изделий на один камень

Таблица 15

Расход стали на одно арматурное изделие

Таблица 16

Расход стали на один камень

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 (рекомендуемое). ВИДЫ И ОБЪЕМ ДОБАВОК, ПРИМЕНЯЕМЫХ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ БЕТОННЫХ СМЕСЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое

Бордюр дорожный: виды, маркировка, применение и производство

Строительство дорог применительно к населенным пунктам можно считать законченным, если установлено разграничение между тротуаром и проезжей частью, которое производится с помощью бордюра дорожного. Также в комплекс строительных мероприятий по созданию транспортной инфраструктуры входит создание ландшафтного дизайна, включающего в себя озеленение придорожных территорий.

Функции

Под бордюром дорожным следует понимать изделие, разделяющее тротуар и проезжую часть, что позволяет обеспечить:

  • безопасность пешеходов;
  • формирование границ дорожного полотна;
  • возможность облицовки тротуаров плиткой или их асфальтирования;
  • декоративное оформление дорожек в парковых зонах города и на придомовых территориях частных землевладений.

Для изготовления рассматриваемого изделия используют прочные материалы, например, применяют бетонную смесь, а конечному продукту придают стандартизированные размеры и формы.

Варианты изготовления

Существует относительно много вариантов изготовления бордюра дорожного, что зависит от назначения изделия и используемого сырья.

Применение бордюра

  1. Дорожный, характеризуемый как бетонный сборный, – продукт серого цвета, имеющий шероховатую поверхность. Лицевая сторона данного бордюра отличается тем, что на ней нанесена своеобразная ватерлиния, которая служит ограничительной чертой подъема сточных вод. В соответствии с ГОСТом 6665-91 дорожный бордюр должен иметь длину 1 000 мм, высоту 300 мм и ширину 150 мм.
  2. Магистральный – бортовой камень с наклонным профилем, что позволяет коммунальным службам производить уборку проезжей части более комфортно. Обычно такой бордюр укладывается в населенных пунктах, но не редки случаи его использования при строительстве магистралей за городом. Длина магистрального бордюра составляет – 1 000 мм, ширина – 180 мм, ширина – 300 мм.
  3. Радиусный – находит свое применение на тех участках дороги, где проезжая часть закругляется без превышения радиуса в 10 м. Длина изделия может доходить до 1 000 мм при условии, что она не будет меньше 780 мм, ширина – 300 мм, высота – от 300 до 320 мм.
  4. Имеющий скошенный профиль – бордюр, устанавливаемый в местах заезда транспортных средств на тротуары, а также там, где наличествуют парковки.

Из чего изготавливают дорожный бордюр

  1. Железобетон – в качестве основы берется арматура из стали и мелкозернистый бетон, польза применения которого заключается в целом ряде преимуществ: долговечность, устойчивость к воздействиям механического характера, а также малая восприимчивость к избыткам влаги и перепаду температур.
  2. Вибропрессованная бетонная смесь – при производстве используют виброформы, что гарантирует получение прочного изделия, находящего свое применение в городах, так как такой бордюр долговечен и способен минимально реагировать на перепады температур и влажность.
  3. Гранит – материал плотной структуры, обеспечивающий производство сверхпрочного бордюра, который практически не впитывает влагу, обладает предельной стойкостью к истиранию, способен выдерживать любые колебания температурного режима, но отличается высокой ценой.

Маркировка

Для возможности определения характеристик бордюра дорожного следует обращать внимание на его маркировку, которая наносится непосредственного на упаковку или ее можно обнаружить в бланке заказа. Чтобы было понятно, что обозначают буквы и цифры маркировки, рассмотрим это на следующем примере: БР 100.30.18. Приведенное буквенно-цифровое сочетание характеризует изделие как камень прямой рядовой, длина которого составляет 100 см, высота – 30 см и ширина – 18 см.

Укладка

При строительстве дорог укладка шоссейного бордюра производится с помощью специальной техники. Что касается частного землевладения в виде тех же садовых участков, то здесь установка бордюра зачастую производится силами самих хозяев. Для понимания этого процесса разобьем его на несколько основных этапов:

  • произвести разметку территории с помощью колышков и веревки, натягиваемой вдоль лини будущей установки бордюра;
  • выкопать траншею, глубина которой должна быть не многим больше высоты бордюра при соблюдении ширины от 300 до 400 мм;
  • утрамбовать дно траншеи, уложить песок в один слой и снова повторить утрамбовку;
  • подготовить смесь цемента, песка, мелкого щебня и воды с соблюдением пропорции 1:2,5:2:2;
  • произвести укладку готовой смеси на дно траншеи и установить бордюр.

Стоимость

Стоимость бортового камня, имеющего такие размеры, как 1000x300x150, зависит от его вида. При этом средние цены за одно изделие по Москве следующие:

  • бортовой бетонный – 215 руб.;
  • дорожный – 240 руб.;
  • радиальный – от 255 до 280 руб.

Содовые образцы данной продукции можно купить за 240 руб. с учетом того, что они будут несколько меньше: 1000x200x80 – по сравнению с вышеприведенным примером.

Покупать как сам бордюр, так и бордюрный камень рекомендуем у производителей. Например, бордюрный камень от завода «К-777» можно заказать на странице http://plifort.org/bordyur-dorozhnyj/.

Производство

Для изготовления бордюра дорожного в основном используют бетон так называемых тяжелых марок, что соотносится с применением армирования. В последнем случае предполагается использование стальных каркасов, на создание которых идет арматура AIII и AI, а также арматурная проволока BpI. В целях повышения прочности арматуры могут применять стальные изделия, прошедшие термическую обработку.

Непосредственно сам процесс производства бордюра дорожного основывается на следующих видах работ:

  • готовят бетонную смесь (имеющую состав, зависящий от предназначения бортового камня), которую затем перемешивают;
  • добавляют по необходимости пигменты, придающие ту или иную окраску изделиям;
  • разливают смесь по формам, имеющим разнообразную конфигурацию, например, квадрат или полукруг, что также зависит от предназначения конечного продукта;
  • запускают процесс формовки с помощью использования метода вибропрессования;
  • после этого изделия поступают в специальные камеры для просушки;
  • готовые бордюры извлекаются из форм.

Особенностью бортового камня является то, что каждый его экземпляр дополняется монтажными петлями, упрощающими погрузочно-разгрузочные работы.

admin

Поadmin

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *